СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Домашние животные-наши друзья!"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-творческий проект для детей дошкольного  возраста " Домашние животные-наши друзья!"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Домашние животные-наши друзья!"»

Проект «Домашние животные-наши друзья».

Нягина Ирина Борисовна,

учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №6 города Донецка»

Аннотация проекта.

Информационно- – творческий проект направлен на развитие у детей познавательно – речевых и творческих процессов.

Новизна проекта заключается в интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Он ориентирован на углубление и закрепление знаний и представлений о домашних животных, их пользы для человека, на формирование уважительного отношения к дарам природы.

Работа над этим проектом позволит скорректировать речевые недостатки детей, развивать познавательную активность и когнитивные процессы, создать возможность для развития творческих способностей детей, позволит сблизить детей и родителей в процессе реализации проекта.

Цели и задачи проекта соответствуют содержанию образовательных линий Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:

Личность ребенка.

Ребенок в социуме.

Ребенок в природе.

Ребенок в мире культуры.

Игра ребенка.

Ребенок в сенсорно – познавательном пространстве.

Речь ребенка.


Данный проект может быть использован педагогами специализированных групп компенсирующей направленности для детей, имеющими общее недоразвитие речи.

Информационно – технологическая карта проекта «Домашние животные-наши друзья». Паспорт проекта Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Направление: познавательно – речевое.

Место проведения: МДОУ № 6 «Пингвин»

Участники: воспитанники группы для детей среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Проблема: недостаточный уровень знаний и представлений детей о домашних животных, их значении для человека, осознанности бережного отношения к домашним животным, безопасность поведения при общении с домашними животными.

Как мы бы жили без домашних животных?

Зачем человек приручил животных?

Живут в доме - значит домашние?

Как ухаживать за домашними животными?

Что мы можем дать домашним животным?


Актуальность проекта:

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Дошкольник учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию.

Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме – важный фактор воспитания.

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Цель проекта:

Научить детей различать домашних животных и их детенышей по внешнему виду. Помочь запомнить их названия. Уточнить знания детей о зависимости домашних животных от человека, человека от домашних животных. Формировать познавательные навыки. Ознакомить с условиями проживания, питания, ухода, оказания медицинской помощи домашним животным. Расширить представления детей о пользе домашних животных.

Побуждать детей к сравнению, к установлению сходства и различия, учить выделять в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Задачи реализации проекта.

Развивающие:

  • Формировать представления детей о домашних животных, их функциях, правилах ухода, о месте домашних животных в жизни человеческого сообщества;

  • Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и внимание, память, наблюдательность, творческое воображение, фантазию, изобретательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи (проблемы);

  • Совершенствовать координацию речи с движениями, мелкую моторику рук;

  • Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос, навыки доказательной и объяснительной речи;

  • Формировать осознанное поведение при общении с животными. Учить умению общаться с домашними животными, уважительно, бережно относиться к животным и продуктам их жизнедеятельности;

  • Формировать навыки безопасного поведения с животными;

  • Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности;

  • Вовлекать родителей в совместную деятельность, к активному сотрудничеству.

Познавательные:

  • Познакомить с домашними животными и их детенышами;

  • Познакомить с пользой, приносимой каждым домашним животным;

  • Познакомить с разнообразием использования продуктов жизнедеятельности каждого домашнего животного;

  • Формировать умение получать информацию из разных источников.

Воспитательные:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость. Вызвать желание бережно относиться к домашним животным.

  • Воспитывать гуманное отношение.

  • Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.

Социализирующие:

  • Пробуждать интерес детей к совместной деятельности;

  • Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и детьми;

  • Развивать навыки сотрудничества между детьми;

  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе творческой продуктивной деятельности.

  • Формировать коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

  • Получение информации из разных источников

  • Продукты детской деятельности: сочинение сказок, стишков, рисование домашних животных

  • Создание книжечки о домашних животных.

  • Организация презентации продуктов детского творчества

  • Создание презентаций по теме

Перспективный план реализации проекта «Домашние животные. Правила обращения с домашними животными».



Содержание работы

Цели

I этап. Организационно – подготовительный.

  1. Определение проблемы объектов изучения. Поиск решения. Создание мотивации к исследованию.

  2. Сбор диагностических материалов (анкетирование детей и родителей).

  3. Постановка целей и задач проекта.

  4. Разработка стратегии реализации проекта. Составление перспективного плана мероприятий.

  5. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала.

  6. Информирование родителей о проекте, ознакомление с планом мероприятий.

  7. Консультации: Правила поведения с домашними животными.

  8. Пополнение предметно – развивающей среды для самостоятельной деятельности детей, подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания), картин, настольных дидактических игр, атрибутов для игровой деятельности.

  9. Подбор пословиц, поговорок и фразеологизмов о домашних животных.

  10. Подбор комплексов физических минуток, динамических пауз, пальчиковых упражнений по теме.

  • формировать потребность у детей и взрослых к изучению темы «Домашние животные».

  • Выявить уровень сформированности представлений детей и родителей о домашних животных.

  • Развивать умение совместного планирования по теме и распределение обязанностей.

  • Повышать профессиональную компетентность педагогов по теме.

  • Способствовать формированию интереса родителей к проблеме проекта, вовлекать их в совместную деятельность.

  • Создавать условия для реализации проекта посредством пополнения предметно – развивающей среды.

  • Создавать условия для реализации проекта путем пополнения дидактического материала (электронные презентации), здоровьесберегающие технологии.

  • Анкетирование родителей «Воспитание любви к домашним животным».

  • Консультация для родителей «Что читать ребенку.


II этап. Основной.

Познавательная деятельность.

Беседа «Особенности внешнего вида домашних животных».

«Безопасность при общении с домашними животными»

«Какую пользу приносят домашние животные?»

Проведение познавательных занятий по теме.

  • Обогащать знания детей о домашних животных, внешнем виде, пользе.

  • Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

  • Учить детей с осторожностью относиться к незнакомым домашним животным, они могут быть опасными для человека

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «Доктор Айболит».

Дидактические игры:

  • «Любимые детки»

  • «Найди четвертый лишний?»

  • «Отвечай быстро»

  • «Угадай по описанию»

  • «Кто больше назовет»

  • «Сложи правильно» (разрезные картинки)

  • «Помоги бабушке накормить животное»

  • «Волшебный мешочек»

  • «Чей домик»

  • «Кто какую пользу приносит».

  • Экологические игры: «Уши и хвосты», «Чьи следы?».

  • уточнять представления детей о внешнем виде домашних животных.

  • Развивать зрительно – пространственное восприятие.

  • Развивать логическое мышление, тактильные ощущения.

  • Развитие скорости речевых реакций.

  • Формировать коммуникативную функцию в ходе сюжетно – ролевой игры, использовать атрибуты.

  • Наблюдать за животными в разной обстановке (дома, на улице, в цирке, на ферме), предложить животным разную пищу: трава, хлеб, листья, орешки, мясо, колбасу. 


Речевая деятельность.

  1. Дидактические игры и упражнения:

  • «Подбери словечко»

  • «Один – много»

  • «Назови ласково»

  • «Выбери картинки» (на заданный звук)

  • «Скажи наоборот»

  • «Скажи по – другому»

  • «Что было бы, если…»

  • «Назови, какой?»

  • «Узнай животного по описанию», «Кто, чем питается», «Чей домик», «Кто какую пользу приносит».

  • «Узнай животного по описанию»

2. Составление описательного рассказа «Домашний питомец».

  1. Составление рассказа из личного опыта

  2. Заучивание некоторых стихотворений

  3. Подбор речевого материала

Фольклорная школа: подбор мудрых высказываний о домашних животных.

Загадки, пословицы, поговорки, приметы.

  1. Объяснение значения некоторых фразеологизмов по теме домашние животные.

  2. Сочинение стихотворений о домашних животных совместно с родителями).

  3. Сочинение авторского рассказа.

  • Упражнять в рифмовке слов

  • Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных

  • Закреплять навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

  • Учить подбирать синонимы.

  • Учить подбирать антонимы.

  • Развивать творческое воображение.

  • Расширять словарный запас прилагательных

  • Учить составлять описательный рассказ по вопросам или с опорой на схему.

  • Развивать вербально – слуховую память, понимание значений пословиц и поговорок.

  • Учить разгадывать загадки, развивать логическое мышление.

  • Учить понимать скрытый смысл фразы.

  • Активизировать и актуализировать словарный запас по теме «Домашние животные».

  • Учить рассказыванию по мнемотаблицам.


Чтение художественной литературы.

Сказки: русские народные сказки «Лиса и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, лиса и петух», «Смоляной бочок», «Коза – дереза», «Крошечка –Хаврошечка», «Волк и семеро козлят», «Сказка о козе лупленной», по мотивам русской народной сказки в обработке А. Толстого «Петушок- золотой гребешок»

Ушинский «Спор животных»; К.Чуковский «Путаница», Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», «Кошкин дом», «Три поросенка», Д. Хармс «Удивительная кошка».

Потешка.

Произведения экологической направленности.

Стихотворения:

А.Барто «Котёнок», И.Васильева «Ферма», Е.Благинина «Корова», Е.Благинина, Н.Костарёва «Щенок», С. Маршак «Усатый полосатый»

Поиск информации в энциклопедии.

Поиск информации в Интернете.



  • Развивать умение вслушиваться в текст, запоминать его содержание.

  • Устанавливать причинно – следственные связи

  • Формировать навык последовательного изложения содержания.

  • Воспитывать интерес к художественному слову.

  • Формировать умение передавать свое эмоциональное отношение к прочитанному тексту.

  • Упражнять в выразительном чтении стихотворения.

Продуктивная деятельность.

  1. Изготовление коллажа.

2. Рисование «Мой любимец»;

  1. Аппликация.

  2. Лепка «Пластилиновое чудо».


  • Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность

  • Развитие творческого воображения

  • Формирование умения понять задачу и найти способ ее решения (анализ, синтез).

  • Формировать умение предвидеть результат.

  • Обогащение и развитие речи.

  • Формирование пространственных представлений.

  • Развитие мускулатуры рук.

  • Стимулирование сотворчества детей и родителей.

Физкультурно – оздоровительная деятельность.

  1. Подвижные игры:

  • Игра с мячом «Подбери признак».

  1. Физкультминутки:

«Хозяюшка» Н. Нищева.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Упражнение «Обведи и заштрихуй»

  • Пальчиковая игра «По хозяйству помогаем»

  • «Сухой бассейн»

  • Книжки – раскраски «Домашние животные»

4. Подвижные игры:

  • «Весёлые козлята», «Лошадки», «Покатаем животных»

  • Игры – имитации: «Разные собаки», «Изобрази, а мы угадаем…».



  • Формировать ориентировку в пространстве.

  • Развивать скорость внимания, учить согласовывать слова с игровыми действиями.

  • Снятие напряжения.

  • Снятие эмоционального стресса.

  • Совершенствование общей моторики.

  • Координировать движения с речью.


  • Развивать координацию движений пальцев рук.

  • Укреплять мелкую моторику пальцев рук посредством пальчиковых гимнастик, массажа с использованием нестандартного оборудования.

Развитие мимических и артикуляционных мышц.

Мимические упражнения:

«Огорчение», «Восхищение», «Удивление», «Страх».

Артикуляционные упражнения:

«Жил – был хозяин».

Развитие речевого дыхания:

Дыхательно – голосовое упражнение «Гул ветра в трубе». Произнесение на выдохе фразы из одного слова: У!



  • Укреплять лицевую мускулатуру.

  • Развивать умение передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики лица.

  • Развивать подвижность органов артикуляции.

  • Укреплять жевательно – артикуляционные мышцы.

  • Регулирование силы голоса

  • закреплять умение дифференцировать процессы вдоха – выдоха.

  • Способствовать продлению ротового выдоха.

  • Развивать речевое дыхание


Музыкально-художественная деятельность.

Песенки «Собачка», «На лугу»,

«Поросенок»…

Музыкальные игры «Собачка и кошка», «Угадай животное».

Ритмопластика: мышка, кошка, корова, жеребенок…

Песни «Шла весёлая собака», «Кошечка».

Игры-имитации «Пастушок и стадо».

Слушание звуков: «Кто как ходит», «Кто как разговаривает».


III этап. Заключительный.

  1. Анализ поставленных целей, достижение поставленных целей и задач.

  2. Обобщение полученных результатов, формулировка выводов.

  3. Презентация проекта

  • Конкурс авторских стихотворений.

  • Разработка правил поведения с домашними животными в виде знаков и моделей.

  • Награждение победителей семейного конкурса «Домашние животные»

  • Электронная презентация

«Домашние животные. Многозначность слов»

«Что опасно у животного. Что еще бывает таким же?»

4. Оформление папки – передвижки на тему:

«Что ребенок должен знать о домашних животных».

  • Провести рефлексию проекта «Домашние животные»

  • Подготовить материалы проекта для публикации в средствах массовой информации с целью распространения опыта проектной деятельности.

  • Закреплять полученные знания и представления о домашних животных, полученные в процессе реализации проекта.

  • Развивать творческие способности детей и родителей.

  • Развивать умение рифмовать слова и составлять небольшие стихотворения и рассказы.

  • Развивать навыки моделирования и объяснительной речи.



Результаты реализации проекта:

  1. У детей и родителей значительно повысился уровень знаний и представлений о домашних животных, их пользе. Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.

  2. Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию интеллектуальных навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.

  3. В процессе реализации проекта воспитанники научились определять, какую пользу приносят домашние животные и какую роль играют в природе и в жизни человека.

  4. Запомнили названия детенышей домашних животных.

  5. Работа над проектом способствовала улучшению микроклимата в группе, сплоченности детей, установлению партнерских отношений между родителями и детьми. Воспитанники освоили умение получать информацию из разных источников: книжки, беседы с родителями, просмотр сайтов (совместно с родителями).

  6. У воспитанников повысился уровень речевой и познавательной активности. Расширился и активизировался словарный запас, уровень речи стал более грамматически правильным и выразительным. Отмечается улучшение речевой функции, положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  7. Собран и систематизирован практический материал по теме «Домашние животные» с целью распространения опыта проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

  8. Совместно с родителями детьми созданы авторские книги «Моя первая книжка», которые представляют систематизированную информацию о конкретном домашнем животном, а так же стишки и рассказы о животных.

  9. Опыт родителей обогатился новыми навыками взаимодействия с ребенком.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004.

  1. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2008.

  1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003.

  1. Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006.

  1. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. Дошкольное образование, №6, 2008.

  1. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. – М., 2002.

  1. Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. №5, 2007.

  2. Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. №5, 2007.