Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Останкинска Средняя школа»
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом протокол № 1 от 29.08.2024 | УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ Останкинской СШ Трошина Ирина Николаевна Приказ № 259-о от 29.08.2024 |
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАОУ Останкинской СШ
на 2025 - 2028 уч. год
с.Останкино
Паспорт Программы
Наименование программы | «Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МАОУ Останкинской СШ |
Основания для разработки программы | Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Письмо Министерства образования и науки Нижегородской области от 23.12.2024 № Сл-316-1146363/24 «О разработке и реализации программ по формированию навыков жизнестойкости среди обучающихся» протокол заседания межведомственной рабочей группы по предотвращению криминализации подростковой среды Министерства просвещения Российской Федерации от 06 декабря 2024г. № ДО7-50/07пр Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.003.2024 № 06-4645/0918/24 «О мерах по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних»; Письмо Управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 24.12.2024 № 107-30-13/3662 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации программы по формированию жизнестойкости обучающихся общеобразовательных организаций»; |
Основные разработчики | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – психолог. |
Исполнители | Администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя – предметники. |
Цель программы | - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика девиантного поведения. |
Задачи программы | оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе); формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей; организация и включение подростков в ценностно- значимую для них деятельность; развитие социальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения: осуществление социальной адаптации обучающихся посредством реализации волонтерских и социальных проектов |
Срок реализации программы | 2025 - 2028 учебный год |
Модули программы | Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах). Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. |
| 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. |
Прогнозируемые риски | многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, друзья не в школе, образ жизни); недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований Программы; недостаточная заинтересованность/полное отсутствие заинтересованности родителей в вопросах воспитания собственных детей |
Показатели эффективности программы | Повышение уровня жизнестойкости подростков, который проявляется в сформированности таких качеств как: высокая адаптированность к социуму; уверенность в себе; независимость, самостоятельность суждений; стремление к достижениям, к саморазвитию, самореализации. |
Пояснительная записка Введение
Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МАОУ Останкинской СШ разработана в соответствии с Приказом Управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 24.12.2024 № 107-30-13/3662 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации программы по формированию жизнестойкости обучающихся общеобразовательных организаций»
Актуальность
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально- экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых обучающихся трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.
В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» (Книжникова С.В.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги-психологи.
Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории
«ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора,
индивидуальные приемы психологической защиты и совладеющего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива. Их хроническое воздействие, а также способы совладения с ними оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка.
Проявление жизнестойкости ребенком младшего школьного возраста в трудных ситуациях во многом связано с особенностью функционирования психофизиологического уровня психики, а также с имеющимися навыками коммуникации, саморегуляции поведения и эмоций. Глобальную роль в успешности функционирования и взаимосвязи всех уровней психики ребенка (психофизиологического, социально-психологического и личностно-смыслового) играют значимые взрослые, которые создают развивающую среду.
Подростковый возраст – является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков. Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций (Пиаже).
Такие педагоги и психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И. говорят о проблемах подросткового возраста.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социализации подростков. Вопросы социализации, степень адаптации подростков, возможности его самореализации.
Примерно две трети родителей испытывают трудности в воспитании своих детей. Основные проблемы – это сложности взаимоотношений, плохие отметки, конфликты с учителями, сверстниками, родителями.
Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для подростка учеба, приобретение знаний становится теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех.
Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Значительно более сложными становятся отношения с учителями
У подростков нарушения в общении проявляется в разных вариантах: изоляция, оппозиция, агрессия. Общая тенденция старшего школьного возраста — рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я.
Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет к ребенку высокие требования. Общение со сверстниками становится важным
фактором развития личности подростка. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным. Стремление подростка в общении важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый.
Программа по формированию жизнестойкости младших школьников и подростков направлена на повышение уровня жизнестойкости, самооценки и уверенности в своих силах, а также профилактику антивитального поведения.
Данная программа рассчитана на 2022 – 2025 учебный год.
Цель программы - повышение уровня жизнестойкости младших школьников и подростков, профилактика антивитального поведения.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями;
Формирование у обучающихся позитивной самооценки собственной личности и личности других людей;
Организация и включение обучающихся в ценностнозначимую для них деятельность.
Принципы реализации Программы
Принцип гуманности.
Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки; создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.
Принцип творчества.
Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, практической деятельности.
Принцип социальной активности.
Включение детей в активную организацию жизнедеятельности класса, развитие ценностных ориентаций.
Принцип индивидуальности.
Отражение уникальности, неповторимости ученика. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении.
Деятельностный принцип.
Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип взаимоотношения.
Взаимовосприятие, взаимные действия в отношении детей друг к другу.
Возрастной принцип.
Знание половозрастных особенностей детей.
Формы и методы по реализации
Классные часы, внеурочная деятельность, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, родительские собрания.
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы школы в процессе образования, воспитания и развития обучающихся.
Программа рассчитана на работу с обучающимися 7-15 лет (1-9 классы) в три этапа:
этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (самооценка психических состояний Г. Айзенка); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.
этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
этап – оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся, с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.
Поскольку жизнестойкость – это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и укрепить жизненную позицию.
Направления работы:
Использование содержания учебных предметов для формирования жизнестойкости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
Развивающая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости);
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Волонтерские и социальные проекты, как средство позитивной социализации обучающихся с трудностями социальной адаптации.
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Программа состоит из 4 модулей:
Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах).
Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Содержание и методические рекомендации по реализации модулей:
Модуль 1. Профилактическая работа в классных коллективах в рамках внеурочной занятости, на классных часах
Мероприятия направлены на решение следующих задач программы:
Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
Формирование у младших школьников и подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей.
При организации воспитательных мероприятий следует учитывать механизм развития психологических структур личности ребенка, позволяющих превращать проблемные ситуации в новые возможности: Показать возможности ребенка, помочь осмыслить, выбрать именно для себя должное, сформулировать цель, организовать деятельность в выбранном направлении.
Занятия с обучающимися с 1 по 4 класс проходят по программе внеурочной деятельности
«Радуга общения» составленной на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Программа направлена на развитие социальной и личностной компетенции детей, выработку навыков самозащиты и предупреждения проблем. Дети обучаются навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решения, выработке адекватной самооценки, умению постоять за себя, избегать ситуаций с неоправданным риском, вести здоровый образ жизни, а также приемам эмоциональной само регуляции, разрешения конфликтов и сопротивления групповому давлению. Все это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создает условия для полноценного развития личности ребенка.
Содержание работы с младшими школьниками направлено на формирование поведенческих навыков с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей, позволяющих сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития.
Содержание работы с обучающимися 5-6 классов преимущественно направлено на познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, самовоспитание. При проектировании занятий с обучающимися 7-11 классов целесообразно учитывать потребность взрослеющих подростков в избирательности общения, их эмоциональную ранимость, потребность в признании и стремление к самоутверждению.
Условием успешности профилактической работы в классных коллективах является ее системный характер, диалоговое взаимодействие, без оценочное принятие личности подростков, отсутствие назидательности со стороны педагога.
В рамках реализации волонтерских и социальных проектов
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Задачи волонтерской организации:
Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
Снизить количество учащихся, состоящих на различных формах профилактического учета.
Функции волонтеров в профилактической работе:
разработка и проведение профилактических мероприятий, акций, флеш-мобов, выставок, соревнований, игр;
создание и распространение среди обучающихся информационно-профилактической информации (раздача листовок, брошюр, расклейка плакатов);
создание и показ видеороликов и презентаций, посвященных пропаганде здорового образа жизни и формированию жизнестойкости обучающихся;
сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных;
участие в городских волонтерских мероприятиях.
Ожидаемый результат:
Формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на различных формах профилактического учета.
Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
Формирование жизнестойкости у подростков.
Модуль 2. Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В ходе подготовительного этапа работы педагог-психолог определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся без попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности.
Основная задача индивидуальной работы с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. Эффективным методом работы является беседа.
Необходимо применять техники психокоррекции эмоционального состояния в соответствии с возрастом учащегося, применять и обучать учащихся методам саморегуляции.
Модуль 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
При системном подходе к организации профилактического просвещения родителей и педагогов, возможно, сформировать благоприятные условия для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.
Задачи работы с родителями:
способствовать переоценке взаимоотношений с детьми;
формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем.
Работа с педагогами:
Работа с педагогами направлена на решение следующих задач:
ознакомление с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование данной информации в работе;
формирование представлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи;
расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;
формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.
Основными формами работы с педагогами являются: теоретический семинар, семинар- практикум, групповые лекции, беседы, анкетирование, тренинги, индивидуальные консультации, особой формой является создание и распространение информационно-методических материалов.
Ожидаемые результаты:
Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности личностной компетентности:
-ценностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль);
само регуляция поведения и эмоций;
высокая адаптивность;
уверенность в себе;
независимость, самостоятельность суждений;
стремление к достижениям.
Риски и пути их преодоления
В ходе реализации Программы допустимы риски и неопределенности:
многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, друзья не в школе, образ жизни);
недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований Программы;
недостаточная заинтересованность/полное отсутствие заинтересованности родителей в вопросах воспитания собственных детей
План мероприятий, направленных
на формирование жизнестойкости обучающихся
1. Подготовительный этап |
Администрация | Издает локальные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся. Организует проведение методических семинаров, педагогических советов по организационно-содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в ОУ педработниками. |
Классный руководитель | Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе. Определяет направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе. Планирует содержание классных часов, родительских собраний. Взаимодействует с педагогом-психологом, социальным педагогом. |
Педагог-психолог | Разрабатывает цикл занятий по формированию жизнестойкости, утверждает учебно-тематический план занятий. Определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проводит консультирование родителей данной группы обучающихся, получает письменное разрешение (отказ) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы. Проводит диагностику личностного развития обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (при наличии письменного разрешения родителей). Составляет учебно-тематический план индивидуальных (групповых) занятий с обучающимися группы риска, который утверждается директором ОУ. |
2. Формирующий этап |
Администрация | Организует проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по вопросам повышения психолого- педагогической компетентности педагогов. Координирует работу всех педагогических работников и организует контроль за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся. |
Классный руководитель | Организует просветительскую работу с родителями обучающихся. Проводит классные часы по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы. Организует включение обучающихся в ценностно значимую для них деятельность. |
| 4. Осуществляет индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности. |
Педагог-психолог | Организует в адаптационный период (октябрь-ноябрь) проведение групповых психологических занятий в 1-х, 5-х, 10-х классах, в «сборных» вновь созданных классах, в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах. Проводит индивидуальные (групповые) коррекционно-развивающие занятия по формированию овладевающего поведения с детьми, оказавшимися в ТЖС. Проводит курс (факультатив) для обучающихся по формированию жизнестойкости. Участвует в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей. Осуществляет методическое сопровождение классных руководителей по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости. |
Социальный педагог | Осуществляет социальный патронаж обучающихся в социально опасном положении, на учете в КДН и ЗП, ПДН |
3. Мониторинг |
Администрация | Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в конце учебного года в соответствии с показателями эффективности. Осуществляет планирование работы на следующий учебный год. Организует обсуждение результатов работы с родителями и педагогическим коллективом. Проектирует воспитательную работу по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов. |
Классный руководитель | Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы. Проводит анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы. Планирует работу с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе). |
Педагог-психолог | Организует проведение мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося»). Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в конце учебного года в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией ОУ). Планирует мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей, собственную работу на следующий уч. год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся. |
План внедрения программы, направленной на формирование жизнестойкости обучающихся
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 этап |
1 | Утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся | Сентябрь | Администрация |
2 | Организация проведения методических семинаров, (педагогических советов) по организационно- содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в образовательной организации педагогическими работниками | Октябрь | Администрация |
3 | Заполнение бланков методики «Шкала социальной компетентности обучающегося» (приложение 2 к методическим рекомендациям), составление профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе | Октябрь | Классный руково- дитель |
5 | Определение направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе | Октябрь | Классный руково- дитель |
6 | Планирование содержания классных часов, родительских собраний | Октябрь | Классный руково- дитель |
7 | Взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом | Сентябрь | Педагог-психолог |
8 | Разработка цикла занятий по формированию жизнестойкости, утверждение учебно-тематического плана занятий (при наличии факультативных занятий, элективных курсов, уроков психологии) | Сентябрь | Педагог-психолог |
9 | Определение группы обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, разводродителей, суицид в семье и др.), обучающиеся (воспитанники) безпопечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности | Сентябрь | Педагог-психолог |
10 | Проведение консультирования родителей (законных представителей) данной группы обучающихся, получение письменного разрешения (или письменный отказ) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно- развивающей работы | Октябрь | Педагог-психолог |
11 | Обработкам результатов диагностики личностного развития детей подросткового возраста (Прихожан А. М.), оказавшихся в трудной жизненной ситуации (приложение 1 к методическим рекомендациям) (при наличии письменного разрешения родителей (законных представителей) | Октябрь | Педагог-психолог |
12 | Составление учебно-тематического плана индивидуальных (групповых) занятий с детьми группы риска и утверждение его руководителем образовательной организации | Октябрь | Педагог-психолог |
| 2 этап |
13 | Организация и проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по | Ноябрь | Администрация |
| вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов | | |
14 | Координация работы всех педагогических работников и организация контроля за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся | Ноябрь | Администрация |
15 | Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся | Ноябрь | Классный руково- дитель |
16 | Проведение классных часов по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы | Ноябрь | Классный руково- дитель |
17 | Организация включения обучающихся в ценностно значимую для них деятельность | Декабрь | Классный руково- дитель |
18 | Осуществление индивидуального педагогического сопровождения обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности | Декабрь | Классный руково- дитель |
19 | Организация в адаптационный период (октябрь-ноябрь) и проведение групповых психологических занятий в первых, пятых, десятых классах, в «сборных» вновь созданных классах, а также в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах (по мере необходимости) | Ноябрь | Педагог-психолог |
20 | Проведение индивидуальных (групповых) коррекционно-развивающих занятий по формированию совладающего поведения с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | Ноябрь | Педагог-психолог |
21 | Проведение курса (факультатив) для обучающихся по формированию жизнестойкости | Декабрь - Март | Педагог-психолог |
22 | Участие в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) | В течение года | Педагог-психолог |
23 | Осуществление методического сопровождения классных руководителей по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости | В течение года | Педагог-психолог |
24 | Осуществление социального патронажа обучающихся, находящихся в социально опасном положении, на учете в КДН, ПДН | Ноябрь | Социальный педагог |
| 3 этап |
25 | Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2025-2026 учебном году в соответствии с показателями эффективности | Апрель - Май | Администрация |
26 | Осуществление планирования работы на 2025-2026 учебный год | Май | Администрация |
27 | Организация обсуждения результатов работы с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом | Май | Администрация |
28 | Проектирование воспитательной работы по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов | Май | Администрация |
29 | Заполнение бланка методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составление профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы | Апрель | Классный руково- дитель |
30 | Проведение анализа и оценки результатов по итогам проделанной работы | Май | Классный руково- дитель |
31 | Планирование работы с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе) | Май | Классный руково- дитель |
32 | Организация и проведение мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося») | Апрель | Педагог-психолог |
33 | Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2025-2026 учебном году в соответствии с показателями эффективности | Апрель | Педагог-психолог |
34 | Планирование мероприятий по повышению психолого- педагогической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), собственной работы на следующий учебный год сучетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся | Май | Педагог-психолог |
Список литературы
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002 Бачков И.,
Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.- СПб, 2009.-111 с.
Книжникова СВ. Педагогическая профилактика суицидального поведения поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография).- Краснодар: «АВС-полиграфия», 2009
Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., ШамардинаМ.В.Барнаул, 2014.- 184 с.
Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста.- М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
Прутченков А.С Социально-психологический тренинг в школе.- М.,2001
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989.
Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/Под ред. А.Ф. Шадуры.- СПб.: «Речь», 2005.- 176с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Средняя школа (5-8 классы). - М.: Генезис, 2005.- 207с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1 - 4 классы). - М.: Генезис, 2004.- 303с.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. - М.: Генезис, 2008.- 160с.
Хрестоматия по возрастной психологии // Под ред. Фельдштейна Д.И. М., Международная педагогическая академия 1996.
Эльконин Б.Д. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. Психологические труды. М., 1996.
Чистякова, М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд.- М.: Просвещение: Владос, 1995.-160 с
Приложение 1
Диагностика социальной компетентности обучающегося
Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.
Экспериментальный материал.
Бланк методики. На первой странице бланка проставляются сведения об обучающемся (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.), указывается кем дана оценка социальной компетентности подростка.
Порядок проведения.
Методика проводится классными руководителями.
Для оценки используется трехбалльная шкала:
б. — обучающийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения
6. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно
б. — не владеет
В графе «Примечания» можно записать ответ, указать другие сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.).
Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.
Обработка результатов
1. Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 1).
Таблица 1
Группа | Количество баллов | Социальный возраст | Группа | Количество баллов | Социальный возраст |
Девочки | 102—108 | 9 | Мальчики | 95—108 | 9 |
96—101 | 10 | 88—94 | 10 |
89—95 | 11 | 81—87 | 11 |
82—88 | 12 | 74—80 | 12 |
75—81 | 13 | 67—73 | 13 |
70—76 | 14 | 62—66 | 14 |
63—69 | 15 | 57—61 | 15 |
56—62 | 16 | 50—56 | 16 |
49—36 | 17 | 43—36 | 17 |
2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:
СК=(СВ-ХВ)0,1 где: •
СК — коэффициент социальной компетентности СВ — социальный возраст (определяется по таблице 1) ХВ — хронологический возраст
В соответствии с ключом (таблица 2) вычисляется балл по каждой субшкале.
Таблица 2.
№ | Субшкала | Шифр суб шкалы | | Пункты |
1. | Самостоятельность | С | 2 | 8 | 16 | 20 | 31 | 36 |
2. | Уверенность в себе | У | 1 | 13 | 19 | 22 | 27 | 33 |
3. | Отношение к своим обязанностям | Об | 6 | 10 | 24 | 26 | 28 | 35 |
4. | Развитие общения | О | 4 | 12 | 15 | 23 | 30 | 34 |
5. | Организованность, развитие произвольности | П | 3 | 9 | 14 | 17 | 29 | 32 |
6. | Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями | и | 5 | 7 | 11 | 18 | 21 | 25 |
4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 3). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.
Таблица 3
Субшкала | Девочки | Мальчики |
Баллы | Социальный возраст | Баллы | Социальный возраст |
Самостоятельность | 15—18 | 9—11 | 17—18 | 9—10 |
13—14 | 12—13 | 15—16 | 11—12 |
10—12 | 14 | 12—14 | 13—14 |
7—9 | 15—16 | 9—11 | 15 |
6 | 17 | 6—8 | 16—17 |
Уверенность в себе | 16—18 | 9—11 | 15—18 | 9—10 |
12—15 | 12 | 12—14 | 11 |
11 | 13 | 10—11 | 12 |
8—10 | 14—15 | 7—9 | 13—14 |
6—7 | 16—17 | 6 | 15—17 |
Отношение к своим обязанностям | 10—18 | 9—12 | 15—18 | 9—11 |
8—9 | 13—15 | 12—14 | 12—14 |
6—7 | 16—17 | 8—11 | 15—16 |
— | — | 6—7 | 17 |
Развитие общения | 17—18 | 9 | 13—18 | 9—10 |
15—16 | 10—11 | 10—12 | 11—12 |
12—14 | 12—13 | 7—9 | 13—15 |
9—11 | 14—16 | 6 | 16—17 |
6—8 | 17 | — | — |
Организованность, развитие произвольности | 15—18 | 9—11 | 11—18 | 9—10 |
12—14 | 12—13 | 10—12 | 11—12 |
9—11 | 14—15 | 7—9 | 13—14 |
6—8 | 16—17 | 6 | 15—17 |
Интерес к социальной жизни | 17—18 | 9—10 | 14—18 | 9—11 |
15—16 | 11 | 9—13 | 12—14 |
10—14 | 12—13 | 6—8 | 15—17 |
8—9 | 14—15 | — | — |
6—7 | 16—17 | — | — |
Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле: СК=(СВ-ХВ) 0,1 где:
СК — коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере СВ — социальный возраст (определяется по таблице 3)
ХВ — хронологический возраст
Интерпретация результатов.
Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социальной компетентности.
Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от —1 до +1 и интерпретируется следующим образом:
0—0,5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
0,6—0,75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников.
0,76—1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития, а при изучении самооценке о ее нереалистично-завышенном характере.
0—(-0,5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
(-0,6)—(-0,75) — отставание в развитии социальной компетентности.
(-0,76)—(-1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.
Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы
«опережения» и «отставания» в социальной компетентности и составить соответствую-
щую психолого-педагогическую программу.
Субшкалы | Сырой балл | Социальный возраст |
1. Самостоятельность (С) | | |
2. Уверенность в себе (У) | | |
3. Отношение к своим обязанностям (Об) | | |
4. Развитие общения (О) | | |
5. Организованность, развитие произвольности (П) | | |
6. Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями (И) | | |
Приложение 2
Бланк методики “Шкала социальной компетентности”
Ф.И. школьника Школа
Возраст Класс
Кто заполняет бланк (мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель) нужное подчеркнуть)
Дата проведения
Результаты
Показатели | Значения |
Сырой балл | |
Социальный возраст | |
Коэффициент социальной компетенции | |
Внимательно прочтите каждое предложение, оцените, насколько подросток владеет указанным навыком, умением, указанной формой поведения. Не думайте долго над ответом. Для оценки используется трехбалльная шкала: б. — подросток полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения б. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно б. — не владеет |
№ | Шифр суб шкалы | Пункт шкалы | Оценка | Примечания |
1 б | 26 | 3 б |
1. | У | Обладает чувством собственного достоинства | | | | |
2. | С | Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки | | | | |
3. | п | Умеет принимать решения и выполнять их | | | | |
4. | О | Имеет друзей-сверстников | | | | |
5. | и | Интересуется происходящим в стране и мире | | | | |
6. | Об | Ответственно относится к школьным обязанностям | | | | |
7. | и | Любит читать | | | | |
8. | с | Самостоятельно правильно оценивает качество своей работы | | | | |
9. | п | Выполняет намеченное дело до конца | | | | |
10. | Об | Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой | | | | |
11. | и | Читает газеты, журналы | | | | |
12. | О | Умеет прийти на помощь другому человеку | | | | |
13. | У | Проявляет требовательность к себе | | | | |
14. | п | Владеет средствами, способами достижения цели | | | | |
15. | О | Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками | | | | |
16. | с | Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги | | | | |
17. | п | Может составить план выполнения задания и придерживаться его | | | | |
18. | и | Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио | | | | |
19. | У | Правильно реагирует на собственные неудачи | | | | |
20. | с | Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга | | | | |
21. | и | Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации | | | | |
22. | У | Правильно относится к собственным успехам | | | | |
23. | О | Можно полностью довериться, положиться | | | | |
24. | Об | Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины | | | | |
25. | и | Умеет находить нужную информацию (в книгах, с помощью компьютера и т. п.) | | | | |
26. | Об | Участвует в делах класса, школы | | | | |
27. | У | Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности | | | | |
28. | Об | Выполняет повседневную работу по дому | | | | |
29. | П | Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь | | | | |
30. | О | Получает удовольствие от общения со сверстниками | | | | |
31. | С | Самостоятельно распределяет свое время | | | | |
32. | п | Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т. п.) и умеет подчиняться им | | | | |
33. | У | Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни | | | | |
34. | О | Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих | | | | |
35. | Об | Без напоминаний выполняет домашние задания | | | | |
36. | С | Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями | | | | |