СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программма по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика учебного предмета

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, на­пра­в­ле­нная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осу­ще­ствляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объе­ди­ня­ет все, кроме учебной,  виды деятельности обучающихся, в которых возможно и це­ле­со­об­ра­зно решение задач их воспитания и социализации.

Просмотр содержимого документа
«Программма по внеурочной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящая программа создана на основе нормативных документов:

  1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант), утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 (Изменения в федеральный БУП приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312);

  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;

  4. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) для подготовительных, 1 – 4 классов под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.

Издательство «Просвещение» 2011 года;

  1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ (2.4.2.3286-15) от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  2. Устава образовательной организации;

  3. Учебного плана на 2020 – 2021 учебный год.



Цели образования с учётом специфики предмета

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для до­с­ти­жения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и фор­ми­ро­вания принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и со­ци­а­ли­за­ции каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­я­ми), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, ин­те­л­ле­к­ту­аль­ных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.


Общая характеристика учебного предмета

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, на­пра­в­ле­нная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осу­ще­ствляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объе­ди­ня­ет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и це­ле­со­об­ра­зно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обес­пе­че­нии дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обу­ча­ющихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельно­сти школьников.


Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Внеурочная деятельность» включён в учебный план школы. На изучение предмета по учебному плану отводится: 4 часа в неделю, всего 132 часа в год.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;


― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности:

- сообщение новых знаний;

- формирование и закрепление знаний, умений и навыков;

- обобщение и систематизация знаний

- контроль, оценка и коррекция знаний.

Методы, используемые на занятиях: 

- словесный;

- практический;

- наглядный.

Приёмы работы на занятиях:

- беседы;

- сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы;

- выставки;

- экскурсии;

- викторины;

- соревнования;

- экскурсии.


Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельностив 1 классе предусматривает включение в учебную программу следующих разделов: 1. «Час чистописания»; 2. «Азбука вежливости», 3. «Мир творчества».



1. «Час чистописания»



Темы

1

Как и где появилась письменность

2-4

Пишем крючки, петельки и ломаные линии

5-6

Развиваем свои ручки

7-8

Вверх, вниз, наискосок

9-10

Буквы, стройтесь дружно в ряд!

11-12

Вверх, вниз, наискосок

13

Буквы стоят как бойцы на параде

14-16

Копируем и учимся

17

Творческая мастерская «Волшебная ручка»


18-20

Письмо заглавных букв: А ,Л, М.


21-23

Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д.

предметных картинок, данных на страницах прописи.

24-25

Последовательность написания букв Ф,ф.

26

Варианты написания элемента буквы «ы».

27-29

Заглавные буквы Г,П,Т,Р.

30-31

Упражнения для работы над формой

сопоставляемых букв: и, л,ш,м

32-33

Упражнения для работы над формой

сопоставляемых букв: о,ю,л,я

34-35

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж.

36-38

Упражнения для работы над формой

сопоставляемых букв: ч,у. Сочетание чу-щу и ча-ща.

39-40

Упражнения для работы над формой

сопоставляемых букв: в, з,с,э


41-43

Прописывание слогов: верхнее соединение.

44

Чей слог красивее?


45

Мы за руки возьмемся…

46-47

Буквы, стройтесь дружно в ряд!

48

Конкурс на лучшее соединения букв

49

Творческая мастерская «Волшебная ручка»

50-53

Возьмитесь, буквы, за руки

54-55

Чему научились, что узнали.

56-60

Работы по чистописанию


2. «Азбука вежливости»

1

Вежливые слова.


2

Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа.

3

Приветствие и прощание

4

Выражение благодарности. Поздравляем и желаем.


5

Общение по телефону

6

Викторина «Вежлив ли я?»


7

Мы на уроке.


8

Зачем нужны перемены.


9

Мы в школьной столовой.


10

Правила поведения на улице. Экскурсия.


11

Сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир».


12

Правила поведения в общественных местах.


13

Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.


14

Викторина «Знаю ли я правила поведения?


15

Мой класс.


16

Умею ли я дружить?


17

Уважительное отношение к старшим и младшим.

18

Поговорим о внешнем виде

19

Каждой вещи своё место.


20

Бережливость.


21-24

Сказки о вежливости


25-26

Добро и зло в сказках


27

Загадки о вежливости


28

Игра «Аплодисменты»


29

Игра на внимание «Не ошибись»


30

Игра «Подскажи словечко»




3.«Мир творчества»

1.

Введение в предмет. Все дети любят рисовать. (Рисование красками).


2

Мы знакомимся с волшеб­ными красками. (Рисование красками).


3

Какого цвета осенняя лист­ва? Коллективная работа «Де­рево в осеннем убранстве».(Рисование красками).


4

Осенний букет. (Аппликация из бумаги).


5-6

Ветер в осеннем лесу.(Аппликация из бумаги). Листья жёлтые летят

7

Осень - пора плодородия. Овощи. (Лепка из пластилина).


8

Осень - пора плодородия. Фрукты.(Лепка из пластилина).


9-10

Мы готовимся к зиме.(Рисование красками).


11-12

«Первый снег». (Аппликация из пластилина). Зимняя сказка.



13

Наши зимние забавы. Снеговик. (Лепка из пластилина).

14

Наши зимние забавы. Снеговик.(Аппликация из бумаги).


15

Морозные узоры. Снежинка.(Рисование красками).


16

Морозные узоры. Снежинка.(Аппликация из бумаги).

17

Аппликация «Зима»


18-19

Мы в цирке.(Лепка из пластилина).


20

Мир нашего аквариума.Аппликация «Зима»


21

Домик для собачки.(Рисование красками).


22-23

Сделаем подарок нашим папам.(Аппликация из бумаги).

24-25

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка».(Рисование красками).


26

Лепим любимых живот­ных. Ох уж эти кошки!(Лепка из пластилина).


27

Мы рисуем своих друзей.(Рисование красками).


28

Какого цвета небо?(Рисование красками).


29

Красота природы. Цветы.(Рисование красками

30

Весенний букет.(Аппликация из бумаги).


31

Аппликация «Разноцвет­ные букашки». (Аппликация из бумаги).


32-33

«Та­нец бабочек-красавиц».(Аппликация из бумаги).


34-36

Игры, загадки

37-39

Просмотр мультфильмов

40-42

Здравствуй, лето! Игра-путешествие.

Просмотр фильмов









Тематическое распределение количества часов

п/п


Разделы

Кол-во часов


1.

Час чистописания

60

2.

Азбука вежливости

30

3

Мир творчества

42





ИТОГО:

132








Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обе­с­пе­чи­вать­ся достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями):

1) воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

2) эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет вза­и­мо­дей­с­т­вие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в ко­торой обучающийся получает (или не получает) первое практическое под­т­ве­рждение приобретённых социальных зна­ний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного об­ще­с­т­ве­н­но­го дей­ствия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для до­сти­же­ния данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с пред­ставителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной ор­ганизации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличи­вает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обу­ча­ю­щихся.

У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, эти­че­ская, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.


Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

Печатная литература:

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2017 г.

  1. Матвеева Л. И. «Развитие младшего школьника каксубъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 .

  2. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984.


  1. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980.

Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986.

6. Круглов Ю. Г. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М., 16. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2014.

1. ДVD  «Уроки осторожности»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2014,DVD  «Уроки хорошего поведения»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2014.

2.DVD «Азбука безопасности. Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2014-2015.

3. Интернет-ресурсы


СРЕДСТВА ИКТ


1. Ноутбук , компьютер

2. Мультимедийный проектор, экран