МБОУ «Гимназия №18»
города Алексина Тульской области
Программа
«Пятерка
за здоровье»
Автор:
заместитель директора по УВР
Чикина Елена Николаевна
педагог-организатор
«Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье.»
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Результаты диспансеризации в 2021 году
(количество учащихся, имеющих нарушения здоровья)
возраст | По стране | По гимназии |
7-10 лет | 14,9% | 11,2% |
15-17 лет | 22% | 21,6% |
Подростковый возраст | 25% | 20,2% |
Негативное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные и экологические проблемы, генетическая отягощенность. И все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, некомфортными условиями процесса обучения.
К школьным факторам риска (ШФР), по результатам исследования Института возрастной физиологии РАО, относятся:
Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий)
Интенсификация учебного процесса
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
Нерациональная организация учебного процесса (в том числе физкультурно-оздоровительной работы)
Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:
Важно отметить, что негативные влияния ШФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка. Педагогический коллектив гимназии считает, что необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.
Специфика содержания и особенности организации здоровьесберегающей деятельности в МОУ «Гимназия № 18» отражены в нормативно-управленческом документе – Комплексно- целевой программе «Пятерка за здоровье».
Теоретическими основаниями системы здоровьесберегающей деятельности МОУ «Гимназия № 18» являются следующие положения:
здоровье - это социокультурная характеристика человека, отражающая его жизнеспособность и внутреннюю картину здоровья и проявляющаяся в успешной жизнедеятельности по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального);
здоровый образ жизни - индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных социокультурных представлений о феномене "здоровье" и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности;
здоровьесберегающая технология в образовании - это система целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических и личностных состояний школьников;
здоровьесберегающее образование – это комплексная системная деятельность ОУ по применению в процессе обучения здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов риска нарушения здоровья
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- ненанесения вреда
- приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и пе
дагогов
- триединого представления о здоровье (физическом, психи
ческом, духовно-нравственном)
- непрерывности и преемственности
- субъект – субъектного отношения с учащимися
Методологической основой работы педагогического коллектива в рамках здоровьесберегающей и гуманитарной парадигм, являются психолого-педагогические теории М.Безруких, Н.К. Смирнова. В.М.Шепеля, В.В.Серикова, И.С.Якиманской, Е.В.Бондаревской; методические идеи Гузеева В.В., Беспалько В.П., Селевко Г.К. , В.Ф. Базарнова.
Паспорт МОУ «Гимназия №18»
1. Инфраструктура
Здание: - общая площадь | 5353 кв.м |
кол-во классных комнат | 34 |
столовая с горячим питанием | + |
наличие водопровода, канализации, центрального отопления | + |
2. Здоровьесберегающее оборудование и оснащение
Медицинский кабинет | + |
Спортивный зал | + |
Школьный спортивная площадка | + |
Школьная игровая площадка | + |
Тренажерный комплекс | + |
Кабинет релаксации и психологической разгрузки для учащихся | + |
Кабинет релаксации и психологической разгрузки для учителей | - |
Зимний сад | + |
Школьный парк-сад | + |
Пожарная сигнализация | + |
«Тревожная кнопка» | + |
3.Персонал школы
Медицинский работник | 1 |
Учителя физической культуры | 3 |
Педагог - психолог | 1 |
Руководители спортивных секций | 4 |
Руководители кружков (технических, эколого-биологических, туристско-краеведческих, художественного творчества) | 14 |
Социальный педагог | 1 |
4.Контингент учащихся
Общая численность учащихся гимназии | 566 ч |
Общая численность учащихся 1 классов | 55 ч |
Количество учащихся в одном классе ( в начальной школе) | 20 ч |
Общая численность учащихся 5 классов | 45 ч |
Количество учащихся в одном классе ( в начальной школе) | 22 ч |
Общая численность учащихся 10 классов | 37 ч |
Количество учащихся в одном классе ( в основной школе) | 19 ч |
Количество детей, находящихся на диспансерном учете (всего по школе) | 109 ч. (19 %) |
Количество детей с хроническими заболеваниями (всего по школе) | 118 ч. (20%) |
Количество детей, находящихся на учете в детской комнате милиции (всего по школе) | - |
Количество детей из неполных семей (всего по школе) | 124 ч (22%) |
Количество детей, семьи которых получают социальные пособия всего по школе) | 26ч (5%) |
Цель программы:
Создание условий для повышения качества общего образования, для оптимизации учебной психологической и физической нагрузки, для сохранения здоровья учащихся; воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика профессионального выгорания учителя, обретение способности к здоровому творчеству и развитию индивидуальных интеллектуальных интересов, формирование творческой конкурентно – способной личности учащихся.
Задачи программы:
Оптимизировать учебный процесс с целью преодоления школьных факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка :
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних
заданий;
- освоение и совершенствование здровьесберегающих технологий обучения, соответствующих возрастным и функциональным возможностям школьников;
Развитие психолого-медико-педагогической службы гимназии для
профилактики нарушений здоровья учащихся; оптимизации
индивидуального образовательного маршрута ребенка; оказания
комплексной помощи детям, оказавшимся в социально-опасной ситуации и одаренным.
Организация работы кафедры «Ортобиотики» с целью реализации
принципов здоровьесберегающей педагогики в учебно-воспитательном
процессе гимназии.
Интеграция в образовательный процесс гимназии системы сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов «Пятерка за здоровье» (авторы – психолого-медико-педагогическая служба гимназии):
методика «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»; автор В.Ф. Базарнов
методика «Кинезиология»; автор П., Г. Деннисон
технология Биологической обратной связи «БОС»; автор А. А. Сметанкин
рефлексивные техники эмоционального состояния младших школьников, как важнейшие составляющие современных образовательных технологий; автор Свешникова Л.В.
Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся, оптимального питьевого режима
Повышение профессионального уровня работников гимназии в решении задач по сохранению и укреплению здоровья учащихся и собственно го здоровья (участие в работе научно-практических конференций, семинаров, тренингов, лекций по данной проблеме).
Участники программы:
Учащиеся 1 – 11 классов
Педагогический коллектив гимназии
Родители
Социальные партнеры( ЦПМСП «ЛАД», детская поликлиника №1)
Сроки и этапы реализации программы
1 этап 2020
2 этап 2020-2021
3 этап 2022-2023
1 этап
2 Внедрение в образовательный процесс гимназии системы сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов «Пятерка за здоровье».
3. Разработка психолого-медико-социально-педагогических мероприятий по реализации комплексно-целевой программы
2 этап
1. Внедрение кафедрой «Ортобиотики» с целью реализации принципов здоровьесберегающей педагогики в учебно-воспитательный процесс гимназии технологии БОС для детей с ослабленным здоровьем.
2. Проведение мероприятий, направленных на решение задач комплексно-целевой программы «Пятерка за здоровье»
3. Организация промежуточного анализа эффективности работы педагогического коллектива по данному направлению.
3 этап
Проектно-аналитическая деятельность гимназии по совершенствованию системы работы для создания условий оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки, сохранения здоровья учащихся, обретения способности к здоровому творчеству и развитию индивидуальных интеллектуальных интересов, формирования творческой конкурентно – способной личности учащихся.
Ожидаемые результаты реализации программы «Пятерка за здоровье»
Сохранение и по возможности укрепление психосоматического здоровья школьников, снижение показателей роста числа заболеваний у учащихся при переходе на новую возрастную ступень
Снижение школьной тревожности учащихся, психической напряженности учебного процесса, уровня конфликтности в системах: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – детский коллектив», «ребёнок – родители»
Повышение уровня учебной мотивации, приоритета здорового образа жизни, овладения учащимися копинг-стратегиями поведения в проблемных жизненных ситуациях
Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе на новую ступень обучения
Укрепление взаимодействия семьи и школы, школы и социума при организации здоровьесберегающей деятельности школы
Повышение профессиональной компетентности педагогов по антистрессовой педагогике и здоровьесберегающим технологиям
Модель личности ученика.
Модель выпускника первой ступени обучения | Модель выпускника второй ступени обучения | Модель выпускника третьей ступени обучения |
знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. | знание основ строения и функционирования организма человека; знание изменений в организме человека в пубертатный период; умение оценивать свое физическое и психическое состояние; знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; поддержание физической формы; телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; гигиена умственного труда. | стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; знание различных оздоровительных систем; умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; гигиена умственного труда. |
Кадровое обеспечение программы
Специалисты по вопросам правонарушений, безнадзорности, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков
Научные консультанты медицинского факультета ТУЛГУ, специалисты ЦПМСП «ЛАД»
Функции работников гимназии по реализации программы «Пятёрка за здоровье»
1.Функции медицинской службы
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы
мониторинг уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы
2.Функции администрации
Общее руководство (организация, координация, контроль):
здоровьесберегающая инфраструктура (в соответствии с САНПИН: содержание здания и помещений, оснащенность кабинетов, спортзалов, тренажерного зала, спортплощадки, столовой, медкомнаты необходимым оборудованием и инвентарём; горячее питание учащихся; необходимый, в расчете на количество обучающихся квалифицированный состав специалистов);
рациональная организация образовательного процесса с позиций здоровьесбережения(соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения, использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов, соблюдение требований к использованию компьютера, аудио-визуальных средств в обучении, оптимальная двигательная активность учащихся, индивидуализация обучения);
физкультурно-оздоровительная работа (полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья, физкультпаузы на уроках в 1 – 8 классах, динамические паузы в начальной школе, спортивные секции и тренажерный зал, спортивно-оздоровительные мероприятия)
просветительско-воспитательная работа(преподавание вопросов ортобиотики на уроках биологии, ОБЖ, физической культуры в классах среднего и старшего звена, система внеклассных, психологических мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья учащихся);
просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (банк данных и система работы «Одаренный ребенок», банк данных и система работы «Учащиеся, оказавшиеся в соцально-опасной ситуации», научно-практический семинар, деятельность кафедры «Ортобиотики»);
3. Функции классного руководителя:
Организация и проведение:
мероприятия по профилактике частых заболеваний учащихся, по профилактике детского травматизма на дорогах;
программа мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
просветительская работа с родителями по вопросам здоровьесбережения с привлечением специалистов;
внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, тренинги, социальные проекты, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся, проектирование индивидуального образовательного маршрута;
мониторинг психологического климата классного коллектива, уровня сформированности универсальных учебных действий, мотивации к здоровому образу жизни, уровня правовой культуры;
Функции психологической службы гимназии:
содействие гармонизации социальной сферы гимназии и осуществление превентивных мероприятий по профилактике нарушений школьной адаптации, психологической зависимости от ПАВ, суицида, профессионального выгорания педагогов;
определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся и сохранению их здоровья;
осуществление психологической поддержки творчески одаренных учащихся; учащихся, оказавшихся в социально-опасной ситуации;
3. Психологическое сопровождение реализации комплексно-целевой программа «Пятерка за здоровье»
Методы контроля над реализацией программы:
посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
Методические подходы к оценке здоровьесберегающей деятельности
гимназии
Оценка направленности и системности деятельности гимназии по охране и укреплению здоровья предполагается проводить по шести критериальным блокам:
1 блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
2 блок – рациональная организация образовательного процесса
3 блок - организация физкультурно-оздоровительной работы
4 блок – просветительско-воспитательная, психологическая работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
5 блок – организация системы просветительской, психологической и методической работы с педагогами и родителями
6 блок – медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью
Включает в себя: культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Основные направления деятельности в рамках программы «Пятерка за здоровье»:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся;
реабилитационную работу
обязательное медицинское обследование;
мероприятия по питьевому режиму школьников.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике зависимости от ПАВ (программа Безруких М.М., Макеевой А.Г., Филипповой Т.А. «Все цвета, кроме черного»; тренинг по освоению копинг – стратегий для подростков авт. Сирота Н.А. и др.)
организацию деятельности с родителями по профилактике зависимости от ПАВ
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, психологические консультации из цикла «Азбука здравомыслия»)
познавательные, большие психологические игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике ПАВ; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
предупреждение проблем развития ребенка;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся
организация кинезиологических занятий по методикам Деннисон П., Базарнова В.Ф.
разработка и реализация программ и соцпроектов: «Одаренный ребенок», «Новичок в школе», «Толерантность – путь к миру»
обучение учащихся с ослабленным здоровьем диафрагмальному дыханию ( технология Сметанкина А. А.)
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
ний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к
формированию здорового образа жизни учащихся;
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы
проведение профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата, по оздоровлению учащихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции, по предупреждению заболеваний органов зрения.
Диагностическое направление предполагает:
проведение мониторинга за состоянием здоровья,
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями
психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации учащихся 1, 5, 10 классов и вновь прибывших учащихся
диагностика профессионального выгорания педагогов, с целью организации работы по профилактике и коррекции профессионально-личностных деформаций
Приложение
Перечень нормативно-правовых документов по проблеме «Образование и здоровье»
Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Минздравсоцразвития РФ 15.01.2008 №206-ВС)
Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 51).
Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 15, 17, 19, 20, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 35, 36 Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.99 г.).
СП № 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля…».
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».
Методические рекомендации «Организация и режим работы групп и школ продленного дня», утвержденные Минздравом СССР 12.12.79 г. № 2111-79.
СанПиН № 42-125-4216-86 «Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста», утвержденные Минздравом СССР в 1986 г.
Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся X–XI классов, утвержденная Министерством образования Российской Федерации в 1992 г.
СП № 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в образовательных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденные Министерством торговли СССР 28.12.85 г. № 315.
ГОСТ 11015-93 «Столы ученические».
ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические»
Анализ
реализации Программы «Пятерка за здоровье» за период
с 11.01.2012 по 10.02.2013
Реализация задач первого этапа Программы «Пятерка за здоровье», отражена в содержании деятельности педколлектива гимназии в период с 11.01.2012 по 10.02.2013
Проводится анализ здоровьесберегающей деятельности гимназии с целью выявления школьных факторов риска нарушений здоровья учащихся.
Анализ организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников МОУ «Гимназия №18».
Характеристика образовательного процесса | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Количество уроков физической культуры в неделю | | + | |
Расположение уроков физической культуры в расписание | | | + |
Проведение уроков физической культуры на воздухе | | | + |
Выполнение программ физического воспитания | | | + |
Организация занятий с учащимися спецмедгруппы | | + | |
Организация работы групп коррегирующей гимнастики | + | | |
Кадровое обеспечение занятий с учащимися подготовительной группы и спецмедгруппы | | | + |
Проведение физкультминуток на уроках в начальной школе | | | + |
Проведение физкультпауз в ГПД | | | + |
Организация динамических перемен | | + | |
Проведение динамических пауз в 5-8 классах | + | | |
Проведение «Часа здоровья» | | + | |
Проведение Дней здоровья и спортивных соревнований | | | + |
Проведение спортивных каникул | | + | |
Средний показатель (макс. 2) | 1,4 |
См. Приложение №---------
Анализ организации образовательного процесса с позиций здоровьесбережения .
требованиям СанПиН Частично отвечает | Не отвечает требованиям СанПиН | Частично отвечает требованиям СанПиН | Отвечает требованиям СанПиН |
Максимальные величины недельной учебной нагрузки | | | + |
Расписание уроков | | | + |
Продолжительность уроков | | | + |
Начало учебного дня | | | + |
Сменность | | + | |
Домашние задания | | + | |
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся | | | + |
Обучение в 1 классе детей, достигших биологической зрелости(заполняется для 1 класса) | | | + |
Введение любых инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов | | | + |
Длительность занятий на компьютере | | | + |
Длительность применения аудиовизуальных средств | | | + |
Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры | | | + |
Проведение занятий активно-двигательного характера в начальной школе | | | + |
Индивидуализация обучения | | + | |
Средний показатель (макс. 2) | 1,7 |
См. Приложение №--------
В стадии обработки «Оценка системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями»
См. Приложение №--------
Реализуются психолого-медико-социально-педагогические мероприятия по плану. (См. план мероприятий и приложения о внедрении в образовательную ситуацию гимназии технологий В.Ф.Базарнова и кинезиологии)