1 | Самоопределение к деятельности. Активизация внимания | Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать. Чтоб за работу получать только лишь отметку «пять»! | Эмоционально-образный настрой к уроку | Личностные (развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками) Регулятивные (подготовить свое рабочее место) | 2 |
2 | Актуализация знаний и пробного учебного действия | Звучит марш из балета «Щелкунчик». Как называется произведение и кто его композитор? | Балет «Щелкунчик» Размышляют, анализируют, выражают свое отношение к произведению, отвечая на заданные в опросы | Регулятивные (выстраивание самостоятельного маршрута выполнения задания Коммуникативные (умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке). Личностные (определение границы собственного знания и «незнания») | 5 |
3 | Введение в тему. Постановка проблемы. | Сегодня мы познакомимся с творчеством одного из великих русских композиторов. Посмотрите на портрет, возможно, кто-то узнал композитора. Это Петр Ильич Чайковский. Родился Петр Ильич 180 лет назад. | Ответы учащихся на заданные вопросы учителя | Познавательные (умение находить главные идеи в текстовом материале, формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждений, установления аналогий, классификации Личностные (формирование духовно-нравственных ценностей) Регулятивные (учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них, находить характерные особенности разных видах произведений: музыкальных, художественных, литературных) | 5 |
4 | Построение проекта и его реализация | В доме Чайковского часто звучала музыка. В семье не было профессиональных музыкантов, но все очень любили музыку: глава семейства играл на флейте, мать – на арфе и фортепиано. Поэтому уже в возрасте пяти лет он умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. | Просмотр презентации. Размышляют, анализируют, выражают свое отношение к произведениям. | 5 |
5 | Совместное открытие новых знаний. | Сегодня мы познакомимся с «Детским альбомом» Чайковского. Он включает в себя 24 инструментальные пьесы – очаровательные миниатюры, очень выразительные и разнохарактерные. Пьеса, в которой говорится об играх, называется «Игра в лошадки» давайте послушаем эту пьесу. - Что вы представили, слушая музыку? Послушайте следующую пьесу и подумайте, какая она по характеру? Композитору удалось очень точно передать почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика. Какие движения хочется выполнять под эту музыку? (звучит вальс) в сердце светлые песни опять зазвучали, зазвучали. И опять я могу танцевать без печали, без печали… Вальс – это бальный танец. Они бывают разные по характеру и по темпу. Слушая вальс, определите его настроение. А сейчас все встанем и произвольно, но ритмично выполним движение под музыку. Прежде чем приступить к прослушиваю следующей пьесы, скажите: любите ли вы мечтать? -Наверное, у каждого есть мечта. Может, кто-то из вас поделится ей с нами? -А вы знаете, что такое «грёза»? Грёзой иногда называют мечту. -Сейчас мы с вами прослушаем пьесу, которая называется «Сладкая грёза» и попробуем определить настроение, которое создает эта пьеса и её характер. (звучит фортепианное исполнение) Сейчас предлагаю вам еще раз прослушать эту же пьесу. Будьте внимательны, чтобы определить, чем отличается это исполнение от первого. (слушание оркестрового исполнения) -Чем оно отличается от первого исполнения? Пьеса передает мечтательное трепетное состояние души. Здесь слышны скрытые вопросы и робкие признания. И нам кажется, что в самые безнадежные моменты жизни эта мелодия способна разбудить надежду и веру в каждом человеке. Звучит пьеса «Мама» - Какие интонации слышатся в музыке? - Какие чувства композитор испытывал к своей маме? - Музыка Чайковского без слов, как мы называем такую музыку? - Какой музыкальный инструмент исполняет эту музыку? Каков характер музыки? - Как она звучит: плавно или отрывисто, тихо или громко, в быстром или спокойном движении? - Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома". Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. | Показ презентации и рассуждение о музыкальных произведениях. Ответы учащихся на заданные вопросы. Дети выполняют движения под музыку вальса. Затем отвечают на заданные вопросы. Ответы учащихся на заданные вопросы. Ответы учащихся на заданные вопросы. | Личностные (творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира) Познавательные (Понимать интонационно-образный смысл произведений) Регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | 15 |
7 | Работа над вокалом | Знакомство с песней «Мама». Показ песни. О чем эта песня? Какие эмоции она вызывает? Разучивание песни по фразам. Работа над дыханием и дикцией. | Ответы учащихся на заданные вопросы. Выполнение заданий учителя. | Личностные (творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира) Познавательные (Понимать интонационно-образный смысл произведений) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | 7 |
8 | Рефлексия, контроль и оценка собственных учебных действий | - Что нового вы узнали на уроке? -Сколько балетов написал композитор? -Что такое балет? -Сколько пьес включает в себя «Детский альбом»? -Перечислите, какие вы запомнили? -Чем они вам понравились? | Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы, отвечая на вопросы. | Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание ур овня усвоения) | 2 |