СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по разработке проектного модуля поможет организовать исследовательскую работу по предложенному разделу

Просмотр содержимого документа
«Проект "Лексика"»

Проектный модуль по разделу «Лексика»

Проектный модуль по разделу «Лексика»

 Эпиграф к разделу  Для всего, что существует в природе, -воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество слов и названий.  К.Г. Паустовский

Эпиграф к разделу

Для всего, что существует в природе, -воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество слов и названий.

К.Г. Паустовский

 Аннотация  Русский язык по праву считается одним из самых могучих и выразительных языков мира. О силе и красоте родного языка писали М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов.  Одной из богатейших возможностей выразительности русского языка является неисчислимый запас его лексики. Однако богатство русской лексики измеряется не только большим количеством слов. Богатство её заключается и в выразительной стороне слова, его звучании и содержании.  Цель данного проекта – помочь учащимся увидеть и осознать богатство и выразительность русского языка.  В процессе выполнения исследовательской работы учащиеся пытаются ответить вопрос, в чем заключается богатство русского языка, подтверждая при этом теоретические знания, умение самостоятельно искать необходимую информацию.  Данный проект позволяет развивать творческие способности учащихся, учит делать обобщения.

Аннотация

Русский язык по праву считается одним из самых могучих и выразительных языков мира. О силе и красоте родного языка писали М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов.

Одной из богатейших возможностей выразительности русского языка является неисчислимый запас его лексики. Однако богатство русской лексики измеряется не только большим количеством слов. Богатство её заключается и в выразительной стороне слова, его звучании и содержании.

Цель данного проекта – помочь учащимся увидеть и осознать богатство и выразительность русского языка.

В процессе выполнения исследовательской работы учащиеся пытаются ответить вопрос, в чем заключается богатство русского языка, подтверждая при этом теоретические знания, умение самостоятельно искать необходимую информацию.

Данный проект позволяет развивать творческие способности учащихся, учит делать обобщения.

 Дидактические цели Сформировать представление о лексике как одной из возможностей выразительности русского языка. Продолжить формирование навыков и умений работы со словарями. Формировать навыки грамотной устной и письменной речи. Воспитывать интерес к предмету

Дидактические цели

  • Сформировать представление о лексике как одной из возможностей выразительности русского языка.
  • Продолжить формирование навыков и умений работы со словарями.
  • Формировать навыки грамотной устной и письменной речи.
  • Воспитывать интерес к предмету
 М етодические задачи  Развитие любознательности каждого ученика Формирование умения увидеть проблему и  наметить пути её решения. Воспитание любви к родному языку,  интереса к познавательной деятельности

М етодические задачи

  • Развитие любознательности каждого ученика
  • Формирование умения увидеть проблему и

наметить пути её решения.

  • Воспитание любви к родному языку,

интереса к познавательной деятельности

Принцип преемственности в изучении раздела «Лексика» Практические навыки 1-4 кл .

Принцип преемственности в изучении раздела «Лексика»

Практические навыки 1-4 кл .

Ступенчатое изучение лексики

Ступенчатое изучение лексики

употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической несовместимости; неоправданный повтор слов; неправильное использование многозначных слов, омонимов; бедность и однообразие синтаксических конструкций.
  • употребление слова в несвойственном ему значении;
  • нарушение лексической несовместимости;
  • неоправданный повтор слов;
  • неправильное использование многозначных слов, омонимов;
  • бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Способность самостоятельно:  мыслить; рассуждать; сравнивать; обобщать; делать выводы.  любознательность;  увлеченность;  познавательная активность;  повышенная  эмоциональность.

Способность самостоятельно:

  • мыслить;
  • рассуждать;
  • сравнивать;
  • обобщать;
  • делать выводы.
  • любознательность;
  • увлеченность;
  • познавательная активность;
  • повышенная

эмоциональность.

Планируемые результаты модуля Предметные: обогащение словарного запаса школьников; формирование представления о лексике как о науке Метапредметные: Регулятивные УУД: умение работать по плану, выполнять различные задания. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее, давать оценку своей деятельности. Познавательные УУД: умение прогнозировать учебную ситуацию, самостоятельно формулировать цель, проблему, обобщать информацию.  Личностные: проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

Планируемые результаты модуля

  • Предметные: обогащение словарного запаса школьников; формирование представления о лексике как о науке
  • Метапредметные:
  • Регулятивные УУД: умение работать по плану, выполнять различные задания.
  • Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее, давать оценку своей деятельности.
  • Познавательные УУД: умение прогнозировать учебную ситуацию, самостоятельно формулировать цель, проблему, обобщать информацию.

Личностные: проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

Основополагающий вопрос  В чем заключается  богатство русского языка? … едва пределы имеющее море.  М.В.Ломоносов

Основополагающий вопрос

В чем заключается

богатство русского языка?

… едва пределы имеющее море.

М.В.Ломоносов

Проблема Не знаем лексических значений многих слов…  драндулет Слово «драндулет» возникло от заимствованного  из польского языка слова « drynduta » - старый, разбитый экипаж - по аналогии со словом «кабриолет». В современном языке слово «драндулет» шутливое, так говорят о старом, расхлябанном автомобиле, велосипеде.

Проблема

  • Не знаем лексических значений многих слов…

драндулет

Слово «драндулет» возникло от заимствованного

из польского языка слова « drynduta » -

старый, разбитый экипаж - по аналогии со словом

«кабриолет».

В современном языке слово «драндулет» шутливое,

так говорят о старом, расхлябанном автомобиле,

велосипеде.

 Этапы работы 1 урок - организационный момент. 2 урок – формулирование темы проекта и проблемных вопросов. 3 урок – формирование групп. 4 урок – обсуждение плана работы. 5 урок –начало самостоятельной работы 6 - 10 уроки – самостоятельная работа, консультации учителя. 11-12 уроки – защита проектов.

Этапы работы

1 урок - организационный момент.

2 урок – формулирование темы проекта и проблемных вопросов.

3 урок – формирование групп.

4 урок – обсуждение плана работы.

5 урок –начало самостоятельной работы

6 - 10 уроки – самостоятельная работа, консультации учителя.

11-12 уроки – защита проектов.

Принципы изучения лексикологических понятий: Современные средства обучения

Принципы изучения лексикологических понятий:

Современные средства обучения

Ожидаемые результаты Понимание значения и богатства русской лексики. Умение пользоваться словарями. Умение отбирать необходимые сведения. Интерес к познавательной деятельности .

Ожидаемые результаты

  • Понимание значения и богатства русской лексики.
  • Умение пользоваться словарями.
  • Умение отбирать необходимые сведения.
  • Интерес к познавательной деятельности .
Ожидаемый проектный продукт Многофункциональный словарь пятиклассника каждый ученик создает на определенную букву (ы) страничку словаря  (в формате А4 красочно, с рисунками), иллюстрирующую слово с лексической, фразеологической, орфоэпической, орфографической, морфемной стороны .

Ожидаемый проектный продукт

Многофункциональный словарь пятиклассника

каждый ученик создает на определенную букву (ы) страничку словаря (в формате А4 красочно, с рисунками), иллюстрирующую слово с лексической, фразеологической, орфоэпической, орфографической, морфемной стороны .

Рефлексия Что именно я сделал? Что мне понравилось и не понравилось в моей работе? Что нового я узнал? Что мне нужно учесть при работе над следующим проектом? Что я могу посоветовать моим одноклассникам?

Рефлексия

  • Что именно я сделал?
  • Что мне понравилось и не понравилось в моей работе?
  • Что нового я узнал?
  • Что мне нужно учесть при работе над следующим проектом?
  • Что я могу посоветовать моим одноклассникам?

Информационные ресурсы Волина В.В. Учимся играя.- М., 1991. Григорян Л.Т. Язык мой –друг мой.- М., 1988. Словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова.- М.,1999. Различные словари http://rus.1september.ru .htm

Информационные ресурсы

  • Волина В.В. Учимся играя.- М., 1991.
  • Григорян Л.Т. Язык мой –друг мой.- М., 1988.
  • Словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова.- М.,1999.
  • Различные словари
  • http://rus.1september.ru .htm