Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти
ПРОЕКТ
«Мы – вместе!»
Номинация «Инновации в воспитании»
Авторы: Беляева Г.А. – методист отдела
декоративно-прикладного творчества
Пунтусова Т.И. – заведующий отделом
декоративно-прикладного творчества
Тольятти
2014
Величие народа не измеряется его численностью,
Как величие человека не измеряется его ростом;
Единственной мерой служит его нравственный уровень.
В. Гюго.
1. Проблема, на решение которой направлен проект:
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является одной из ключевых задач, стоящих перед обществом.
Ценность семьи и семейного образа жизни традиционно является для россиян очень значимой. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений.
Семья является одной из самых эффективных социальных организаций, влияющих на духовно-нравственное развитие детей и подростков. Она составляет основу формирования и становления личности, самосознания детей, определяет уровень развития их мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, социальной активности. Но, в то же время, семья не обеспечивает в полном объёме контроль свободного времени детей и подростков и проигрывает во влиянии на ребёнка другим факторам социализации. На сегодняшний момент в нашем городе, как и в стране в целом, существует такая проблема, как недостаточная воспитательная функция семьи.
Сотрудничество и взаимодействие не возникает само по себе. Оно- результат огромных усилий и творчества двух сторон – семьи и образовательного учреждения. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Без контакта этих двух сторон воспитание подрастающего поколения становится ущербным. Этому искусству и родители, и педагоги должны учиться, эта необходимость диктуется потребностями самих детей и общества.
Для обеспечения решения поставленных задач Дворцом творчества детей и молодёжи разрабатывается программа «Мы - вместе!», включающая в себя цикл массовых мероприятий, обеспечивающих воспитательное пространство для духовно-нравственного развития подрастающего поколения в условиях семейных взаимоотношений.
По программе «Мы - вместе!» в рамках проекта предполагается:
- соединение форм и технологий общественного и семейного воспитания в единую систему,
- приобщение к народным и семейным традициям;
- потребность в здоровом образе жизни.
Поставленные задачи проекта будут реализованы ресурсами Дворца творчества детей и молодежи г.о. Тольятти.
Для решения проблем, связанных с воспитанием, возрождением семейных традиций, приобщением к традиционной народной культуре, в рамках проекта «Мы - вместе!», Дворцом творчества детей и молодёжи совместно с органами территориального самоуправления, образовательными учреждениям, будут привлекаться семьи, проживающие в микрорайоне подросткового клуба.
Актуальность проекта.
В настоящее время современное общество сталкивается со следующими проблемами:
- чрезмерная занятость родителей, вследствие чего дети предоставлены сами себе;
- отсутствие общих дел, традиций в семье;
- использование родителями не в полной мере приобретённого ранее опыта;
- не в каждой семье существует преемственность поколений;
- недостаточная информация о происхождении семьи, её истоков, корней;
- функции родителей смещены в сторону удовлетворения материальных потребностей.
В силу бесконечной занятости родителей, порой они даже не понимают, что собственно нужно ребенку от них на данном возрастном этапе. И забывают, что под ответственностью родителя понимается социальная, психологическая, эмоциональная, духовная и гражданская зрелость. Плюсом к этому – успешная социализация в обществе и достижение определенного жизненного статуса.
Общение и совместная деятельность детей и родителей является в большинстве случаев относительно контролируемым, неспециализированным фактором развития креативности. Общение и совместная деятельность создают почву для проявления и развития креативности. Интенсивное эмоциональное общение с родителями способствует развитию интеллекта ребенка.
Партнерские отношения семьи и педагогов Дворца – это непременное условие развития и воспитания детей. Сюда относятся воспитательные, познавательные, развивающие творческую одаренность, пропагандирующие здоровый образ жизни усилия педагогов Дворца и организация ими совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных массовых мероприятий, спортивных программ, походов на выставки и т.д.), направленных на общение и укрепление партнерских отношений.
В структуре Дворца творчества детей и молодёжи г. о. Тольятти находится подростковый клуб «Старт», расположенный в микрорайоне Центрального района, в котором ежемесячно проводятся массовые мероприятия с привлечением жителей. Нашим учреждением накоплен достаточный опыт работы с семьями, с общественными организациями в социуме. Кадровый и творческий потенциал Дворца творчества детей и молодёжи позволяет на высоком художественном уровне проводить различные мероприятия. Но из опыта проведённой работы, можно сделать следующий вывод: мероприятия, приуроченные к красным датам календаря, проводимые в микрорайоне, носят разовый характер. Родители выполняют только роль пассивного зрителя, а не являются помощником педагога в воспитании детей. Данный проект предлагает родителям и детям выступать в роли организатора и активного участника мероприятий. Всё это позволит повысить воспитательную функцию семьи и возродить семейные традиции. Ресурсы Дворца творчества детей и молодёжи позволят в полном объёме реализовать представленный проект.
2. Цели и задачи проекта
Цель:
Задачи:
Сохранение и возрождение национальных традиций в семейном и общественном воспитании, обращение к семейным истокам.
Формирование у детей и родителей правильных представлений о ценности семейных отношений.
Совершенствование воспитательного и развитие духовно-нравственного потенциала семьи.
3. Деятельность в рамках проекта
«Родителя надо сделать, если не игроком,
то хотя бы болельщиком своей команды».
Содержание проекта «Мы - вместе!»
Содержание и формы мероприятий по проекту предусматривают участие всех членов семей. В каждом мероприятии, продолжительностью от 1 до 1,5 часов, предполагается участие от 20 до 250 человек. Программа массовых мероприятий предполагает участие в них граждан различного возраста от 6 до 70 лет.
С целью привлечения большего количества участников в праздничных мероприятиях, предусматривается использование следующих информационных ресурсов: афиши, реклама, объявления, рекламные ролики, компьютерные презентации, буклеты, выставки.
На протяжении всего года, семьи участвуют в мероприятиях, обмениваются опытом, создают видеоролики, электронные альбомы и готовятся к фестивалю «Семья года».
Новизна и актуальность данного проекта состоит в том, что решаются имеющиеся проблемы в воспитании, появляются общие совместные дела, возобновляются семейные традиции, прослеживается преемственность поколений.
Каждая семья выбирает свое направление (блок) и тему, которая отвечает ее традициям, культуре, ценностям:
- Семья выбирает одно или несколько направлений в зависимости от опыта семейных ценностей.
- Планирует и готовит материал для своего участия в мероприятии по проекту.
- Каждая семья предоставляет результат своей деятельности по направлениям согласно графику проводимых мероприятий.
- Лучшие семьи поощряются дополнительными баллами, которые добавляются в общую «семейную копилку».
- Мастер-классы, фотоматериалы, интересные факты из жизни семьи становятся достоянием нашего коллектива.
- Жюри оценивает материалы и работы участников.
- Фотоматериалы, поделки, предоставленные на выставки и конкурсы после отбора жюри на конечном этапе, заносятся в электронную книгу почета «Мы - вместе!»
Направления работы с родителями
№ п/п | Направление (блок) | Результат-продукт |
1. | Презентация семейного альбома | Электронная фотовыставка |
2. | «Бабушкины секреты в компьютерном мире» | Мастер-классы, электронная фотовыставка |
3. | «Генеалогическое древо моей семьи» | Электронная фотовыставка, выпуск буклетов |
4. | «Семейные традиции» | Создание рубрики, страницы на сайте учреждения |
5. | Визитка «Наша дружная семья» | Видеоролики, видеофильмы. |
4. План реализации проекта «Мы – вместе!»
Этапы реализации.
Подготовительный этап:
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Создание творческих групп по блокам: «Презентация», «Традиции», «Визитка», «Генеалогическое древо», «Семейные секреты».
- Разработка положения по проведению итогового фестиваля «Семья года».
- Подготовка материала для работы.
- «Родительский час», «Творческое кафе» - ежемесячные встречи с родителями (консультации, планирование, совместные мероприятия и т.д.)
Основной этап:
- Проведение мастер-классов педагогами отдела декоративно-прикладного творчества для родителей и детей с использованием информационных технологий.
- Уроки наших бабушек – опыт и секреты работы старшего поколения.
- Консультации для родителей.
- Творческие выставки «Бабушкины секреты», подготовленные совместно разными поколениями.
- Подготовка и проведение совместных массовых мероприятий.
- Работа «Творческого кафе», «Родительский час» (ежемесячно).
Итоговый этап:
Создание информационных материалов по реализации проекта:
- Выпуск буклетов «Мое семейное дерево».
- Создание видеоролика «Моя семья».
-Оформление выставки творческих работ декоративно-прикладного творчества, представленной в трех поколениях.
- Создание странички-рубрики « Мы – вместе!» на сайте учреждения.
- Создание презентации видеофильма почетных граждан микрорайона «Мы – вместе!».
- Проведение итогового фестиваля «Семья года», награждение победителей с внесением записи в электронную книгу почета.
Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта
Месяц | Мероприятия |
декабрь | - «Родительский час»: мастер-класс «Русская народная тряпичная кукла», - Творческая мастерская «Рождественский сувенир». |
январь | - Конкурсная программа «Рождественские забавы» номинации: колядки, песни, игры, рождественские сувениры и поделки. |
февраль | - «Семейные ценности»: выставка «Есть такая профессия Родину защищать» номинации: детский рисунок и фотография. - «Родительский час»: подготовка семейных визиток к празднику «Прощай, Масленица!» (конкурс на самую весёлую весеннюю закличку, самый вкусный блин, самую дружную семейную команду). |
март | - Мастер-класс «Художественное оформление изделий в технике «Декупаж». - «Открытка для мамы на новый лад по секретам наших бабушек». - Конкурсная программа «Праздник весны», работа творческого кафе: концерт, организованный для мам, бабушек и дочерей. - Конкурсно-развлекательная программа «Прощай, Масленица!» |
апрель | - Родительский час: мастер-класс «Родом из детства. Декоративные куклы». Создание «Музея кукол» – куклы наших мам и бабушек. - Выставка «Мы – дети Галактики», номинация: рисунок, фотография, атрибутика (от папы и дедушки). - Акция «Птицы – наши друзья!»: изготовление скворечников, проведение познавательной викторины. |
май | - Работа творческого кафе: изготовление подарков ветеранам от каждой семьи. - Конкурсная программа «Голоса войны», номинации: рисунок, фотография, проза (стихи), вокал, хореография. |
июнь | - «Праздник детства», посвящённый Дню защиты детей. - Родительский час: организация выставки родителями «Должны смеяться дети!», - Презентация электронного альбома «Мой ребёнок – моя гордость». |
октябрь | - Благотворительная акция «Старость – в радость». - Мастер-класс «Скрапбукинг для себя, для детей, для друзей» - оформление семейного альбома. - «Родительский час»: оформление буклета «Мое семейное дерево». |
ноябрь | - Мастер-класс «Подарок для мамы – выполнение панно в технике «Батик». - Конкурсно-развлекательная программа «Мама – главное слово на земле!» |
декабрь | - Фестиваль «Семья года»: - представление и награждение семей, ставших победителями мероприятий в рамках программы. - итоговая презентация видеороликов, электронных альбомов по проекту «Мы – вместе!» |
С целью популяризации и пропаганды социально-значимого семейного опыта духовно-нравственного развития подрастающего поколения в рамках проекта предполагается организация и проведение фестиваля «Семья года» на уровне отдела, Дворца молодёжи, микрорайона и в перспективе на городском уровне.
В данном фестивале будут принимать участие признанные в микрорайоне семьи.
В рамках данного фестиваля планируется выступление семейных творческих коллективов, выставка изобразительного и декоративно-прикладного творчества, презентация созданных семейных видеофильмов.
Для формирования высокого уровня культуры мероприятий, которые будут проходить в
рамках проекта, предусматривается художественно-эстетическое оформление: каждый праздник оформляется в соответствии с тематикой.
5. Ожидаемые результаты и эффективность проекта:
охват участников в запланированных мероприятиях до 2000 человек;
вовлечение населения микрорайона в совместную досуговую деятельность;
внедрение новых инновационных форм и методов работы социальных связей партнерского взаимодействия Дворца и семьи;
выявление наиболее интересных традиций семейного воспитания, семейных творческих династий;
возрождение семейных традиций и обычаев;
организация культурного отдыха и досуга семьи;
совершенствование путей дальнейшего становления и развития личности ребенка в социуме.
Активное использование идеи сотрудничества педагогов, родителей и детей на практике даст более качественные положительные результаты, позволит раскрыть способности каждого ребенка, создаст условия для развития творческой индивидуальности, поможет развить способность к самоопределению и самопознанию.
Данные результаты позволят успешно проводить реализацию проекта в дальнейшем.
Увеличится количество участников праздничных программ и мероприятий, что будет способствовать укреплению связи с семьей, возрождению семейных традиций и обычаев, организации культурного отдыха и досуга семей.
В мероприятиях по проекту будут привлечены к участию жители микрорайона, учащиеся общеобразовательных учреждений, ТОС и другие общественные и культурные организации.
Эффективность реализации проекта планируется оценивать, анализируя:
опрос и анкетирование родителей и участников праздничных программ;
количество участников и зрителей, задействованных в мероприятиях;
видео и фотосъемка;
публикации в средствах массовой информации с использованием информационных ресурсов Дворца.
Деятельность в рамках проекта будет осуществляться педагогами Дворца творчества детей и молодежи. Планируется осуществлять анализ проведенных мероприятий с целью совершенствования деятельности, что позволит своевременно корректировать содержание и формы проводимых мероприятий, в дальнейшей перспективе выводить на городской уровень.
Методическое обеспечение
- создание проекта,
- публикация информации на Сайте Дворца, в СМИ о ходе реализации проекта,
- разработка программ, сценариев мероприятий,
- публикации информационно-методического материала,
- выпуск методических пособий,
- проведение мастер-классов,
- распространение педагогического опыта.
6. Устойчивость проекта.
Планируется развивать и расширять деятельность по данному проекту за счет внедрения в практику современных педагогических технологий, направленных на творческое развитие личности детей и подростков. В дальнейшем работа по проекту будет продолжена по следующим направлениям, с привлечением спонсорских средств:
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи обладает богатым творческим потенциалом. В первую очередь это профессиональные творческие коллективы, имеющие разнообразный репертуар и обладающие достижениями городского, регионального, международного уровня.
Решение поставленной проблемы актуально и возможно через создание условий для творческого сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников, установление преемственности между старшим и младшим поколением, формирование ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на духовных традициях каждой семьи и России в целом.
Для удовлетворения культурных потребностей населения в рамках проекта будут проводиться конкурсы, акции, праздники, фестивали. Всё это позволит не только сохранить имеющиеся таланты, но и выявить новые дарования.
Реализация проекта «Мы – вместе!» позволит сохранить и возродить национальные традиции в семейном и общественном воспитании, возобновить преемственность поколений, сформировать у детей и родителей правильное представление о ценностях семейных отношений, об ответственности роли родителей в воспитании детей, основанных на культурно-исторических и духовных традициях России.
Литература:
Аджиеев Е.М. и др. «50 сценариев классных часов». М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Воскресенская Н.М. Основные подходы к гражданскому образованию. – М. 2005
Дайн Г.Д. «Русская игрушка». М.: Советская Россия, 1986. 4.
Дубровина М.И. «Мы живем среди людей». Кодекс поведения. М.: Политиздат, 1986.
Казанский О.А. «Игры в самих себя». М., 1994.
Калинин М.А., Павловская В.Н. Рукоделие для детей. Минск, 1998 г.
Литвиных О.Н. «Забытое искусство». М.: изд-во «Знание», 1992.
Лученкова Е.С. Как сделать нужные и полезные вещи. Минск: изд-во «Харвест», 1999.
Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2002.
Сокол И.А. Энциклопедия рукоделия. М.: изд-во «Просвещение», 2003.
Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
Усатова Е.В. и др. «Гражданско-патриотическое воспитание» (Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины), – Волгоград, Учитель, 2006.
Фиалко Т.М. Рукоделие для всех. Минск: изд-во «Хэлтон», 2002.
Фридман Л.М. Психология воспитания. М.: Творческий Центр, 2000.
Чиналов А.К., Полунина В.Н. «Русское народное декоративно-прикладное творчество». М.:
Просвещение, 1973.
Шмелев А.Г. «Острые углы семейного круга». М.: Знание, 1986.