Проект «Домашние животные-наши друзья».
Нягина Ирина Борисовна,
учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №6 города Донецка»
Аннотация проекта.
Информационно- – творческий проект направлен на развитие у детей познавательно – речевых и творческих процессов.
Новизна проекта заключается в интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Он ориентирован на углубление и закрепление знаний и представлений о домашних животных, их пользы для человека, на формирование уважительного отношения к дарам природы.
Работа над этим проектом позволит скорректировать речевые недостатки детей, развивать познавательную активность и когнитивные процессы, создать возможность для развития творческих способностей детей, позволит сблизить детей и родителей в процессе реализации проекта.
Цели и задачи проекта соответствуют содержанию образовательных линий Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:
Личность ребенка.
Ребенок в социуме.
Ребенок в природе.
Ребенок в мире культуры.
Игра ребенка.
Ребенок в сенсорно – познавательном пространстве.
Речь ребенка.
Данный проект может быть использован педагогами специализированных групп компенсирующей направленности для детей, имеющими общее недоразвитие речи.
Информационно – технологическая карта проекта «Домашние животные-наши друзья».
Паспорт проекта Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность: среднесрочный.
Направление: познавательно – речевое.
Место проведения: МДОУ № 6 «Пингвин»
Участники: воспитанники группы для детей среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Проблема: недостаточный уровень знаний и представлений детей о домашних животных, их значении для человека, осознанности бережного отношения к домашним животным, безопасность поведения при общении с домашними животными.
Как мы бы жили без домашних животных?
Зачем человек приручил животных?
Живут в доме - значит домашние?
Как ухаживать за домашними животными?
Что мы можем дать домашним животным?
Актуальность проекта:
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Дошкольник учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию.
Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме – важный фактор воспитания.
Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Цель проекта:
Научить детей различать домашних животных и их детенышей по внешнему виду. Помочь запомнить их названия. Уточнить знания детей о зависимости домашних животных от человека, человека от домашних животных. Формировать познавательные навыки. Ознакомить с условиями проживания, питания, ухода, оказания медицинской помощи домашним животным. Расширить представления детей о пользе домашних животных.
Побуждать детей к сравнению, к установлению сходства и различия, учить выделять в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Задачи реализации проекта.
Развивающие:
Формировать представления детей о домашних животных, их функциях, правилах ухода, о месте домашних животных в жизни человеческого сообщества;
Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и внимание, память, наблюдательность, творческое воображение, фантазию, изобретательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи (проблемы);
Совершенствовать координацию речи с движениями, мелкую моторику рук;
Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос, навыки доказательной и объяснительной речи;
Формировать осознанное поведение при общении с животными. Учить умению общаться с домашними животными, уважительно, бережно относиться к животным и продуктам их жизнедеятельности;
Формировать навыки безопасного поведения с животными;
Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности;
Вовлекать родителей в совместную деятельность, к активному сотрудничеству.
Познавательные:
Познакомить с домашними животными и их детенышами;
Познакомить с пользой, приносимой каждым домашним животным;
Познакомить с разнообразием использования продуктов жизнедеятельности каждого домашнего животного;
Формировать умение получать информацию из разных источников.
Воспитательные:
Развивать эмоциональную отзывчивость. Вызвать желание бережно относиться к домашним животным.
Воспитывать гуманное отношение.
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.
Социализирующие:
Пробуждать интерес детей к совместной деятельности;
Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и детьми;
Развивать навыки сотрудничества между детьми;
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе творческой продуктивной деятельности.
Формировать коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
Получение информации из разных источников
Продукты детской деятельности: сочинение сказок, стишков, рисование домашних животных
Создание книжечки о домашних животных.
Организация презентации продуктов детского творчества
Создание презентаций по теме
Перспективный план реализации проекта «Домашние животные. Правила обращения с домашними животными».
Содержание работы | Цели |
I этап. Организационно – подготовительный. |
Определение проблемы объектов изучения. Поиск решения. Создание мотивации к исследованию. Сбор диагностических материалов (анкетирование детей и родителей). Постановка целей и задач проекта. Разработка стратегии реализации проекта. Составление перспективного плана мероприятий. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала. Информирование родителей о проекте, ознакомление с планом мероприятий. Консультации: Правила поведения с домашними животными. Пополнение предметно – развивающей среды для самостоятельной деятельности детей, подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания), картин, настольных дидактических игр, атрибутов для игровой деятельности. Подбор пословиц, поговорок и фразеологизмов о домашних животных. Подбор комплексов физических минуток, динамических пауз, пальчиковых упражнений по теме. | формировать потребность у детей и взрослых к изучению темы «Домашние животные». Выявить уровень сформированности представлений детей и родителей о домашних животных. Развивать умение совместного планирования по теме и распределение обязанностей. Повышать профессиональную компетентность педагогов по теме. Способствовать формированию интереса родителей к проблеме проекта, вовлекать их в совместную деятельность. Создавать условия для реализации проекта посредством пополнения предметно – развивающей среды. Создавать условия для реализации проекта путем пополнения дидактического материала (электронные презентации), здоровьесберегающие технологии. Анкетирование родителей «Воспитание любви к домашним животным». Консультация для родителей «Что читать ребенку. |
II этап. Основной. |
Познавательная деятельность. Беседа «Особенности внешнего вида домашних животных». «Безопасность при общении с домашними животными» «Какую пользу приносят домашние животные?» Проведение познавательных занятий по теме. | Обогащать знания детей о домашних животных, внешнем виде, пользе. Воспитывать бережное отношение к домашним животным. Учить детей с осторожностью относиться к незнакомым домашним животным, они могут быть опасными для человека |
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «Доктор Айболит». Дидактические игры: «Любимые детки» «Найди четвертый лишний?» «Отвечай быстро» «Угадай по описанию» «Кто больше назовет» «Сложи правильно» (разрезные картинки) «Помоги бабушке накормить животное» «Волшебный мешочек» «Чей домик» «Кто какую пользу приносит». Экологические игры: «Уши и хвосты», «Чьи следы?». | уточнять представления детей о внешнем виде домашних животных. Развивать зрительно – пространственное восприятие. Развивать логическое мышление, тактильные ощущения. Развитие скорости речевых реакций. Формировать коммуникативную функцию в ходе сюжетно – ролевой игры, использовать атрибуты. Наблюдать за животными в разной обстановке (дома, на улице, в цирке, на ферме), предложить животным разную пищу: трава, хлеб, листья, орешки, мясо, колбасу. |
Речевая деятельность. Дидактические игры и упражнения: «Подбери словечко» «Один – много» «Назови ласково» «Выбери картинки» (на заданный звук) «Скажи наоборот» «Скажи по – другому» «Что было бы, если…» «Назови, какой?» «Узнай животного по описанию», «Кто, чем питается», «Чей домик», «Кто какую пользу приносит». «Узнай животного по описанию» 2. Составление описательного рассказа «Домашний питомец». Составление рассказа из личного опыта Заучивание некоторых стихотворений Подбор речевого материала Фольклорная школа: подбор мудрых высказываний о домашних животных. Загадки, пословицы, поговорки, приметы. Объяснение значения некоторых фразеологизмов по теме домашние животные. Сочинение стихотворений о домашних животных совместно с родителями). Сочинение авторского рассказа. | Упражнять в рифмовке слов Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных Закреплять навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами Учить подбирать синонимы. Учить подбирать антонимы. Развивать творческое воображение. Расширять словарный запас прилагательных Учить составлять описательный рассказ по вопросам или с опорой на схему. Развивать вербально – слуховую память, понимание значений пословиц и поговорок. Учить разгадывать загадки, развивать логическое мышление. Учить понимать скрытый смысл фразы. Активизировать и актуализировать словарный запас по теме «Домашние животные». Учить рассказыванию по мнемотаблицам. |
Чтение художественной литературы. Сказки: русские народные сказки «Лиса и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, лиса и петух», «Смоляной бочок», «Коза – дереза», «Крошечка –Хаврошечка», «Волк и семеро козлят», «Сказка о козе лупленной», по мотивам русской народной сказки в обработке А. Толстого «Петушок- золотой гребешок» Ушинский «Спор животных»; К.Чуковский «Путаница», Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», «Кошкин дом», «Три поросенка», Д. Хармс «Удивительная кошка». Потешка. Произведения экологической направленности. Стихотворения: А.Барто «Котёнок», И.Васильева «Ферма», Е.Благинина «Корова», Е.Благинина, Н.Костарёва «Щенок», С. Маршак «Усатый полосатый» Поиск информации в энциклопедии. Поиск информации в Интернете. | Развивать умение вслушиваться в текст, запоминать его содержание. Устанавливать причинно – следственные связи Формировать навык последовательного изложения содержания. Воспитывать интерес к художественному слову. Формировать умение передавать свое эмоциональное отношение к прочитанному тексту. Упражнять в выразительном чтении стихотворения. |
Продуктивная деятельность. Изготовление коллажа. 2. Рисование «Мой любимец»; Аппликация. Лепка «Пластилиновое чудо». | Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность Развитие творческого воображения Формирование умения понять задачу и найти способ ее решения (анализ, синтез). Формировать умение предвидеть результат. Обогащение и развитие речи. Формирование пространственных представлений. Развитие мускулатуры рук. Стимулирование сотворчества детей и родителей. |
Физкультурно – оздоровительная деятельность. Подвижные игры: Физкультминутки: «Хозяюшка» Н. Нищева. Развитие мелкой моторики пальцев рук: Упражнение «Обведи и заштрихуй» Пальчиковая игра «По хозяйству помогаем» «Сухой бассейн» Книжки – раскраски «Домашние животные» 4. Подвижные игры: «Весёлые козлята», «Лошадки», «Покатаем животных» Игры – имитации: «Разные собаки», «Изобрази, а мы угадаем…». | Формировать ориентировку в пространстве. Развивать скорость внимания, учить согласовывать слова с игровыми действиями. Снятие напряжения. Снятие эмоционального стресса. Совершенствование общей моторики. Координировать движения с речью. Развивать координацию движений пальцев рук. Укреплять мелкую моторику пальцев рук посредством пальчиковых гимнастик, массажа с использованием нестандартного оборудования. |
Развитие мимических и артикуляционных мышц. Мимические упражнения: «Огорчение», «Восхищение», «Удивление», «Страх». Артикуляционные упражнения: «Жил – был хозяин». Развитие речевого дыхания: Дыхательно – голосовое упражнение «Гул ветра в трубе». Произнесение на выдохе фразы из одного слова: У! | Укреплять лицевую мускулатуру. Развивать умение передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики лица. Развивать подвижность органов артикуляции. Укреплять жевательно – артикуляционные мышцы. Регулирование силы голоса закреплять умение дифференцировать процессы вдоха – выдоха. Способствовать продлению ротового выдоха. Развивать речевое дыхание |
Музыкально-художественная деятельность. Песенки «Собачка», «На лугу», «Поросенок»… Музыкальные игры «Собачка и кошка», «Угадай животное». Ритмопластика: мышка, кошка, корова, жеребенок… Песни «Шла весёлая собака», «Кошечка». Игры-имитации «Пастушок и стадо». Слушание звуков: «Кто как ходит», «Кто как разговаривает». | |
III этап. Заключительный. |
Анализ поставленных целей, достижение поставленных целей и задач. Обобщение полученных результатов, формулировка выводов. Презентация проекта Конкурс авторских стихотворений. Разработка правил поведения с домашними животными в виде знаков и моделей. Награждение победителей семейного конкурса «Домашние животные» Электронная презентация «Домашние животные. Многозначность слов» «Что опасно у животного. Что еще бывает таким же?» 4. Оформление папки – передвижки на тему: «Что ребенок должен знать о домашних животных». | Провести рефлексию проекта «Домашние животные» Подготовить материалы проекта для публикации в средствах массовой информации с целью распространения опыта проектной деятельности. Закреплять полученные знания и представления о домашних животных, полученные в процессе реализации проекта. Развивать творческие способности детей и родителей. Развивать умение рифмовать слова и составлять небольшие стихотворения и рассказы. Развивать навыки моделирования и объяснительной речи. |
Результаты реализации проекта:
У детей и родителей значительно повысился уровень знаний и представлений о домашних животных, их пользе. Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.
Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию интеллектуальных навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
В процессе реализации проекта воспитанники научились определять, какую пользу приносят домашние животные и какую роль играют в природе и в жизни человека.
Запомнили названия детенышей домашних животных.
Работа над проектом способствовала улучшению микроклимата в группе, сплоченности детей, установлению партнерских отношений между родителями и детьми. Воспитанники освоили умение получать информацию из разных источников: книжки, беседы с родителями, просмотр сайтов (совместно с родителями).
У воспитанников повысился уровень речевой и познавательной активности. Расширился и активизировался словарный запас, уровень речи стал более грамматически правильным и выразительным. Отмечается улучшение речевой функции, положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Собран и систематизирован практический материал по теме «Домашние животные» с целью распространения опыта проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Совместно с родителями детьми созданы авторские книги «Моя первая книжка», которые представляют систематизированную информацию о конкретном домашнем животном, а так же стишки и рассказы о животных.
Опыт родителей обогатился новыми навыками взаимодействия с ребенком.
Список используемой литературы:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2008.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003.
Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006.
Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. Дошкольное образование, №6, 2008.
Рыжова Н. А. Наш дом – природа. – М., 2002.
Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. №5, 2007.
Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. №5, 2007.