«Чтение – вот лучшее учение»
А.С.Пушкин
Нарушение чтения может не только препятствовать обучению, но и отрицательно влиять на формирование личности школьника. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, мнительность или, наоборот, озлобленность. Склонность к негативным реакциям. Именно поэтому для ребенка весьма важно преодоление трудностей в чтении. Желание помочь моим ученикам в преодолении этих трудностей и определило тему моего проекта.
Тема проекта: «Формирование и развитие читательской компетенции у младших школьников»
Актуальность выбранной темы:
Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не читают не только дети, не читают и взрослые.
Во–вторых, я первый раз набираю первый класс и мне хотелось бы, чтобы дети читали достаточно хорошо. Поэтому я решила изучить данную тему и использовать изученные приемы на своих уроках для повышения техники чтения учеников. Почему я выбрала эту тему?
Цель: Повысить результаты осознанного и беглого чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2.Изучить приемы, которые способствуют повешению техники чтения
3. Провести работу по внедрению приемов в учебный процесс
4.Вести мониторинг техники чтения учащимися в течении 4 лет обучения.
Скорочтение для детей - это система упражнений и заданий, цель которой сформировать у ребенка навык правильного чтения (полное понимание прочитанного, без повторного чтения слов в тексте, без пропусков слов) и повысить скорость чтения. Методика скорочтения для детей нацелена на повышение уровня развития внимания, расширения периферийного зрения (возможность прочитывать слово не частями, а видеть его полностью) и совершенствования артикуляции ребенка.
Понимая значимость обучения чтению, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения.
Использовала материалы:
1. Егоров Т.Г., КорневА.Н. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.
2.Методические журналы: «Начальная школа», « Воспитание школьников, «Ребенок и творчество», «Классный руководитель».
3. Тексты для проверки скорости чтения.
4.Федоренко И.Т, Пальченко И.Г. Зрительные диктанты.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.
На мой взгляд, от того, какой уровень восприятия прочитанного сформирован у ребенка, зависит уровень его мотивации к чтению. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Авторский курс Климановой Л.Ф и Горецкого В.Г. по литературному чтению (проект «Школа России»), по которому я работаю второй год, построен на интеграции литературы, музыки и живописи, что позволяет развивать образное мышление и воображение, воспитывать эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, учит видеть красоту окружающего мира и создавать свое литературное творчество.
Скорость чтения является важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьника. Ежедневно ученикам приходится обрабатывать и усваивать большой объем текстовой информации. При этом плохо читающие дети просто обречены на неуспеваемость, так как медленное чтение мешает усвоению учебного материала, увеличивает время выполнения домашнего задания, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается мыслительная деятельность.
Почему же у школьников возникают такие проблемы?
Причин несколько:
Невыработанность прочных ассоциаций между буквой и звуком.
Нарушения произношения
Недостаточный уровень развития внимания и памяти.
Природный темп деятельности.
Хочу поделиться некоторыми методическими приемами, применяемыми мною на уроках литературного чтения, которые, по-моему мнению, способствуют формированию читательских навыков и способствуют повышению мотивации младших школьников к чтению, помогают воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.
1.Артикуляционная гимнастика.
разминка
«хоботок – улыбка», змея, колечко, «дует ветер», «свеча», «воздушный шарик»
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
2. Упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
чтение скороговорок, пословиц, поговорок
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко 1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 9. Летят три пичужки через три пусты избушки. 10. В один, Клим, клин колоти. 11. Каково волокно, таково и полотно 12. Клюет курка крупку, курит турка трубку. 13. Либретто “Риголетто”. 14. Полили ли лилию, видели ли Лидию? 15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку. 16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали. |
чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
3. Упражнения для развития скорости
“Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
«Найди слова».
Ребенку дают 18 – 20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина – малина», «автобус – абрикос», «Маша – Миша», «Тоня – Толя» и др.
«Словесные лабиринты».
Ребенка учат читать написанные вертикально слова:
Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово. Например:

Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность местоположение первой и последней букв.
«Сложи слова».
Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (например, пе - тух, сапо - ги, тет - радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах – половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; просят подобрать похожие по написанию слова. Например:
моло – ко моло – ток моло – дец мело - дия | по – года по – беда по – суда пе - нал | бе – седа бе – рег бе - реза |
«Карточки-столбики».
Взрослый быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научится читать слова, состоящие из десяти букв.
Примерные наборы слов:
(4) | (5) | (6) | (7) | (8) | (9) | (10) |
паук бусы сыро роса брат фото ирис пара зима свой | экран около разве цинга чабан щегол ханжа фаянс шифер верба | сказка компас челнок шнурки костюм пчелка азбука колесо глобус павлин | синоним тротуар веселье пианино зеркало катушка собачка колокол ножницы кровать | лепесток уроженец вещество аквариум очевидец докрасна блюдечко волейбол закоулок тетрадка | жадничать зарисовка викторина богатство гривенник иждивенец дирижабль бюллетень коллектив несколько | гололедица лучезарный аппендицит спозаранку катастрофа равновесие реформация карбованец излечиться заиндеветь |
«Поиск в тексте заданных слов».
Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком.
«До первой ошибки»
Интересен для ребят приём чтения до первой ошибки. Ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно и продолжает чтение до первой ошибки и так далее. Такие упражнения формируют технику чтения, сознательное прочтение текстов.
Эффективно проводить упражнения с различными заданиями, отрабатывающими внимание: найти слова, состоящие из одного слога, с ударением, падающим на первый слог, Найти предложение с восклицательной интонацией.
Надо стремиться достигнуть скорости 70 – 85 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 100 слов в минуту. Автоматизация навыка не произойдет сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет, а иногда растягивается до 5 – 8 лет. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому необходимо делать замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”.
Дата | | | | | | | | | |
Скорость чтения | | | | | | | | | |
Количество ошибок | | | | | | | | | |
Занятия чтением вызывают положительные эмоции и создают хорошее настроение у ребенка.
Всячески поддерживаю, одобряю и хвалю, особенно неуверенного в себе ребенка. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся, является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение - один из основных способов всестороннего развития школьников, приобретения информации.
О процессах чтения часто беседую и с родителями. Они должны стать союзниками в этом сложном деле. Во время индивидуальных консультаций довожу до сведения родителей, как их ребёнок прочёл при проверке: скорость чтения, понимание прочитанного, какие ошибки допустил. Обязательно сравниваю с предыдущими его результатами, ни в коем случае не сравниваю с результатами других детей.
Проверка выразительности чтения проводится отдельно. Чередую контроль за техникой чтения с домашними проверками, привлекаю к этой работе родителей.
Результаты моей работы:
В сентябре 2014 года пришли в первый класс дети с разной дошкольной подготовкой. Из 15 человек не знали букв 6 детей, знали несколько букв 4 ученика, читали отдельные слова 2 ученика, читали небольшие тексты 3 ученика.
В конце первого полугодия 1– го класса результат проверки техники чтения был таким: из 15 учеников меньше нормы прочитали 2 ученика, норму прочитали 7 учеников, больше нормы 6 учеников. (Норма 10–15 слов в минуту).
В конце учебного года прочитали так: (норма 25–30 слов в минуту) из 15 учеников меньше нормы прочитали 2 ученика, норму прочитали 2 ученика, больше нормы 11 учеников.
2–й класс, 1–е полугодие: (норма 31–40 слов в минуту) из 15 учеников меньше нормы прочитали 0 ученика, норму прочитали 2 ученика, больше нормы 13 учеников.
Результаты техники чтения.

В рамках обновления современного образования и перехода на новые образовательные стандарты приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков не только беглого, но и осознанного чтения от класса к классу.
Поэтому параллельно с развитием техники чтения у школьников я работаю и над повышением читательской компетенции. Потому что по результатам комплексных работ типичные ошибки учеников 1 – 4 классов это:
-неумение работать с текстом;
-неверное определение ключевых слов, соответствующих теме текста;
- неумение выделять существенную информацию из текста;
-неумение восстанавливать последовательность пунктов плана прочитанного текста.
Моя работа по формированию читательской компетенции направлена на преодоление этих ошибок у моих учеников и реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения.
2.Начитанность.
3. Умение работать с книгой.
На своих уроках я применяю приемы, которые помогут моим ученикам повысить свою читательскую компетентность.
Развитию важного читательского умения предполагать содержание текста по заглавию, иллюстрации и началу текста способствует прием «антиципации». Учащимся предлагается подумать, что может произойти с героями дальше, как бы они поступили в этом случае и т. д.
Следующий прием «Игра в редактора»
Детям предлагается дополнить отрывок текста прилагательными (глаголами). Перечитать отредактированный текст и сравнить с авторским вариантом. Получилось лучше или хуже? Делается вывод, что не всегда текст поддается редактированию, «сопротивляется». Например, прилагательные придают тексту лиричность, а глаголы – динамику, скорость, действие.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием “Ассоциация”
Прием “Ключевые слова”
Прием “Да – нетка”
Приемы графической организации учебного материала:
Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием “Синквэйн"
Прием “ Пятиминутное эссе”
Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

Основной целью является достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтение между строк»). Целесообразно проводить линии между прочитанными произведениями.
Существует масса вариантов домашнего задания на уроках литературного чтения:
подобрать пословицы к тексту, эпизоду, к герою рассказа;
нарисовать иллюстрацию;
прочитать другой рассказ (стихотворение) этого писателя (поэта), провести аналогию;
составить перечень советов (пожеланий) главному герою;
подготовить вопросы для литературной викторины по прочитанным произведениям (прием незаметного втягивания детей в чтение).
Эти и многие другие упражнения формируют читательскую компетентность младших школьников и способствуют повышению их мотивации к чтению, побуждают к самостоятельному литературному творчеству. Мною ведётся мониторинг навыков чтения каждую четверть и по годам обучения (результаты предложены в таблицы).
Показатели формирования читательской компетенции учащихся (в %)
№ п/п | Класс | Учебный год | Беглость чтения | Правильность чтения | Сознательность чтения | Выразительность чтения |
1. | 1 класс | 2014-2015 | 26 % | 53% | 73% | 20% |
2. | 2 класс | 2015-2016 | 66% | 80% | 86% | 53% |
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности работы по формированию читательских навыков и компетенций учащихся начальной школы.
Я работаю с классом 1,5 года, применяя описанные приемы на каждом уроке. За это время техника чтения у детей только повышается и сейчас почти весь класс (кроме 2 человек) читает выше положенной нормы. Я считаю, что этот результат зависит от применяемых мной приёмов обучения. При регулярном использовании приемов скорость техники чтения, и осознанность чтения у учащихся повышается.
План реализации проекта
1.Работа рассчитана на 4 года
2. Оценить эффективность этих приемов, используя их на уроках и на индивидуальных занятиях.
3. Применять выбранные приёмы по повышению техники чтения и читательской компетенции на каждом уроке литературного чтения.
4.Подвести итоги моей работы в конце 4 класса.
Проводимая мной работа не требует привлечения ресурсов, а только желание учителя и учащихся. Партнерами являются родители учеников, с которыми мы тесно сотрудничаем.
Вывод: Таким образом, анализируя полученные результаты, я могу с точностью утверждать, что изученные мною приемы, применяемые на каждом уроке, способствуют повышению техники чтения и читательской компетенции у моих учеников. Я не остановлюсь на достигнутом и буду продолжать работу на протяжении 4 лет обучения в начальной школе.
Литература.
1. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период.
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 1
5. Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей.
6. Сухомлинский В.А.. Сердце отдаю детям (жужжащее чтение).
997.
7. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
8. Чемерикина Г.А. Чтение – увлечение или наказание? /Управление начальной школой. № 11, 2010.
9.Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.
Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября")