Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГКОУ СО «Серовский детский дом – школа»
Формирование основ здорового образа жизни у обучающихся
в процессе воспитательных мероприятий в группе продленного дня
«Здоровым быть здорово!»
Разработчик: Смирнова О.Е
г.Серов
2018
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………3
Календарно – тематическое планирование…………………………………………….5
Список информационных ресурсов …………………………………………………..10
Приложение …………………………………………………………………………….11
1.Пояснительная записка
Актуальность:
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит о образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
1.Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
2.Профилактика вредных привычек.
3.Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
4.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
5.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
6.Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Формы и методы работы:
-беседы;
-практические занятия;
-экскурсии;
-проектная деятельность;
-тематические встречи;
-анкетирование, тестирование;
-творческие задания.
Планируемый результат
Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);
Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
Сроки реализации: 2018-2023 учебный год
2. Календарно – тематическое планирование
2018-2019 уч.год
Сроки | Содержание | Формы работы | Ответственный | Примечание |
Сентябрь | «Что такое здоровый образ жизни?» «Мое отношение к здоровью и ЗОЖ» | беседа анкетирова ние | воспитатель воспитатель | |
Октябрь | «Дружи с водой» «Забота о глазах» | викторина беседа | воспитатель мед.работник школы | |
Ноябрь | «Уход за ушами» «Уход за зубами» | видиолекторий беседа | воспитатель стоматолог | |
Декабрь | «Забота о коже» «Как следует правильно питаться» | тест беседа | воспитатель шеф повар школы | |
Январь | «Как сделать сон правильным?» «Вредные привычки» | видиолекторий видиолекторий | воспитатель уч.физ-ры | |
Февраль | «Мышцы, кости и суставы» «Как закаляться» | беседа экскурсия в бассейн | мед.работник школы уч.физ-ры | |
Март | «Подвижные игры» «Доктора природы» | игра беседа | воспитатель воспитатель | |
Апрель | «Почему мы болеем?» «Привычки от болезни» | беседа викторина | мед.работник воспитатель | |
Май | «Что нужно знать о лекарствах» Обобщающее занятие «Я здоровым быть хочу» | экскурсия викторина | мед.работник воспитатель | |
2019-2020 уч.год
Сроки | Содержание | Формы работы | Ответственный | Примечание |
Сентябрь | «Безопасности при любой погоде» «Как избежать отравлений» | викторина видиолект. | воспит. мед.работ ник | |
Октябрь | «Как уберечься от порезов, ушибов, переломов» «Как защититься от насекомых» | беседа видиолект | воспит воспит | |
Ноябрь | «Предосторожности при общении с животными» «Первая медицинская помощь при укусах насекомых и животных» | беседа видиолект | воспит мед.работ ник | |
Декабрь | «Не грызи ногти!» «Как нужно одеваться» | видиолект беседа | воспит воспит | |
Январь | «Как помочь сохранить зрение?» «Злой волшебник – табак» | экскурсия в кабинет физиолечен. конкурс рисунков | мед.работ ник воспит | |
Февраль | «Почему некоторые привычки называют вредными?» «Злой волшебник – алкоголь» | видиолект беседа | воспит воспит | |
Март | «Гигиена – не проблема!» «Посеешь привычку – пожнешь характер» | анкета видиолект | мед.работ ник воспит | |
Апрель | «Держи спину прямо!» «Методы профилактики плоскостопия» | памятка видиолект | уч.физ-ры мед.работ ник | |
Май | «Хорошо – плохо» Обобщающее занятие «В здоровом теле здоровый дух» | игра викторина | воспит воспит | |
2020-2021 уч.год
Сроки | Содержание | Формы работы | Ответственный | Примечание |
Сентябрь | «Мой режим дня» «зимой и летом дружим с игрой и бегом» | Викторина Игра | Воспит Уч.физ-ры | |
Октябрь | «Как помочь иммунитету» «Валеологический светофор» | Памятка Игра | Воспит Уч.физ-ры | |
Ноябрь | «Ядовитые растения» «Лекарственные растения» | Видеолект Памятка | Мед.работ ник Воспит | |
Декабрь | «Одевайся теплее!» «Чтобы не заболеть!» | Видеолект Памятка | Воспит Мед.работ ник | |
Январь | «Умей сказать: «Нет!» «Я умею выбирать» | Игра Тренинг | Воспит Психолог | |
Февраль | «Со спортом дружить - здоровым быть» «Виды спорта» | Игра Мультимед. презентация | Уч.физ-ры Воспит | |
Март | «Чем мы дышим? Что мы пьем?» «Мы за ЗОЖ» | Видиолект Конкурс рисунков | Воспит Воспит | |
Апрель | «На зарядку становись!» «Инфекционные заболевания» | Игра Памятка | Воспит Воспит | |
Май | «Мое здоровье в моих руках» Обобщающее занятие «Наше здоровье» | Игра КВН | Уч.физ-ры Воспит | |
2021-2022 уч.год
Сроки | Содержание | Формы работы | Ответственный | Примечание |
Сентябрь | «Здоровье и благополучие» «Режим учебы, отдыха и питания» | Беседа Видиолект | Воспит Воспит | |
Октябрь | «Гигиенические аспекты работы за компьютером» «Профилактика утомления» | Беседа Памятка | Уч.информ Воспит | |
Ноябрь | «Мужские и женские особенности» «Проверяем свои особенности» | Видиолект Анкета | Мед.работ Воспит | |
Декабрь | «Пищевые риски» «Болезни, передаваемые через пищу» | Видиолект Памятка | Воспит Воспит | |
Январь | «Правила приема лекарственных препаратов» «Опасность самолечения» | Видиолект Беседа | Воспит Мед.работ | |
Февраль | «Химическая опасность» «Наркомания – знак беды» | Видиолект Конкурс рисунков | Воспит Воспит | |
Март | «Хорошо ли вы выглядите» «Здоровы ли вы душевно» | Анкета Тест | Воспит Воспит | |
Апрель | «Поезд здоровья» «Причины появления и развития алкоголизма» | Игра Видиолект | Уч.физ-ры Воспит | |
Май | «Страшные болезни: туберкулез, СПИД» Обобщающее занятие «Безопасное лето» | Беседа Инструктаж | Мед.работ Воспит | |
2022-2023 уч.год
Сроки | Содержание | Формы работы | Ответственный | Примечание |
Сентябрь | «Мой физический возраст» «Профилактика переутомления перед сдачей экзаменов» | Беседа Беседа | Воспит Воспит | |
Октябрь | «Секреты продления жизни» «Истоки здоровья» | Видиолект Анкета | Воспит Воспит | |
Ноябрь | «Я выбираю ЗОЖ» «Как я оцениваю свое здоровье» | Игра Анкета | Воспит Воспит | |
Декабрь | «Переохлаждение» «Одевайся теплее!» | Памятка Беседа | Мед.работ Воспит | |
Январь | «Из чего складывается наше здоровье» «Рациональное питание подростка» | Памятка Беседа | Воспит Шеф повар школы | |
Февраль | «Как тревога и стресс влияют на организм» «Доктор – наш друг» | Видиолект Беседа | Воспит Мед.работ | |
Март | «Болезни, передаваемые половым путем» «Необходимая защита» | Беседа Беседа | Мед.работ Мед.работ | |
Апрель | «Половое созревание подростков» «Гигиена подростка» | Видиолект Беседа | Воспит Мед.работ | |
Май | «Безопасность летом» Обобщающее занятие «Я здоровым быть хочу» | Инструктаж Анкета | Воспит Воспит | |
3.Список информационных ресурсов
1.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ 2.Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
3.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ 4.Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
5.Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
6.Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
7.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28
8.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
9.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-6
10.КондоваС.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
11.Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
12.Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
13.Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
14.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
15.Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
16.Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
17.Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
ПРИЛОЖЕНИЕ
14