СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Жизнестойкости

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это программа по развитию жизнестойкости обучающихся с 7 по 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа Жизнестойкости»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Останкинска Средняя школа»



РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом протокол № 1

от 29.08.2024

УТВЕРЖДАЮ

директор МАОУ Останкинской СШ

Трошина Ирина Николаевна

Приказ № 259-о от 29.08.2024









ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ

ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАОУ Останкинской СШ

на 2025 - 2028 уч. год





















с.Останкино

Паспорт Программы


Наименование программы

«Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МАОУ Останкинской СШ

Основания для разработки программы

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция РФ;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Письмо Министерства образования и науки Нижегородской области от 23.12.2024 № Сл-316-1146363/24 «О разработке и реализации программ по формированию навыков жизнестойкости среди обучающихся»

  • протокол заседания межведомственной рабочей группы по предотвращению криминализации подростковой среды Министерства просвещения Российской Федерации от 06 декабря 2024г. № ДО7-50/07пр

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.003.2024 № 06-4645/0918/24 «О мерах по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних»;

  • Письмо Управления образования и молодежной политики

администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 24.12.2024 № 107-30-13/3662 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации программы по формированию жизнестойкости обучающихся общеобразовательных организаций»;

Основные разработчики

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – психолог.

Исполнители

Администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя – предметники.

Цель программы

- повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика девиантного поведения.

Задачи программы

  • оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

  • формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

  • формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;

  • организация и включение подростков в ценностно- значимую для них деятельность;

  • развитие социальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения:

  • осуществление социальной адаптации обучающихся посредством реализации волонтерских и социальных проектов

Срок реализации программы

2025 - 2028 учебный год

Модули программы

  1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах).

  2. Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.



3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Прогнозируемые риски

  • многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, друзья не в школе, образ жизни);

  • недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований Программы;

  • недостаточная заинтересованность/полное отсутствие заинтересованности родителей в вопросах воспитания собственных детей

Показатели эффективности программы

Повышение уровня жизнестойкости подростков, который проявляется в сформированности таких качеств как:

  • высокая адаптированность к социуму;

  • уверенность в себе;

  • независимость, самостоятельность суждений;

  • стремление к достижениям, к саморазвитию, самореализации.

Пояснительная записка Введение

  • Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МАОУ Останкинской СШ разработана в соответствии с Приказом Управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 24.12.2024 № 107-30-13/3662 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации программы по формированию жизнестойкости обучающихся общеобразовательных организаций»


Актуальность

Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально- экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых обучающихся трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.

В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» (Книжникова С.В.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги-психологи.

Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории

«ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора,

индивидуальные приемы психологической защиты и совладеющего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива. Их хроническое воздействие, а также способы совладения с ними оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка.

Проявление жизнестойкости ребенком младшего школьного возраста в трудных ситуациях во многом связано с особенностью функционирования психофизиологического уровня психики, а также с имеющимися навыками коммуникации, саморегуляции поведения и эмоций. Глобальную роль в успешности функционирования и взаимосвязи всех уровней психики ребенка (психофизиологического, социально-психологического и личностно-смыслового) играют значимые взрослые, которые создают развивающую среду.

Подростковый возраст – является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков. Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций (Пиаже).

Такие педагоги и психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И. говорят о проблемах подросткового возраста.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социализации подростков. Вопросы социализации, степень адаптации подростков, возможности его самореализации.

Примерно две трети родителей испытывают трудности в воспитании своих детей. Основные проблемы – это сложности взаимоотношений, плохие отметки, конфликты с учителями, сверстниками, родителями.

Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для подростка учеба, приобретение знаний становится теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех.

Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Значительно более сложными становятся отношения с учителями

У подростков нарушения в общении проявляется в разных вариантах: изоляция, оппозиция, агрессия. Общая тенденция старшего школьного возраста — рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я.

Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет к ребенку высокие требования. Общение со сверстниками становится важным

фактором развития личности подростка. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным. Стремление подростка в общении важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый.

Программа по формированию жизнестойкости младших школьников и подростков направлена на повышение уровня жизнестойкости, самооценки и уверенности в своих силах, а также профилактику антивитального поведения.

Данная программа рассчитана на 2022 – 2025 учебный год.

Цель программы - повышение уровня жизнестойкости младших школьников и подростков, профилактика антивитального поведения.

Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
  1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

  2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

  3. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями;

  4. Формирование у обучающихся позитивной самооценки собственной личности и личности других людей;

  5. Организация и включение обучающихся в ценностнозначимую для них деятельность.


Принципы реализации Программы
  1. Принцип гуманности.

Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки; создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.

  1. Принцип творчества.

Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, практической деятельности.

  1. Принцип социальной активности.

Включение детей в активную организацию жизнедеятельности класса, развитие ценностных ориентаций.

  1. Принцип индивидуальности.

Отражение уникальности, неповторимости ученика. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении.

  1. Деятельностный принцип.

Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

  1. Принцип взаимоотношения.

Взаимовосприятие, взаимные действия в отношении детей друг к другу.

  1. Возрастной принцип.

Знание половозрастных особенностей детей.

Формы и методы по реализации

Классные часы, внеурочная деятельность, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, родительские собрания.

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы школы в процессе образования, воспитания и развития обучающихся.

Программа рассчитана на работу с обучающимися 7-15 лет (1-9 классы) в три этапа:
    1. этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (самооценка психических состояний Г. Айзенка); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.

    2. этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.

    3. этап – оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся, с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

Поскольку жизнестойкость – это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и укрепить жизненную позицию.


Направления работы:
  1. Использование содержания учебных предметов для формирования жизнестойкости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;

  2. Развивающая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости);

  3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  4. Волонтерские и социальные проекты, как средство позитивной социализации обучающихся с трудностями социальной адаптации.

  5. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Программа состоит из 4 модулей:

  1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах).

  2. Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

  3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Содержание и методические рекомендации по реализации модулей:


Модуль 1. Профилактическая работа в классных коллективах в рамках внеурочной занятости, на классных часах

Мероприятия направлены на решение следующих задач программы:

  1. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

  2. Формирование у младших школьников и подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей.

При организации воспитательных мероприятий следует учитывать механизм развития психологических структур личности ребенка, позволяющих превращать проблемные ситуации в новые возможности: Показать возможности ребенка, помочь осмыслить, выбрать именно для себя должное, сформулировать цель, организовать деятельность в выбранном направлении.

Занятия с обучающимися с 1 по 4 класс проходят по программе внеурочной деятельности

«Радуга общения» составленной на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Программа направлена на развитие социальной и личностной компетенции детей, выработку навыков самозащиты и предупреждения проблем. Дети обучаются навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решения, выработке адекватной самооценки, умению постоять за себя, избегать ситуаций с неоправданным риском, вести здоровый образ жизни, а также приемам эмоциональной само регуляции, разрешения конфликтов и сопротивления групповому давлению. Все это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создает условия для полноценного развития личности ребенка.

Содержание работы с младшими школьниками направлено на формирование поведенческих навыков с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей, позволяющих сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития.

Содержание работы с обучающимися 5-6 классов преимущественно направлено на познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, самовоспитание. При проектировании занятий с обучающимися 7-11 классов целесообразно учитывать потребность взрослеющих подростков в избирательности общения, их эмоциональную ранимость, потребность в признании и стремление к самоутверждению.

Условием успешности профилактической работы в классных коллективах является ее системный характер, диалоговое взаимодействие, без оценочное принятие личности подростков, отсутствие назидательности со стороны педагога.

В рамках реализации волонтерских и социальных проектов

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Задачи волонтерской организации:
  1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

  2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.

  3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

  4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).

  5. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

  6. Снизить количество учащихся, состоящих на различных формах профилактического учета.

Функции волонтеров в профилактической работе:
    • разработка и проведение профилактических мероприятий, акций, флеш-мобов, выставок, соревнований, игр;

    • создание и распространение среди обучающихся информационно-профилактической информации (раздача листовок, брошюр, расклейка плакатов);

    • создание и показ видеороликов и презентаций, посвященных пропаганде здорового образа жизни и формированию жизнестойкости обучающихся;

    • сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных;

    • участие в городских волонтерских мероприятиях.

Ожидаемый результат:
  1. Формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной, здоровой личности.

  2. Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на различных формах профилактического учета.

  3. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

  4. Формирование жизнестойкости у подростков.


Модуль 2. Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В ходе подготовительного этапа работы педагог-психолог определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся без попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности.

Основная задача индивидуальной работы с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. Эффективным методом работы является беседа.

Необходимо применять техники психокоррекции эмоционального состояния в соответствии с возрастом учащегося, применять и обучать учащихся методам саморегуляции.

Модуль 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей

При системном подходе к организации профилактического просвещения родителей и педагогов, возможно, сформировать благоприятные условия для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.

Задачи работы с родителями:
  • способствовать переоценке взаимоотношений с детьми;

  • формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем.

Работа с педагогами:

Работа с педагогами направлена на решение следующих задач:

  • ознакомление с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование данной информации в работе;

  • формирование представлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи;

  • расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;

  • формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.

Основными формами работы с педагогами являются: теоретический семинар, семинар- практикум, групповые лекции, беседы, анкетирование, тренинги, индивидуальные консультации, особой формой является создание и распространение информационно-методических материалов.


Ожидаемые результаты:

Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности личностной компетентности:

    • адекватная самооценка;

    • навыки межличностного взаимодействия;

-ценностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль);

    • само регуляция поведения и эмоций;

    • высокая адаптивность;

    • уверенность в себе;

    • независимость, самостоятельность суждений;

    • стремление к достижениям.

Риски и пути их преодоления

В ходе реализации Программы допустимы риски и неопределенности:

  • многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, друзья не в школе, образ жизни);

  • недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований Программы;

  • недостаточная заинтересованность/полное отсутствие заинтересованности родителей в вопросах воспитания собственных детей



План мероприятий, направленных

на формирование жизнестойкости обучающихся

1. Подготовительный этап

Администрация

  1. Издает локальные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся.

  2. Организует проведение методических семинаров, педагогических советов по организационно-содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в ОУ педработниками.

Классный руководитель

  1. Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе.

  2. Определяет направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе.

  3. Планирует содержание классных часов, родительских собраний.

  4. Взаимодействует с педагогом-психологом, социальным педагогом.

Педагог-психолог

  1. Разрабатывает цикл занятий по формированию жизнестойкости, утверждает учебно-тематический план занятий.

  2. Определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  3. Проводит консультирование родителей данной группы обучающихся, получает письменное разрешение (отказ) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы.

  4. Проводит диагностику личностного развития обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (при наличии письменного разрешения родителей).

  5. Составляет учебно-тематический план индивидуальных (групповых) занятий с обучающимися группы риска, который утверждается директором ОУ.

2. Формирующий этап

Администрация

  1. Организует проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по вопросам повышения психолого- педагогической компетентности педагогов.

  2. Координирует работу всех педагогических работников и организует контроль за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся.

Классный руководитель

  1. Организует просветительскую работу с родителями обучающихся.

  2. Проводит классные часы по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы.

  3. Организует включение обучающихся в ценностно значимую для них деятельность.



4. Осуществляет индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности.

Педагог-психолог

  1. Организует в адаптационный период (октябрь-ноябрь) проведение групповых психологических занятий в 1-х, 5-х, 10-х классах, в «сборных» вновь созданных классах, в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах.

  2. Проводит индивидуальные (групповые) коррекционно-развивающие занятия по формированию овладевающего поведения с детьми, оказавшимися в ТЖС.

  3. Проводит курс (факультатив) для обучающихся по формированию жизнестойкости.

  4. Участвует в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей.

  5. Осуществляет методическое сопровождение классных руководителей

по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости.

Социальный педагог

Осуществляет социальный патронаж обучающихся в социально опасном положении, на учете в КДН и ЗП, ПДН

3. Мониторинг

Администрация

  1. Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в конце учебного года в соответствии с показателями эффективности.

  2. Осуществляет планирование работы на следующий учебный год.

  3. Организует обсуждение результатов работы с родителями и педагогическим коллективом.

  4. Проектирует воспитательную работу по формированию жизнестойкости

обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов.

Классный руководитель

  1. Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы.

  2. Проводит анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы.

  3. Планирует работу с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе).

Педагог-психолог

  1. Организует проведение мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося»).

  2. Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в конце учебного года в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией ОУ).

  3. Планирует мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей, собственную работу на следующий уч. год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся.

План внедрения программы, направленной на формирование жизнестойкости обучающихся


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 этап

1

Утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся

Сентябрь

Администрация

2

Организация проведения методических семинаров, (педагогических советов) по организационно- содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в образовательной организации педагогическими работниками

Октябрь

Администрация

3

Заполнение бланков методики «Шкала социальной компетентности обучающегося» (приложение 2 к методическим рекомендациям), составление профиля

сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе

Октябрь

Классный руково- дитель

5

Определение направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе

Октябрь

Классный руково- дитель

6

Планирование содержания классных часов, родительских собраний

Октябрь

Классный руково- дитель

7

Взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом

Сентябрь

Педагог-психолог

8

Разработка цикла занятий по формированию жизнестойкости,

утверждение учебно-тематического плана занятий (при наличии факультативных занятий, элективных курсов, уроков психологии)

Сентябрь

Педагог-психолог

9

Определение группы обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, разводродителей, суицид в семье и др.), обучающиеся (воспитанники) безпопечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности

Сентябрь

Педагог-психолог

10

Проведение консультирования родителей (законных представителей) данной группы обучающихся, получение письменного разрешения (или письменный отказ) о

проведении индивидуальной (групповой) коррекционно- развивающей работы

Октябрь

Педагог-психолог

11

Обработкам результатов диагностики личностного развития детей подросткового возраста (Прихожан А. М.), оказавшихся в трудной жизненной ситуации (приложение 1 к методическим рекомендациям) (при наличии письменного разрешения родителей (законных представителей)

Октябрь

Педагог-психолог

12

Составление учебно-тематического плана индивидуальных (групповых) занятий с детьми группы риска и утверждение

его руководителем образовательной организации

Октябрь

Педагог-психолог


2 этап

13

Организация и проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по

Ноябрь

Администрация



вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов



14

Координация работы всех педагогических работников и организация контроля за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся

Ноябрь

Администрация

15

Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся

Ноябрь

Классный руково- дитель

16

Проведение классных часов по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы

Ноябрь

Классный руково- дитель

17

Организация включения обучающихся в ценностно значимую для них деятельность

Декабрь

Классный руково- дитель

18

Осуществление индивидуального педагогического сопровождения обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности

Декабрь

Классный руково- дитель

19

Организация в адаптационный период (октябрь-ноябрь) и проведение групповых психологических занятий в первых, пятых, десятых классах, в «сборных» вновь созданных классах, а также в классах, где появился новый ученик, в

конфликтных классах (по мере необходимости)

Ноябрь

Педагог-психолог

20

Проведение индивидуальных (групповых) коррекционно-развивающих занятий по формированию совладающего поведения с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Ноябрь

Педагог-психолог

21

Проведение курса (факультатив) для обучающихся по формированию жизнестойкости

Декабрь - Март

Педагог-психолог

22

Участие в подготовке и проведении родительских собраний,

семинаров для педагогов и родителей (законных представителей)

В течение года

Педагог-психолог

23

Осуществление методического сопровождения классных руководителей по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости

В течение года

Педагог-психолог

24

Осуществление социального патронажа обучающихся, находящихся в социально опасном положении, на учете в КДН, ПДН

Ноябрь

Социальный педагог


3 этап

25

Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2025-2026 учебном году в соответствии с показателями

эффективности

Апрель - Май

Администрация

26

Осуществление планирования работы на 2025-2026 учебный год

Май

Администрация

27

Организация обсуждения результатов работы с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом

Май

Администрация

28

Проектирование воспитательной работы по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов

Май

Администрация

29

Заполнение бланка методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составление профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном

коллективе по итогам работы

Апрель

Классный руково- дитель

30

Проведение анализа и оценки результатов по итогам проделанной работы

Май

Классный руково- дитель


31

Планирование работы с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе)

Май

Классный руково- дитель

32

Организация и проведение мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося»)

Апрель

Педагог-психолог

33

Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2025-2026 учебном году в соответствии с показателями эффективности

Апрель

Педагог-психолог

34

Планирование мероприятий по повышению психолого- педагогической компетентности педагогов, родителей (законных

представителей), собственной работы на следующий учебный год сучетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся

Май

Педагог-психолог


Список литературы


  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002 Бачков И.,

  2. Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.- СПб, 2009.-111 с.

  3. Книжникова СВ. Педагогическая профилактика суицидального поведения поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография).- Краснодар: «АВС-полиграфия», 2009

  4. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., ШамардинаМ.В.Барнаул, 2014.- 184 с.

  5. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста.- М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.

  6. Прутченков А.С Социально-психологический тренинг в школе.- М.,2001

  7. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989.

  8. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/Под ред. А.Ф. Шадуры.- СПб.: «Речь», 2005.- 176с.

  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Средняя школа (5-8 классы). - М.: Генезис, 2005.- 207с.

  10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1 - 4 классы). - М.: Генезис, 2004.- 303с.

  11. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. - М.: Генезис, 2008.- 160с.

  12. Хрестоматия по возрастной психологии // Под ред. Фельдштейна Д.И. М., Международная педагогическая академия 1996.

  13. Эльконин Б.Д. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. Психологические труды. М., 1996.

  14. Чистякова, М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд.- М.: Просвещение: Владос, 1995.-160 с




Приложение 1

Диагностика социальной компетентности обучающегося

Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социаль­ной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдель­ных областях.

Экспериментальный материал.

Бланк методики. На первой странице бланка проставляются сведения об обучающем­ся (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.), указывается кем дана оценка социальной компетентности подростка.

Порядок проведения.

Методика проводится классными руководителями.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

  1. б. — обучающийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойст­венна указанная форма поведения

  2. 6. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно

  3. б. — не владеет

В графе «Примечания» можно записать ответ, указать другие сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.).

Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.

Обработка результатов

1. Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл соци­альной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социаль­ного возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 1).

Таблица 1

Группа

Количество

баллов

Социальный

возраст

Группа

Количество

баллов

Социальный

возраст

Девочки

102—108

9

Мальчики

95—108

9

96—101

10

88—94

10

89—95

11

81—87

11

82—88

12

74—80

12

75—81

13

67—73

13

70—76

14

62—66

14

63—69

15

57—61

15

56—62

16

50—56

16

49—36

17

43—36

17

2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:



СК=(СВ-ХВ)0,1 где: •

СК — коэффициент социальной компетентности СВ — социальный возраст (опреде­ляется по таблице 1) ХВ — хронологический возраст

  1. В соответствии с ключом (таблица 2) вычисляется балл по каждой субшкале.

Таблица 2.

Субшкала

Шифр

суб­

шкалы


Пункты

1.

Самостоятельность

С

2

8 | 16 | 20 | 31 | 36


2.

Уверенность в себе

У

1

13

19

22

27

33

3.

Отношение к своим обязанностям

Об

6

10

24

26

28

35

4.

Развитие общения

О

4

12

15

23

30

34

5.

Организованность, развитие произволь­ности

П

3

9

14

17

29

32

6.

Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными тех­нологиями

и

5

7

11

18

21

25

4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каж­дой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 3). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.



Таблица 3

Субшкала

Девочки

Мальчики

Баллы

Социальный

возраст

Баллы

Социальный

возраст

Самостоятельность

15—18

9—11

17—18

9—10

13—14

12—13

15—16

11—12

10—12

14

12—14

13—14

7—9

15—16

9—11

15

6

17

6—8

16—17

Уверенность в себе

16—18

9—11

15—18

9—10

12—15

12

12—14

11

11

13

10—11

12

8—10

14—15

7—9

13—14

6—7

16—17

6

15—17

Отношение к сво­им обязанностям

10—18

9—12

15—18

9—11

8—9

13—15

12—14

12—14

6—7

16—17

8—11

15—16

6—7

17

Развитие общения

17—18

9

13—18

9—10

15—16

10—11

10—12

11—12

12—14

12—13

7—9

13—15

9—11

14—16

6

16—17

6—8

17

Организованность, развитие произ­вольности

15—18

9—11

11—18

9—10

12—14

12—13

10—12

11—12

9—11

14—15

7—9

13—14

6—8

16—17

6

15—17

Интерес к соци­альной жизни

17—18

9—10

14—18

9—11

15—16

11

9—13

12—14

10—14

12—13

6—8

15—17

8—9

14—15

6—7

16—17


  1. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле: СК=(СВ-ХВ) 0,1 где:

СК — коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере СВ — социальный возраст (определяется по таблице 3)

ХВ — хронологический возраст

Интерпретация результатов.

Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социальной компетентности.

Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от —1 до +1 и интерпретируется следующим образом:

  • 0—0,5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его воз­расту (социально-психологический норматив).

  • 0,6—0,75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опере­жает своих сверстников.

  • 0,76—1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню соци­альной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития, а при изучении самооценке о ее нереалистично-завышенном характере.

  • 0—(-0,5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его воз­расту (социально-психологический норматив).

  • (-0,6)—(-0,75) — отставание в развитии социальной компетентности.

  • (-0,76)—(-1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.

Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы

«опережения» и «отставания» в социальной компетентности и составить соответствую-

щую психолого-педагогическую программу.

Субшкалы

Сырой балл

Социальный возраст

1. Самостоятельность (С)



2. Уверенность в себе (У)



3. Отношение к своим обязанностям (Об)



4. Развитие общения (О)



5. Организованность, развитие произвольности

(П)



6. Интерес к социальной жизни, наличие увлече­ний, владение современными технологиями (И)







































Приложение 2

Бланк методики “Шкала социальной компетентности”

Ф.И. школьника Школа

Возраст Класс

Кто заполняет бланк (мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель) нужное подчеркнуть)

Дата проведения

Результаты

Показатели

Значения

Сырой балл


Социальный возраст


Коэффициент социальной компетен­ции



Внимательно прочтите каждое предложение, оцените, насколько подросток владе­ет указанным навыком, умением, указанной формой поведения.

Не думайте долго над ответом.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

  1. б. — подросток полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойст­венна указанная форма поведения

  2. б. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно

  3. б. — не владеет

Шифр

суб­

шкалы

Пункт шкалы

Оценка

Примечания

1 б

26

3 б

1.

У

Обладает чувством собственного достоинст­ва





2.

С

Умеет самостоятельно обнаруживать и ис­правлять свои ошибки





3.

п

Умеет принимать решения и выполнять их





4.

О

Имеет друзей-сверстников





5.

и

Интересуется происходящим в стране и мире





6.

Об

Ответственно относится к школьным обязан­ностям





7.

и

Любит читать





8.

с

Самостоятельно правильно оценивает каче­ство своей работы





9.

п

Выполняет намеченное дело до конца





10.

Об

Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой





11.

и

Читает газеты, журналы





12.

О

Умеет прийти на помощь другому человеку





13.

У

Проявляет требовательность к себе





14.

п

Владеет средствами, способами достижения цели





15.

О

Может самостоятельно познакомиться с не­знакомыми сверстниками





16.

с

Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги





17.

п

Может составить план выполнения задания и придерживаться его





18.

и

Смотрит новостные программы по телевизо­ру, слушает их по радио





19.

У

Правильно реагирует на собственные неуда­чи





20.

с

Проявляет самостоятельность в выборе дру­зей, занятий во время досуга





21.

и

Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации





22.

У

Правильно относится к собственным успехам





23.

О

Можно полностью довериться, положиться





24.

Об

Осознает свои затруднения, проблемы, мо­жет проанализировать их причины





25.

и

Умеет находить нужную информацию (в книгах, с помощью компьютера и т. п.)






26.

Об

Участвует в делах класса, школы





27.

У

Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности





28.

Об

Выполняет повседневную работу по дому





29.

П

Может работать сосредоточенно, не отвлека­ясь





30.

О

Получает удовольствие от общения со свер­стниками





31.

С

Самостоятельно распределяет свое время





32.

п

Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т. п.) и умеет подчи­няться им





33.

У

Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни





34.

О

Умеет согласовывать свои потребности, же­лания с потребностями окружающих





35.

Об

Без напоминаний выполняет домашние зада­ния





36.

С

Может самостоятельно справляться со свои­ми проблемами, трудностями