МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕЧЕНГСКИЙ РАЙОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Кашенкова .№199)
Дополнительная общеразвивающая программа
Туристско-краеведческой направленности
«Прогулки по Заполярью»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год Составитель: Сергеева Т.И., педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №3
Никель 2025г.
I. Пояснительная записка
Современное состояние экологического образования и воспитания в настоящее время не отвечает требованиям охраны окружающей среды, в связи с чем должна активизироваться целенаправленная деятельность с участием государственных органов, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, средств массовой информации, граждан и их объединений, основные направления и правовые формы деятельности которых должны быть надлежащим образом закреплены в законодательстве. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Данная программа разработана в соответствии с действующей нормативно— правовой базой федерального, регионального и локального уровней:
Федеральным законом «Об образование в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.№ 275—ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2050 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 51 марта 2022 г. № 678—p);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2019 № 467«Об утверждение Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629«Об утверждение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительные общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждение санитарных правил CП 2.4.5648—20«Санитарно—эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждение санитарных правил и норм СанПиН 1.2.568S—21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Актуальность программы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете
практически не осталось уголков нетронутой природы. Нерациональное использование природных ресурсов, игнорирование законов природы, уничтожение естественных экосистем ведет к гибели природы, а значит и человечества. Поэтому экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живет по ее законам. Поэтому чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не делать экологических ошибок и не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Отличительные особенности предложенной программы
Отличием данной программы является то, что обучающиеся знакомятся и исследуют экологические проблемы своего населенного пункта. Все образовательные блоки программы предусматривают усвоение теоретических знаний, формирование практических навыков и выполнение исследований объектов окружающей среды с помощью интерактивного оборудования (цифровой микроскоп), поставленного в рамках проекта «Точка роста», и оборудования химической лаборатории. Выполнение практических заданий и участие в практической природоохранной деятельности способствует развитию творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию как гражданина Российской Федерации. Данная программа ориентирует на развитие знаний об экологии помещений, экологии двора, экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания обучающихся через познание экологического состояния природы. На театрализованных занятиях обучающиеся представляют результаты своей деятельности по пройденной теме для учащихся начальной школы. В данной программе предусмотрено обучение с использованием новых технологий.
Новизна программы
Новизна программы в том, что она направлена на внедрение исследовательского метода в практику дополнительного образования и включает в себя региональный компонент, то есть посвящена экологическим проблемам своего населенного пункта, где живет школьник, то есть всему, что его окружает.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что экологические знания, умения и навыки полученные обучающимися после прохождения модулей данной программы, могут использоваться ими в последующем в освоении школьных предметов естественнонаучного направления и в их повседневной жизни.
При разработке данной программы были использованы общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса: принцип сезонности: построение познавательного
содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности; принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития обучающихся в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному"; принцип научности раскрывается через идею единства и взаимосвязи живого и неживого, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе; принцип доступности информации заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития; принцип наглядности информации заключается в применении наглядных и технических средств обучения. Это способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к обучению и делает его более доступным; принцип единства теории и практики, то есть связь обучения с жизнью. Практика всегда была основой познания. Поэтому обучающиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Принцип заключается в участии каждого обучающегося в решении экологических проблем, приобщение к природоохранным акциям, участие в региональных и локальных экологических проектах, и эколого - просветительских мероприятиях. принцип системности заключается в том, чтобы знания давались обучающимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Это способствует раскрытию сущности изучаемого материала, обеспечивает повышение мировоззренческой значимости содержания, ее практическую направленность. принцип непрерывности предполагает логическую последовательность и связь между учебными модулями изучаемыми на первом и последующих годах обучения, чтобы вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее. А воспитательные и развивающие задачи решались на протяжении всей жизни ребенка.
Цель программы
Задачи программы:
Обучающие:
расширять представления об окружающем мире;
формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
Воспитательные:
Адресат программы: обучающиеся 11-15 лет
Форма реализации программы: очная.
Срок реализации программы: 34 часа.
Формы занятий: лекция, беседа, дискуссия, практикум.
Режим занятий: очная часть: 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного занятия: 1академический час (45 минут). Направленность программы: туристко - краеведческая
Наполняемость групп: 10 человек.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения программы обучающиеся должны овладеть навыками проживания в природной среде, ориентироваться по местным предметам, соблюдать здоровый образ жизни, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать свои действия в соответствии с правилами техники безопасности, получить знания по блокам: исторического краеведения; основан топонимики; этнографического наследия, промыслами и ремеслами; методами сбора топонимического и этнографического материалов, их обработки и оформления; умением заниматься первичной исследовательской деятельностью. Уметь готовить сообщения, доклады, отчеты, рефераты, оформлять газеты.
Знания и практические умения, приобретенные учащимися во время занятий, носят прикладной характер и могут быть использованы в быту.
Личностные:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний;
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении; основ экологической культуры
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Коммуникативные:
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
понимать смысл биологических терминов;
знать сущность биологических процессов;
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте книг, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет- ресурсах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Методы обучения: Словесные: беседа, изложение, анализ и др. Наглядные: показ педагогом методов и приемов, видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и др. Практические: лабораторная работа, практическое задание и др. Частично-поисковый. Исследовательский. Проектный. Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический. Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, лабораторная работа практическое занятие, защита проектов.
Задания по программе построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений обучающихся. Особое место в программе занимают следующие формы обучения:
теоретические занятия;
практические работы;
природоохранные мероприятия.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела программы | Теория | Практи ка | Всего часов |
1 | Введение в дополнительную общеразвивающую программу е | 1 | 1 | 2 |
2 | Знакомство с Мурманской областью | 2 | 6 | 8 |
3 | География Мурманской области | 2 | 6 | 8 |
4 | Растительный мир Мурманской области | 2 | 6 | 8 |
5 | Животный мир Мурманской области | 2 | 6 | 8 |
6 | Итоговое занятие «Краеведческая викторина» | | 2 | 2 |
7 | Итого | 9 | 27 | 36 |
Планирование курса№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарно-учебный график |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение в дополнительную общеразвивающую программу | 2 | 1 | 1 | 01.09-13.09.2025 |
2. | Знакомство с Мурманской областью | 8 | 2 | 6 | 15.09-08.11.2025 |
2.1. | Герб и флаг Мурманской области | 2 | 1 | 1 |
2.2. | Подземные сокровища | 2 | | 2 |
2.3. | Что дает область стране? | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Коренные народы Заполярья | 2 | 1 | 1 |
3. | География Мурманской области | 8 | 2 | 6 | 10.11-30.12.2025 |
3.1. | Рельеф Заполярья | 4 | 1 | 3 |
3.2. | Города Заполярья | 4 | 1 | 3 |
4. | Растительный мир Мурманской области | 8 | 2 | 6 | 12.01-07.03.2026 |
4.1. | Разнообразие растений Заполярья | 2 | 1 | 3 |
4.2. | Лекарственные растения | 2 | 1 | 1 |
4.3. | Грибы | 1 | | 1 | |
4.4. | Сохраним красоту первоцветов | 1 | | 1 |
5. | Животный мир Мурманской области | 6 | 1 | 5 | 09.03-30.04.2026 |
5.1. | Разнообразие животных Заполярья | 4 | 1 | 3 |
5.2. | Птицы Заполярья | 2 | | 2 |
6. | Итоговое занятие «Краеведческая викторина» | 2 | | 2 | 04.05-16.05.2026 |
Итого часов: | 34 | 8 | 26 | |
Содержание учебного плана
Введение в дополнительную общеразвивающую программу (2 часа, теория-1 час, практика-1 час)
Теория: Представление о красоте и уникальности природы Мурманской области. Заполярье – это не только северное сердце России, но и редкий по красоте уголок с уникальными памятниками природы.
Форма контроля: Анкетирование «Наши действия и окружающая среда». Викторина «Чем удивительна Мурманская область?».
Практика: Игровые задания «Чем удивительна область» и «Знаете ли Вы, что…», направленные на освоение знаний (сведений) о природе родного края.
Знакомство с Мурманской областью (8 часов, теория-2 часа, практика-6 часов)
Герб и флаг Мурманской области
Теория: Познакомить с историей появления символики. Значение символики. Особенности строения герба, флага Мурманской области. Значение цветов и символов на гербе.
Форма контроля: Практическое задание – раскрась герб Мурманской области. Участие в городской акции по сбору помощи приюту бездомных животных
«Помоги четвероногому другу» в рамках Всемирного дня защиты животных.
Подземные сокровища
Теория: Представление о полезных ископаемых Заполярья. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Экологические проблемы добычи полезных ископаемых на территории Мурманской области.
Форма контроля: Задание «Нарисуй, каким знаком на карте обозначаются», задание «Найди и обведи лишнее слово», отгадай ребусы – названия полезных ископаемых, задание «Закончи предложения». Кроссворд «Полезные ископаемые».
Участие в городской акции по сбору макулатуры «С чистого листа».
Что дает область стране?
Теория: Представление о Заполярье как крупнейшем индустриальном районе Севера. Ведущие отрасли промышленности – угольная, металлургическая и химическая. Машиностроение, строительные работы и производство товаров народного потребления. Сельское хозяйство и таежные промыслы.
Форма контроля: Кроссворд «Профессии».
Практика: Деловая игра «Что дает область стране?».
Коренные народы Севера
Теория: Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально - экономическими факторами. Знакомство с коренным населением Мурманской области. Направления и типы миграции на территории области: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития. Половой и возрастной состав населения. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития. Распространение народностей по территории области, обычаи, традиции, образ жизни. Легенды народов Севера.
Практика: Работа с картой «Коренные народы Севера».
Форма контроля: Задание «Обведи номера верных утверждений».
География Мурманской области (8 часов, теория-2 часа, практика-6 часов) Рельеф
Теория: Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории Мурманской области. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой. Практика: Работа с физической и контурной картами Мурманской области.
Форма контроля: практические работы:
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Города
Теория: Знакомство с особенностями физико-географического положения области. Административные границы. Связь с соседними регионами. Крупные города области. Пути
сообщения.
Практика: Путешествие по карте России в поисках соседей; по карте «Города Мурманской области» в поисках городов. Задание на контурной карте «Города Мурманской области» найди и подпиши города.
Форма контроля: Разгадай анаграмму – переставь буквы так, чтобы получились названия городов, запиши их в таблице.
Растительный мир Мурманской области (8 часов, теория-2 часа, практика-6 часов)
Разнообразие растений
Теория: Представление о растительных сообществах. Типичные представители растительного мира. Редкие и охраняемые растения. Практика: Работа с контурной картой «Растительность».
Форма контроля: Задание «Впиши недостающие слова в текст», задание
«Подпиши изображенные растения», задание «Обведи номера верных утверждений».
Лекарственные растения
Теория: Знакомство с лекарственными растениями Мурманской области.
Характеристика отдельных лекарственных растений Мурманской области. Красная книга Мурманской области и ее значение. Охранные мероприятие при заготовке лекарственного сырья.
Практика: Работа с текстом: ответить на опросы, опираясь на текст
«Лекарственные растения Мурманской области».
Форма контроля: Задание «Впиши недостающие слова в текст», задание
«Подпиши изображенные растения», задание «Обведи номера верных утверждений».
Грибы
Теория: Представление о грибах как самостоятельном царстве живых организмов. Разнообразие грибов Мурманской области, их распространение. Съедобные и ядовитые грибы
Мурманской области.
Практика: Выполнение заданий «Подумай и напиши ответ» и «Вставь пропущенные слова в правила грибника».
Участие в экологической акции «Охотники за батарейками» в рамках Всероссийских Дней защиты от экологической опасности.
Форма контроля: Кроссворд «Грибы Мурманской области».
Сохраним красоту первоцветов
Теория: Знакомство с первоцветами Мурманской области. Роль первоцветов в природе: столовая для насекомых, «сок» растений (березкины слезки) и др.
Практика: Практическое задание - создание листовки на тему «Сохрани первоцветы». Например:
«Весна, солнце, цветы» и «Они такие красивые».
Форма контроля: Задание «Подпиши названия первоцветов Мурманской области».
Животный мир Мурманской области (6 часов, теория-1 час, практика-5 часов) Разнообразие животных
Теория: Знакомство с типичными представителями животного мира Мурманской области». Мероприятия по охране природы родного края.
Практика: Работа с текстом: ответить на опросы, опираясь на текст
«Разнообразие животных Мурманской области».
Форма контроля: Задание «Подпиши названия животных Мурманской области».
Птицы города
Теория: Представление о разнообразии птиц города, их
образ жизни, питание, роль в природе городской среды. Взаимопомощь человека и птиц.
Практика: Выполнение творческого задания «По словесному портрету укажи
кто же это?». Участие в городской экологической акции «Кормушка» в рамках программы «Птицы города ».
Форма контроля: Викторина «Птицы города». Разгадай ребус и подпишиназвания птиц.
Методическое сопровождение программы
Формы контроля
Каждое занятие предполагает решение учащимися изобретательских задач и проблем на разных уровнях творчества. Для выявления уровней развития системно-логического мышления (начальный, минимальный, средний, продвинутый, высокий) результаты деятельности изучаются и анализируются педагогом, выявляются потенциальные возможности дальнейшей интеллектуальной деятельности учащихся.
Оценивание результатов осуществляется как на каждом занятии (похвала за инициативу, внесение творческих решений в реестр и т.п.), так и на итоговых (статистическая обработка результатов по количеству и уровню творчества решённых проблем; награждение грамотами, дипломами; присвоение
«званий»; участие в конкурсах, семинарах, учебно-исследовательских конференциях, фестивалях; публикации лучших работ; получение свидетельств и патентов).
Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля - это контрольные задания, тесты, доклады и рефераты, выступления на научно-технических конференциях и результаты участия в олимпиадах.
Формы отслеживания и фиксации результатов
В течение учебного года для определения уровня усвоения программы учащимися осуществляются диагностические срезы:
входная диагностика – беседа, где выясняется стартовый уровень ЗУН обучающегося;
промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН обучающихся, в соответствии с пройденным материалом программы;
итоговая диагностика проводится в конце учебного года (демонстрация и публикация проектов) и предполагает комплексную проверку образовательных результатов.
Диагностические методики по изучению экологической культуры обучающихся (входная диагностика)
Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Что такое экология?
а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой;
6) наука о взаимодействии человека и природы; в) наука о природе.
Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?
а) проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового эффекта, разрушение озонового слоя;
б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают леса;
в) сжигается попутный газ в факелах, радиоактивное загрязнение, утилизация отходов. Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды вы знаете?
а) рост городов, загрязнение почв, воды, воздуха, вырубка лесов;
б) осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции опылителей и опыляемых растений;
в) разрушение почвы копытными животными, увеличение численности бактерий, повышение кислотности.
Что такое Красная книга?
а) аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов;
б) описание наиболее редких животных и растений;
в) перечень негативных действий человека по отношению к природе. Кто прежде всего должен заниматься охраной природы?
а) прежде всего я сам и все люди на планете;
б) специалисты — экологи, Министерство природных ресурсов, приятий; в) президент страны.
Можно ли рвать цветы в лесу или приносить домой диких животных? а) да;
б) не знаю; в) нет.
ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ И ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
В чем ценность природы для человека?
а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;
б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека; в) источник пищи и одежды, пользы и достатка.
Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?
а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно относиться;
6) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться; в) покорять и использовать.
Станете ли вы останавливать товарища от нанесения вреда природе? а) да, всегда;
б) в зависимости от ситуации; в) нет, не стану, мне все равно.
Что является причиной вашего поведения в природе?
а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть сохранено; б) природа — источник красоты, вдохновения;
в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя. Что влияет на ваше отношение к природе?
а) экскурсии в природу, работа на экологической тропе, в лаборатории, посещение эколого биологических музеев;
б) уроки биологии, экологии, географии; беседы и лекции о природе, ее охране; телепередачи, фильмы и книги о природе;
в) ничего не влияет.
Какие эмоции и чувства вызывает у вас общение с природой? а) желание оберегать, чувство ответственности;
б) положительное; в) безразличное.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Что вызывает у вас потребность заниматься экологической деятельностью? а) мне нравится природа, я интересуюсь экологическими проблемами;
б) хочу быть полезным;
в) требования родителей или учителей.
Считаете ли вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)? а) да, считаю;
б) не знаю;
в) нет, не считаю.
Что мешает вам заниматься экологической деятельностью?
а) я не владею навыками и умениями экологической деятельности; б) не хватает времени, большая загруженность другой работой;
в) мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы. Сумеете ли вы организовать и провести экскурсию в природу для маленьких детей?
а) да;
б) не знаю; в) нет.
Хотели бы, чтобы ваша будущая работа была связана с защитой природы? а) да;
б) не знаю; в) нет.
Есть ли у вас постоянное желание заниматься экологической деятельностью? а) да;
б) не знаю; в) нет.
Подсчитайте количество баллов, используя ключ: ответы а) — 2 балла; ответы б) — 1 балл; ответы в) — 0 баллов.
Обработка: подсчитывается количество положительных ответов по каждому разделу и по тесту в целом. Уровни компонентов экологической культуры:
10—12 баллов — высокий уровень; 6—9 баллов — средний уровень;
5 и менее баллов — низкий уровень. Уровни экологической культуры: 30—36 баллов — высокий уровень; 18—29 баллов — средний уровень; 0—17 баллов — низкий уровень.
Высокий уровень сформированности экологической культуры — у учащихся многообразные знания о растениях и животных разных сообществ.
Школьники заботятся, бережно относятся к растительному и животному миру, понимают их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляет устойчивый интерес к окружающему миру.
Средний уровень сформированности экологической культуры — учащиеся усвоили закономерные связи объектов, явлений, совершенствуют знания об особенностях природного мира. Но не всегда' способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, хотя проявляюттпри этом желание, заботу и бережное отношение к природе.
Низкий уровень сформированности экологической культуры — учащиеся не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они проявляют желание заботиться о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к
животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют. Диагностическая игра «Интерес к природе»
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
Задание: (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:
сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
открытия чего-то нового, получение новых знаний;
купание, загорание;
рисование природы;
помощь природе в ее охране;
пение на природе;
игры на природе.
Инструкция:
Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:
0-1 обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1- слабая степень выраженности)2-3 обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 -
среднее значение)4-5 обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая)
. Экологическая образованность
Как Вы оцениваете собственные экологические знания?
Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих экологических знаний?
В какой мере развитие личности зависит от взаимодействия между обществом и природой?
Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье?
Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)?
Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем?
I. Экологическая образованность
Низкий уровень - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной развитостью экологических интересов, наличием фрагментарных экологических представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и творческой работе.
Средний уровень- 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и природой.
Высокий уровень- 25-35 баллов, предполагает единство системы экологических интересов, представлений и их реализации в научно - исследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность знаний.
Оценка уровней освоения программы
Уровни /% | Параметры | Показатели |
Высокий уровень | Теоретические | Оценка теоретических знаний на основе |
(80-100%) | знания. | тестирования. |
| | Учащийся освоил материал в полном объеме. |
| | Знает и понимает значение терминов, |
| | самостоятельно ориентируется в содержании |
| | материала по темам. |
| Практические умения. | Способен свободно применять в практической |
| | работе полученные знания. Учащийся |
| | проявляет устойчивое внимание к выполнению |
| | заданий, сосредоточен во время практической |
| | работы, получает результат своевременно. |
| | Может оценить результаты выполнения своего |
| | задания и дать оценку работы своего |
| | товарища. |
| Навыки ведения | Учащийся прекрасно работает со всеми |
| проектной | членами команды. Всегда справляется с |
| деятельности. | поставленной задачей в группе. Свободно генерирует идеи. Легко применяет полученные знания и умения в решении поставленной задачи. |
Средний уровень (50-79%) | Теоретические знания. | Оценка теоретических знаний на основе тестирования. Учащийся освоил базовые знания, но слабо ориентируется в содержании материала по некоторым темам. |
Практические умения. | Владеет базовыми навыками и умениями, но не всегда может в полном объеме выполнить практическое самостоятельное задание, затрудняется и просит помощи педагога. В работе допускает небрежность, делает ошибки, но может устранить их после наводящих вопросов или самостоятельно. Оценить результаты своей деятельности может с подсказкой педагога. Учащийся заинтересован, но не всегда проявляет устойчивое внимание к выполнению задания. |
Навыки ведения проектной деятельности. | Учащийся слабо сосредоточен во время работы в группе, не всегда умеет находить общий язык с членами команды. Справляется с поставленной задачей в группе, но просит помощи и подсказки педагога. Не всегда умеет генерировать идеи. Применяет полученные знания и умения в решении поставленной задачи, но с некоторыми подсказками педагога или товарищей. |
Низкий уровень (0-49%) | Теоретические знания. | Оценка теоретических знаний на основе тестирования. Владеет минимальными знаниями, слабо ориентируется в содержании материала. |
Практические умения. | Учащийся способен выполнять каждую операцию практической работы только с подсказкой педагога или товарищей. Не всегда правильно применяет в практической работе необходимые знания или не использует вовсе. В работе допускает грубые ошибки, не может их найти даже после указания. Не способен самостоятельно оценить результаты своей работы. |
Навыки ведения проектной | Учащийся слабо контактирует в работе с членами команды. Не умеет генерировать |
| деятельности. | идеи. Не всегда умеет справиться с поставленной задачей в группе. Решение задачи происходит исключительно с подсказкой педагога. Слабо применяет полученные знания и умения в решении поставленной задачи, исключительно с подсказками педагога или товарищей. |
Литература
Для учителя:
Баранова В.А. Организация и проведение учебно-полевой практики по экологии в школе.:Учебное пособие.2-е изд., испр. и доп./В.А. Боранова КГПУ. – Петрозаводск, 2002. – 88с.:ил.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. —96 с. — (Работаем по новым стандартам)
Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256
Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
Яковлев В.А., Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии: Внеклас. работа по биологии в сел. шк.: Кн. для учителя.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.
Для учащихся:
Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Для уч-ся 6-7 кл/ Сост. С.А. Молис. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986 г. – 224с., ил.
Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл./Сосст. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.
Я познаю мир: Детск. энцикл. / Сост. Л.А. Богрова, Худож. А.В. Кардашук; под об. ред. О.Г. Хинн. – М.: Изд-во АСТ, 1999
Электронные пособия
Биология 7 класс. В помощь учителю и ученику. ООО «Компэду», 2014 2.Интерактивные творческие задания. Биология 5-7 класс
3.Лабораторный практикум. Биология 5-7 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004