Занятие 1. "Этот необычный и волнующий 5-й класс" – Здравствуйте, ребята! Меня зовут … Мне бы хотелось, чтобы и вы представились. Цель занятия: Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях. Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, альбомные листы, мягкая игрушка или мяч. Время занятия: 45 минут План занятия: Упражнение 1."Имя и цветок" Цель: дать каждому ребенку возможность представиться. Ход упражнения: Каждый из участников называет своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать. Рефлексия: Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву, который бы "соответствовал" тому или иному ребёнку? Время: 10 минут Принятие правил: внимательно слушать, когда говорят другие уважать чужое мнение начинать свою речь словами «я» спорить, если не согласен говорить по одному Нельзя: шуметь когда кто-то говорит, перебивать угрожать, драться, обзываться, гримасничать ставить другим оценки, давать определение и критиковать. Упражнение 2 “Пусть пересядут те, кто…”. Цель: Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения. Ход упражнения: Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например: “Пересядьте все те, кто родился весной” – и все, кто родился весной, должны поменяться местами. Пересядьте те, кто считает себя добрым, кто любит сладкое, у кого есть кошка, кто летом отдыхал и купался, все кто является учеником 5 класса. Вот видите, сколько вас много, и теперь чтобы у каждого из вас не произошло, чтобы не случилось, всех вас связывает, то, что вы вместе и воспринимать в школе вас будут не Леши, Тани,…а 5 «…» класс. Вы в ответе друг за друга. Школьный путь большой – 11 лет, 4 года вы уже миновали, вам предстоит пройти еще 7 лет. Рефлексия: Время: 15 минут Упражнение 3 «Должен и может» – А теперь давайте попробуем выяснить, чем же должен заниматься ученик в школе. Сейчас я на каждый ряд раздам вот такой листок,вот такой таблицей. Вы группой (рядом) заполняете правую и левую колонку таблицы. Затем по порядку зачитываете, я записываю на доске. (После важно подвести ребят к тому, чтобы они самостоятельно сделали вывод о том, для чего же нужно ходить в школу и раздать памятки « Заповеди ученика»). Ученик в школе должен | Ученик в школе может | | | | | Заповеди ученика: 1. Все главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующей жизни. 2. Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую ты не любишь, – мука. Постарайся полюбить свою школу. 3. Нас много, и все мы разные – учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. 4. Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радости, но есть и печали. Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скоро пройдет. 5. Ты постоянно растешь, развиваешься, изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим человеком. Займись самовоспитанием. 6. Хочешь – не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе плохо. Учти, что в России встречают по одежки, а провожают по уму. 7. Если случится ошибиться, отступиться – не выкручивайся и не ври. Будь честен, прежде всего, перед самим собой. 8. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и для себя. 9. Дорожи школьным товариществом: оно – на всю жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей. Старайся оставить о себе добрую память. Словом и делом, примером своей жизни приумножай славу о родной школы! Упражнение 4."Что важно для меня" Цель: Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других Ход упражнения: Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут). Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи. Рефлексия: Кто-нибудь выбрал то же, что и ты? Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным? Чьи записи тебя удивили? Время: 20 минут Обсуждение занятия: Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас? Что понравилось на занятии, а что – нет? Занятие 2. "Мы и школа" Цель занятия: Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни. Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Кто ты? Кто я?" Цель: Изучение уровня тревожности учащихся класса. Ход упражнения: Ребятам предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией. Рефлексия: Что связано с этим годом для вас? Каким был ваш первый школьный день? Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня? Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас? Упражнение 2. "Ассоциации" Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом "школа"; изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни. Ход упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе. Например: Рефлексия: Время: 10 минут. Упражнение 3. "Температура" Цель: Дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое к ним отношение. Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Когда человек болеет, он непременно меряет температуру. Она у него почти всегда повышенная. Если человек не хочет что-либо делать, у него тоже может повыситься температура. По какой причине, кроме болезни, может повыситься температура у вас? Рефлексия: Время: 10 минут. Упражнение 4. "В гостях у сказки" Цель: Преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе. Ход упражнения: Ребятам предлагается прослушать сказку и придумать её окончание и объяснить, почему они придумали именно такое окончание сказки. Текст сказки: В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнять нехитрую мужскую работу, а маме — даже мыть посуду! Учился этот мальчик в школе, в селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу. Кто- то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день. Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги. Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу... В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросало его на радугу, которая висела над школьным двором. Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки аз его села, смеялся, свистел и вообще делал то, что ему больше всего хотелось делать. Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком? Рефлексия: Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе лицо мальчика, который очутился на радуге. Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему? Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе? Чем может быть вызвано такое поведение мальчика? Время: 15 минут. Обсуждение занятия: Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось больше всего? Оценка занятию — от 0 до 10 баллов. Прощание Занятие 3. "Вот он - я" Цель занятия: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги. Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый); кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение; карандаши, фломастеры, листы бумаги Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Светофор" Цель: Обменяться мнениями о прошлом занятии, настроить учеников на участие в следующем занятии. Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый). Ход упражнения: Ребятам раздаются "сигналы светофора" (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошлом занятии. Ведущий: Итак, если во время нашей прошлой встречи вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек. Если на прошлом занятии вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок. А если вам очень понравилась прошлая наша встреча, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок. Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три... Рефлексия: (Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок) Время: 5 минут. Упражнение 2. "Волшебная эмблема" Цель: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги. Необходимые материалы: Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение. Ход упражнения: Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, я захватила с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Я предлагаю вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой. К примеру, вот этот треугольник — я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника. А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек проволоки. Я уверена, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными. После окончания упражнения приколоть эмблемы к одежде с помощью булавок. Рефлексия: Попросить ребят рассказать, что значат их фигурки, почему они такими себя изобразили Время: 10 минут. Упражнение 3. "В гостях у сказки" Цель: Развитие фантазии, умения понимать и передавать чувства других людей; сочинение собственных сказок на основе полученных рисунков. Необходимые материалы: Карандаши, фломастеры, листы бумаги. Музыкальное сопровождение. Ход упражнения: Ведущий: А теперь давайте вспомним наше прошлое занятие. Вспомните сказку про мальчика и радугу. Я хочу, чтобы каждый из вас вспомнил сказку и определил в ней самый тревожный и запоминающийся момент. Попробуйте нарисовать этот момент на лежащих перед вами листах бумаги. Озаглавьте свой рисунок, объясните, почему вы его так назвали. (Возможна работа в парах.) Далее ученики зачитывают свои сказки. По окончанию каждой сказки весь класс хлопает выступавшему ученику. Рефлексия: Попросить ребят рассказать, Время: 15 минут. Обсуждение занятия: Упражнение 4. "Прощание" Цель: Подведение итогов занятия; оценка учащимися проведенного занятия с помощью кружков. Необходимые материалы: цветные картонные кружки. Ход упражнения: Ребятам предлагается с помощью кружков "светофора" определить эффективность прошедшего занятия. Время: 5 минут. Прощание Занятие 4. "Познай себя" Цель занятия: Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе. Необходимые материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов. Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Цвет настроения" Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание. Необходимые материалы: Разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов. Ход упражнения: По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему. Рефлексия: По каким причинам у тебя то или иное настроение? Хотелось ли тебе его изменить на протяжении сегодняшнего занятия, дня? Как считаешь, получится ли это сегодня? Время: 5 минут Упражнение 2. Самоанализ "Кто я? Какой я?" Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию; определение общности между участниками группы. Ход упражнения: Необходимо продолжить письменно три предложения: Я думаю, что я...; Другие считают, что я...; Мне хочется быть... Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка на доске. Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися. Рефлексия: Время: 20 минут Упражнение 3. "Вот я какой! Угадали?" Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию. Ход упражнения: Ребята заполняют анкету, в которой описывают себя и свои увлечения, но не подписывают работу (все ставят на ней свой значок). Сдают свои варианты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она. Рефлексия: Насколько легко было угадать анкету того или иного человека? Описывали ли вы только свои положительные стороны в анкете? Какие испытали трудности? Время: 20 минут Обсуждение занятия: Понравилось или нет занятие? Что нового узнали из занятия? Что больше всего запомнилось? Что удивило? Кого трудней оценивать – себя или других? Прощание Занятие 5. "Новичок в средней школе" Цель занятия: Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе. Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков, памятка для учащихся "Как готовить домашние задания". Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Воображала" Цель: Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков Ход упражнения: Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета. Рефлексия: Чья придумка понравилась больше всего? Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным? Время: 15 минут Упражнение 2. "Новичок Том " Цель: Способствование развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсуждение новых условий учебного процесса в средней школе; развитие навыков сотрудничества Ход упражнения: Ведущий: Сегодняшнее наше занятие посвящено "новичкам" – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя. Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том. Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе? Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д. Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке. Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения). Список вопросов 1. Работа в классе на уроке Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать? 2. Работа с учебным материалом Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок? 3. Работа над домашним заданием С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете? Рефлексия: Придерживаетесь ли вы определённого школьного "расписания"? Время: 30 минут Обсуждение занятия: Понравилось или нет занятие? Что нового узнали из занятия? Что больше всего запомнилось? Что удивило? Прощание Занятие 6. "Понимаем ли мы друг друга" Цель занятия: Показать значимость собственного "Я"; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания. Материалы: Тетради, бланки теста "Умеешь ли ты слушать?". Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Где я?" Цель: Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения Ход упражнения: В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки. Рефлексия: Время: 5 минут Упражнение 2. "Рисунок по инструкции" Цель: Стимулирование сосредоточения внимания, развитие умения слушать и слышать. Ход упражнения: Это упражнение требует сосредоточенности и умения действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа - автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами. Рефлексия: После упражнения обмениваются впечатлениями: партнерам дается возможность обсудить ход совместной работы. Время: 15 минут Упражнение 3. "Умеете ли вы слушать?" Цель: Развитие умения слушать и слышать. Ход упражнения: Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат. Тест "Умеете ли вы слушать?" Каждый учащийся получает бланк с вопросами: 1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь? 2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом? 3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика? 4. Ты часто перебиваешь собеседника? 5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь? 6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других? 7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника? Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов "да", тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других? В конце результаты всей группы обобщаются. Рефлексия: Довольны ли вы получившимися своими результатами? Общими? Ожидали ли вы таких результатов от себя? Время: 15 минут Упражнение 4. "Пойми меня" Цель: Развитие умения слушать и слышать, проработка ситуации "перебивания" друг друга при разговоре. Ход упражнения: Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать. Рефлексия: Легко ли было услышать то или иное слово в общем гуле? Какие трудности возникали при понимании слов? Время: 10 минут Обсуждение занятия: Понравилось ли занятие? Что нового вынесли для себя из этого занятия? Трудно ли было оценивать себя? Что нового вы узнали о себе? Прощание Занятие 7. "Мир эмоций" Цель занятия: Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями. Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши. Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Угадай эмоцию" Цель: научить определять эмоциональное состояние Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций Ход упражнения: Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате. Рефлексия: Время: 15 минут Упражнение 2. "Фигуры эмоций" Цель: научить определять эмоциональное состояние Ход упражнения: Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию. Рефлексия: Время: 10 минут Упражнение 3. "Назови эмоцию" Цель: Проработка эмоциональных состояний, мешающих либо благоприятствующих общению Ход упражнения: Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению. Рефлексия: Насколько легко было вспоминать те или иные эмоциональные состояния в зависимости от необходимой ситуации? Что было легче: называть эмоции, способствующие либо препятствующие эффективному межличностному взаимодействию? Время: 10 минут Упражнение 4. "Изобрази эмоцию" Цель: Проработка эмоциональных состояний, умение определять эмоциональное состояние других людей. Ход упражнения: Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации. Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция. Рефлексия: Насколько легко было изображать ту или иную эмоцию? Насколько легко было угадывать ту или иную эмоцию? С какими трудностями столкнулись в процессе выполнения задания? Время: 10 минут Обсуждение занятия: Прощание Занятие 8. "Вот тебе моя рука" Цель занятия: Проработка возможных выходов из конфликтных ситуаций; развитие эмпатии. Необходимые материалы: Музыкальная запись "Шум леса"; ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон; маленькие альбомы Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Осенний лес" Цель: Релаксация; подготовка учащихся к активной работе на занятии. Необходимые материалы: Музыкальная запись "Шум леса". Ход упражнения:Учащиеся должны сплоченно выполнять задание и следовать тексту, который произносит ведущий. По ходу выполнения упражнения учащиеся сопровождают его жестами. Ведущий: Ребята! Мы с вами отправляемся в волшебное путешествие. Вы его совершите вместе со мной. Сейчас я попрошу вас сесть поудобнее и закрыть глаза. Я попрошу вас выполнять все движения, не открывая глаз. Давайте начнем. Итак, мы с вами находимся недалеко от Минска, в маленьком, но очень милом и уютном городке. На улице стоит осень. И хоть на улице солнышко светит очень ярко, температура уже достаточно низкая. Мы с вами идем на прогулку. Мы быстро надеваем брюки, теплый свитер, кроссовки и оправляемся в лес, берем с собой поводок и любимую собаку. Мы идем в лес. Свежий воздух, лесная прохлада притягивают нас. Мы напрягаем ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно... А сейчас мы расслабляем ноги, руки, спинку, лицо... Дышится легко, ровно, глубоко... Дорога не утомляет нас, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, наш волшебный лес! Все тропинки в нем нам знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Мы направляемся туда. Дышится легко, ровно, глубоко... Правая рука держит поводок и напряжена очень сильно... Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются перед нами, приветствуя нас. Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Мы отпускаем поводок, и наши правые руки становятся легкими, воздушными, словно воздушный шарик, который улетит далеко в небо, если его не держать за ниточку... Дышатся легко, ровно, глубоко... (Пауза.) Мы входом в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают нам свечи на праздничном торте. Наше внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это — подберезовик. Мы наклоняемся к нему и видом еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.) Насладившись лесной прохладой и тишиной, мы возвращаемся домой. Рефлексия: Какие ощущения вы испытали, путешествуя по воображаемому лесу? Смогли ли вы его себе представить? Что вам удалось представить, а что — нет? Время: 15 минут. Упражнение 2. "Мостики дружбы" Цель: Обыгрывание с учащимися возможных конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры; использование возможностей территориальной игры для проигрывания ситуаций общения. Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон. Ход упражнения: Учащиеся подходят к ящику с песком. Ведущий. Представьте, что вы — волшебники. Вы находитесь в стране, в которой еще никто и никогда не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас каждый из вас выберет для себя трех героев, которых он хотел бы поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. А я буду рассказывать вам сказку. Начало сказки (Рассказывать, когда все дети сидят рядом с коробкой с песком.) Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где тек.7И реки (провести впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили .‚аленькие волшебные жители. У них был домик. (Детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа.) В нем они жало все вместе. (Каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком.) Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и оно пошли погулять по волшебному лесу Им хотелось погулять и себя показать. Но что такое? Вся поляна разделена на части бурными реками! Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны? Ведущий просит детей продолжить сказку с помощью фигурок. В задачу детей входит: — попробовать познакомиться с каждым сектором ящика; — сходить в гости к друг другу. Если дети не находят решения проблемы, ведущий предлагает им построить мостик. Окончание сказки Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Оно радостно заплясали, взялось за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могло видеться друг с другом, когда им захочется. Рефлексия: Трудно ли было играть в эту игру? Что было трудно делать в ходе игры? Чему вы научились в ходе игры? В конце занятия учитель просит детей разобрать своих героев и песок. После небольшого обсуждения возникших затруднений в ходе игры и нахождения выхода из ситуации, учащиеся разбирают преграды в песке. Время: 25 минут. Упражнение 3. "Рука друга" Цель: Развитие эмпатии; снятие тревожности учащихся; преодоление неприятных ощущений, связанных с использованием песка. Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м; Ход упражнения: Учащимся предлагается погрузить руки в песок и, не вынимая рук из песка, взяться за руки. При этом каждый участник должен сказать каждому вслух хорошие пожелания. Время: 5 минут. Рефлексия: Рефлексия занятия: Учащимся раздаются маленькие альбомы, в которых учитель просит учащихся охарактеризовать занятие. Прощание Занятие 9. "Страна рисования" Цель занятия: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях; раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем. Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры, краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски. Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Воспоминание" Цель: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях. Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры. Ход упражнения: Ведущий предлагает учащимся вспомнить прошлое занятие и нарисовать в именных альбомах все то, что их более всего поразило в сказочной стране. Затем ведущий устраивает мини-выставку под названием "Привет из Песочной страны". Рефлексия: Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками. Время: 15 минут. Упражнение 2. "Изотерапия" Цель: Раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем Необходимые материалы: Именные альбомы; краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски. Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Сейчас мы с вами снова будем рисовать. Но не так как вы привыкли. Сейчас вы возьмете свои альбомы и в них нарисуете все, что захотите. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками и не карандашами, а косметическими палочками. (Вначале дети пробуют на отдельном листе бумаги точками нарисовать что-либо по собственному желанию. По окончании рисования происходит обсуждение рисунков, дети рассказывают, что у них получилось.) Ведущий: А теперь каждый из вас выберет любое понравившееся ему контурное изображение. Раскрашивать его вы тоже будете палочками. Дети приступают к раскраске контурного изображения. В процессе рисования ведущий спрашивает, нравится ли детям такая техника. Если да, то почему. Если нет, то почему. Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками. Время: 30 минут. Обсуждение занятия: Прощание Занятие 10. "Я+Я=МЫ" Цель занятия: Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального "Я" как части общего "Мы". Необходимый материал: Ватман, карандаши, фломастеры, краски, журналы, клей, картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый). Время занятия: 45 минут План занятия Приветствие Упражнение 1. "Светофор" Цель: Обменяться мнениями о цикле проведённых занятий, настроить учеников на участие в следующем занятии. Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый). Ход упражнения: Ребятам раздаются "сигналы светофора" (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошедших занятиях. Ведущий: Итак, если во время наших прошлых встреч (в общем) вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек. Если на прошлых занятиях (в общем) вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок. А если вам очень понравилась прошлые нашит встречи, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок. Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три... Рефлексия: (Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок) Время: 10 минут. Упражнение 2. "Портрет класса" Цель: Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального "Я" как части общего "Мы" Необходимые материалы: Ватман, карандаши, фломастеры, краски, журналы, клей Ход упражнения: Составление внутригруппового коллажа, как портрета группы Рефлексия: Время: 35 минут. Итоговое обсуждение проведённых занятий: Ты принял участие в 10 тренинговых занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твое мнение о нашей совместной работе. Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились? Что тебе больше всего понравилось: какие упражнения, игры, темы занятий? Что тебе совсем не понравилось? Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни? О чем бы ты хотел узнать на тренинговых занятиях в следующем году? |