СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Будь природе другом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный проект по экологии для старшей группы.Сроки реализации проекта с сентября по февраль.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Будь природе другом"»

МКОУ Ясенковская СОШ – структурное подразделение детский сад










Долгосрочный детский экологический проект







Тема: «Будь природе другом»


(Экологическое воспитание детей)




Выполнил:

воспитатель детского сада

Лашина Наталия Васильевна 






п. Ясенки

Бобровский район

Воронежская область

2015г.

Актуальность
проблемы.


       
   *      «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. 
   *    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. 
   * Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
    * В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
    *  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
   * Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                         
   *   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
  *    Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
  *  Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.





Анализ внутренней среды

 

 

Сильные стороны

 

Слабые стороны

 

Программно – методическое обеспечение

 

      Программы и технологии:

- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы,2012 г

- Николаева С.Н.«Юный эколог»,2005

- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», 1996

- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008

Методическое обеспечение:

- учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Развивающий видеоматериал для занятий с детьми дошкольного возраста «Двенадцать месяцев»

Из-во: СГУ –ТВ 2008г.

 

- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

 

- отсутствие экологических знаний и педагогического  опыта у родителей воспитанников.

Материально – техническая база

 

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголки природы в группах;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;  огород на окне

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием.

 

 

 





Участники проекта:


 - дети;
 - воспитатели;
 - родители;

                          

Вид проекта: 


долгосрочный ,
с 1 августа 2014года по 1 февраля 2015 года
( 6 месяцев)


Цель  проекта:



Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания 
и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:



1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
 3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
 4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
 5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
 6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.


        При построении системы работы экологического проекта  я обратила  особое внимание  на следующие основные направления:

     1.  Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

     2.  Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в уголке природы, подкормка птиц, посадка семян и др.).

     3.  Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Методы, используемые для реализации проекта:

   1.  Наглядные методы:

         - экскурсии, целевые прогулки;

         - наблюдения;

         - показа сказок (педагогом, детьми);

         - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

         - проведение дидактических игр;

    2. Словесные методы:

        - чтение литературных произведений;

        - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

    3. Игровые методы:

       - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр драматизаций и др.);

       - загадывание загадок;

       - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

    4.  Практические методы:

        - организация продуктивной деятельности детей;

        - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

       - постановка сказок, отрывков литературных произведений;

       - изготовление с детьми наглядных пособий.






ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

 (август 2014 г.)

  2 этап –практический:собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

  (сентябрь 2014 г.– декабрь 2014 г.)

  3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

 (январь 2015 г.)



Предполагаемые результаты:



  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края - Воронежской области.

2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

 3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.


 4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

 6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
     *  В природе все взаимосвязано.
     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.




 Ресурсы проекта:


 1. Зал экологии и краеведения с представленными материалами флоры и фауны Воронежской области: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии. 

 2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников :Николаева С.Н. «Экологическое восптание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в  детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

3. Уголки природы в каждой возрастной группе.

4. Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

5. Парки и скверы поселка.

6. Природное окружение  для организации экскурсий и наблюдений: поля, луг,  водоем – Ясенковский пруд , хоздворы населения с домашними животными и птицей, зоомагазин.

 7. Опытнические зоны в средних, старших и подготовительных группах. Огород на окне в каждой возрастной группе.

8. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.  Связь со школой по взаимопрезентациям исследовательских проектов первоклассников и дошкольников. Возможность участия в региональном конкурсе  детей - исследователей.

9. Детская библиотека поселка Ясенки.

10. Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.











План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки : август 2014


ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа  М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Обогащение эколого - игровой среды

         Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

  создание Экологической тропинки на участке детского сада; 

 наблюдения, экскурсии на экологической тропе;                                                - конкурсы для детей (в.ч. городской «Хочу всё знать»), воспитателей и родителей: «Природная кладовая», «Кормушки для птиц», «Снежные постройки», «Лучший участок»

 создание аудио- видеотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»;

 создание коллекции презентаций экологического направления;

 пополнение  уголков дидактические, экологические, имитационные игры, игры-путешествия ;                                         - эколого-познавательные праздники и развлечения

  выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем»

Создание сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

Пополнение уголка природы макетами: «Времена года», «Обитатели природных зон», «Домашние животные», «Дары леса»;

 

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

Проведение консультаций

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома



2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Сроки : сентябрь - декабрь 2014.

1.Организация в группе познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформить многофункциональное настенное панно «Времена года» в зале экологии и краеведения детского сада.

3. Краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские работы по различным экологическим направлениям.

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения детского сада. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки .

6. Работа в цветнике, сбор семян цветов.

7. Посадка луковичных культур (тюльпаны, нарциссы, гиацинты).

8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

9. Экскурсии на хоздворы населения п.Ясенки : наблюдение за домашними животными и птицей.

10. Экскурсии на Ясенковский пруд, наблюдение за состоянием воды, берега, растениями, оценка экологического состояния. Учить детей не засорять природу.

11. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

12. Операция «Помоги природе»: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

13. Операция "Подарок птицам": изготовление кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

14.Познавательное развлечение "Птичьи заботы"

15. Викторина " Знаем ли мы растения нашего края?" .

16. Экскурсии в парки поселка: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

17. Экскурсии на пруд поселка Ясенки. Комплектование коллекций, интересных сучков, видов почв, гербарий в уголок природы. Выставка природных коллекций.

18.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов в зал краеведения экологического содержания. Выставка макетов о природе Бобровского района: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

19.Экологическая беседа "К природе с добротой" Д/В №4-2010 г.стр.38

20. Экологическая экскурсия "На природу, в поле пойдем" стр.74"Ст.воспит." №3-2010г

21. "Напиши письмо сове". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа" 

22. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки"

23. Оборудование в саду уголка"Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

24. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего поселка.

26. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д)

27. Викторина между детьми старшей группы "Лучший знаток деревьев".



Сентябрь.

Тема

Задачи

Содержание

«Лес – многоэтажный дом»

Способствовать развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Рассматривание схемы «Лес – многоэтажный дом»

Д/и «Магазин «Семена»

Д/и «Что помогает растениям расти?»

«Экскурсия на пруд «Водоем и его жители»

Развивать представление детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно – следственные связи; умение использовать предметно - схематическую модель «Птицы» для рассказывания; познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя; воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа о водоеме и водоплавающих птицах


Игра «Поход к водоему»

Рисование водоема

«Насекомые осенью»


Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно – следственные связи; умение использовать предметно – схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.


Обобщающая беседа

Отгадывание загадок

Игра – имитация «Отгадай, кого я загадал?»

Игра в слова

«Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина Наблюдение

Беседа «Что растет на грядке?»

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка» Игра «Опиши дерево» Загадывание загадок Наблюдение



Октябрь.

Тема

Задачи

Содержание

«Птицы осенью»

Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

Обобщающая беседа о перелетных птицах

Чтение стихотворения

Отгадывание загадок

«Растения в нашем уголке природы»


Способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни; формированию представлений о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; формированию представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют; воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями.

Беседа о растениях

Рассматривание растений

Уход за растениями (практикум)

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Коллективная аппликация


«Домашние животные»


Способствовать систематизации представлений о местах обитания домашних животных; умению составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью модели; обобщать представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком, о детенышах.

Беседа

Чтение стихотворения

Загадки – зву–коподражания

Игра»Кто что ест?»

«Декоративные домашние рыбки»



Создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме.

Наблюдение за рыбками

Кормление рыбок

Работа по картинкам

Рисование «Любимая рыбка»


«Кому нужна вода?»


Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку; ознакомлению детей с круговоротом воды в природе, с явлениями кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека; воспитывать бережное отношение к воде.


Рассматривание глобуса

Игра «Кому нужна вода?»

Игра «Не боимся мы дождя»

Рассматривание картины «Круговорот воды в природе»



Ноябрь.

Тема

Задачи

Содержание

Овощи и фрукты на нашем столе


Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закреплению представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; развитию умения готовить салат, используя схему – модель трудового процесса: воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания.

Д/и «Опиши – мы отгадаем»

Д/и «Определи на вкус»

Приготовление салата

Беседа

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица» наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Животные леса осенью»



Способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные; установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период; обучать умениям вести себя в лесу.


Беседа

Чтение стихотворения

Отгадывание загадок

Составление рассказа - загадки

«Живое – неживое»


Создать условия для уточнения представлений детей о признаках живого (на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение; для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать в поведении их особенности как живых существ.



Наблюдение за морской свинкой

Игра «Какая она?»

Беседа

Трудовые действия детей «Покормим морскую свинку»


«Кому нужна вода?»


Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку; ознакомлению детей с круговоротом воды в природе, с явлениями кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека; воспитывать бережное отношение к воде.


Рассматривание глобуса

Игра «Кому нужна вода?»

Игра «Не боимся мы дождя»

Рассматривание картины «Круговорот воды в природе»



Декабрь.

Тема

Задачи

Содержание

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.
Развитие наблюдательности. 
Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.


«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

Беседа с элементами труда.

«Зимняя

красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект





3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту "Будь природе другом". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический Совет по итогам проекта.

Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Будь природе другом"

1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников.

2. Обобщение уровня обогащения предеметно - развивающей среды в группе.

3. Педагогический Совет по обобщению результатов работы  по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе  по экологическомй воспитанию дошкольников.



По результатам диагностики на начальном этапе, я сделала следующие выводы: дети с низким уровнем развития экологической воспитанности показали незнание практических навыков и умений по охране природы, дали мало правильных ответов об окружающей природе (знания не оформленные, отрывчатые), испытывали затруднения в ответах, даже получая помощь взрослого,  чувствовали себя неуверенно, Эти дети не проявляют интереса к изучению и охране окружающей среды.

                                                                                                                                       

У детей, показавших   средний уровень развития экологической воспитанности, побуждения к изучению природы, гуманному отношению к ней - неустойчивые, ответы детей были нечеткими, с большинством диагностических заданий эти дети справляются с помощью взрослого. Стоит отметить, что дети со средним уровнем вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем развития экологической воспитанности…

 

Дети с высоким уровнем развития экологической воспитанности справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, , показали оригинальность суждений, сообразительность.

 

По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития, дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.

  Средний уровень  –  показали 47% продиагностированных детей.

  Низкий уровень –   развития экологической воспитанности показали 40% продиагностированных детей.

   Высокий уровень –     развития экологических знаний выявлен у 13% детей 5-6 лет.

Таким образом, анализ результатов  начальной (констатирующей) диагностики, подтвердил необходимость целенаправленной педагогической работы для повышения уровня экологической воспитанности детей 5-6 лет  через экологизацию образовательного  процесса и организацию предметно – развивающей среды: реализацию проекта «Будь природе другом», что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к   объектам окружающей природы.

После реализации проекта мною была использована та же диагностика, что и в начале работы. Цель диагностики - выявление динамики уровня сформированности экологической воспитанности детей 5-6 лет.

 Анализ полученных результатов, позволил сделать вывод, что уровень  экологической воспитанности детей изменился.

 Количество детей с высоким уровнем развития экологической воспитанности  резко увеличился – 53% из общего числа. Эти дети справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, сообразительность,  выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалась оригинальность суждений, отсутствие трафаретности в высказываниях.

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности  изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем, а дети с низким уровнем овладели некоторыми знаниями и умениями экологического характера, начали проявлять познавательный интерес, проявлять гуманное отношение к природе: 47% из общего числа.

Детей с низким уровнем  развития экологической воспитанности на   конец проекта не осталось.  При участии в диагностике дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.

 

 

 

 Сравнительные данные по выявлению уровня экологической воспитанности детей старшей группы ( всего 15 детей)


УРОВНИ

Сентябрь 2014 год

Январь 2015год

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ВЫСОКИЙ

2

13%

8

53%

СРЕДНИЙ

7

47%

7

47%

НИЗКИЙ

 6

40%

0

0

 

 

 Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей.

Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила результативность проведённой проектной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале проекта. Детей с низким уровнем развития на конец года не осталось, вырос процент детей с высоким уровнем развития по данному направлению. Проведенная в течение года работа   по экологическому воспитанию детей 5-6 лет привела к следующим результатам:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 - у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней, 

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

-    повысить мое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения

В течение проекта родители принимали активное участие  в обогащение предметно – развивающей среды в группах. Родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

                                                             

       Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении  работы  были достигнуты   намеченные   цели:


1.   Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям, природе    в   целом.

2.Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам  природы. 

3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4.Формирование   навыков  экологически  грамотного и безопасного   поведения   в  природе.


Наш  проект способен  при   целенаправленной  деятельности педагогов и  родителей  помочь   детям  осознать  себя   взрослыми людьми,    спасающими  и   оберегающими  природу родного края.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

      

1.     Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

2.     Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

3.     Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

4.      Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

5.      Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

6.     Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005

7.     Коломина В.Н. Воспитание  основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

8.     Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

9.     . Молодцова  Л.П.  Игровые  экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.

10.                       Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

11.                       Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

12.                       Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

13.                       Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

14.                       Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

15.                       Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

16.                       Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

17.                       Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

18.                        Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва  LINKA – PRESS 1998.

19.                        Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

20.                       Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

21.                       Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

22.                       Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008

23.                       Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.

24.                       В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

25.                       Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

26.                       Интернет-ресурсы.

27.                       Видеоматериал «Двенадцать месяцев» СГУ ТВ, 2008г

 

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

1.     Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

2.     В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008