СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Я гражданин села» как условие формирования мотивации к профессиональному самоопределению выпускника сельской школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Я гражданин села» как условие формирования мотивации к профессиональному самоопределению выпускника сельской школы»

Сомова М.Б.

Проект «Я гражданин села» как условие формирования мотивации к профессиональному самоопределению выпускника сельской школы

МАОУ «Покровская СОШ», Каменский ГО



Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [4]. Это слова из Стратегии развития и воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Здесь также говорится и о необходимости содействия профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии [4]. Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является труд школьни­ков,трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Труд яв­ляется и педагогической ценностью, и педагогическим средством. Психолого-педагогическими исследованиями показано значение труда в развитии и воспитании ребенка, выявлена экспериментально связь физи­ческой, двигательной активности и интеллектуального, психоэмоциональ­ного развития даже в самом раннем возрасте. Глубоко понимал значение труда в психическом, умственном и нравственном развитии человека еще много лет назад великий К. Ушинский. Он писал, что труд — «такая сво­бодная и согласная с христианской нравственностью деятельность челове­ка», которая ведет его к достижению «истинно человеческой цели в жизни».

Как мы видим, вопросы труда, экономики, воспитания, морали очень тесно связаны. Чтобы частично облегчить молодежи вхождение в мир труда, в обществе создана служба профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимся в вы­боре профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда [1].

Российская школа ориентируется на развивающий подход в профессиональной ориентации, и в определенной мере проводит профориентационную работу, цель которой — профессиональное самоопределение учащихся.

Она конк­ретизируется в следующих задачах:

-помощь в изучении мира профессий, производства;

-руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального само­определения;

-изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомен­даций по саморазвитию и выбору профессии[1].

В «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт общего среднего образования впервые ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Личностные результаты освоения основной образовательной программы, наряду с другими, предусматривают формирование у обучающихся осознанного выбора будущей профессии. А также требуют создания возможностей реализации собственных жизненных планов, формирование отношения к профессиональной деятельности для участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Однако в настоящее время ресурсы решения этой важной государственной проблемы в практике профессиональной ориентации нуждаются в серьезном пересмотре и совершенствовании.

Сегодня задача существенно усложнилась:

-необходимостью обеспечения подростков знаниями для выживания в условиях постоянного выбора,

-выпускникам, вероятно, понадобятся такие знания, которыми нынешнее поколение учителей владеет не в полной мере [3].

В свете новых требований к подготовке обучающихся к будущей профессиональной карьере интерес представляет мнение Д.Я. Травина — профессора Санкт-Петербургского Европейского университета, который указывает три причины, требующие перемены профессий в современных условиях. Первая причина — кардинальные технологические сдвиги, приводящие к тому, что некоторые профессии в XXI веке просто устаревают.

Вторая причина возможных перемен — смена экономической модели.

Третья причина перемен — фундаментальные сдвиги в мировой экономике [4].

Все вышесказанное требует серьезного пересмотра о обновления решения теории и практики проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи и взрослого населения, создания комплекса условий для повышения ее качества. Значимость проблемы подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению подчеркивается: в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Плане деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 годы, Федеральном государственном образовательном стандарте. Определены теоретические и методические основания повышения эффективности профессиональной ориентации обучающихся как важнейшего фактора, обеспечивающего положительное влияние на решение вопросов кадровой политики в условиях рынка труда [4].

Профориентационный проект «Я гражданин села» в рамках программы «Школа РОСТА» стал итогом Комплексной программы «Непрерывное аграрное образование на территории муниципального образования

«Каменский городской округ», которая реализовывалась на базе МАОУ «Покровская СОШ». Она была утверждена Постановлением Главы Администрации «Каменский городской округ» № 2014 от 25.09.2012 года. Программасоздана в рамках областной целевой Программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населённых пунктов Свердловской области («Уральская деревня») во исполнение решения Координационного Совета по модернизации системы профессионального образования в части создания профессионально – образовательного кластера агропромышленного профиля для развития сельских территорий (заседание от 09.02.2012 года).

Цель Программы: создание эффективной системы профессиональной подготовки учащихся, обеспечивающей сферу сельхозпроизводства квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, востребованными на рынке труда.

В соответствии с Программой развитию непрерывного аграрного образования в 2012 – 2015 годах способствовало решение следующих задач:

  1. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  2. Организация профессиональной подготовки «Тракторист».

  3. Модернизация материально – технической базы ОУ.

  4. Развитие системы социального партнёрства с сельхозпредприятиями.

  5. Создание целостной системы профессиональной ориентации молодёжи на обучение сельскохозяйственным профессиям.

  6. Создание эффективной системы управления развитием непрерывного аграрного образования.

Программа реализовывалась с 2012 по 2015 год в 3 этапа.

На 1 этапе – май – сентябрь 2012 года – была создана рабочая группа профессионально – образовательного кластера агропромышленного профиля по профессиональной подготовке учащихся при Главе Администрации МО «Каменский городской округ», которая обеспечила эффективное управление развитием системы аграрного образования, обеспечила межотраслевое взаимодействие, привлекла работодателей. В рабочую группу вошли представитель управления сельского хозяйства, Управления образования, руководители школ, директора сельхозпредприятий. Было закуплено оборудование

Произошли существенные изменения в материально – технической базе Покровской школы. На развитие потрачено 7 миллионов рублей. Школьная учебная и материально-техническая и база по трудовому обучению представлена оборудованной столярной и слесарной мастерской, кабинетом основ безопасности жизнедеятельности, компьютерным классом, тренажёрами в кабинете профессиональной подготовки по специальности «Тракторист», полным набором сельскохозяйственной техники по профилю «Картофелеводство».

На этом этапе создана необходимая нормативно – правовая база: программы, Положения, Договоры о сотрудничестве с крестьянскими и фермерскими хозяйствами, с индивидуальными предпринимателями. Действующие договоры о совместной деятельности с Каменск – Уральским агропромышленным техникумом, с СХП «Покровское».

На втором этапе – 2013 – 2014 годы – был осуществлён набор в группу «Трактористы» в МКОУ «Покровская СОШ». Стартовали, обучаясь по субботам, учащиеся 2 школ района – Покровской и Клевакинской. Но уже в сентябре 2014 года заинтересовались профессиональной подготовкой «Тракторист» учащиеся Кисловской школы. Было набрано на обучение 45 учащихся. Профессиональная подготовка по профессии «Тракторист» в школе осуществляется в 8 -11 классах по имеющейся у школы лицензии, в соответствии с Положением «О профессиональной подготовке обучающихся в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Покровская средняя общеобразовательная школа» МО «Каменский городской округ», утверждённым приказом по школе №125(ОС) от 05.04.2013 года.

    1. Целью профессиональной подготовки обучающихся является реализация социальной защищенности выпускников общеобразовательного учреждения за счет получения ими профессиональных навыков по профессии «Тракторист категории «С».

Школа решала следующие задачи по профессиональной подготовке учащихся:

  • отработка нового содержания образования, разработка и использование различных форм обучения;

  • создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов обучающих детей специальности «Тракторист» категории «С»;

  • взаимодействие с социальными партнерами по вопросам организации обучения профессии «Тракторист» категории «С»;

  • организация образовательного пространства, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Социальным партнером школы по организации профессиональной подготовки учащихся выступали СХП «Покровское», ОАО имени святого великомученика Георгия Победоносца села Кисловского. Со стороны сельхозпредприятий социальное партнерство выражается:

- в закреплении за ОУ специалиста, сопровождающего реализацию программы агропромышленного образования – Першина С.И., Красикова Н.А.

- в предоставлении возможности для проведения опытно – исследовательской деятельности;

- в предоставлении базы предприятия для организации практики;

- в проведении профориентационной работы с учащимися в форме экскурсий, презентаций, встреч со специалистами.

Учащиеся, успешно завершившие курс обучения и сдавшие квалификационный экзамен, в 2015 году получили свидетельство по профессии «Тракторист» - 15 человек.

В мае 2013, 2014, 2015 годов в МАОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» был организован и проведён конкурс «Юный знаток трактора» для учащихся общеобразовательных школ Каменского городского округа Свердловской области и учащихся Каменск – Уральского агропромышленного техникума. Конкурс проводится Государственным автономным образовательным учреждением среднего профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский агропромышленный техникум», в состав которого входит структурное подразделение «Территориальный ресурсный центр развития профессионального образования Южного управленческого округа Свердловской области агропромышленного профиля» (далее ТРЦ) при участии Каменского управления сельского хозяйства и продовольствия.

Каменск – Уральским агропромышленный техникум, ресурсный центр РПО СО агропромышленного и лесотехнического профиля выполнили свои обязательства

- в обеспечении нормативно – правовой, учебно – методической информацией;

- реализации программ повышения квалификации кадров (стажировка мастера производственного обучения Патрушева А.С.);

- организации конкурса «Юный знаток трактора» как оригинального подведения итогов.

Учащиеся школы, педагоги, родители открыли для себя и привлекательность аграрных профессий. Специалист СХП «Покровское» механик Першин С.И. в соответствии с договором о совместной деятельности вёл активную профориентационную работу в школе: встречи, экскурсии.

На 3 этапе реализации Программы при анализе опыта участия в реализации комплексной программ «Непрерывное аграрное образование на территории муниципального образования« Каменский городской округ», в качестве инновационного направления деятельности сегодня и на последующий период была определена организация аграрного образования учащихся на принципах социального партнерства.

Социальное партнерство в решении проблемы профессионального самоопределения учащихся строится в 2 плоскостях:

•  организации профильного обучения («Агрономия»),

•  организации профессиональной подготовки («Тракторист»).

Механизм социального партнерства мы выстраиваем по следующей логической схеме:

Нормативно-правовой основой партнерских отношений является обязательность разработки и подписания договоров о совместной деятельности.

Наиболее перспективным сегодня, мы убеждены, является направление «Социальное партнерство в организации профильного обучения».

Профильное обучение практикуется в Покровской школе с 2012 года. В предыдущие годы это был технический профиль, традиционный для всех сельских школ, основанный на профессиональной подготовке по профессии «Тракторист-машинист». Однако востребованность в кадрах трактористов на селе и в ближайшем хозяйстве значительно снизилась, а следовательно, интерес к профессии учащихся тоже. Школа стала перед проблемой выбора профиля обучения на старшей ступени в соответствии с потребностями учащихся и их родителей. Профиль агрономической направленности оказался для учащихся более привлекательным. Школа совместно со специалистами СХП «Покровское» разработала целевую программу «Агрономия в картофелеводстве». В течение двух лет учащиеся 10 – 11 классов изучают профильные предметы и спецкурсы. Преподавание осуществляется на базе школы силами учителей с привлечением специалистов СХП «Покровское», фермерских, крестьянских хозяйств, имеющих практическую подготовку. Итогом выполнения учебных программ является летняя трудовая практика, в ходе которой реализуются проекты. Результатом первого года обучения стали следующие проекты:

  1. Современные технологии выращивания картофеля в СХП «Покровское» (соавторство учащихся 10 класса, руководитель – консультант агроном СХП «Покровское»).

  2. Традиционные технологии выращивания картофеля в фермерском хозяйстве (учащиеся 10 класса, руководитель-консультант –Осовская О.В.).

  3. Агротехника возделывания картофеля.

Проекты позволили учащимся Юдину Андрею, Гусевой Кристине стать активными участниками областной научно – практической конференции студентов и обучающихся «Молодёжь и аграрная наука 21 века», где они представили свои исследовательские работы по указанным выше темам.

Изучение дополнительных знаний по специальностям, связанным с профилем "Растениеводство», органично сочетается с изучением дисциплин специальности "Технология и предпринимательство. Результатом является ежегодное успешное участие в областной научно – практической конференции «Молодёжь и аграрная наука 21 века». На конференции представлены научно – исследовательские работы по следующим темам: «Интенсивная технология выращивания картофеля в малых хозяйствах (2014 год), «Влияние действия удобрения «Азофоск» на урожайность и качество картофеля» (2015 год); «Сравнительная оценка сортов раннего картофеля по продуктивности» (2016 год).

5 учащихся Покровской школы отмечены дипломами РЦ РПО СО агропромышленного и лесотехнического профиля: 2015 год - за победу в направлении «Успешный старт в профессию», 2016 год – за победу в направлении « Практическая ценность анализа и выводов исследования».

Опыт сотрудничества с партнерами показывает, что развитие социального партнерства ведет к заинтересованности в общих положительных результатах, учит выстраивать деловые отношения, дает возможность профессионального роста всем, позволяет обратиться к опыту партнера, обозначить для себя ценное и общезначимое. Социальное партнерство подтверждает известное высказывание «Собраться вместе - это начало, остаться вместе - это прогресс, работать вместе - это успех. Главное, что от этого выигрывают все».

При оценке качества результатов аграрного образования можно отметить следующее:

  1. Завершили обучение по профессиональной подготовке «Тракторист» 15 обучающихся:

в 2015 году окончили обучение 11 обучающихся группы 10 – 11 классов;

в 2016 году – 4 обучающихся группы 8 – 9 классов.

Обучающиеся обеих групп успешно сдали внутренний экзамен, получили свидетельства о прохождении обучения, были допущены к сдаче квалификационного экзамена (8 учащихся Покровской школы, 5 – Клевакинской школы, 2 – Кисловской школы).

Из них 11 сдали квалификационный экзамен, получили удостоверения тракториста; 3 не успели сдать квалификационный экзамен, призваны в ряды Российской армии; один не достиг 18 лет.

В настоящее время вышеперечисленные учащиеся обучаются в образовательных организациях СПО и ВПО, служат в армии, права трактористов нужны им для работы на тракторе в личном подсобном хозяйстве, для сезонной работы у фермеров.

  1. Количество выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО и СПО агропрофиля, стабильна – 18 – 21 ежегодно.

  2. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам ВПО, выросла – с 1 до 4 %;

  3. Количество обучающихся по профессии «Тракторист» снизилось – с 45 до 5; в 2016 - 2017 учебном году группу не удалось набрать, не заявок от школ района, нет потребности у обучающихся Покровской школы.

  4. Отмечается повышение уровня познавательного интереса в результате ведения профильного курса: рост потребности в углублённом изучении предметов «биология», «химия» у обучающихся 10 – 11 классов - с 5 до 12, увеличение активных участников научно – исследовательской деятельности по профилю «Агрономия» с 1 до 8.

Залогом развития аграрного образования в будущем должно быть финансирование материально – технической базы предпрофильного и профильного образования в общеобразовательных организациях: кабинеты биологии, химии, физики, начальной школы необходимо обеспечить современным лабораторным оборудованием.



Литература

  1. Педагогика, Под ред. Л. П. Крившенко. - М. Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

  2. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы, С.Н. Чистякова. -М. Человек и образование №3 (40) 2014

  3. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся, С.Н. Чистякова. –М. Профессиональное образование . Столица №4 2016

  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025