Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 89»
ЛЭПБУК «Город Березники»
(старший дошкольный возраст)
автор:
воспитатель:
Дехтярева Татьяна Алексеевна
г. Березники, 2018
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Руководствуясь Концепцией патриотического воспитания граждан РФ, ФГОС ДО, Программой воспитания и обучения «От рождения до школы» я определила основные задачи патриотического воспитания дошкольников старшего возраста:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.И если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, в том месте, где он родился, тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.
Трудность возникает в обеспечении в группе комфортной обогащенной развивающей предметной среды в соответствии с ФГОС из-за слабой материально-технической базы. Федеральные государственные требования требуют от педагога профессиональной компетентности и использования современных средств в работе с воспитанниками и их семьями. Мы выбрали для решения этих задач новую форму совместной деятельности педагогов, детей и родителей - создание лэпбука.
Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга) - это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагоги собирают совместно с детьми и родителями, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Лэпбук - это собирательный образ книги, раздаточного материла, дидактической игры, который направлен на развитие у ребенка творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Лэпбук - это эффективное средство развития познавательно-исследовательской деятельности: совместное создание лэпбука побуждает детей устанавливать функциональные связи и отношения между объектами и явлениями; закрепляет умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования; с помощью взрослого составлять модели и использовать их.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатели, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как педагоги и дети воспринимают заданную тему, какими средствами они пользуется для достижения поставленных целей.
Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук - это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата.
Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у меня появилась возможность решать задачи патриотического воспитания в интересной, творческой форме, объединяющей общими целями и задачами всех участников образовательного процесса.
Результатом такой совместной деятельности стало создание лэпбука «Город Березники».
Рассмотрите с ребенком карту Пермского края, найдите город Березники, реку Каму, места тех населенных пунктов где вы часто бываете. Спросите ребёнка:
- что обозначают на карте голубым, синим цветом? (реки,озера…)
- где на карте река Кама?
- где расположен город Березники?
Обратите внимание на фотопортрет главы города Березники С.П.Дьякова. Расскажите ребенку, что он является мэром нашего города, мэр –это начальник города, который заботится о городе, старается, чтобы в нашем городе хорошо и радостно жилось горожанам.
Рассмотрите с ребенком герб и флаг города Березники, расскажите о значении символики на гербе и флаге.
Описание герба города Березники:
Герб города Березники представляет собой геральдический щит серебристого цвета. По диагонали щита лазоревая (голубая) перевязь — символ великой реки Камы, на берегах которой расположен город. На фоне перевязи — три серебристого цвета кристалла сильвина — минерала, символизирующего главный источник богатства березниковских недр
Принадлежность города Березники к Пермской области выражена в изображении в верхней части Герба Пермской земли. Геральдическое описание герба города Березники гласит: в серебряном поле отвлеченная лазоревая (синяя, голубая) перевязь, обремененная тремя равносторонними камнями о трех видимых гранях каждый, положенными сообразно перевязи. В левой вольной части герб Пермской области. Щит окружен лентой ордена Трудового Красного Знамени.
Описание флага города Березники:
Флаг города имеет вид полотнища, разделенного на 3 горизонтальные полосы: ярко — голубую (центральную) и две белых.
На фоне центральной полосы располагаются три камня, соответствующие фигуре Герба города.
Вместе с ребенком соберите разрезные картинки герба и флага города Березники, спросите ребенка:
- что обозначает голубая полоса на флаге, гербе?
- что за белые кристаллики на голубой полосе флага, герба?
- что обозначает медведь на гербе?
- бывал ли ты в этих местах?
- как называется это место?
Рассмотрите с ребенком картинки, спросите :
- как называется этот памятник, достопримечательность?
- где он находится?
Если возможно, то сходите на экскурсию?
Цель: дать детям основные данные о создании города, о его истории, о культуре и промышленности.
Силуэт берёзки для дидактической игры «Комплименты городу Березники» (красивый, родной, любимый, зелёный, строящийся, развивающийся, цветочный…)
Поиграйте с ребенком в игру, в которой предлагается выкладывать на силуэт березки по одному листочку и называть комплименты, вежливые слова, относящиеся к нашему городу и отвечающие на вопрос «Какой наш город?» (один листочек – один комплимент).
Цель: познакомить детей с редкими и исчезающими животными Пермского края, рассказать о природоохранной деятельности человека.
Цель: расширить представления детей о известных людях, проживающих в городе.
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112 с.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. - 368 с.