МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д. ЧЕМОДАНОВО СТАНОВЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
"Художественный вымысел и историзм
в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»."
(8 класс).
Разработала: учитель
русского языка и литературы
МБОУ ООШ д.Чемоданово
Польшакова Е.Н.
2016 г.
В Пушкине было верное понимание
истории. Он не историю воплощал в себе
и в свою современность,
а себя перенес в историю и минувшее.
Пушкин был одарён воображением
настолько, что мог воссоздать минувшее,
уживаться с ним, породниться с лицами,
нравами и порядками, давно заменёнными.
П.А.Вяземский.
Идея проекта:
Приступая к изучению романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка", этого интересного , но нелёгкого для восприятия восьмиклассников произведения, я очень хотела, чтобы яркие художественные образы, созданные великим поэтом, остались в памяти школьников если не на всю жизнь, то хотя бы на долгое время; чтобы в пушкинских героях они увидели не безжизненных литературных персонажей, искусственно придуманных автором, а живых людей с их болью и радостью, надеждами и разочарованиями; чтобы смогли понять трагедию народного восстания и счастье людей, переживающих эту трагедию. Так родился замысел урока – проекта в 8-ом классе "Художественный вымысел и историзм повести.
Концепция проекта:
О том, что А.С. Пушкин глубоко и серьёзно интересовался историей государства Российского, восьмиклассники уже знают. Ими прочитаны и изучены такие произведения поэта, как баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник». Поэт считал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости… Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим». В этих словах великого человека – урок патриотизма для современных школьников.
В процессе работы над произведением изучена архитектоника повести: композиция, система образов, роль эпиграфов, идея. Поэтому задача данного проекта – сопоставить художественный вымысел и историзм в романе «Капитанская дочка".
Цель проекта:
овладение навыками работы с большим объёмом информации;
формирование информационной и коммуникативной компетентности;
формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
углубление понимания идейно – художественного своеобразия романа А.С. Пушкина на основе сопоставления художественного вымысла и историзма в данном произведении.
Задачи проекта:
совершенствовать умения и навыки работы в сотрудничестве, навыки работы в парах;
формировать навыки исследовательской и творческой деятельности, публичного выступления;
совершенствовать навыки использования новых технологий;
формировать ценностные ориентации, культуру общения и поведения в социуме
содействовать развитию творческих способностей учащихся
изучить исторические источники по теме проекта.
воспитывать уважение к истории и культуре своего народа.
Оборудование урока:
Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Этапы работы:
Подготовительный этап:(на первом уроке по теме А.С.Пушкин повесть «Капитанская дочка» )осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка цели.
Проектировочный: выбор тем исследований обучающимися, формирование групп для проведения исследований.
Практический: сбор информации по выбранной теме, систематизация материалов, подготовка и оформление результатов работы в виде презентаций, публикаций, буклетов.(внеурочное время)
Заключительный: защита проектов и подведение итогов(на последнем занятии по теме).
Ход урока

Вступительное слово учителя:
« Главные герои повести «Капитанская дочка» и их исторические прототипы» - тема заключительного нашего урока. А.С. Пушкин обладал не только художественным воображением, но и изумительным историческим чутьём, которое помогало ему угадывать там, где не хватало фактов. Вот мнение одного из его современников, близкого друга – П.А. Вяземского: «В Пушкине было верное понимание истории. Он не историю воплощал в себе и в свою современность, а себя перенес в историю и минувшее. Пушкин был одарён воображением настолько, что мог воссоздать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, нравами и порядками, давно заменёнными».
Вот почему так историчен даже художественный вымысел А.С.Пушкина. Это касается всех его исторических произведений. Особенно реалистичен художественный вымысел «Капитанской дочки».
Создавая историческое произведение, художник решает две задачи. Во-первых, добиться иллюзии полной исторической правды изображаемого. Именно поэтому Пушкин выбрал форму мемуарной литературы. Во-вторых, поэт понимал, что задача исторического романа - не в нагромождении фактов и событий, а в раскрытии типических сторон исторической действительности.
1.Слово учителя:
Создавая «Капитанскую дочку», Пушкин ставил себе цель написать историческое повествование, хотя, основные персонажи, определяющие сюжет, являются вымышленными, они силою обстоятельств, а не собственной волей, вовлечены в крупные исторические события, и в ходе этих событий вступают в те или иные отношения с подлинно-историческими деятелями.Автор говорит: « Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивший своему офицерскому долгу и перешедший в шайки пугачёвские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги». Пушкин имеет в виду историю офицера Шванвича. Как известно, он перешёл на сторону Пугачева и служил в его штабе. После разгрома Пугачева под Татищевой Шванвич бежал, пытаясь скрыться в Оренбурге. Но был пойман и арестован. Его лишили чинов и дворянства, сослали в отдалённый Туруханский край, самое гиблое место в Сибири. Он умер, так и не дождавшись смягчения своей участи. Такова реальная история, в результате которой и родился замысел «Капитанской дочки».
Таким образом, всех героев романа можно поделить на вымышленных и подлинных. Вымышленные герои – это Пётр Андреевич Гринёв, его отец, Андрей Петрович Гринёв, Авдотья Васильевна, мать Петра, Мария Миронова, Василиса Егоровна Миронова, Иван Кузьмич Миронов, Швабрин, и прочие, так или иначе, с ними связанные герои. Какими же рисует их Пушкин?
Пётр Гринёв - молодой дворянин и офицер екатерининской армии главный герой произведения. Тем не менее, в романе нет его портрета. Тем большее значение получают его слова и поступки. Вся история Гринева- выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, отцовского наставления «береги честь смолоду». (защита презентации « П.Гринев и А.Швабрин. Герои повести и их прототипы»)
2.Слово учителя:
Естественно, жанр исторической повести невозможен без изображения реальных исторических лиц. Среди реальных исторических лиц можно выделить группу эпизодических героев, куда относятся и те исторические лица, имена которых только упоминаются на страницах «Капитанской дочки», и двух исторических деятелей, которые непосредственно повлияли на судьбу П. Гринева и М. Мироновой. Это Емельян Пугачев и Екатерина II.
а) Емельян Пугачев на страницах романа.
Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина, храбрый и бывалый, обладающий немалыми авантюристскими наклонностями.
Пушкин стремится объективно показать эту историческую личность. Перед нами предстаёт человек плоть от плоти народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян Пугачев старается помочь кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину.
А.С. Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. В повести «Капитанская дочка» мы видим Пугачева во время расправы в Белогорской крепости – это жестокий и беспощадный вождь: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…» Он громит помещичьи имения, расправляется с дворянами, чиновниками. В городах и селениях, покорённых им, он казнил без разбору всех дворян и чиновников.
Это был тот самый обманщик и самозванец, который назвал себя Петром III. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве (так в1604 году называли ставленника панов, который выдавал себя за сына Ивана IV, царевича Дмитрия. Он известен в истории под именем Лжедмитрия I) напоминают о его авантюристском уме. Золотая бумага, которой оклеены стены его избы («дворца»), притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задаёт Гриневу по пути в Белогорскую крепость, мог бы с ним потягаться король прусский «Фёдор Федорыч», напоминают о самозванческой психологии Пугачёва. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами. И даже то, что Пугачев отпускает Гринева на все четыре стороны, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту». И потом Пугачев не раз будет повторять по-царски: казню - так казню, милую - так милую. Снова повторит это почти теми же словами, характерно добавив: «…таков, мой обычай». И действительно, Пугачев беспощаден к своим классовым врагам, он казнит офицеров – защитников Белогорской крепости, которые не хотят признать народной власти.
Кроме этого, калмыцкая сказка об орле и вороне («лучше жить тридцать лет, чем триста лет питаться падалью») напоминает о его авантюристском уме и характере. Суть этой сказки в том, что орёл завидует ворону, который живет триста лет, а сам орёл - только тридцать. Ворон ответил, что он «питается мертвечиной, а орёл пьёт живую кровь». Орёл согласен за долголетие перейти на падаль, но потом «орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: « Нет, брат- ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а потом, что Бог даст!» Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Смысл этой сказки заключается в том, что миг вольной и яркой жизни лучше многих лет прозябания. И Пугачев полагал идти на Москву: «Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь царствовал же над Москвою».
Своеобразие художественного образа Пугачева в «Капитанской дочке» состоит также в том, что Пушкин показал его в духе народных песен и сказаний о Пугачеве, раскрыл замечательный образ с ярко выраженными национально-русскими чертами вождя крестьянского восстания, передал наряду с его суровой беспощадностью по отношению к угнетателям народа и их защитникам военный дух, «орлиную» удаль и широту его натуры, глубоко заложенные в нём чувство справедливости, щедрость, душевную благодарность за оказанное ему добро, его благородные цели и стремления, противоречивость, но далеко не бесчеловечность взглядов и, наконец, прекрасно понимаемый им самим трагизм своего положения.(защита презентации «Реальные исторические лица на страницах повести «Капитанская дочка» Емельян Пугачев »
б) Екатерина II на страницах романа.
«Капитанская дочка» - исторический роман, и большинство его героев – исторические личности. Среди них фигурирует и императрица Екатерина II. И хотя мы встречаемся с ней всего на двух – трёх страницах, она играет немаловажную роль в произведении. У Пушкина ничего не создаётся просто так. И образ императрицы тоже был создан с определённой целью, причём создан на основе портрета Екатерины II известного русского художника В.А. Боровиковского.
Боровиковский В.А. родился в 1757 году. Это был русский и украинский художник – портретист. Учился у отца и дяди – иконописцев, исполняя портреты и иконы. Он воплотил в своём творчестве новое отношение к личности, для которого характерно было стремление к простоте и естественности показа человека.
Общепризнанно, что портрет Боровиковского Екатерины II послужил Пушкину своего рода отправной точкой при изображении императрицы в заключительной части повести «Капитанская дочка». Но почему он выбрал этот образ? И для чего вообще понадобилась Пушкину сцена свидания Марьи Ивановны с Екатериной II?
Мы знаем, что роман основан на предании, некогда слышанном А.С.Пушкиным, в результате которой и родился замысел «Капитанской дочки». Но тем не менее в повести мы встречаем то помилование, которого и не было. Исходя из этого, мы видим, что милосердие императрицы к предателю является художественным вымыслом. Пушкину было важно, чтобы его произведение пропустила цензура. А это было практически невозможным: ведь в «Капитанской дочке» описываются такие ужасные подробности восстания, да и сам Пугачев показан личностью если не положительной, то во всяком случае незаурядной.
Пушкин должен выделить иную, ложную цель создания «Капитанской дочки», приемлемую цензурой. И этой целью стало помилование императрицей главного героя. Поэт пишет письмо некоему цензору Кирикову, где объясняет, практически разжевывает ему, что весь сюжет разрабатывался им для того, чтобы показать великодушие и милосердие императрицы, которое как будто сквозит в финальной сцене разговора Екатерины II с Машей Мироновой. Пушкин вынужден так растолковывать сюжет романа. Ведь на самом деле он совсем иной. Это был своего рода отвлекающий манёвр.
Но дело в том, что существует ещё одна причина, по которой Пушкин создаёт сцену свидания в саду. Это делается не только для того, чтобы зашифровать суть произведения перед цензурой. Эта сцена – необходимое звено в раскрытии всего замысла произведения. Гриневу нужно было освобождение, помилование.Но в то же время автор понимает, что если бы встреча с царицей состоялась в официальной обстановке, едва ли Марья Ивановна сумела бы так непосредственно и убедительно рассказать о существе дела, как это произошло в саду, и, очевидно, милосердие не свершилось бы. Да и Екатерина II, как императрица, которой важны интересы свои и государства, не простила бы: «Вы просите за Гринёва? – сказала дама с холодным видом. – Императрица не может его простить…»
Но простила женщина, сердцу которой знакомы и жалость, и сострадание. И, конечно, она проявляет известную человечность, прощая Гринева. И именно женщину, скрывающуюся под титулом императрицы, мы видим и на портрете Боровиковского, и на страницах «Капитанской дочки». Пушкин, как и Боровиковский, передаёт интимность обстановки, раскрывает образ императрицы как простого человека: «… И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке, напротив, у памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…» Уже из самой беседы мы видим, что государыне присуща такая черта характера, как понимание: она внимательно выслушивает собеседницу, проникается к ней чувством сострадания, относится к ней с уважением и разговаривает как с равной.
И знакомясь благодаря созданному Пушкиным образу ближе с Екатериной II, мы понимаем, что помилование ею Гринева было вполне реальным. Хочется также подчеркнуть, что для того, чтобы скрасить официальность встречи, у Пушкина возникает потребность во встрече именно с незнакомой дамой, именно в саду, а не во дворце, возникает необходимость показать случайность встречи. Всё это делает ситуацию естественной и понятной. Наиболее же близкой к задумке Пушкина была Екатерина II, изображённая Боровиковским. И Пушкин выбирает этот образ для своего произведения.
Всё кончается сравнительно благополучно: добрая императрица прощает Гринева, всё становится на свои места, все счастливы. Большей частью - благодаря благосклонности императрицы. Но если это так, то возникает вопрос: «Почему на страницах «Капитанской дочки» не прозвучали, казалось бы, заслуженные слова благодарности?» Ведь ни автор, ни герои не благодарят свою «покровительницу»!
Дело в том, что Екатерина II, такая великодушная и благосклонная, прощает практически невиновного человека. Гринёв не заслужил наказания, а значит, и прощения для него не существует. Помилование, которого не было, не заслуживает и благодарности. Вот почему мы и не её встречаем на страницах «Капитанской дочки».
Широко известно и довольно прохладное отношение самого Пушкина к личности Екатерины II. Поэтому согласно своему мировоззрению поэт показывает два милосердия: милосердие Пугачева к своему врагу – дворянину, сражающемуся против него, и милосердие Екатерины II к ни в чём не повинному человеку. Существует ли какая-нибудь мера, которая измерит эти два милосердия, как мы измеряем силу тока? Или это из области нравственности человеческой, из области проблем, которые и ставит Пушкин в своей повести? Над этим и заставляет задуматься образ императрицы, созданный Пушкиным.(защита презентации «Реальные исторические лица на страницах повести «Капитанская дочка» Екатерина 2»
3. Заключительное слово учителя . Выводы:
Проведя исследование, мы убедились в том, что, глубоко проникая в исторические факты и трансформируя их, А.С. Пушкин с помощью художественного вымысла создал выдающееся художественное произведение, герои которого не копии реально существовавших людей, а характеры, несущие в себе большое обобщение и правду эпохи.
4. Комментирование и выставление оценок.
5.Домашнее задание.