Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Утверждаю
Директор МБОУ «СШ №3»
--------------------------- Р.И. Сотник
Приказ №-------- от------------ 2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
факультатива «Этика: азбука добра»
для 2 класса на 2016-2017 учебный год
учителя Куртенковой Юлии Семеновны
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
Руководитель ШМО Зам. директора------------- Н.В. Прохорова
Учитель начальных классов Принято педсоветом
------------------- С.А. Басаримова Протокол №--------- от -------08. 2016г.
Протокол №--------- от--------- . 08. 2016 г
.
Десногорск
2016
Пояснительная записка
Класс: 2
Количество часов: 34
Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013), Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественнолитературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Содержание учебного курса «Этика: азбука добра»
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без
опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок,
фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива,
семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их
значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые
отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника,
виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и
старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,
собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность,
удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности
вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время
прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства,
неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не
мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение,
просьбу.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Дидактические, ролевые игры, беседы, практикумы, дискуссии.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | Сроки проведения |
| Школьный этикет | 5 | |
1-2 | Дисциплина в школе | 2 | |
3-4 | В библиотеке: люби книгу | 2 | |
5 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка | 1 | |
| Правила общения | 11 | |
6-7 | Сопереживание, помощь друзьям | 2 | |
8-9 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 2 | |
10 | О доброте и бессердечии | 1 | |
11 | Дал слово — держи его | 1 | |
12 | Диалоги со сверстниками и со взрослыми | 1 | |
13 | О зависти и скромности | 1 | |
14 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 | |
15 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 1 | |
16 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 | |
| О трудолюбии | 7 | |
17-18 | Учусь всё делать сам | 2 | |
19 | Взаимопомощь дома и в школе | 1 | |
20 | Труд моих родных | 1 | |
21 | Труд людей вокруг нас | 1 | |
22 | В мире мудрых мыслей | 1 | |
23 | Беречь результаты труда | 1 | |
| Культура внешнего вида | 4 | |
24 | Правила личной гигиены | 1 | |
25 | Игра «Узнай по описанию» | 1 | |
26 | Бережное отношение к своей одежде | 1 | |
27 | Ремонт одежды | 1 | |
| Внешкольный этикет | 7 | |
28 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | |
29 | Правила поведения в музее, кино, театре | 1 | |
30 | Растения в жизни человека | 1 | |
31 | Братья наши меньшие | 1 | |
32 | Бережное отношение к природ | 1 | |
33 | В мире мудрых мыслей | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |