Безукладникова Тамара Сергеевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12
с углублённым изучением немецкого языка»,
Пермь
[email protected]
Bezukladnikova Tamara Sergeevna
The Russian language and Literature teacher, the highest category
Municipal Secondary Comprehensive School № 12 with the advanced learning of the German language,
Perm City
[email protected]
Проект как мотивирующий образовательный метод приобщения школьников к чтению
Project as a Motivating Educational Method to Encourage Pupils to Read
Аннотация. Как приобщить детей к чтению? Для успешного приобщения к чтению современных школьников необходимо создавать такую ситуацию, когда учащиеся будут включаться в различные виды деятельности, которые затрагивают интеллект, чувства, эмоциональное и образное мышление. Таким видом деятельности является метод проектов.
Annotation. How to encourage pupils to read? To encourage successfully contemporary pupils to read is necessary to create such a situation when pupils are involved in various activities that arouse intellect, feelings, emotions, creative thinking. The method project is such an activity.
Ключевые слова: чтение; проект; мотивация; метод.
Key words: reading; project; motivation; method.
«Если не читает один человек – это его личная трагедия. Но если не читает вся страна – это трагедия нации» (И. Бродский)
Педагоги, психологи, родители обеспокоены: у детей пропадает потребность в чтении художественной литературы. Как приобщить детей к чтению? Проблема в том, что в сегодняшнее время востребовано функциональное чтение – навыки информационной компетенции. Умению читать придают прикладное значение - отсюда рационализм и прагматизм чтения. Чтение художественной литературы – лишняя трата времени, нужно думать о необходимом, о том, что пригодится в рациональном мире. Чтение художественной литературы утрачивает свою образовательную и общекультурную роль в обществе.
Современный мир учит различным способам получать информацию и всё меньше даёт возможностей для эмоционального и интеллектуального общения. Для успешного приобщения к чтению современных школьников необходимо создавать такую ситуацию, когда учащиеся будут включаться в различные виды деятельности, которые затрагивают интеллект, чувства, эмоциональное и образное мышление. Таким видом деятельности является метод проектов.
В проектной работе школьников видится большой образовательный потенциал, поскольку этот вид работы формирует самостоятельность, способствует положительной мотивации, развивает творческие и интеллектуальные возможности, эмоционально-нравственную отзывчивость личности.
В 5-7 классе мы предлагаем следующие проекты. Возрождая традиции семейного чтения, к некоторым проектам приобщаем родителей и всех членов семьи. Такие проекты, как «Золотая полка» моей семьи», «Книжное дерево моей семьи», способствуют обсуждению прочитанных книг. «Книга в моём доме» - это разговор о домашней библиотеке, о тех, кто собирал книги долгие годы, о традициях семейного чтения. «Светлые воспоминания детства» - о книге, которую передают из поколения в поколение, история этой книги и традиции семьи, связанные с ней. «Самая читающая семья», «Моё открытие книги», «Я – читатель!» - разговор о читательских предпочтениях в форме отзывов, рассказов о роли книги в жизни человека. «Книга, которую мне посоветовал прочитать друг (родитель, учитель)» - рецензия на прочитанную книгу. «Моя библиотека» - рассказ о любимой библиотеке, о книгах, которые читал из этой библиотеки. «Живая классика» - подбор цитат, которые заставили задуматься, вызвали вопросы и комментарии к ним. Проект «Мой день поэзии» приурочен к Всемирному дню поэзии 21 марта – выразительное чтение любимых стихов, анализ стихотворения.
В ходе работы над проектами воспитывается Читатель, развиваются навыки осмысленного чтения и обсуждения прочитанного. «В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми» [5]. Главное, что проекты направлены на формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» [5].
Список литературы
Галактионова Т.Г., Красновская Е.М., Назаровская Я.Г., Ширяева. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014.- 96 с. (Работаем по новым стандартам).
Галактионова Т.Г. Учимся успешному чтению. Книжное дерево моей семьи. Портфель читателя. 5 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 56 с. – (Работаем по новым стандартам).
Громова О.М. Откуда берутся нечитающие взрослые // Библиотека в школе.- 2008. - №1
Поварин С.И. Как читать книги.- М.: Книга, 1988.- 78 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост Е.С.Савинов.-М.: 2011
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя /Г.И. Щукина. – М.: 1986