Проект
Изучение снежного покрова
Выполнили учащиеся ГСОШ города Калязина 6 класса Бугрова Евгения, Калинина Ольга
Руководитель учитель географии Марышева Н.А.
Снежный покров играет важную роль в функционировании экосистем. Он оказывает влияние на климат, рельеф, гидрологические и почвообразовательные процессы, жизнь растений и животных.
Влияние снежного покрова на климат проявляется через его взаимодействие с атмосферой
Во взаимодействии снежного покрова с почвой (грунтами) главными являются его изоляционные и водные свойства. Он уменьшает направленный вверх от почвы тепловой поток, сокращая потери тепла в атмосферу, уменьшает промерзание почв и амплитуды колебаний температуры. В период снеготаяния, наоборот, снежный покров задерживает поступление тепла в почву. Запасы воды, сосредоточенные в снежном покрове, оказывают влияние на водный режим почв.
Велика роль снежного покрова в круговороте воды в природе. Снеговое питание занимает значительное место в речном стоке территорий, на которых формируется снежный покров. Он определяет величину годового стока, уровень весеннего половодья, ледовый режим рек.
Многообразна роль снежного покрова в жизни растений. Он изменяет термический и водный режимы среды обитания растений, оказывает на них непосредственное механическое воздействие. Снежный покров предохраняет их от вымерзания (особенно почки возобновления) и ветрового иссушения в зимний период. Вместе с тем он может способствовать выпреванию растений.
Снежный покров является важным экологическим фактором для животных. Его теплоизолирующие свойства позволяют многим видам избегать низких температур воздуха. Благодаря снежному покрову в зимний период ведут активный образ жизни (вплоть до размножения) многие виды мелких грызунов. Ряд птиц зарывается в снег на ночевку. Многим животным снежный покров мешает добывать корм. В некоторых случаях это связано с толщиной снежного покрова, а иногда со структурой снежной толщи.
Снег лежит в нашей местности без малого 4 месяца: с ноября по апрель. Это сильнейший экологический фактор. Роль снега, которую он играет в жизни живых организмов и всей экосистемы нельзя недооценивать, и в связи с этим нельзя не заметить, что на изучение снега, как географического явления, отводится совсем мало учебного времени в курсе школьной географии.
А при этом изучение снега может дать учащимся не только много новых полезных сведений, навыков, но и стать просто увлекательным делом. А если к этому добавить, что изучение снежного покрова связано с обязательным посещением зимнего леса, затея приобретает неформальный оттенок.
Проблема предсказания возможного уровня паводка, и качество весенней воды на реке Волга в пределах города Калязина, влияние снежного покрова на промерзание почв, тепловой поток, термический и водный режимы среды обитания растений стала толчком для проведения такого рода исследования для группы ребят 6 класса школы. Итогом этой работы, должны стать комплексные исследования которые будут проходить несколько сезонов .
Цели: развитие универсальных учебных действий:
познавательных: уметь наблюдать, измерять величину снежного покрова, структуру строение снежного покрова, проводить лабораторные исследования свойств снега и воды; осуществлять поиск необходимой информации для ответа на вопрос о значении снежного покрова с использованием научной литературы, интернет ресурсов, энциклопедий, использовать схемы и таблицы ;
регулятивных: выдвигать гипотезы, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в свою деятельность с учётом предложений педагога;
коммуникативных: учиться работать с научной литературой, Интернет-ресурсами, слушать собеседника, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других ребят группы, сотрудничать в группе.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект (определение темы, цели, проблемы проекта)
На первом занятии по проекту ребятам показывалась презентация с видами заснеженной природы с целью выявления похожих признаков природы своего региона, города. Целью этой работы было привлечь внимание детей к размеру снежного покрова, вызвать интерес к данной теме, сформулировать тему предложенного проекта.
В результате учащиеся поставили для себя цель: провести измерение снежного покрова, определить количество слоёв снега, их структуру, химический состав слоё снега. Какое это может иметь значение для человека?
2. Планирование деятельности (сбор материала, инструменты, таблицы).
На следующем этапе работы учащиеся изучали методики, измерения снежного покрова, с помощью научной литературы и интернет ресурсов. Планировали, какими инструментами можно измерить снежную толщу, и способом измерить химический состав снега. Выбирали местность на которой будет проводится исследование данной работы и последующих ( оттаивание почвы и развитие растительности на месте вырытых снежных шурфов) . Составляли таблицы для изучения состава слоёв снега. Выбрали доступный способ измерения кислотности снега (лакмусовые бумажки)
3. Осуществление деятельности по решению проекта.
Местность которую выбрали для своих исследований: природоохранная зона Калязинского района Ново-Окатово (Сосново, еловый лес на моренных отложениях). На местности выбрался участок с разными ландшафтными условиями (край леса, пойма реки, опушка леса, вершина песчаной дюны, ополье), где снег не затронут следами. Визуально определили степень покрытия и характер залегания снежного покрова видимой окрестности по 10 бальной системе. Согласно таблице №1,2, данные занесли в рабочую таблицу
Глубина снежного покрова определялась методом линейных промеров. Через равное расстояние (5 метров, 5 шагов) делали вертикальные промеры глубины с помощью самой простой расчерченной сантиметровыми делениями рейки. После вычисляется средняя глубина на каждом промере, и общая средняя глубина снега. Данные заносились в рабочую таблицу.
Структуру снега каждого слоя определяли в соответствии с таблицей 3.
При определении структуры снега различают: снег свежий (пылевидный, пушистый, липкий); старый снег (рассыпчатый, плотный, влажный); наст (снежная корка, под настом снег плотный или влажный), а также отмечается снег, насыщенный водой. Данные заносили в рабочую таблицу
В соответствии с таблицей №3 определяли вид снега в каждом слое и зарисовывали условными знаками в рабочей таблице.
В пробирки брали пробы каждого слоя снега.
(таблица №1). Характеристика залегания снежного покрова

Рабочая таблица для изучения снежного покрова местности
дата | |
Географическое положение изучаемой местности | |
Характер растительности | |
Характер рельефа | |
Снежный покров (по таб.1) | |
Разрушение снежного покрова (по таб. 2) | |
Погодные условия | |
Слои снега | глубина | Вид снега | Структура снега |
| 1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
средняя | | | |
| пробы | Внешний вид растаявшего снега | Реакция на кислотность |
Анализ проб снега | 1 | | |
2 | | |
3 | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
средняя | | |
исполнители | | |
Таблица 2 Шкала разрушенности снежного покрова

Таблица №3 Характеристика структуры снега

Таблица №4 классификация снега
4. Продукт проекта – (камеральные работы)
По мере прохождения всех работ проекта у учащихся накапливался материал: таблицы с данными измерений снежного покрова, зарисовки сугробов в разрезе, рисунки видов снега, фотографии, пробы снега. Этот материал необходимо систематизировать, составить карту.
Вот что получилось:
На 21 февраля 2013 года в сосново-еловом лесу природоохранной зоны Калязинского района Ново Окатово -24оС, безветренно, небольшой пушистый снег.
Река Волга
р. Талица
Новоокатовский лес
Места исследований
Снежный покров равномерный (без сугробов) на замёрзшей почве. Средняя высота снежного покрова 54, 32 см. Наблюдается четыре ярко выраженных снежных слоя находящиеся на тонком слое глубинной изморози, между которыми прослойки ледяной корки толщиной примерно 0,2см., а так же свежевыпавший снег. Средняя высота слоёв (от почвы) снега, вид снега, структура снега:
1 слой - 13,5 см., крупнозернистый, старый плотный с коркой на поверхности
2 слой – 7,25 см., игольчатый, старый рассыпчатый
3 слой – 16,25см., среднезернистый, старый рассыпчатый мелкозернистый, старый рассыпчатый
4 слой – 15,25 см., мелкозернистый, старый рассыпчатый
5 слой – 1 см., пушистый, свежевыпавший

Все взятые пробы снега на (уже растаявший снег) показали слабокислотную реакцию (цвет лакмусовой бумажки бледно-розовый), что является нормой.
На вид пробы талой воды прозрачны, посторонних примесей нет.
Сделаны следующие выводы: высота снежного покрова больше на опушке леса, а меньше в пойме реки на левом берегу; структура и вид снега в одинаковых слоях одинаковые несмотря на то, что рельеф местности разный, снег изучаемой местности чистый, поэтому во время таянья снега сток в реку Волга с данной территории будет чистым.
5.Планирование публичного выступления.
Как лучше подготовить презентацию продукта? Мы решили рассказать о своей работе в том порядке, как её и проводили. Чтобы ученикам было легче представить суть нашей работы, мы подготовили презентацию. Слова для выступления мы распределили между всеми желающими выступить.
6. Представление проекта на научно-практической конференции.
Список литературы.
1. Быков Н.И., Попов Е.С. Наблюдения за динамикой снежного покрова в ООПТ Алтайско-Саянского экорегиона (методическое руководство). – Красноярск, 2011.
2. Копанев И.Д. Методы изучения снежного покрова. — Л.: Гидроме-
теоиздат, 1971. — 226 с.
3. Правила производства снегомерных работ на постах. — Л.: Гидро-
метеоиздат, 1965. — 34 с.
4. Рихтер Г.Д. Снежный покров, его формирования и свойства. Изд-во
АН СССР, 1945. — 120 с.