СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программированное обучение на уроках штукатурно-малярного дела

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программированное обучение. Новый метод

Просмотр содержимого документа
«Программированное обучение на уроках штукатурно-малярного дела»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Серафимовичская школа – интернат»















Использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела

Описание педагогического опыта Охрименко Надежды Ивановны,

учителя технологии (профиль - штукатурно-малярное дело) высшей квалификационной категории












Серафимович

2020

  1. Информационно – справочные сведения об опыте.


Тема опыта: Использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела.

Автор опыта: Охрименко Надежда Ивановна.

Должность: учитель трудового обучения по штукатурно-малярному делу.

Разновидность опыта: рационализаторский.

Длительность функционирования опыта: опыт наблюдается с 1993 года.

Материалы, иллюстрирующие опыт: опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:

  1. Графический диктант по теме: «Растворы для штукатурных работ».

  2. Набор карточек по теме «Устройство штукатурных инструментов».

  3. Цифровое задание по теме: «Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных поверхностей к окраске простой».

  4. Перфокарта по теме: «Основные дефекты штукатурки».

  5. Перфоконверт по теме: «Показатели качества обойных работ».

  6. Линейная обучающая программа по теме: «Железнение штукатурки».

  7. Разветвленная обучающая программа по теме: «Виды штукатурных растворов и их компоненты».

  8. Технологическая карта (алгоритм) окраски водными составами.

  9. Мониторинг итоговой аттестации учащихся по штукатурно-малярному делу.

  10. Сравнительная диаграмма выпускников, поступивших в профессиональные училища на отделения: «штукатур-маляр», «мастер отделочных работ».

  1. Технологические сведения об опыте

Актуальность опыта:

В современных условиях система образования должна готовить человека к активной деятельности в духовной, экономической, политической и производственной сферах жизни общества. Такой социальный заказ вступает в противоречие с традиционной образовательной практикой специального образовательного учреждения.

Проблема социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями интеллектуального развития является государственной и определяется нормативными актами, правами и возможностями данной категории детей. Эта проблема решается с участием всех институтов образования в создании без барьерной среды, в которой каждый индивидуум мог бы обучаться, воспитываться, развиваться.

Такой благоприятной коррекционно-развивающей средой для обучения детей с нарушениями интеллекта является Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Серафимовичская школа – интернат».

Трудовая деятельность школьников с нарушением интеллекта является одним из самых активных средств подготовки к самостоятельной жизни, трудовое обучение – средством вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенному профилю (специальности), а трудовое воспитание – средством развития положительных качеств личности.

Обучение штукатурно-малярному делу предусматривает вооружение учащихся доступными им штукатурными, малярными и технико-технологическими знаниями, обучение навыкам вы­полнения отделочных работ, наглядное и практическое ознакомление с современными строительными материалами и инструментами.

Однако психофизические недостатки в развитии умственно отсталых учащихся затрудняют их овладение профессио­нально-трудовыми умениями и навыками и успешную адаптацию в производствен­ном коллективе в качестве равноправного члена. Поэтому эффективность овладения специальностью штукатура-маляра учащимися зависит от наличия у них психофизических осложнений умственной отсталости и той коррекционной работы, которая проводится учителем трудового обучения.

Таким образом, противоречие между высоким уровнем развития экономики, производства и недостаточным уровнем формирования профессионально-трудовых умений и навыков выпускников школы определяют актуальность опыта – поиска путей и средств, обеспечивающих более эффективное использование педагогического потенциала уроков штукатурно-малярного дела в формировании профессионально-трудовых навыков у школьников с нарушениями интеллекта.

Работая учителем штукатурно-малярного дела, столкнулась с рядом трудностей. Во-первых, необеспеченность учебниками по штукатурно-малярному делу учащихся 5-9 классов. Во-вторых, неоднородность структуры дефекта учащиеся ведет к разному уровню усвоения основ штукатурно-малярного дела. В-третьих, при выполнении отделочных работ в естественных условиях учащиеся часто не уверены в своих силах, возможностях и правильности выполнения задания. Поэтому, испытывают необходимость в постоянной помощи учителя и индивидуальной работы с каждым учеником.

Несмотря на указанные трудности, профессиональные трудовые навыки необходимо развивать у учеников с разными образовательными возможностями. Поэтому передо мной встала задача – активизировать мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта на уроках штукатурно-малярного дела, чтобы их знания были более прочными, и они могли бы применять их на практике самостоятельно.

Привычные формы и методы обучения (фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа в парах, в бригаде и т.д.) позволяли только частично решить эту проблему. В связи с этим, я начала изучать специальную литературу, искать ответ на вопрос какими еще формами и методами можно активизировать мыслительную деятельность, память, речь, внимание учащихся для формирования профессионально-трудовых навыков и умений на уроках штукатурно-малярного дела.

Успешному усвоению знаний, практических умений и навыков способствует использование на уроках штукатурно-малярного дела элементов программированного обучения. Использование элементов программированного обучения при проведении различных типов уроков, этапов уроков, практических занятий повышает организованность, самостоятельность учащихся, активизирует их мышление, способствует более осмысленному выполнению заданий, восприятию нового материала.

Программированное обучение имеет следующие преимущества перед существующей системой обучения. Новый материал усваивается значительно легче потому, что:

а) разбит на небольшие порции информации и каждая из них изучается в отдельности;

б) разрыв между изучением теории и применением ее на практике фактически отсутствует.

в) ученик мгновенно получает информацию о качестве усвоения очередной порции материала.

Процесс обучения индивидуализирован, по крайней мере, по темпу: слабый ученик может два-три раза прочитать информацию, прежде чем ответить на вопросы, сильный будет меньше времени читать и быстрее отвечать на вопросы.

На протяжении всего времени работы с пособием ученики все время активны: они легко отвечают на первые нетрудные вопросы, это их заинтересовывает; задумываясь над последующими, более сложными, все сильнее увлекаются учебной работой.

Одно из основных преимуществ программированного обучения – учитель действительно получил возможность управлять умственной деятельностью ученика: это достигается содержанием и порядком предъявления ему вопросов, задач и заданий после каждой порции информации. Наконец, каждый ученик приучает себя самостоятельно добывать новые знания.

При программированном обучении имеет место хорошая обратная связь, что обеспечивает возможность управления процессом обучения, а также возможность определения успешности обучения каждого ученика.

В отсутствии учебников по штукатурно-малярному делу для коррекционных школ, незаменимыми в моей работе стали программированные пособия, разработанные мной по преподаваемому предмету. Программированные пособия, так же как и обычные, являются источниками знаний. Они содержат определенную учебную информацию, в которой учитывается не только конечный результат, но и особенности самого процесса усвоения знаний; выполняют функцию обучения, воспитания и развития умственно отсталых учащихся.

Данный вид обучения и своей новизной и особой методикой организации учебной работы стимулирует интерес учащихся к занятиям, побуждает к самостоятельной работе с программированными пособиями.

  1. Педагогические задачи, решаемые в опыте:

  1. Сформировать у школьников с нарушением интеллекта теоретические основы штукатурно-малярного дела.

  2. Развить профессионально-трудовые навыки и умения работы с разными отделочными материалами и инструментами.

  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

  4. Воспитывать у умственно отсталых школьников социально-значимые качества личности: трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, аккуратность, чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки.

  5. Выявить эффективность использования элементов программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела в условиях школы VIII вида.

  1. Педагогические средства, используемые в опыте.

Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). В самом общем плане к средствам обучения относятся:

    • виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;

    • педагогическая техника: речь, мимика, движение;

    • средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства. К ним также относят технические средства обучения, дидактические материалы и т.п.

В традиционном учебном процессе средствами обучения являются печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники; записи на доске, плакаты; кино - видеофильмы; слово учителя.

Программированное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла.

В своей работе я использую печатные программированные пособия, изготовленные самостоятельно. Они мне компенсируют отсутствие учебников по штукатурно-малярному делу.

При программированном обучении используется форма активного опроса. Так как повышение качества обучения зависит от систематической проверки знаний, это привело к применению более эффективных способов контроля знаний учащихся. Принцип их сводится к замене устных ответов учащихся письменными выражениями в виде условных обозначений – цифр или отрезков линий, записываемых в строчку. Подобная форма опроса получила название «программированный диктант» или «графический диктант». Готовлю вопросы, подбирая к каждому два ответа, один из которых правильный. Вопросы с ответами последовательно зачитываю вслух. Учащиеся должны выбрать правильный ответ и записать его в своей тетради напротив номера вопроса.

Пример графического диктанта по теме: «Водные колеры, их состав» (Приложение №1).

Графические диктанты разработаны также по темам: «Растворы для штукатурных работ», «Отбивка панелей и их окраска; понятие о гобелене, фризе, филенке», «Улучшенная штукатурка».

Суть программированных заданий в том, что на заданный вопрос ученик из нескольких предложенных ответов должен выбрать один – правильный. Задания могут иметь текстовую или графическую и цифровую форму, используются для индивидуальной или фронтальной работы (Приложение №2).

Карточки разработаны по темам: «Простая штукатурка», «Улучшенная штукатурка», «Малярные инструменты, приготовление масляной шпаклевки», «Устройство штукатурных инструментов».

Для проверки знаний по темам: «Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных и неоштукатуренных поверхностей к простой окраске», «Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных и неоштукатуренных поверхностей к высококачественной окраске» удобно применять цифровое задание (буквенное или графическое). Цифровой код, записанный на доске, различается по вариантам. В тетради ученик должен записать последовательность операций, выраженных цифрами. Например, по теме: «Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных поверхностей к окраске простой» (Приложение №3).

Для контроля усвоения знаний учащихся применяю перфокарты – это листы бумаги, расчерченные в горизонтальном и вертикальном направлениях. По горизонтали записываются вопросы, по вертикали – ответы. Ученикам нужно прочитать вопрос и выбрать правильный ответ и при пересечении вопроса и правильного ответа поставить знак «плюс».

Перфокарты проверяются трафаретом. При наложении его на ответ ученика в прорезях должны быть видны правильные ответы (плюсы). Если просвет остался пустым, значит, ученик вообще не ответил на вопрос или ответил неверно. Причина неправильного ответа выясняется с учеником в индивидуальном порядке (Приложение №4).

Перфокарты разработаны по темам: «Виды пигментов, их применение, основные цвета», «Основные дефекты штукатурки».

Перфонконверты, в отличие от перфокарт, могут быть использованы многократно. Для ответа ученика делается прорезь, перфоконверт накладывается на чистый лист бумаги (крепится скрепкой), который нужен для записей ответов ученика.

Использую перфоконверты при изучении тем: «Общие сведения о водных колерах», «Показатели качества обойных работ» (Приложение №5).

Следующий этап моей работы – составление обучающих программ по некоторым темам штукатурно-малярного дела.

Обучающая программа, наряду со всеми ее функциями, служит источником знаний для учащихся, а при отсутствии учебников по данному предмету, это более чем важно.

При программированном обучении учащиеся должны действовать быстро, но правильно. Чтобы достичь такого результата, доктор Скиннер предложил так называемую линейную систему программированного обучения.

Линейная программа излагает материал последовательно, мелкими порциями и почти не допускает, чтобы ученик делал ошибки. А многократное повторение материала в различных формах обеспечивает прочные знания у учащихся.

Ученик, прочитав первую порцию новой для него информации, должен получить подтверждение о том, правильно ли он понимает этот материал, усвоил его или нет. С этой целью (составитель обучающей программы) в соответствии с содержанием порции информации формулирует вопросы, задачи, задания. Здесь должны быть все вопросы, задачи и задания, связанные с этой порцией, которые могут встретиться ученику при изучении не только данного, но и смежных и других предметов, а также во время работы после окончания школы. Рекомендуется первые вопросы составлять более простые, а затем сложные и, где это возможно, проблемные.

Итак, ученик прочитал первый вопрос и мысленно на него ответил. Чтобы проверить правильность своего ответа должен быть самоконтроль. Если ученик, проверив себя, убедился, что ответил правильно, он читает следующий вопрос или задание.

Если на какой-либо вопрос ученик не ответил, он должен вернуться и прочитать информацию снова. При правильных ответах на все вопросы изучаемый материал усваивается учащимся в полном смысле этого слова, и он может переходить к проработке следующей порции информации.

Схематично суть линейной программы можно представить так:

И нформация


В опросы, задачи, задания


С амоконтроль


Контроль

Линейные обучающие программы разработаны по следующим темам штукатурно-малярного дела: «Виды штукатурки, их применение», «Слои штукатурки, их назначение», «Штукатурка дверных, оконных откосов и заглушин», «Железнение штукатурки» (Приложение №6).

Одновременно с линейной обучающей программой возникает и разветвленная обучающая программа. Автором ее считают доктора Краудера. Он предложил порцию информации увеличить, а затем предъявлять учащимся несколько утверждений, одно из которых правильное. После каждого утверждения при программированном обучении поставлен номер ответа. После изучения порции информации ученик читает все утверждения и выбирает то, которое считает верным. Для проверки себя открывает обозначенную в конце этого утверждения страницу.

В случае правильного выбора ученику разъясняется, почему именно это утверждение является верным, и на этой же странице ему предъявляется новая порция информации. Если ученик выбирал другое утверждение, то на соответствующей странице ему объясняется, в чем именно состоит ошибка и рекомендуется выбрать другой ответ.

Схематично суть разветвления обучающей программы можно представить так:

И нформация №1

В опросы, задачи, задания

О твет №1 Ответ №2 Ответ №3


Неверно Неверно Верно

К онсультация Консультация Информация №2

учителя у другого ученика

Вопросы, задачи, задания

О твет №1 Ответ №2 Ответ №3

Неверно Неверно Верно

Консультация Консультация Информация №3

учителя у другого ученика и т.д.

Разветвленные обучающие программы разработаны по следующим темам штукатурно-малярного дела: «Масляные краски, их свойства и состав», «Колеры, их виды и значение», «Виды трафаретов, их применение», «Растворители для масляных и эмалевых красок», «Части стен», «Виды штукатурных растворов, их компоненты» (Приложение №7).

На уроках трудового обучения учащимся необходимо дать не только знания по предмету, но и сформировать профессиональные умения и навыки. Формирование знаний должно протекать не стихийно, а быть управляемым и контролируемым процессом. Очень важно выделить и определить кратчайшие пути формирования знаний. Здесь большая роль принадлежит алгоритмам, последовательному порядку выполнения задания. Алгоритмы облегчают усвоение, вырабатывают последовательность, четкость, экономичность действий, обучают рациональным приемам мышления, открывают кратчайшие пути к достижению цели.

На уроках штукатурно-малярного дела использую алгоритмы для проведения практических занятий. Разработанные алгоритмы по некоторым темам способствуют последовательному и правильному выполнению самостоятельных заданий.

Алгоритмы разработаны по следующим темам штукатурно-малярного дела: «Приготовление разбеленного водного колера светло-желтого цвета», «Приготовление масляной грунтовки и нанесение ее на поверхность», «Приготовление масляной краски и нанесение ее на поверхность», «Приготовление масляной шпаклевки», «Приготовление клеевой шпаклевки», «Приготовление квасцовой шпаклевки», «Окраска водными составами» (Приложение № 8).

Вышеперечисленные педагогические средства программированного обучения оказались эффективными на уроках штукатурно-малярного дела.



  1. Технология опыта

Одним из направлений совершенствования процесса обучения является теория поэтапного формирования умственных действий и знаний (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.П. Калошина, А.Н. Леонтьев, З.А. Решетова, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.); возникла как теория онтогенетического становления психической деятельности.

Одним из существенных факторов формирования трудовых умений являются строго дозированная помощь учителя в умственных и трудовых действиях учащегося (не идущая в ущерб развитию его самостоятельности), из которых складываются ориентировка, планирование и самоконтроль.

Способности учащихся усваивать новые знания различны. Одному ученику надо объяснять быстро, кратко, сжато; другому – медленно, подробно, долго. В настоящее время существующая система не позволяет при объяснении нового материала в достаточной мере индивидуализировать процесс обучения, что снижает его эффективность.

Процесс обучения невозможен без хорошей обратной связи. При обучении обратная связь будет хорошей в том случае, если информация об успешности усвоения нового материала поступает достаточно регулярно и часто, и если является она полной и идет от каждого ученика.

В данном случае на помощь приходит программированное обучение, как средство преподавания, которое рационально включается в педагогический процесс и полностью базируется на старых, проверенных классических методах преподавания, дополняя их, он является дальнейшим развитием, опираясь на новейшие достижения науки.

Сущность программированного обучения заключается в том, что современным групповым и массовым процессом обучения придаются особыми способами и средствами индивидуализированные черты и вносятся элементы непрерывного контроля усвоения учебного материала. Такое по форме обучение создает возможности для высокоэффективного обучения: более детальным и глубоким становится анализ целей обучения, исследуются вопросы организации учебного материала в систему учебных пособий; программирование всего учебного процесса.

Практика показывает, что без систематического и регулярного повторения учебного материала, усвоение знаний учащихся малоэффективно и не обеспечивает осмысленного запоминания. Здесь на помощь приходит программированное обучение.

Принципы программированного обучения:

  • подача информации небольшими порциями;

  • установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

  • предъявление ответа для самоконтроля;

  • подача указаний в зависимости от правильности ответа.

Преимущества использования элементов программированного обучения штукатурно-малярному делу представлены в том, что:

а) процесс обучения индивидуализирован;

б) разрыв между изучением теории и применением ее на практике фактически отсутствует;

в) ученик мгновенно получает информацию о качестве усвоения очередной порции материала;

г) ученики проявляют активность в обучении;

д) ученик приучает себя самостоятельно добывать новые знания;

е) обратная связь обеспечивает возможность управления процессом обучения.

Сущность программированного обучения состоит в том, что оно позволяет даже слабоуспевающим учащимся, не усвоившим первично порцию информации, то многократное повторение первичной информации, позволяет перейти к усвоению последующих порций информации, что и обеспечивает прочное закрепление знаний.

Программированное обучение штукатурно-малярному делу учащихся осуществляется с помощью использования специальных средств – программированных пособий разного вида. Они используются в зависимости от возрастных особенностей учащихся и содержания программного материала:

  • программированные перфокарты (5 класс);

  • программированные перфокарты, диктанты (6 класс);

  • программированные перфокарты, диктанты, контрольные задания тестового типа (7 класс.);

  • программированные перфокарты, диктанты, контрольные задания тестового типа, линейные программы (8 класс);

  • наряду с остальными используются разветвленные программы (9 класс).

Графический диктант используется на уроках штукатурно-малярного дела при проверке и закреплении знаний учащихся на разных этапах урока. Основное преимущество заключается в возможности за минимальное время выяснить степень знаний учащихся.

Программированное обучение – это самостоятельная работа учащегося, управляемая учителем при помощи программы-пособия.

Часто, говоря о программированном обучении, ограничивают его методические возможности первым аспектом. Такое ограничение дает возможность решать проблемы обучения лишь на половину: составление логических планов содержания учебного материала, алгоритмизации элементов содержания, отбор учебного материала и т.д. Очевидно, что учебное программирование или то же создание обучающей программы должно быть основано на программировании содержания обучения и процесса его усвоения.

Если для программирования содержания обучения учитывается состояние учебного предмета, состояние возрастных и познавательных возможностей учащихся, то для программирования процесса усвоения основное значение будут иметь принятые теории формирования ума человека.

Таким образом, термин «программирование» по отношению к учебному процессу означает методику создания программы, управляющей учебной деятельностью учащихся в процессе решения ими познавательных задач. Эти программы-пособия называются обучающими.

В наиболее общем виде основные этапы создания обучающей программы, то есть учебного программирования:

а) дидактический анализ содержания (задач) обучения и выбор структуры обучающей программы;

б) психолого-педагогический анализ познавательных возможностей учащегося и выбор структуры учебных процедур по отношению к каждому понятию;

в) написание текста программы;

г) контроль, проверка и откладка программы.

Так же важно провести существенное разделение двух часто смешиваемых понятий: программирование содержания обучения и программирование усвоения.

Обучающая программа составляется таким образом, что если ученик проработает ее до конца, то новый материал будет им полностью усвоен.

Методика разработки обучающей программы состоит из этапов:

а) отбор материала – отбирается самое главное в теме и все излагается понятным для учащихся языком;

б) расщепление материала на отдельные блоки – каждый блок имеет небольшую часть информации и смысловую завершенность;

в) проверка логической последовательности в изложении материала;

г) самопроверка усвоения каждым учащимся пройденного материала (вопросы, задания, задачи), что помогает управлять процессом усвоения знаний;

д) осуществление обратной связи между учителем и учениками;

е) контроль, который осуществляется с помощью констатирующих заданий и помогает управлению учебным процессом, он завершает тот или иной вид обучения, является необходимым условием для глубокого осмысления и усвоения учебного материала. Чем чаще производится контроль, тем лучше работа учащихся, а, следовательно, и выше их успеваемость. По результатам контроля учитель определяет характер своего воздействия на ход обучения.

Программированное по форме обучение создает возможности для высокоэффективного обучения. Но будут ли эти возможности реализованы, будет ли та или иная конкретная программа обучения обучать эффективнее, чем обучает учитель в обычных условиях, зависит: во-первых, от того, как эта программа будет составлена, насколько выбранный алгоритм будет эффективным. Во-вторых, от того, с каким учителем проводится сравнение.

Трудность программированного обучения состоит в том, что оно представляет собой совокупность методов и средств научной организации учебного процесса на основании последовательного применения некоторых элементов управления.

Разветвленная обучающая программа – это программа, в которой есть выбор, поэтому можно считать, что она в большей степени учитывает индивидуальные особенности учащегося и в зависимости от выбора направления, учащиеся могут не одновременно закончить работу над программой. Те учащиеся, которые быстрее заканчивают выполнение задания, могут получить дополнительное задание и дополнительную оценку.

Разветвленная обучающая программа состоит из трех основных частей, которые даются учащимся в определенной последовательности. Часть первая содержит новую информацию и задания ней, которая дается на один урок. На следующем уроке на двадцать минут (уроки спаренные) дается вторая часть обучающей программы – «ключ». В «ключе» - полные ответы на вопросы первой части обучающей программы. В остальное время второго урока учащимися выполняются контролирующие задания – часть третья. Они могут быть представлены программированным диктантом, графическим диктантом, текстом, перфокартой, перфоконвертом.

Контролирующие задания заканчиваются ответами, которые имеют определенные цифровые, буквенные или графические обозначения. Эти ответы предлагаются учащимися. Они делятся на несколько категорий. Часть ответов правильна, но дает слишком общий, не отражающий сути поставленного вопроса ответ, другая часть ответов правильна и конкретно отвечает на поставленный вопрос; третья часть не дает ответа на поставленный вопрос. Выбрать правильный ответ можно, только внимательно прочитав информацию, выбранный ответ записывается своим обозначением. В результате учащиеся представляют учителю кодированный ответ, который быстро проверяется и позволяет сразу же выявить степень усвоения каждым учеником изучаемого материала.

Обучающие программы используются для проведения теоретических занятий при изучении, закреплении нового материала

Одним из видов программированного обучения является алгоритмизация. Алгоритмы при правильном педагогическом использовании могут содействовать развитию логического мышления, выработке системности в работе, пробуждению стремления к определенной упорядоченности.

Свойства алгоритма:

а) массовость, возможность выполнять по этому алгоритму задания по данной теме;

б) дискретность – пошаговый характер алгоритма;

в) детерминированность (однозначность), все алгоритмы ориентированы на определенного исполнителя;

г) результативность, последовательное выполнение действий приводит к решению поставленных задач.

Программированное обучение создает все возможности для дифференцированного подхода к учащимся: каждый ученик выполняет определенное задание, которое составлено с учетом его индивидуальных особенностей, и работает над выполнением этого задания в доступном для себя темпе, не зависимо от того, что делают другие ученики.

Появилась возможность выполнения заданий учащимися последовательно, самостоятельно. Например, дано задание: приготовь клеевой колер и расскажи о последовательности выполнения задания. После закрепления изученного материала по данной теме методом программированного контроля учащимся это не составляет особого труда.

Используя программированное обучение в коррекционной школе VIII вида, мы решаем следующие проблемы:

- Заполнение перфокарт, перфоконвертов, выполнение цифровых заданий и т.д., способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, моторики умственно отсталых учащихся.

- Использование элементов программирования помогает обеспечить на уроках штукатурно-малярного дела активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь, позволяет учитывать индивидуальные особенности умственно отсталых учащихся.

- Введение в процесс проверки знаний элементов программирования имеет еще одно достоинство – экономию времени на уроке.

Результативность опыта

В процессе профессионально-трудового обучения особая роль принадлежит формированию знаний, являющихся теоретической основой практических действий учащихся на уроке.

Практика показывает, что без систематического и регулярного повторения учебного материала, усвоение знаний учащихся малоэффективно и не обеспечивает осмысленного запоминания. Здесь на помощь приходит программированное обучение.

При выполнении самостоятельной работы учащимися с перфокартами, карточками, возникают затруднения, учащиеся могут воспользоваться программированным материалом (которые заменяют учебники) по теме. Самостоятельно находят необходимый материал, и заполняют карточку или перфокарту. При такой организации повторения учащиеся охотно пользуются программированными пособиями, что приобщает их к работе с книгами.

В результате систематического применения метода программированного контроля за знаниями учащихся при изучении каждой из тем удалось активизировать мыслительную деятельность, повысить качество знаний учащихся, развить интерес к урокам штукатурно-малярного дела.

Учащиеся к выполнению заданий стали относиться более ответственно, сосредоточенно, самостоятельно, давать развернутые, полные ответы на вопросы учителя. Даже те дети, которые имеют диагноз «Общее недоразвитие речи», в полном объеме справляются с заданиями на уровне учащихся всего класса.

В результате тестирования 80% учащихся выполняли тестовые задания на «хорошо» и «отлично».

Систематическое применение метода программированного обучения дало возможность повысить качество знаний учащихся.

В сравнении итоговых оценок выпускников 2008 года, которые в 9 классе обучались без применения программированного обучения с выпускниками 2009 и 2010 годов обучавшихся с применение программированных заданий, видно, что оценок «хорошо» и «отлично» по итоговому экзамену больше (Приложение № 9).

После окончания школы большое количество выпускников продолжают обучение в профессиональных училищах Волгоградской области на отделениях «штукатур-маляр», «мастер отделочных работ». Из выпускников нашей школы 2008 года только 12,5% продолжили обучение по вышеуказанным направлениям; 2009 года продолжили обучение – 87,5 % выпускников, а из выпускников 2010 г. – 93%. Из чего можно сделать вывод. Выпускники 2009 и 2010 годов имеют более прочные знания по предмету и выбрали профессию штукатуров и маляров, чем выпускники 2008 г., которые в 9 классе обучались без применения элементов программированного обучения (Приложение № 10).

За 27 лет использования программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела я никогда не пожалела о том, что выбрала именно эту тему: «Использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела». Потому что, использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела более эффективно способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию у них мышления, произвольного внимания, речи; способствует воспитанию трудолюбия, ответственности, самостоятельности, аккуратности, интереса и уважения к труду и людям труда; формированию профессионально-трудовых умений и навыков и социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта.

На данный момент программированные обучающие программы, перфокарты, перфоконверты, программированные и графические диктанты, технологические карты разработаны по всем основным темам адаптированной программы по штукатурно-малярному делу.

Перспективы использования опыта в массовой педагогической практике.

Условия функционирования опыта:

В школе отведена примерно треть учебного времени на трудовое обучение потому, что оно является мощным средством коррекции умственного развития аномального ребенка, способствует его подготовке к общественно полезному труду.

Основы штукатурно-малярного дела в школе получают дети с пятого по девятый класс.

В школе есть кабинет штукатурно-малярного дела. Это нетиповое приспособленное помещение. Ремонт мастерской произведен силами учащихся и учителя.

Есть нужный материал для проведения практических работ. Имеется набор наглядных пособий по технологии материала, инструмента, правильных рабочих поз и хватки инструмента; телевизор, интерактивная доска.

В мастерской - соответствующее оформление. Стенды: по технике безопасности, «Инструменты для малярных работ», «Материалы для малярных работ», «Инструменты и материалы для штукатурных работ».

Использование данного опыта, по-моему, представляет интерес для учителей трудового обучения, особенно большую помощь может оказать начинающему учителю.

Программированное обучение позволяет с успехом использовать передовой опыт преподавания различных дисциплин.

Преимущества программированного обучения. Новый материал усваивается значительно легче потому, что:

а) разбит на небольшие порции информации и каждая из них изучается в отдельности;

б) разрыв между изучением теории и применением ее на практике фактически отсутствует.

в) ученик мгновенно получает информацию о качестве усвоения очередной порции материала.

г) процесс обучения индивидуализирован, по крайней мере, по темпу: слабый ученик может два-три раза прочитать информацию, прежде чем ответить на вопросы, сильный будет меньше времени читать и быстрее отвечать на вопросы.

д) ученики все время активны: они легко отвечают на первые нетрудные вопросы, это их заинтересовывает; задумываясь над последующими, более сложными, все сильнее увлекаются учебной работой.

е) учитель действительно получил возможность управлять умственной деятельностью ученика: это достигается содержанием и порядком предъявления ему вопросов, задач и заданий после каждой порции информации

ж) ученик приучает себя самостоятельно добывать новые знания.

з) хорошая обратная связь, что обеспечивает возможность управления процессом обучения.

Программированное обучение не лишено недостатков, а именно:

а) При подготовке к уроку с использованием метода программированного обучения и контроля приходится проделать большую работу по его подготовке.

б) эффективную обучающую программу могут составить учителя, затратив много труда и времени;

в) для каждого ученика надо иметь отдельное программированное пособие.

г) слабо виляет на развитие устной речи, в связи с чем, методы программирования необходимо чередовать с заданиями, направленными на развитие речи.

С обобщением своего опыта:

  • выступала на методическом объединении учителей трудового обучения школы. Опыт одобрен коллегами и частично используется в работе учителей трудового обучения других направлений. В частности, учителем сельскохозяйственного труда Лукьяновой В.В. и показал хорошие результаты;

  • публиковала в сети интернет на сайтах: « Педагогическая копилка» (ped-kopilka.ru), ассоциация педагогов «Апрель» ([email protected]), Всероссийского педагогического журнала «ПОЗНАНИЕ», Всероссийского образовательного СМИ Завуч.рус, slovopedagoga.ru/Слово-педагога, «Педразвитие» (pedrazvitie.ru),

«Копилка уроков» (kopilkaurokov.ru), «Инфоурок» (infourok.ru), электронного научно-практического журнала "СОВУШКА".

Литература


  1. www.childpsy.ru/dissertations/id/19483.php-//Прядехо А. А. Педагогические условия развития познавательных способностей учащихся.

  2. Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983. – С. 46.

  3. Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984. – С. 132-134.

  4. Беспалько В.П. «Программированное обучение» М., 1970. – С. 8-12... Там же. – С. 77-79.

  5. Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987. – С. 37.

  6. Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 1960. – С. 47-54.

  7. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991. – С. 22-27.

  8. Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: 1960. – С. 55-57.

  9. Ильясов.И.И. Структура процесса учения – М.: 1986. – С. 18.

  10. Ительсон Л. Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения. «Советская педагогика», 1973, № 3.- С. 93.

  11. Ланда Л.Н. «Алгоритмизация в обучении» М., 1966. – С. 5-7.

  12. Ланда Л.Н. «Алгоритмы и программированное обучение. Некоторые вопросы теории и методики преподавания». М., 1965– С. 3… Там же.- С. 18-27.

  13. Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957. – С. 47-53.

  14. Лукьянов Ю.М. «Методические указания по организации программированного обучения». Волгоград, 1989. – С. 10-18.

  15. Матюшина А.М. «Программированное обучение в школе» Куйбышев, 1967. – С. 4-7.

  16. Махмутова.М.И. Современный урок – М.: 1981. – С. 33-35.

  17. Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000. – С. 57-64.

  18. Платонов К. К., Г. Г. Голубев. "Психология" "Высшая школа", Москва, 1977г. – С. 11-12… Там же. – С. 39-40… Там же. – С.62.

  19. Преессман Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе – М.: 1985. – С. 17-21.

  20. Проблемы программированного обучения. Владимир, 1981. – С. 6-9… Там же. – С. 22.

  21. Роль и место программированного обучения в системе средств и методов. Сборник трудов. М., 1974. – С. 27-28… Там же. – С. 44… Там же. – С.57-59.

  22. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971. – С.31.

  23. Умственное развитие школьников в условиях программированного обучения. Ленинград, 1970. – С.18-22.

  24. Цацорин А.К. «Класс программированного обучения». М., 1971.- С. 8… Там же. – С.51-53.

  25. Чебышева В. В. Вопросы профессиональной педагогики. М.., 1968. – С. 52—80.

  26. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. М., 1969. – С. 24-39.

Приложение №1


Пример графического диктанта по теме:

«Водные колеры, их состав»


  1. Высохший слой штукатурного раствора на поверхности называется … (штукатурный раствор, штукатурка).

  2. Глиняный штукатурный раствор готовят из … (глины, извести).

  3. Штукатурный раствор, приготовленный из цемента, песка, воды называется … (глиняным, цементным).

  4. Глина, песок, вода, входящие в состав глиняного штукатурного раствора называется … (частями, компонентами).

  5. Для приготовления глиняного штукатурного раствора нужно взять одну часть глины и … (две части песка, три части песка).

  6. Для приготовления известкового штукатурного раствора нужно взять одну часть извести и … (три части песка, две части песка).


Ответ учащегося в тетради:

1 – штукатурка; 2 – глины; 3 – цементным; 4 – компонентами; 5 – три части песка; 6 – две части песка.

Приложение №2


Пример карточек по теме «Устройство штукатурных инструментов»:


Карточка №1

Как называется штукатурный инструмент, состоящий из железного полотна и ручки с коленом?

  1. полутерок.

  2. кельма.

  3. терка

Карточка №2

Как называется штукатурный инструмент, состоящий из щита на шпонках и ручки?

  1. сокол.

  1. кельма.

  1. полутерок.

Карточка №3

Как называется штукатурный инструмент, состоящий из деревянного или железного полотна и ручки?

  1. полутерок.

  2. кельма.

  3. сокол.


Ответы учащегося в тетради:

№1 – 2; №2 – 1; №3 – 1.

Приложение №3


Пример цифрового задания по теме: «Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных поверхностей к окраске простой».

Определите последовательность операций.

I вариант


II вариант

Промывка теплой водой

6.

Снятие набела

5.

Очистка от загрязнений

4.

Затирка трещин

3.

Огрунтовка

2.

Окраска

1.

Ответы учащихся: 1 вариант – 3,2,1,4,5,6.

2 вариант 4,5,6,3,2,1

Приложение №4


«Основные дефекты штукатурки»

Дутики

Усадочные трещины

Отлупы, отслаивания, вспучивание

Воздушные бугорки, в центре которых есть белая или желтая точка

+



Крупные и мелкие трещины, которые образуются при применении плохо перемешанных растворов или при нанесении сразу толстых слоев раствора


+


Отслаивание слоев штукатурки от того, что слои раствора наносят сразу на сухую поверхность; или последующие слои штукатурки крепче, чем предыдущие



+


Приложение №5


Пример перфоконверта по теме: «Показатели качества обойных работ»


В какую сторону располагают швы при наклеивании обоев?




Допускаются ли просветы между соседними полотнищами?




Допускаются ли складки, вздутия, пузыри, отставшие места, пятна от клейстера?




Должен ли совпадать рисунок и цветовые тона соседних полотнищ?




Допускается ли перекос полотнищ?






Приложение №6


Линейная обучающая программа на тему: «Железнение штукатурки».

  1. Железнение штукатурки производят для того, чтобы на ее поверхности образовалась плотная и гладкая водонепроницаемая пленка.

  • Какое значение имеет железнение штукатурки? (1).

  1. Перед железнением поверхность штукатурят цементным раствором.

  • Каким штукатурным раствором штукатурят поверхность перед железнением штукатурки? (2).

  1. Различают два способа железнения штукатурки: сухой и мокрый.

  • Какие различают способы железнения штукатурки? (3).

  1. Сухим способом можно железнить только горизонтальные поверхности.

  • Какие поверхности железнят сухим способом? (4).

  1. Сухим способом железнят так. В частое сито насыпают чистый цемент; ударяя по ситу - цемент тонким слоем ложится на влажную штукатурку. Насыпав слой 3 мм, его разравнивают. Через некоторое время цементный слой начинает вытягивать из сырой цементной штукатурки влагу, превращаясь в цементное тесто, которое, застывая, образует плотную и гладкую водонепроницаемую пленку.

  • Как железнят штукатурку сухим способом? (5).

  1. Мокрым способом можно железнить любые поверхности следующим образом. Приготавливают цементное тесто, намазывают его на слегка просохшую цементную штукатурку слоем 3 мм и заглаживают.

  • Как железнят штукатурку мокрым способом? (6).

Возможные варианты ответов по обучающей программе.

  1. Штукатурку железнят для того, чтобы на ее поверхности образовалась плотная и гладкая водонепроницаемая пленка.

  2. Перед железнением штукатурку штукатурят цементным штукатурным раствором.

  3. Различают два способа железнения штукатурки: сухой и мокрый.

  4. Сухим способом железнят только горизонтальные поверхности.

  5. Для того чтобы пожелезнить штукатурку сухим способом, в частое сито нужно насыпать сухой цемент и ударяя по ситу нанести его на влажную штукатурку слоем 3 мм, затем разровнять.

Для того чтобы пожелезнить штукатурку мокрым способом, нужно приготовить цементное тесто и нанести его на чуть просохшую цементную штукатурку слоем 3 мм, затем разровнять.

Приложение №7


Разветвленная обучающая программа на тему «Виды штукатурных растворов и их компоненты».

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

  • Каково применение штукатурных растворов?

Штукатурные растворы применяют для оштукатуривания поверхностей.

Штукатурные растворы


Глиняный Цементный Известковый

  1. Прочитайте текст и заполните таблицу в тетради.

Глиняный штукатурный раствор состоит из глины, песка и воды.

Глина, песок, вода – это компоненты глиняного штукатурного раствора.

Цементный штукатурный раствор состоит из цемента, песка и воды.

Известковый штукатурный раствор состоит из извести, песка и воды.

Название штукатурного раствора

Компоненты штукатурного раствора




  1. Прочитайте схему и ответьте на вопросы.

  • Сколько нужно взять на одну часть глины частей песка для приготовления глиняного штукатурного раствора?

  • Сколько нужно взять на одну часть цемента частей песка для приготовления цементного штукатурного раствора?

  • Сколько нужно взять на одну часть извести частей песка для приготовления известкового штукатурного раствора?

1 3

Глина + песок + вода = глиняный штукатурный раствор

1 3

Цемент + песок + вода = цементный штукатурный раствор

1 2

Известь + песок + вода = известковый штукатурный раствор

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

  • Какое количество воды нужно для приготовления штукатурного раствора?

При приготовлении штукатурного раствора вода добавляется до нужной густоты раствора.

Перечертите схему 2 в тетрадь.

  1. Прочитайте 2,3,4 задания и ответьте на вопросы.

  • Какие виды штукатурных растворов различают?

  • Из каких компонентов готовят глиняный штукатурный раствор?

  • Из каких компонентов готовят цементный штукатурный раствор?

  • Из каких компонентов готовят известковый штукатурный раствор?

Перечертите схему в тетрадь.

«Ключ»

Название штукатурного раствора

Компоненты штукатурного раствора

глиняный

глина, песок, вода

цементный

цемент, песок, вода

известковый

известь, песок, вода

  1. - Для приготовления глиняного штукатурного раствора на одну часть глины нужно взять три части песка.

  • Для приготовления цементного штукатурного раствора на одну часть цемента нужно взять три части песка.

  • Для приготовления известкового штукатурного раствора на одну часть извести нужно взять две части песка.

6. – Различают три вида штукатурных растворов: глиняный, цементный, известковый.

  • Глиняный штукатурный раствор готовят из следующих компонентов: глины, песка, воды.

  • Цементный штукатурный раствор готовят из следующих компонентов: цемента, песка, воды.

  • Известковый штукатурный раствор готовят из следующих компонентов: извести, песка, воды.

Проверочный тест Да, - Нет

    1. Высохший слой штукатурного раствора на поверхности называется штукатуркой.

    2. Глиняный штукатурный раствор готовят из извести, песка и воды.

    3. Штукатурный раствор, приготовленный из цемента, песка и воды, называется цементным.

    4. Для приготовления глиняного штукатурного раствора нужно взять одну часть глины и две части песка.

    5. Известь, песок, вода, входящие в состав известкового раствора, называются компонентами.

Для приготовления известкового штукатурного раствора на одну часть извести нужно взять три части песка.

Приложение №8

Технологическая карта (алгоритм)

ОКРАСКИ ВОДНЫМИ СОСТАВАМИ.

п/п

Последовательность операций

Изображение

Инструменты, приспособления

1

Погрузить макловицу, щетку в окраску верхушки волос до половины


Макловица, щетка

Кисть

Известковая

окраска.

2

Излишки побелки на щетке отжать об ведро.


Щетка, кисть, маховая

окраска.


3

Нанести побелку за первый раз щеткой горизонтальными движениями

слева направо, мазок за мазком без пропусков, потеков, слегка касаясь поверхности волосом.



Маховая

Макловица

Щетка

Валик

Известковая

Меловая

Клеевая

Водоэмульсионная краска



4

Нанести окраску за второй раз макловицей вертикальными движениями сверху вниз ровными прямыми движениями мазок за мазком, без пропусков, потеков, слегка касаясь поверхности волосом.


Маховая

Макловица

Щетка

Валик

Известковая,

Меловая,

Клеевая,

Водоэмульсионная краска



5

Щетку, макловицу держать прямо к поверхности, сохраняя вертикальность прямых линий, переходя от верхнего ряда к нижнему, пока не нанесете состав на всю поверхность.




Маховая

Макловица

Щетка

Кисть

6

Признаком аккуратной работы будет отсутствие на полу капель.





Приложение № 9


Приложение № 10