СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Болдино в жизни А. С.Пушкина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта: «Болдино в жизни А. С.Пушкина»

Творческое название: «Болдинская осень…Чудесная, вдохновенная осень!»

Учебный предмет: литература

Возраст школьников, принимающих участие в работе: 9 класс

Дидактические цели проекта:

     Данный проект обусловлен дидактическими целями исходя из Базового уровня обязательного  минимума содержания основных образовательных программ по литературе.

  • Формирование гуманистического видения  мира, понимания необходимости  литературы для саморазвития и самореализации своего духовного мира.
  • Формирование способности к критическому мышлению.
  • Активизация речевой деятельности.

Методические цели:

  • Владение целостной системой знаний о жизни и творчестве Пушкина в Болдине.
  • Формирование навыков исследовательской деятельности.
  • Формирование умений представлять результаты самой работы для аудитории.

Методические задачи:

  • Заинтересовать учащихся жизнью и творчеством поэта в Болдине.
  • Донести до учащихся значимость Болдина и болдинских творений в творческой эволюции поэта.
  • Развивать умение самостоятельно мыслить и убедительно доказывать свою точку зрения.
  • Воспитать творческие способности, чувство коллективизма.

Основополагающий вопрос работы:

    Почему в Болдине Пушкиным было создано столько произведений. сколько ему ранее удавалось едва ли не за 5 лет? В чем здесь загадка?

Вопросы учебной темы (проблемные вопросы):

  1. С чем были связаны 3 поездки Пушкина в Болдино Нижегородской губернии? (1830, 1833, 1834 г.)
  2. Каков интерьер усадьбы Пушкина в Болдине?
  3. Что написал поэт в Болдине? Почему взлет творчества сил Пушкина произошел именно в Болдине?
  4. Почему Пушкин создал за достаточно короткий промежуток времени огромное количество произведений?

Темы для самостоятельных исследований учащихся:

  1. «1-я поездка Пушкина в Болдино».
  2. «Болдинская осень…Чудесная, вдохновенная осень!».
  3. «Пушкин в Болдине в 1833 г.».
  4. «3-й приезд поэта в Болдино».
  5. «Дом Пушкиных в Болдине»

 

 

 

 

Этапы проведения проекта:

  • Определение творческого названия проекта.
  • Формирование групп для проведения исследований по заданным учителем темам.
  • Обсуждение плана работы учащихся.
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
  • Самостоятельная работа учащихся в группе.

      Роль учителя-консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

  • Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
  • Защита полученных результатов и выводов.
  • Оценивание проекта школьниками и учителем.

 Краткая аннотация.

Данный проект осуществлен в течение нескольких недель учащимися 9 класса под руководством учителя русского языка и литературы. Это учебный проект, вписывающийся в систему уроков по литературе по творчеству Пушкина. Он направлен на то, чтобы представления учащихся в 9 классе о жизни и творчестве Пушкина в Болдине были шире. Он позволяет вызвать у учащихся интерес к жизни Пушкина в Болдине, увлечь исследовательской работой, созданием ярких, запоминающихся презентаций (слайдов), способствует развитию познавательных навыков. Создавая проект, мы попытались сделать подачу материала не только информативной, но и красочной, способной заинтересовать школьников. Музыкальный фон нашей презентации (музыка Чайковского «Времена года») настроит на раскрепощенно - творческий лад, подвигнет к тонкому и чуткому восприятию каждого слова.

Надеемся, наш опыт поможет другим.

      Выводы:  

Проведя исследования, мы пришли к выводам:

  1. Болдино – одно из любимых мест великого поэта.
  2. Болдино – это не просто географическая точка на карте. Это избранное место, где для пушкинского гения соединилась поистине «божественная троица» - вдохновение, осень, деревня.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект «Болдино в жизни А. С.Пушкина»»

Творческое название проекта  «Болдинская осень…Чудесная, вдохновенная осень…»    Портрет А.С.Пушкина работы Ореста Кипренского Руководитель: Авторы: Учитель литературы Ученицы 9«В» класса Авдонина Валентина Панина Ксения, Владимировна Крепкова Светлана  Первомайск , 2009 год

Творческое название проекта «Болдинская осень…Чудесная, вдохновенная осень…»

Портрет А.С.Пушкина работы Ореста Кипренского

Руководитель: Авторы:

Учитель литературы Ученицы 9«В» класса

Авдонина Валентина Панина Ксения,

Владимировна Крепкова Светлана

Первомайск , 2009 год

     Проблемный вопрос.  Почему за три болдинских месяца Пушкиным было создано столько произведений, сколько ему ранее удавалось только за пять лет?  Гипотеза.  На Болдинской земле на Пушкина снизошло вдохновение.

Проблемный вопрос.

Почему за три болдинских месяца Пушкиным было создано столько произведений, сколько ему ранее удавалось только за пять лет?

Гипотеза.

На Болдинской земле на Пушкина снизошло вдохновение.

Цель и задачи.  1)Узнать, в какие годы поэт приезжал в Болдино, познакомиться с причиной первой поездки.  2 ) Выяснить, какие произведения Пушкин написал в период, называемый «Болдинской осенью», чему он учит нас в некоторых из них.  3)Проанализировать имеющиеся сведения, опровергнуть или доказать нашу гипотезу.

Цель и задачи.

1)Узнать, в какие годы поэт приезжал в Болдино, познакомиться с причиной первой поездки.

2 ) Выяснить, какие произведения Пушкин написал в период, называемый «Болдинской осенью», чему он учит нас в некоторых из них.

3)Проанализировать имеющиеся сведения, опровергнуть или доказать нашу гипотезу.

Ход исследований.  Наша группа решила, что каждая из девочек должна выполнять свою определенную работу в команде, поэтому и разделились для проведения более эффективного исследования. Например, Ксения искала теоретический материал и опрашивала одноклассников, то есть была в некоторой степени социологом, а Светлана обрабатывала в печатном виде полученные знания. Но для полного и правильного понимания изучаемой темы мы анализировали факты вместе.

Ход исследований.

Наша группа решила, что каждая из девочек должна выполнять свою определенную работу в команде, поэтому и разделились для проведения более эффективного исследования. Например, Ксения искала теоретический материал и опрашивала одноклассников, то есть была в некоторой степени социологом, а Светлана обрабатывала в печатном виде полученные знания. Но для полного и правильного понимания изучаемой темы мы анализировали факты вместе.

 Мы решили провести небольшой опрос среди наших одноклассников по следующему вопросу: «Имело ли Болдино , на ваш взгляд, какое – то воздействие на великого русского поэта, если там он написал большое число произведений?»

Мы решили провести небольшой опрос среди наших одноклассников по следующему вопросу: «Имело ли Болдино , на ваш взгляд, какое – то воздействие на великого русского поэта, если там он написал большое число произведений?»

 Заглянем в словарь…  Что же такое вдохновение ?  Это состояние человека, когда он  занят каким – либо делом по велению души.  Пушкин утверждал, что «поэты рождены для вдохновенья».  Что значит «снизошло» ?  Значит пришло, даровано человеку свыше.

Заглянем в словарь…

Что же такое вдохновение ?

Это состояние человека, когда он

занят каким – либо делом по велению души.

Пушкин утверждал, что «поэты рождены для вдохновенья».

Что значит «снизошло» ?

Значит пришло, даровано человеку свыше.

1830 г.  Годы, в которые Пушкин 1833 г.  приезжал в Болдино. 1834 г.

1830 г.

Годы, в которые Пушкин

1833 г.

приезжал в Болдино.

1834 г.

" Что за прелесть здешняя деревня…"

«Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угоднo, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины, прозы и стихов».

Из писем А. С. Пушкина к П. Плетневу

31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в село Болдино Нижегородской губернии. Уезжает, чтобы вступить во владение собственным имением накануне своей свадьбы с очаровательной Натальей Николаевной Гончаровой.

 Пушкин едет по старинному Владимирскому тракту, печальной дороге без возврата, по которой везли осужденных на каторгу; однако за Богородском и Владимиром сворачивает…на Муром, Севаслейку, Арзамас.  Маршрут Пушкина Владимир Муром Арзамас Большое Болдино Лукоянов

Пушкин едет по старинному Владимирскому тракту, печальной дороге без возврата, по которой везли осужденных на каторгу; однако за Богородском и Владимиром сворачивает…на Муром, Севаслейку, Арзамас.

Маршрут Пушкина

Владимир

Муром

Арзамас

Большое Болдино

Лукоянов

«Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет».  3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино: одноэтажный деревенский дедовский дом, рядом контора, церковь, небольшой пруд, тронутые осенним золотом рощицы…

«Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет».

3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино: одноэтажный деревенский дедовский дом, рядом контора, церковь, небольшой пруд, тронутые осенним золотом рощицы…

 Пушкин пишет письмо своему другу Петру Александровичу Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…» Две последние главы романа в стихах « Евгений Онегин » , поэма «Домик в Коломне», пять повестей в прозе - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «История села Горюхина», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и о работнике его Балде», более тридцати стихотворений - таков творческий итог болдинской осени 1830 года. Среди этих тридцати стихотворений, которые сам Пушкин называл «мелкими», каждое - истинный шедевр: «Бесы», «Румяный критик мой ... », «Для берегов отчизны дальней ... », «Моя родословная», «Я здесь, Инезилья», «Царскосельская статуя» и другие.

Пушкин пишет письмо своему другу Петру Александровичу Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…» Две последние главы романа в стихах « Евгений Онегин » , поэма «Домик в Коломне», пять повестей в прозе - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «История села Горюхина», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и о работнике его Балде», более тридцати стихотворений - таков творческий итог болдинской осени 1830 года. Среди этих тридцати стихотворений, которые сам Пушкин называл «мелкими», каждое - истинный шедевр: «Бесы», «Румяный критик мой ... », «Для берегов отчизны дальней ... », «Моя родословная», «Я здесь, Инезилья», «Царскосельская статуя» и другие.

" Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П."

Рассказчик Иван Петрович Белкин - ­человек простой, нечиновный, небогатый дворянин, живущий в селе Горюхино. Он пересказывает истории, слышанные от разных людей.

Чему же учит Пушкин в этих милых и простых повестях?

- Не будь завистлив и мстителен;

- Почитай родителей своих;

- Не желай зла ближнему своему;

- Держи свое слово, данное перед Богом.

" Повести Белкина" – жемчужина болдинской осени 1830 года.

«Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет. Пора моих трудов настает…»  Из письма А.С. Пушкина П. Плетневу  Почему же осень?  Осень – это величайшее напряжение природы перед своим зимним сном, это пестрый яркий ковер… Осенний холод бодрит, придавая уму человеческому ясность и трезвость, что так необходимо поэту.  Осенний пейзаж во всей полноте и величии мы можем увидеть только в деревне.

«Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет. Пора моих трудов настает…»

Из письма А.С. Пушкина П. Плетневу

Почему же осень?

Осень – это величайшее напряжение природы перед своим зимним сном, это пестрый яркий ковер…

Осенний холод бодрит, придавая уму человеческому ясность и трезвость, что так необходимо поэту.

Осенний пейзаж во всей полноте и величии мы можем увидеть только в деревне.

Результаты исследований. В ходе работы мы узнали много нового о жизни Пушкина в Болдине, еще больше заинтересовались его творчеством. Также мы научились объединять полученные знания в целостную систему, анализировать их, что , возможно , пригодится нам в будущем.

Результаты исследований.

В ходе работы мы узнали много нового о жизни Пушкина в Болдине, еще больше заинтересовались его творчеством.

Также мы научились объединять полученные знания в целостную систему, анализировать их, что , возможно , пригодится нам в будущем.

 Сравнение с гипотезой.  Пушкин приезжал в Болдино трижды и непременно осенью и каждый раз увозил с собой в столицу из деревни новые произведения.  Болдинская осень – одна и именует собой священную страну вдохновения, страну вечной осени. Болдино – это не просто географическая точка на карте. Это Богом избранное место, где для пушкинского гения соединилась поистине «божественная троица» - вдохновение, осень, деревня.  Гипотеза подтвердилась!

Сравнение с гипотезой.

Пушкин приезжал в Болдино трижды и непременно осенью и каждый раз увозил с собой в столицу из деревни новые произведения.

Болдинская осень – одна и именует собой священную страну вдохновения, страну вечной осени. Болдино – это не просто географическая точка на карте. Это Богом избранное место, где для пушкинского гения соединилась поистине «божественная троица» - вдохновение, осень, деревня.

Гипотеза подтвердилась!

 «Болдинская осень»… Три месяца, проведенные Пушкиным в глухом нижегородском селе. Сельская тишина, яркие краски осени под голубым небом и нет той непроходящей городской суеты... Дни, проведенные в благодатном уединении – это взлет творческих сил, это осень, которую поэт с радостью называл

«Болдинская осень»… Три месяца, проведенные Пушкиным в глухом нижегородском селе. Сельская тишина, яркие краски осени под голубым небом и нет той непроходящей городской суеты... Дни, проведенные в благодатном уединении – это взлет творческих сил, это осень, которую поэт с радостью называл "детородной". Подлинно в высоком состоянии души рождались вдохновенные поэтические строки… Три месяца… В истории мировой литературы по накалу творческой энергии небывалый, необъяснимый и ослепительный всплеск пушкинского вдохновения!

      1)

1) "Литературное краеведение в школах Нижегородского края к 200 – летию со дня рождения В. С. Пушкина"

Г. А. Пучкова. – Издательство АГПИ им.

2) "Болдинская осень"

Издательство "Школьная библиотека", 2005

М. С. Андреева, М. П. Короткова, 2005

3) "Болдинская осень"

Издательство "Горьковская правда", 1980, г. Горький.

 Учитесь Пушкина читать,  Не просто пробегать глазами,  Как часто делаем мы с вами,  А видеть, слышать, встречи ждать... Посетите Болдинскую усадьбу Пушкина. Это святой долг каждого русского человека. Удачи Вам, вдохновения и терпения!

Учитесь Пушкина читать,

Не просто пробегать глазами,

Как часто делаем мы с вами,

А видеть, слышать, встречи ждать...

Посетите Болдинскую усадьбу Пушкина. Это святой долг каждого русского человека. Удачи Вам, вдохновения и терпения!