Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Программа
деятельности классного руководителя
«Мир, в котором я живу»
Автор: Сергеева Диана Ризовна
классный руководитель 7«А» класса
Паспорт
программы деятельности классного руководителя
Наименование программы | «Мир, в котором я живу» |
Цель программы | Сформировать успешную полноценную психически и физически здоровую личность с устойчивым нравственным поведением, способную к самореализации в социуме, путем развития индивидуальных качеств учащихся. |
Задачи программы | 1. создание комфортных условий пребывания учащихся, способствующих сплочению классного коллектива посредством формирования нравственной культуры общения и построения межличностных отношений; 2. укрепление роли семьи в становлении жизненной позиции ребенка путем создания условий для духовного, нравственного развития учащихся; 3. поддержка творческой активности учащихся и родителей, как основы созидания индивидуальности через привлечение к участию в проектной деятельности, способствующей саморазвитию и самосовершенствованию самореализующейся личности. 4. формирование потребности в здоровом, активном образе жизни. |
Методическая основа программы | Закон Российской Федерации «Об образовании» Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка Е.Н. Степанова «Воспитательная система класса», М. «Творческий центр», 2005. В.П. Сергеева «Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы», М., «ЦГЛ», 2004. М.П. Нечаева «Управление воспитательным процессом в классе», М., «5 за знания», 2006. Л.И. Маленкова «Классный руководитель (воспитатель): практические материалы», учебно – методическое пособие, М., «Педагогическое общество России», 2007. И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся», М., «Аркти», 2007. М.А. Александрова «Классному руководителю о самоуправлении в классе», М. «Творческий центр», 2005. С.А. Цабынин «Взаимодействие школы и семьи» Волгоград, «Учитель», 2006 |
Руководитель программы | Заместитель директора по воспитательной работе Дружкина Елена Евгеньевна |
Разработчик программы | Классный руководитель класса Самашева Тагзия Шарифовна |
Исполнители программы | классный руководитель учителя-предметники служба сопровождения педагоги дополнительного образования учащиеся родители |
Срок реализации программы | 2006 – 2010 годы |
Возраст учащихся | 5-9 класс |
Ожидаемый результат | Успешная, полноценная психически и физически здоровая личность, с устойчивым нравственным поведением, способная к самореализации в социуме. |
Финансирование | Благотворительные средства родителей |
Пояснительная записка.
Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Сегодня, как никогда, важно научить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Оттого, что даст ребенку школа, во многом зависит его будущее.
Воспитательный процесс, в принципе неуправляем. В его основе – самоопределение личности. Задача же школы лишь в том, чтобы создавать условия и не мешать. Дети должны самоопределяться. Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Воспитание эффективно там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для меня, как воспитателя, личность школьника – главная ценность и основной объект его заботы. Воспитание эффективно, если оно целесообразно и нешаблонно. Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно. И поэтому первое, с чего я начала это была идея создания воспитательной системы.
Передо мной, как классным руководителем, стояла задача – сохранить высокий уровень познавательного интереса, творческую активность, коммуникативные способности учащихся, привитые учителем начальных классов, помочь преодолеть трудности «переходного» периода, и конечно же создать такой коллектив единомышленников, чтобы с полной уверенностью можно было сказать, что мы одна семья.
Коллектив становится настоящей семьей, когда из россыпи характеров возникает содружество. Помочь возникнуть ему стало нашим общим делом. Все это нашло свое отражение в программе воспитания «Мир, в котором я живу».
Одним из ведущих метод организации жизнедеятельности класса - индивидуальная и коллективная разработка и реализация творческих проектов. Я считаю, что воспитательный процесс успешен, если он инструментован как процесс самовоспитания, деятельность детей – как самодеятельность, управление воспитанием – как самоуправление. Поэтому содержательный материал разделов построен как логическая цепь КТД и САМОуроков взрослеющего человека, где рассматриваются проблемы, которые его волнуют, и разрешение которых становиться актуальным и эффективным для педагога, организующего воспитательный процесс.
Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто новое. В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение. Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить.
Структурно все темы программы объединены в четыре больших раздела: «Я - человек, но какой?»; «Я и другие люди»; «Философское осмысление жизни»; «Я и моя семья». Здесь заложены методики самопознания и самовоспитания, с помощью которых педагог может успешно организовать стимулирование самовоспитания школьников, а учащиеся — включиться в процесс самоактуализации. В этих разделах выстроен ряд ценностей, оцениваемых с позиций истины, добра и красоты. Это позволит эффективно построить весь учебно-воспитательный процесс, осуществляемый мною, как классным руководителем. Заключительным этапом изучения каждого раздела является выполнение творческого проекта. В проектах заложена возможность реализовать «прелесть человеческого общения» педагога и воспитанников и между самими воспитанниками. Содержание каждого САМОурока включает в себя такие части как: проблемные вопросы для размышления (рубрика «Подумай»); мнения сверстников («Так думают сверстники»); рубрика «Из мудрых мыслей»: афоризмы, высказывания великих людей, пословицы, отрывки из художественной литературы (стихотворения и проза), публицистика; извлечения из словарей, справочников, данные научных исследований, высказывания ученых (рубрика «Проверь себя»); рубрика «Твой практикум»: различные методики самопознания и самовоспитания (проблемные вопросы, задания, этико-психологические задачи, тесты, упражнения для тренингов, разные методы и приемы работы над собой) (6-9 класс).
Формирование проектной деятельности проходит следующие этапы:
постепенное становление проектной деятельности через освоение детьми способов проектирования (5 класс), где мы с ребятами начнем выполнять наш совместный проект «Летопись нашего класса»; использование приобретенных умений и навыков при разработке и реализации проектов (6—8-е классы), приобретение опыта подготовки и осуществления творческих проектов (9-й класс). Этапы формирования проектной деятельности и периоды развития воспитательной системы класса сопряжены друг с другом.
Программа воспитания моего класса составлена с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, и в соответствии с «Программой воспитания «Жить – значит действовать» МОУ СОШ № 9 на 2003-2009 годы», где главной целью является создание максимально комфортных условий для формирования и развития Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
Школьная программа воспитания направлена на реализацию следующих задач: воспитание у учащихся патриотического отношения к семье, школе, малой родине, России; создание оптимальных условий для развития каждого школьника, на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей; приобщение школьников к знаниям о жизни, соответствующим общепринятым нормам и ценностям; формирование потребности в здоровом, активном образе жизни; умения адаптироваться в окружающей обстановке. Работа по реализации цели и задач основывается на принципах:
Принцип самовыражения
В школе должны быть созданы условия для самовыражения ученика и педагога. Важно побудить и поддержать стремление детей и взрослых к проявлению своих природных возможностей.
Принцип творчества и успеха
Создание ситуации успеха, обстановка общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
Принцип доверия и поддержки
Гуманное отношение между педагогами и учащимися. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка и педагогическая защита.
Принцип «Мы»
Формирование у учащихся понятия «Мы», состоящего из ярких «Я». Следует помочь ребенку стать полноценным, нравственным гражданином России.
Принцип выбора
Необходимо, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора с целью развития, умения ориентироваться и адаптироваться в современных условиях.
Наша программа «Мир, в котором я живу» - это составляющая школьной программы «Жить – значит действовать», и она является следствием выполнения поставленной перед школой цели (создание максимально комфортных условий для формирования и развития Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях) и реализации задач воспитания.
Данная программа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его уму, душе, практическому действию и составлена в результате проведенной предварительной работы: «День открытых дверей» в начальной школе; заочное знакомство с учениками: изучение документации («Тетрадь классного руководителя 4 «б» класса»); беседы с учителем начальной школы, психологом, социальным педагогом; знакомство с родителями (первое родительское собрание); анкетирование детей: «Расскажи мне о себе»; составление «букета идей».
В программе также обозначены целевые ориентиры, принципы, заповеди учеников нашего класса. Составлен перспективный план работы, что позволяет своевременно корректировать проводимую работу, учитывая возникающие в течение года дела, индивидуальную работу, посещение уроков, беседы с родителями.
Исходное состояние воспитания.
Социум, потребности социума.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 была открыта 5 октября 1987 года.
Жилой фонд микрорайона школы в основном представлен частным сектором, небольшое количество семей проживает в коттеджах, в двухэтажных и многоэтажных домах с малогабаритными квартирами, поэтому многие наши ученики не имеют достаточно комфортных условий для обучения. Много малообеспеченных семей, так как в Кусинском районе высокий уровень безработицы. По социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население района, в котором находится школа, разнообразно. Удаленность от культурных центров делает ведущим действием педагогического коллектива не только обучение учащихся, но и воспитание. Школа обучает всех детей без исключения, желающих в ней обучаться. В ОУ создана сеть кружков, секций, позволяющих развивать различные интересы и способности учащихся, способствовать их социальному самоопределению.
В течение длительного времени в сознании общества школа ассоциировалась, прежде всего, с учебным заведением. Воспитание же рассматривалось, как процесс, сопутствующий обучению. Недооценка воспитательной работы привела к противоречию между уровнем обученности и уровнем воспитанности. Поэтому школа должна дать ребенку не только прочные знания, но и научить жить в гармонии с окружающей средой. Мы, педагоги школы, уделяем большое внимание вопросам воспитания учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности. Совершенствованию профессионального мастерства по вопросам воспитания способствуют педагогические советы, семинары для классных руководителей, путем самообразования классных руководителей. Появление в штатном расписании ОУ социального педагога и педагога - психолога позволило расширить воспитательные возможности школы.
Любая огромная творческая работа, состоящая из отдельных мероприятий, но не имеющая в основе своей системы, не приведет к положительному результату. Работу над созданием системы воспитания начала с диагностической деятельности и изучения социума.
В классе 26 человек: мальчиков - 9, девочек -17. Класс сформирован следующим образом: 20 учеников 4 б класса, 1 ученик - второгодник, 2 ученицы из МОУ СОШ №7, 2 ученика – приехали из других областей, 1 ученица перешла из 8а МОУ СОШ №9. Возрастной состав приблизительно одинаковый: 1994, 1995 годов рождения; 2 ученика с 1993года и 1 ученик с 1992г.
Если рассматривать социальный статус родителей, то 3 человека имеют высшее образование, 1 человек - н/высшее, специальное или техническое - 26 человек, 13 человек - среднее. Класс можно считать социально благополучным: 81% учащихся проживают в полных семьях, где развитию детей уделяется большое внимание; 5 -неполных семей, 3 человека- из малообеспеченных. Неблагополучных семей нет.
Интеллектуальный уровень класса высокий. Ребята проявляют живой интерес к учебе и проявляют старательность, целеустремленность, настойчивость.
В 5-м классе перед классным руководителем стояли задачи — сохранить высокий уровень познавательного интереса, творческую активность, присущую младшим школьникам, а ученикам этого класса особенно, хорошие коммуникативные способности; помочь детям преодолеть трудности «переходного» периода обучения в школе; выявить воспитательные возможности родителей и других взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность класса. Задачи эти были выполнены.
Все дети, помимо общеобразовательной школы, получали дополнительное образование в кружках Центра детского творчества, в музыкальной, спортивной школе, ДШИ, в клубе «Ровесник». Диагностики позволили подтвердить творческую направленность интересов учеников, их желание быть в коллективе, сообща думать, обсуждать, творить, организовывать.
При исследовании общественной активности школьников были получены следующие результаты:
7 учащихся пожелали организовывать, быть руководителями, принимать решения;
14 школьников составляют группу активных детей, которые хотят и участвуют в подготовке и проведении различных дел, но не в качестве руководителей, а в роли их помощников, поскольку им свойственна боязнь принимать на себя ответственность, неуверенность в успехе;
4 человека — это группа ведомых: они охотно подчиняются лидерам, выполняют их задания, но сами не проявляют инициативу, иногда боятся ответственности.
Ценностные ориентации учащихся характеризуются высоким статусом в классном коллективе таких ценностей, как «дружба», «юмор», «верные друзья», «счастливая семья», «воспитанность», «трудолюбие».
Таким образом, формирующийся характер класса можно описать как активный, творческий, стремящийся к познанию, ответственный, чуткий — черты, которые проявились, и их нужно закрепить и развивать.
Можно с уверенностью сказать, что, благодаря общим делам, коллектив уже обозначил свое «лицо».
Но есть и «минусы», которые необходимо ослабить: эгоизм некоторых детей, обидчивость, могут проскакивать грубые слова, привычка ябедничать, не принимать в свой круг, если кто-то с кем поссорился, можно услышать непозволительную интонацию в разговорах друг с другом. Обсуждение коллективных дел проходит очень бурно. Они иногда не слышат друг друга, проявляя эгоистические черты характера.
Передо мной, как классным руководителем, встала задача создать комфортные условия пребывания учащихся, способствующие сплочению классного коллектива посредством формирования нравственной культуры общения и построения межличностных отношений. Мне необходимо было поддержать творческую активность учащихся и родителей, как основу созидания индивидуальности через привлечение к участию в проектной деятельности, способствующей саморазвитию и самосовершенствованию самореализующейся личности. Также мне хотелось продолжить формирование у моих воспитанников потребности в здоровом, активном образе жизни, и укрепить роль семьи в становлении жизненной позиции ребенка.
Для воплощения этих задач мне необходимо было создать программу моей деятельности.
Программа воспитания
«Мир, в котором я живу»
Цель: сформировать успешную полноценную психически и физически здоровую личность с устойчивым нравственным поведением, способную к самореализации в социуме, путем развития индивидуальных качеств учащихся.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, как по вертикали, так и по горизонтали системы, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение задач воспитания.
Задачи воспитания: создание комфортных условий пребывания учащихся, способствующих сплочению классного коллектива посредством формирования нравственной культуры общения и построения межличностных отношений; укрепление роли семьи в становлении жизненной позиции ребенка путем создания условий для духовного, нравственного развития учащихся; поддержка творческой активности учащихся и родителей, как основы созидания индивидуальности через привлечение к участию в проектной деятельности, способствующей саморазвитию и самосовершенствованию самореализующейся личности; формирование потребности в здоровом, активном образе жизни.
Ведущий метод организации жизнедеятельности класса — индивидуальная и коллективная разработка и реализация творческих проектов. Проектная деятельность классного сообщества подразумевает:
многообразие видов деятельности;
разнообразие элементов содержания и способов организации;
обширный диапазон возможностей и способов самовыражения;
самоопределение в этом многообразии (выбор тех проектов, в которых хотелось бы участвовать с целью самореализации и самоутверждения);
участие в реализации одного или нескольких проектов;
возможность предложить свой проект;
наличие у ребенка права не участвовать в реализации проектов.
Структурно все темы объединены в четыре больших раздела:
«Я - человек, но какой?» (6 класс);
«Я и другие люди» (7 класс);
«Философское осмысление жизни» (8 класс);
«Я и моя семья» (9 класс).
Формирование проектной деятельности проходит следующие этапы:
1 этап: постепенное становление проектной деятельности через освоение детьми способов проектирования (5 класс), где мы с ребятами начнем выполнять наш совместный проект «Летопись нашего класса».
2 этап: использование приобретенных умений и навыков при разработке проектов (6—8-е классы),
3 этап: приобретение опыта подготовки и осуществления творческих проектов (9-й класс).
Данный вид деятельности стал основой воспитательной системы, в которой определились следующие целевые ориентиры:
- укрепить классное содружество, главные ценности которого дружба и взаимопомощь.
- создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения детей.
- привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребенка, помочь раскрыться его индивидуальности.
- создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать, сочинить.
- способствовать развитию чувства прекрасного.
Работа по реализации цели и задач основывается на принципах:
Познай себя — это интересно!
Сотвори себя — это необходимо! Утверди себя — это возможно! Прояви себя — это реально!
Работая по методу проектов, классный руководитель должен помнить, что этот метод органически включает в себя ряд специальных функций:
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:
деловитости;
формирование сознания (взглядов, убеждений, идеалов);
формирование творческих начал;
предприимчивости;
ответственности.
Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные знания и умения для анализа и решения практических задач.
Методологической основой использования метода проектов являются общепедагогические и дидактические принципы:
связь теории с практикой;
научность, сознательность и активность усвоения знаний;
доступность, систематичность и преемственность воспитания;
наглядность и прочность усвоения знаний.
Педагогические средства, используемые в ходе реализации программы:
диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование);
целеориентационные (совместное и индивидуальное целеполагание);
организационные (организация органов ученического самоуправления);
коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие);
формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций, проведение ролевых игр);
координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий);
совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).
Сроки реализации программы
I этап – Организационный (сентябрь 2006 – май 2007)
Создание творческой группы из состава учащихся и родителей, службы сопровождения обсуждение, разработка и утверждение концепции воспитательной работы в классе.
Решение вопросов кадрового обеспечения реализации Программы воспитания «Мир, в котором я живу»
Изучение запросов учащихся и родителей, совместное определение структуры дополнительного образования учащихся.
Установление отношений с целью реализации программы, со спортивными учреждениями города, библиотекой, ЦДТ, КДЦ, клубом «Ровесник» и т.д.
Разработка методик для изучения удовлетворенности педагогов, родителей, учащихся деятельностью класса.
Ознакомление с основными понятиями и представлениями творческой проектной деятельности.
II этап – Практический (сентябрь 2007 – май 2010)
Расширение связей и отношений класса с учреждениями дополнительного образования, спорта и культуры.
Укрепление роли семьи в организации воспитательной деятельности класса.
Расширение системы дополнительного образования учащихся на базе школы.
Углубленное изучение создания творческих проектов, в соответствии с разделами программы:
«Я - человек, но какой?» (6 класс);
«Я и другие люди» (7 класс);
«Философское осмысление жизни» (8 класс);
«Я и моя семья» (9 класс).
III этап – Заключительный (март 2010– май 2010)
Защита проектов на заседании ОСУ (общество способных учащихся).
Подготовка диагностико – аналитических материалов об итогах реализации программы «Мир, в котором я живу».
Обсуждение дальнейших перспектив развития воспитательной системы класса.
Направления деятельности по реализации
программы воспитания «Мир, в котором я живу»
Интеллектуально – познавательное
Спортивно – оздоровительное
Художественно – эстетическое
Гражданское и правовое
Трудовое и профориентационное
Реализация программы воспитания «Жить – значит действовать» осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка. Поэтому вся воспитательная работа в классе строится согласно этим направлением, так как класс активно участвует в жизнедеятельности школы. И программа «Мир, в котором я живу» в полной мере реализует данные направления в ходе работы над проектами.
Содержание и формы деятельности.
5 класс
Проект: «Летопись нашего класса» (данный проект будет реализовываться до 9 класса)
Цель: учить детей работать в коллективе, общению, самостоятельно добывать информацию. Познакомить учащихся с проектной деятельностью, показать позитивное «лицо класса».
№ | название мероприятия | форма проведения |
1. | «История возникновения проектной деятельности. Что такое проект?» | классный час |
2. | «Виды проектов» | классный час |
3. | «Как организовать выполнение проекта?» | классный час |
4. | «Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся?» | посещение заседания ОСУ |
5. | Я работаю над проектом «Мои увлечения» (индивидуальная форма) | экскурсии в учреждения ДО |
6. | Я работаю в группе над проектом «Новогодняя игрушка» (бригадно-звеньевая форма) | классный час конкурс новогодних игрушек |
7. | Выполнение проекта «Мы встречаем Новый год» (разработка сценария) (фронтальная форма) | новогодний карнавал |
8. | Распределение поручений для выполнения проекта | деловая игра |
9. | Сбор информации. «В вашем классе каждый день происходят интересные события?» | заседания творческих групп (отделы классного самоуправления) |
| | |
| | |
Психолого – педагогическое сопровождение:
1. Социометрия. Методика Дж. Морено
Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы.
2. Диагностика сферы межличностных отношений и общения. Тест незаконченных предложений – модификация В. Михала, направлен на диагностику отношения ребенка к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.
Предполагаемый результат: сплочение детского коллектива, выявление лидеров.
6 класс
Раздел: «Я – Человек» (основы человекознания и самовоспитания).
Цель: выявление и развитие индивидуальных качеств учащихся.
№ | название мероприятия | форма проведения |
1 | «Человек и наука о нем — человековедение» | классный час |
2 | «Человек — это…» | конкурс творческих сочинений |
3 | «Если ты — мальчик, если ты — девочка» | урок творчества |
4 | «Внешность — «визитная карточка человека» | экскурсия в салон красоты (косметический кабинет, парикмахерская) |
5 | «Экстраверт — интроверт — амбаверт» | урок - практикум |
6 | «Настроение и самочувствие человека» | театр - действий |
7 | «Маленькие секреты большой памяти» | встреча с психологом |
8 | «Как и почему личность развивается?» | устный журнал |
9 | «Что человек хочет? (направленность личности)» | тренинг |
10 | «Что человек может? (задатки и способности)» | тренинг |
11 | «Что человек есть на самом деле? (темперамент)» | тренинг |
12 | «Что человек есть на самом деле? (характер)» | ролевая игра |
13 | «Человек и его воля» | встреча с интересными людьми |
14 | «Каждый – индивидуальность» | классный час |
15 | «С чего начинается личность? (о пробуждении интереса к себе, к самопознанию и самовоспитанию)» | ролевая игра |
Психолого – педагогическое сопровождение:
1. Методика «Несуществующее животное» - проективный тест. Изучение личности школьника.
2. Тест «Какой твой характер»? Изучение характерологических особенностей человека
3. Методика «Диагностика типа темперамента».
Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М. Русалова. О.С.Т. используется для диагностики свойств «предметно – деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента
Предполагаемый результат: создание творческого проекта «Программа «Как работать над собой?»».
7 класс
Раздел: «Я и другие люди» (этика и психология общения).
Цель: формирования нравственной культуры общения и построения межличностных отношений.
№ | название мероприятия | форма проведения |
1 | «Человек среди людей» | классный час |
2 | «Содержание и средства общения» | родительское собрание |
3 | «Расскажи мне обо мне» | урок - беседа |
4 | «Лидер? Звезда? Предпочитаемый? Принятый? Изгой?» | встреча с психологом, САМОурок |
5 | «Дружба как ценность» | творческий концерт «Дружба начинается с улыбки» |
6 | «Самое страшное наказание за одиночество – черствость» | копилка народных мудростей |
7 | «Человек в конфликтной ситуации» | тренинг, САМОурок |
8 | «Что такое «культура поведения»?» | выпуск газеты - молния |
9 | «По ступенькам этикета» | урок вежливости |
10 | «Мода - «за» и «против» | урок творчества (демонстрация моделей) |
11 | «Тропою доброты и милосердия» | день сюрпризов |
12 | «Гуманизм и гуманность» | Политическая информация «Время, события, люди» |
13 | «Достоинство личности: гордость + скромность» | встреча с интересными людьми |
14 | «Как жить не ссорясь?» | дискуссия |
15 | «Конкурс классных компаний» | Развлекательная программа |
Психолого – педагогическое сопровождение:
1. Методика Т.Лири «Диагностика межличностных отношений». Направлена на оценивание себя, создание образа собственного «Я», умение взаимодействовать с членами класса.
2. Методика «Оценка отношений подростка с классом». Выявление возможных типов восприятия индивидом группы.
Предполагаемый результат: создание творческого проекта «Словарь вежливых слов» (альбом).
8 класс
Раздел: «Философское осмысление жизни»
Цель: формирование потребности в здоровом, активном образе жизни.
№ | название мероприятия | форма проведения |
1 | «Жизнь — это…» | классный час |
2 | «В чем смысл жизни?» | час интересных сообщений |
3 | «Научитесь приставать к себе» (А.С. Макаренко) | круглый стол |
4 | «Ты и твой досуг» | экскурсия в центры ДО, фоторепортаж |
5 | «Человек и искусство» | беседа «Что я знаю о живописи», конкурс рисунков «Чудо кисточка» |
6 | Музыка в нашей жизни | викторина «Время, музыка, мы» |
7 | «Человек, его здоровье и болезни» | встреча с медицинскими работниками |
8 | «Вредные привычки» | выпуск антиреклам |
9 | «Почему мы плохо учимся…» | Кл. час, анкетирование (подготовка к род.собранию) |
10 | «Чтобы ребенок учился...». | родительское собрание, анкетирование |
11 | «Человек и его судьба» | встреча с замечательными людьми |
12 | «Экстремальная ситуация: как из нее выйти» | тренинг, САМОурок |
13 | «Если случилась беда» | экскурсия и встреча с работниками МЧС |
14 | «Как себя воспитать?» | встреча с психологом, САМОурок |
15 | «Конфликты в нашей жизни» | Беседа с элементами театрализации |
Психолого – педагогическое сопровождение:
1. Методика «Как научиться преодолевать трудности в жизни», автор Розенцвейг
2. Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
3. Активизирующий опросник «Как поживаешь?»
4. «Социально – психологическое исследование отношения подростков к наркомании». Центр психологической службы Комитета по образованию г. Сызрани
Цель: понять, что подростки думают о наркотических веществах, наркомании и способах ее профилактики.
Предполагаемый результат:
создание творческого проекта – книги «Детские мечты – воплощенная реальность», в котором ученики исследуют, как круг интересов юного человека повлияет на содержание его дальнейшей жизни (на примере учителей, работающих в данном классе). Данная книга передается в школьный музей.
9 класс
Раздел: «Я и моя семья»
Цель: укрепление авторитета родителей в становлении жизненной позиции ребенка путем создания духовного, нравственного развития учащихся
№ | название мероприятия | Форма проведения |
1 | «Что такое семья? Зачем она человеку?» | дискуссия |
2 | «Об уважении к родителям и семье» | этическая беседа |
3 | «Чувство взрослости – что это такое» | круглый стол |
4 | «Какой я сын? Какая я дочь?» | САМОурок |
5 | «Очень мы похожи – я и мой папа» | праздник |
6 | «Когда я был маленьким» | творческое сочинение |
7 | «Семейные истории» | клуб интересных встреч |
8 | «Сцены из семейной жизни» | театрализованное представление |
9 | «По страницам семейного альбома» | фотоколлаж |
10 | «Мир семьи» | тренинг, родительское собрание |
11 | «Крона и корни» | создание родословного древа семьи |
12 | «Слагаемые тепла и уюта» | круглый стол |
13 | «По страницам школьной жизни» | живая газета |
14 | «Мы – одна семья» | вечер разгаданных и неразгаданных тайн |
Психолого – педагогическое сопровождение:
1. Методика «Рисунок семьи» - проективная. Выявление представления ребенка о своей семье и о своем положении в ней.
2. Методика Рене Жиля «Особенности характера вашего ребенка и его поведения в семье, в школе. Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
Предполагаемый результат: презентация творческого проекта «Я и вся моя семья», создание фильма для выпускного бала «Моя семья – чудесное место для жизни». Завершение проекта «Летопись нашего класса» (проект передается в школьный музей).
Дополнительное образование учащихся.
Дополнительное образование - это феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования (В.П. Голованов).
Предметом особого внимания в ОУ стало формирование системы дополнительного образования учащихся (кружки, клуб, секции).
Основным принципом этого процесса стала инициатива, идущая снизу, от самих учащихся.
Цель дополнительного образования: создание психолого – педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.
Задачи дополнительного образования:
Развитие творческого потенциала личности и формирования нового социального опыта.
Ориентация в мире информации.
Релаксация – ослабление и снятие психического и физического напряжения.
Рекреация – восстановление израсходованных сил.
Функции дополнительного образования:
Образовательная – обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в образовательном процессе.
Информационная – предлагает передачу педагогом ребенку максимального объема информации, из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить.
Ориентационная – способствует формированию социальной, профессиональной ориентации ребенка в свободное время.
Коммуникативная – расширяет возможности, круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время.
Социальной адаптации – обеспечивает ребенка механизмами и способами его вхождения в сложную обстановку нестабильного общества.
Компенсаторно – коррекционная – обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого ребенка в той или иной деятельности и в общем развитии.
Редакционная – реализует право ребенка на отдых, игру и развлечения.
Направления деятельности:
Обеспечить самоопределение и самореализацию ребенка, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями и способностями – центральная задача, над решением которой работает школьный педагогический коллектив.

Ученики моего класса посещают спортивные кружки и секции: теннис, тяжелая атлетика, горнолыжная секция, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол. Занимаются английским языком, занимаются в школьной театральной студии «Верблюд», посещают музыкальную школу и школу искусств. Охвачено дополнительным образованием 80 % учащихся.
Органы ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Законом РФ «Об образовании». Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы, Положением об органах школьного ученического самоуправления, Положением о детской организации «Школьная республика» и локально-правовыми актами школы. Деятельность школьного самоуправления направлена на: достижение школьниками соответствующего образовательного и культурного уровня; адаптацию учащихся к жизни в обществе; воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления является: обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями; обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся, а также отстаивание таковых; содействие в удовлетворении потребностей учащихся в дополнительных образовательных услугах.
Принципы самоуправления:
Согласованность
Сотрудничество
Сменяемость актива
Формы самоуправления:
Деловые игры: «Выборы», «Планирование»
Выполнение учащимися постоянных и временных поручений
Деятельность министерств
Организация и проведение общешкольных линеек
Выпуск газеты «Школьный Вестник»
Организация и проведение КТД
Высшим органом власти школьной республики является Конференция учащихся 5 – 11 классов (по 5 человек от класса), которая собирается не реже 1 раза в год. Главой исполнительской власти является Президент, который уполномочен осуществлять контроль над реализацией принятых решений на конференции, через правительство.
В период между конференциями высшим органом исполнительной власти является Правительство. Во главе правительства стоит Премьер – министр, который также возглавляет собрание глав классных коллективов. Правительство собирается 1 раз в месяц и по мере необходимости.
В правительство входят 5 министров, которые возглавляют следующие министерства:
- министерство образования;
- министерство культуры и досуга;
- министерство информации и печати;
- министерство спорта и здоровья;
- министерство труда и порядка.
У каждого министра есть заместители, которые в его отсутствие полномочны решать все вопросы.
При каждом министерстве работают советники (представители классов).
Каждый классный коллектив является субъектом Школьной республики. Во главе классного коллектива стоит Глава, который входит в Собрание Глав классных коллективов. Он возглавляет Совет класса, который собирается 1 раз в месяц, анализирует работу, и составляет план на следующий месяц, а также по мере необходимости для решения первоочередных задач. Под руководством Совета работают отделы, руководители отдела являются членами Совета класса.
Основная цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должно стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием, чтобы получилась дружная школьная семья.
Задачи самоуправления:
- развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
- развитие отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважения детей и взрослых;
- развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива, школьной семьи.
Классный коллектив имеет название, девиз, эмблему, песню, заповеди.
Структура ученического самоуправления.

Ожидаемый результат реализации программы воспитания «Мир, в котором я живу»: каждый ученик класса это успешная, полноценная психически и физически здоровая личность, с устойчивым нравственным поведением, способная к самореализации в социуме.
Образ выпускника:
Основной школы:
Учащийся, получивший основное общее образование, должен:
освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации;
достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности;
знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, уважать собственный труд и труд других людей.
Критерии оценки результатов реализации программы «Мир, в котором я живу»:
№ |п/п | Критерии | Показатели | Методы |
1 | Сформированность классного коллектива | Состояние эмоционально-психических отношений в коллективе. Сформированность индивидуальности классного коллектива | Социометрия. Методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив. Мы—"Коллектив!» (разработка М.Г. Казакиной, модификация Е.Н. Степанова). Сравнительная оценка классных КТД |
2 | Развитость креативных способностей | Развитость оригинальности мышления, фантазии. Стремление к творчеству | Тест П. Торренса. Творческие этюды. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков) |
| Сформированность коммуникативной культуры | Коммуникативность. Проявление внимания к другим людям | «Совет другу» (характеристика- пожелание). Викторина «Как правильно поступить». Стандартизированная характеристика школьника (по Б.П. Битинасу). Сочинение- рассуждение «Воспитанный человек... Какой он?». Наблюдение за поступками учащихся. Методика Е.И. Рогова «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» |
4 | Сформированность нравственного потенциала личности | Нравственная направленность. Сформированность отношений к семье, классу, природе, труду, Родине | Анкетирование. Методика Б.С. Круглова — адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича. Сочинения-рассуждения «Моя семья. Родословная», «Труд — всему голова?» |
!5 | Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | Комфортность ребенка в классе. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания | Анкетирование «Я и мой класс»! Тесты А. А. Андреева и Е.Н. Степанова |