СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программно-методический материал для уроков географии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для уроков географии 7класс по теме: "Зона тундры"

Просмотр содержимого документа
«Программно-методический материал для уроков географии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха»












Методическая разработка


Тема. «Зона тундры» (программно-методический материал для уроков географии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха)

































Пояснительная записка

Тема. «Зона тундры»

Методическая разработка рассчитана для учителей географии, работающих в 7 классах специальной (коррекционной) школы и предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Данная разработка обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание»

Содержание соответствует темам учебника по теме: «Зона тундры».

Разработка включает систему заданий для самостоятельной работы учащихся с нарушениями слуха. Задания направлены на прочное и осознанное усвоения географического материала.

Методическая разработка может быть использована как на уроке под руководством учителя, так и во внеурочное время.

























Тема. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

Задание 1. Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.

Тундра – это _____________ и ______________ местность.

Зона тундры расположена ______________ зоны арктических пустынь.

Она омывается морями ______________ океана. Поверхность тундры в основном ______________.

Задание 2. Заполни таблицу.

Острова зоны тундры

Полуострова зоны тундры











Задание 3. Раскрась на контурной карте зону тундры.

Задание 4. Заполни таблицу «Полезные ископаемые тундры»

Полезное ископаемое

Условное обозначение полезного ископаемого

Месторождение

Апатиты



Никель



Железная руда



Каменный уголь



Природный газ



Медь



Золото



Ртуть



Олово





Задание 5. Определи, на какой картинке изображена тундра.



Тема. Климат. Водоемы тундры.

Задание 1. Соотнеси особенности времен года в тундре

Зима -

Лето –

Длинная суровая, короткое прохладное, сильные ветры, метель, снежная буря, внезапные похолодания и заморозки, полярный день, полярная ночь, северное сияние, сильные морозы.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

Зима в тундре долгая и холодная, с сильными ветрами и метелями.

Лето в тундре длинное и жаркое.

С Северного Ледовитого океана дуют холодные ветры.

Морозы стоят долго.

Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность.

Задание 3. Найдите и покажите на карте реки, протекающие в тундре

А) Волга, Днепр, Енисей

Б) Обь, Енисей, Лена

В) Амур, Урал, Лена

Задание 4. Найдите лишнее и вычеркните:

Северный Ледовитый океан, Печора, Обь, Енисей, Лена.

Обь, Енисей, Волга, Печора, Амур, Лена, Ока, Иртыш.

Задание 5. Вставь пропущенные буквы

П . рга, мног . летняя м . рзлота, п . лярная ночь, з . мники.

Тема. Растительный мир тундры.

Задание 1. Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.

Растительный мир тундры ________, потому что солнце _____ поднимается над горизонтом и ____________ прогревает поверхность. Зима __________,

лето ___________. Почва оттаивает только на ____________ сантиметров, ниже слой ______________. Большинство растений ________, _______,

с мелкими листьями, многие растения _______.

(невысоко, беден, длинная морозная, плохо, короткое прохладное, 50-100 сантиметров, многолетней мерзлоты, низкорослые, стелющиеся, многолетние)

Задание 2 . Выбери отличительные особенности растительного мира зоны тундры:

А. Преобладают высокие деревья.

Б. Деревьев нет вообще.

В. Деревья карликовые.

Задание 3. Соедините стрелками одинаковые геометрические фигуры.

Прочитайте названия травянистых растений тундры.

Запишите в тетрадь.

Чтобы не допустить ошибок при написании, смотрите приложение к учебнику.

ЛЮ



ПУ УУУ

О











КА



ШИ



ЦА



ТИК



СО












Задание 4 .Отгадай загадки.

1.Растение, которое является основным кормом северных оленей (ягель).

2.Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).

3.Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки (гриб).

Задание 5 . Подчеркни названия растений, которые произрастают в тундре.

Малина, черника, клубника, мхи, пшеница, клюква, горох, морошка, ячмень, ягель, смородина, голубика, вишня, карликовая береза, подосиновик, абрикос.

Задание 6 . Найди растения тундры.

Задание 7 . Составить рассказ, как растения тундры приспособились к суровым условиям.

Растения тундры __________

Стебли___________, корни________, расположены близко к поверхности земли, листочки растений________.

Слова для справок

(невысокие, стелющиеся, короткие, маленькие)

Задание 8 . Реши кроссворд «Растения тундры»




т









у











н








д












р










а











1. 2. 3. 4.

5. 6.



Задание 9 .Отгадай, какие ягоды попадут в корзинку.

Тема. Животный мир тундры.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы

Л.мминг, с.верный .лень, п.сец, п.лярная с.ва, кур.патка.

Задание 2. Отгадай животное.

Н И М Е Л Г М

6 5 3 2 1 7 4

Задание 3. Выбери правильный ответ.

А. Тюлени, моржи, киты

Б. Северные олени, песцы, лемминги

В. Верблюды, слоны, жирафы

Задание 4.Заполните таблицу

Животные

Птицы

Насекомые






Утка, лемминг, чайка, полярная сова, комар, куропатка, песец, лебедь, гагарка, северный олень, кулик.

Задание 5. Вычеркните, какого животного не встретишь в зоне тундры

-северный олень;

-зайц-беляк;

-слоны.

Задание 6. Укажи главный корм северных оленей в зоне тундры:

А. Ягель.

Б. Осока.

В. Морошка.

Задание 7. В какой строке верно указаны птицы тундры

     А. Синицы, голуби, воробьи

     Б. Гагарки, утки, полярные совы

    В. Глухари, рябчики, тетерева

Задание 8. Назовите обобщающее слово:
А. Северный олень, волк, песец – … (животные).
Б. Полярная сова, куропатка, гагарка - … (птицы)
В. Комары, мошки - … (насекомые)

Задание 8.Отгадайте загадки

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга. (Олень

Хвост поджав, во льдах ночует, 

Вынося мороз любой, 

И по северу кочует 

В теплой шубе голубой. (Песец)

Тема. Хозяйство. Население и его основные занятия.

Задание 1. Продолжите предложения, используя текст учебника

1.Из-за суровых природных условий ………..

2. Издавна в тундре проживали ……

3.Одеваются коренные жители ……...

4.Передвигаются по тундре ………….

5.Основные занятия северян ………….

6.Жилище северян - …………….

Задание 2. Подпиши картинки

Задание 3. Из правильных ответов напишите буквы
в квадраты, получится слово

  1. Ненцы, чукчи, эвенки, эскимосы, якуты
    а) русские переселенцы
    ч) коренные народы Севера
    ш) народы, проживающие на юге России

  2. Оленеводы – это:
    а) охотники, которые охотятся на северных оленей
    б) учёные, изучающие оленей, их образ жизни, поведение
    у) люди, которые занимаются разведением северных оленей

  3. Звероводческая ферма – это:
    б) место для катания на лошадях
    с) помещение для содержания коров
    м) ферма для разведения ценных пушных зверей






Тема. Города тундры.

1.Заполни таблицу (таблица заполняется под руководством учителя в процессе объяснения)

Название города и его местонахождение

Промышленность

Основные достопримечательности






2.Работа с приложением к учебнику с.2-3

На физической карте России найдите город Мурманск.

На каком полуострове расположен Мурманск?






             























Список использованных источников и литературы


1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2016.

2. Головина Т.Н. «Практические работы по географии во вспомогательной школе». – М.: Просвещение, 1965.

3. Пороцкая Т.И. «Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе». М.: Просвещение, 1970.

4. Синев В.Н., Стожок Л.С. «Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе». Киев: Радянська школа, 1977.