СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Крепка семья - крепка держава"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравстенное воспитание является приоритетным направлением в нашем государстве. Как реализовать поставленные задачи перед педагогом. Проектная деятельность, способная включить и детей, и родителей, наиболее полно помогает решить поставленные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Крепка семья - крепка держава"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти








ПРОЕКТ

«Мы – вместе!»


Номинация «Инновации в воспитании»




Авторы: Беляева Г.А. – методист отдела

декоративно-прикладного творчества

Пунтусова Т.И. – заведующий отделом

декоративно-прикладного творчества


















Тольятти

2014



Величие народа не измеряется его численностью,

Как величие человека не измеряется его ростом;

Единственной мерой служит его нравственный уровень.

В. Гюго.

1. Проблема, на решение которой направлен проект:

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является одной из ключевых задач, стоящих перед обществом.

Ценность семьи и семейного образа жизни традиционно является для россиян очень значимой. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений.

Семья является одной из самых эффективных социальных организаций, влияющих на духовно-нравственное развитие детей и подростков. Она составляет основу формирования и становления личности, самосознания детей, определяет уровень развития их мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, социальной активности. Но, в то же время, семья не обеспечивает в полном объёме контроль свободного времени детей и подростков и проигрывает во влиянии на ребёнка другим факторам социализации. На сегодняшний момент в нашем городе, как и в стране в целом, существует такая проблема, как недостаточная воспитательная функция семьи.

Сотрудничество и взаимодействие не возникает само по себе. Оно- результат огромных усилий и творчества двух сторон – семьи и образовательного учреждения. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Без контакта этих двух сторон воспитание подрастающего поколения становится ущербным. Этому искусству и родители, и педагоги должны учиться, эта необходимость диктуется потребностями самих детей и общества.

Для обеспечения решения поставленных задач Дворцом творчества детей и молодёжи разрабатывается программа «Мы - вместе!», включающая в себя цикл массовых мероприятий, обеспечивающих воспитательное пространство для духовно-нравственного развития подрастающего поколения в условиях семейных взаимоотношений.

По программе «Мы - вместе!» в рамках проекта предполагается:

- соединение форм и технологий общественного и семейного воспитания в единую систему,

- приобщение к народным и семейным традициям;

- потребность в здоровом образе жизни.

Поставленные задачи проекта будут реализованы ресурсами Дворца творчества детей и молодежи г.о. Тольятти.

Для решения проблем, связанных с воспитанием, возрождением семейных традиций, приобщением к традиционной народной культуре, в рамках проекта «Мы - вместе!», Дворцом творчества детей и молодёжи совместно с органами территориального самоуправления, образовательными учреждениям, будут привлекаться семьи, проживающие в микрорайоне подросткового клуба.

Актуальность проекта.

В настоящее время современное общество сталкивается со следующими проблемами:

- чрезмерная занятость родителей, вследствие чего дети предоставлены сами себе;

- отсутствие общих дел, традиций в семье;

- использование родителями не в полной мере приобретённого ранее опыта;

- не в каждой семье существует преемственность поколений;

- недостаточная информация о происхождении семьи, её истоков, корней;

- функции родителей смещены в сторону удовлетворения материальных потребностей.


В силу бесконечной занятости родителей, порой они даже не понимают, что собственно нужно ребенку от них на данном возрастном этапе. И забывают, что под ответственностью родителя понимается социальная, психологическая, эмоциональная, духовная и гражданская зрелость. Плюсом к этому – успешная социализация в обществе и достижение определенного жизненного статуса.

Общение и совместная деятельность детей и родителей является в большинстве случаев относительно контролируемым, неспециализированным фактором развития креативности. Общение и совместная деятельность создают почву для проявления и развития креативности. Интенсивное эмоциональное общение с родителями способствует развитию интеллекта ребенка.

Партнерские отношения семьи и педагогов Дворца – это непременное условие развития и воспитания детей. Сюда относятся воспитательные, познавательные, развивающие творческую одаренность, пропагандирующие здоровый образ жизни усилия педагогов Дворца и организация ими совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных массовых мероприятий, спортивных программ, походов на выставки и т.д.), направленных на общение и укрепление партнерских отношений.

В структуре Дворца творчества детей и молодёжи г. о. Тольятти находится подростковый клуб «Старт», расположенный в микрорайоне Центрального района, в котором ежемесячно проводятся массовые мероприятия с привлечением жителей. Нашим учреждением накоплен достаточный опыт работы с семьями, с общественными организациями в социуме. Кадровый и творческий потенциал Дворца творчества детей и молодёжи позволяет на высоком художественном уровне проводить различные мероприятия. Но из опыта проведённой работы, можно сделать следующий вывод: мероприятия, приуроченные к красным датам календаря, проводимые в микрорайоне, носят разовый характер. Родители выполняют только роль пассивного зрителя, а не являются помощником педагога в воспитании детей. Данный проект предлагает родителям и детям выступать в роли организатора и активного участника мероприятий. Всё это позволит повысить воспитательную функцию семьи и возродить семейные традиции. Ресурсы Дворца творчества детей и молодёжи позволят в полном объёме реализовать представленный проект.


2. Цели и задачи проекта

Цель:

  • Создание условий для развития пространства семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности ребёнка и родителей.

Задачи:

  • Сохранение и возрождение национальных традиций в семейном и общественном воспитании, обращение к семейным истокам.

  • Формирование у детей и родителей правильных представлений о ценности семейных отношений.

  • Совершенствование воспитательного и развитие духовно-нравственного потенциала семьи.

3. Деятельность в рамках проекта

«Родителя надо сделать, если не игроком,

то хотя бы болельщиком своей команды».


Содержание проекта «Мы - вместе!»


Содержание и формы мероприятий по проекту предусматривают участие всех членов семей. В каждом мероприятии, продолжительностью от 1 до 1,5 часов, предполагается участие от 20 до 250 человек. Программа массовых мероприятий предполагает участие в них граждан различного возраста от 6 до 70 лет.

С целью привлечения большего количества участников в праздничных мероприятиях, предусматривается использование следующих информационных ресурсов: афиши, реклама, объявления, рекламные ролики, компьютерные презентации, буклеты, выставки.

На протяжении всего года, семьи участвуют в мероприятиях, обмениваются опытом, создают видеоролики, электронные альбомы и готовятся к фестивалю «Семья года».

Новизна и актуальность данного проекта состоит в том, что решаются имеющиеся проблемы в воспитании, появляются общие совместные дела, возобновляются семейные традиции, прослеживается преемственность поколений.

Каждая семья выбирает свое направление (блок) и тему, которая отвечает ее традициям, культуре, ценностям:

- Семья выбирает одно или несколько направлений в зависимости от опыта семейных ценностей.

- Планирует и готовит материал для своего участия в мероприятии по проекту.

- Каждая семья предоставляет результат своей деятельности по направлениям согласно графику проводимых мероприятий.

- Лучшие семьи поощряются дополнительными баллами, которые добавляются в общую «семейную копилку».

- Мастер-классы, фотоматериалы, интересные факты из жизни семьи становятся достоянием нашего коллектива.

- Жюри оценивает материалы и работы участников.

- Фотоматериалы, поделки, предоставленные на выставки и конкурсы после отбора жюри на конечном этапе, заносятся в электронную книгу почета «Мы - вместе!»


Направления работы с родителями


п/п

Направление (блок)

Результат-продукт

1.

Презентация семейного альбома


Электронная фотовыставка

2.

«Бабушкины секреты в компьютерном мире»


Мастер-классы, электронная фотовыставка

3.

«Генеалогическое древо моей семьи»


Электронная фотовыставка, выпуск буклетов

4.

«Семейные традиции»


Создание рубрики, страницы на сайте учреждения

5.

Визитка «Наша дружная семья»

Видеоролики, видеофильмы.





4. План реализации проекта «Мы – вместе!»

Этапы реализации.

Подготовительный этап:

- Составление плана работы по реализации проекта.

- Создание творческих групп по блокам: «Презентация», «Традиции», «Визитка», «Генеалогическое древо», «Семейные секреты».

- Разработка положения по проведению итогового фестиваля «Семья года».

- Подготовка материала для работы.

- «Родительский час», «Творческое кафе» - ежемесячные встречи с родителями (консультации, планирование, совместные мероприятия и т.д.)


Основной этап:

- Проведение мастер-классов педагогами отдела декоративно-прикладного творчества для родителей и детей с использованием информационных технологий.

- Уроки наших бабушек – опыт и секреты работы старшего поколения.

- Консультации для родителей.

- Творческие выставки «Бабушкины секреты», подготовленные совместно разными поколениями.

- Подготовка и проведение совместных массовых мероприятий.

- Работа «Творческого кафе», «Родительский час» (ежемесячно).


Итоговый этап:

Создание информационных материалов по реализации проекта:

- Выпуск буклетов «Мое семейное дерево».

- Создание видеоролика «Моя семья».

-Оформление выставки творческих работ декоративно-прикладного творчества, представленной в трех поколениях.

- Создание странички-рубрики « Мы – вместе!» на сайте учреждения.

- Создание презентации видеофильма почетных граждан микрорайона «Мы – вместе!».

- Проведение итогового фестиваля «Семья года», награждение победителей с внесением записи в электронную книгу почета.






Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта


Месяц


Мероприятия

декабрь

- «Родительский час»: мастер-класс «Русская народная тряпичная кукла»,

- Творческая мастерская «Рождественский сувенир».


январь

- Конкурсная программа «Рождественские забавы»

номинации: колядки, песни, игры, рождественские сувениры и поделки.


февраль

- «Семейные ценности»: выставка «Есть такая профессия Родину защищать» номинации: детский рисунок и фотография.

- «Родительский час»: подготовка семейных визиток к празднику «Прощай, Масленица!» (конкурс на самую весёлую весеннюю закличку, самый вкусный блин, самую дружную семейную команду).


март

- Мастер-класс «Художественное оформление изделий в технике «Декупаж».

- «Открытка для мамы на новый лад по секретам наших бабушек».

- Конкурсная программа «Праздник весны»,

работа творческого кафе: концерт, организованный для мам, бабушек и дочерей.

- Конкурсно-развлекательная программа «Прощай, Масленица!»


апрель

- Родительский час: мастер-класс «Родом из детства. Декоративные куклы».

Создание «Музея кукол» – куклы наших мам и бабушек.

- Выставка «Мы – дети Галактики»,

номинация: рисунок, фотография, атрибутика (от папы и дедушки).

- Акция «Птицы – наши друзья!»:

изготовление скворечников, проведение познавательной викторины.


май

- Работа творческого кафе: изготовление подарков ветеранам от каждой семьи.

- Конкурсная программа «Голоса войны»,

номинации: рисунок, фотография, проза (стихи), вокал, хореография.


июнь

- «Праздник детства», посвящённый Дню защиты детей.

- Родительский час: организация выставки родителями «Должны смеяться дети!», - Презентация электронного альбома «Мой ребёнок – моя гордость».


октябрь

- Благотворительная акция «Старость – в радость».

- Мастер-класс «Скрапбукинг для себя, для детей, для друзей» - оформление семейного альбома.

- «Родительский час»: оформление буклета «Мое семейное дерево».


ноябрь

- Мастер-класс «Подарок для мамы – выполнение панно в технике «Батик».

- Конкурсно-развлекательная программа «Мама – главное слово на земле!»


декабрь

- Фестиваль «Семья года»:

- представление и награждение семей, ставших победителями мероприятий в рамках программы.

- итоговая презентация видеороликов, электронных альбомов по проекту

«Мы – вместе!»


С целью популяризации и пропаганды социально-значимого семейного опыта духовно-нравственного развития подрастающего поколения в рамках проекта предполагается организация и проведение фестиваля «Семья года» на уровне отдела, Дворца молодёжи, микрорайона и в перспективе на городском уровне.

В данном фестивале будут принимать участие признанные в микрорайоне семьи.

В рамках данного фестиваля планируется выступление семейных творческих коллективов, выставка изобразительного и декоративно-прикладного творчества, презентация созданных семейных видеофильмов.

Для формирования высокого уровня культуры мероприятий, которые будут проходить в

рамках проекта, предусматривается художественно-эстетическое оформление: каждый праздник оформляется в соответствии с тематикой.


5. Ожидаемые результаты и эффективность проекта:


  • проведение плановых мероприятий, направленных на развитие и формирование духовно-нравственных качеств личности;


  • охват участников в запланированных мероприятиях до 2000 человек;

  • вовлечение населения микрорайона в совместную досуговую деятельность;

  • внедрение новых инновационных форм и методов работы социальных связей партнерского взаимодействия Дворца и семьи;

  • выявление наиболее интересных традиций семейного воспитания, семейных творческих династий;

  • возрождение семейных традиций и обычаев;

  • организация культурного отдыха и досуга семьи;

  • совершенствование путей дальнейшего становления и развития личности ребенка в социуме.

Активное использование идеи сотрудничества педагогов, родителей и детей на практике даст более качественные положительные результаты, позволит раскрыть способности каждого ребенка, создаст условия для развития творческой индивидуальности, поможет развить способность к самоопределению и самопознанию.

Данные результаты позволят успешно проводить реализацию проекта в дальнейшем.

Увеличится количество участников праздничных программ и мероприятий, что будет способствовать укреплению связи с семьей, возрождению семейных традиций и обычаев, организации культурного отдыха и досуга семей.

В мероприятиях по проекту будут привлечены к участию жители микрорайона, учащиеся общеобразовательных учреждений, ТОС и другие общественные и культурные организации.

Эффективность реализации проекта планируется оценивать, анализируя:

  • опрос и анкетирование родителей и участников праздничных программ;

  • количество участников и зрителей, задействованных в мероприятиях;

  • видео и фотосъемка;

  • публикации в средствах массовой информации с использованием информационных ресурсов Дворца.

Деятельность в рамках проекта будет осуществляться педагогами Дворца творчества детей и молодежи. Планируется осуществлять анализ проведенных мероприятий с целью совершенствования деятельности, что позволит своевременно корректировать содержание и формы проводимых мероприятий, в дальнейшей перспективе выводить на городской уровень.

Методическое обеспечение


- создание проекта,

- публикация информации на Сайте Дворца, в СМИ о ходе реализации проекта,

- разработка программ, сценариев мероприятий,

- публикации информационно-методического материала,

- выпуск методических пособий,

- проведение мастер-классов,

- распространение педагогического опыта.


6. Устойчивость проекта.

Планируется развивать и расширять деятельность по данному проекту за счет внедрения в практику современных педагогических технологий, направленных на творческое развитие личности детей и подростков. В дальнейшем работа по проекту будет продолжена по следующим направлениям, с привлечением спонсорских средств:

  • познавательные программы;

  • спортивные программы;

  • клубы по интересам;

  • фестиваль «Семья года»;

  • благотворительные акции.

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи обладает богатым творческим потенциалом. В первую очередь это профессиональные творческие коллективы, имеющие разнообразный репертуар и обладающие достижениями городского, регионального, международного уровня.

Решение поставленной проблемы актуально и возможно через создание условий для творческого сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников, установление преемственности между старшим и младшим поколением, формирование ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на духовных традициях каждой семьи и России в целом.

Для удовлетворения культурных потребностей населения в рамках проекта будут проводиться конкурсы, акции, праздники, фестивали. Всё это позволит не только сохранить имеющиеся таланты, но и выявить новые дарования.

Реализация проекта «Мы – вместе!» позволит сохранить и возродить национальные традиции в семейном и общественном воспитании, возобновить преемственность поколений, сформировать у детей и родителей правильное представление о ценностях семейных отношений, об ответственности роли родителей в воспитании детей, основанных на культурно-исторических и духовных традициях России.


Литература:

Аджиеев Е.М. и др. «50 сценариев классных часов». М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

Воскресенская Н.М. Основные подходы к гражданскому образованию. – М. 2005

Дайн Г.Д. «Русская игрушка». М.: Советская Россия, 1986. 4.

Дубровина М.И. «Мы живем среди людей». Кодекс поведения. М.: Политиздат, 1986.

Казанский О.А. «Игры в самих себя». М., 1994.

Калинин М.А., Павловская В.Н. Рукоделие для детей. Минск, 1998 г.

Литвиных О.Н. «Забытое искусство». М.: изд-во «Знание», 1992.

Лученкова Е.С. Как сделать нужные и полезные вещи. Минск: изд-во «Харвест», 1999.

Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2002.

Сокол И.А. Энциклопедия рукоделия. М.: изд-во «Просвещение», 2003.

Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

Усатова Е.В. и др. «Гражданско-патриотическое воспитание» (Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины), – Волгоград, Учитель, 2006.

Фиалко Т.М. Рукоделие для всех. Минск: изд-во «Хэлтон», 2002.

Фридман Л.М. Психология воспитания. М.: Творческий Центр, 2000.

Чиналов А.К., Полунина В.Н. «Русское народное декоративно-прикладное творчество». М.:

Просвещение, 1973.

Шмелев А.Г. «Острые углы семейного круга». М.: Знание, 1986.