СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Традиции и культура коми народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на воспитание уважительного отношения к культуре и традициям коми народа, сохранение и популяризацию коми языка.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Традиции и культура коми народа"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сосногорска



«Рекомендовано» «Утверждаю»

Председатель МС:______________ Директор СОШ№3______________

И.А. Савельева Т.М.Ручкина

«______» ____________2013г.













Проект

«Традиции и культура коми народа»









Автор: Евсеева Л.В.,

учитель коми языка









Сосногорск, 2013

Пояснительная записка.

Данный проект направлен на воспитание уважительного отношения к культуре и традициям коми народа, сохранение коми культуры и языка, воспитание бережного отношения к культурным ценностям Республики и города.

Занятия по проекту планируется провести во время внеурочной деятельности. Реализация тем данного проекта предполагает и обязательное планирование различного рода занятий с использованием инновационных технологий. В ней также учитываются основные идеи концепции этнокультурного и духовно-нравственного воспитания и программы формирования универсальных учебных действий.

Цель проекта: ознакомить обучающихся с традицией и культурой коми народа.

Задачи:

  • прививать интерес к изучению коми языка;

  • развивать коммуникативные компетенции;

  • воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре коми народа, к их языку;

  • повысить уровень знаний учащихся о родном крае.

Актуальность проекта:

Практически в каждой школе Республики Коми преподаётся коми язык, но в городах возникает много проблем, так как нет языкового погружения. Данный проект создан для популяризации коми языка, для повышения мотивации к его изучению.

Проект способствует развитию творческих способностей, навыков говорения и аудирования.

В проекте синтезирован материал по следующим предметам: коми язык, краеведение, природоведение, музыка.

Конечный продукт проекта – это праздник «Коми посиделки», на котором учащиеся смогут показать, чему они научились во время занятий. В празднике планируется привлечь учителей коми языка, физической культуры и музыки, а также пригласить сотрудников Центра Коми культуры и главного редактора газеты «Йöлöга».

Реализация проекта рассчитана на 5 месяцев. Всего: 20 часов занятий. В проекте участвуют обучающиеся 3-6 классов.

План реализации проекта:

Дата

Занятие

Цель

Количество человек

Сентябрь

(4 часа занятий)

  1. «Коми народные игры» (2ч.)





  1. «Комиöн ми сьылам-йöктам…» (2 ч.)

Ознакомить обучающихся с коми народными играми, такими как «Шегъясьöм», «Ошкö бабö» и т.д.

Ознакомить обучающихся с коми песнями, частушками и умением вести хороводы.

24






24

Октябрь

(4 часа занятия)

  1. «Коми национальная кухня» (2 ч.)




  1. «Коми вöр-валöн озырлун»



Ознакомить обучающихся с особенностями и рецептами коми кухни.


Повторить лексику на тему «Богатства леса», ознакомить с новыми словами.





24

Ноябрь

(3 часа занятия)

  1. «Коми народные гадания» (1 ч.)





  1. «Коми народный костюм» (2ч.)









Ознакомить с особенностями коми костюма.


24

Декабрь

(4 часа занятий)

  1. «Коми гажлунъяс»

(3 ч.)






  1. «Рöштвося аддзысьлöмъяс»

(1 ч.)

  1. Ознакомить с летними и зимними календарно-обрядовыми праздниками народа коми.

  2. Ознакомить с традициями народа коми во время Рождества.


24

Январь

(5 часов занятий)

  1. Подготовка к празднику «Рытпук» («Коми посиделки»)

(3 ч.)

  1. Праздник «Рытпук»

(2 ч.)

  1. Разучивание песен, частушек, слов к празднику.

  2. Провести праздник «Рытпук»

24










Сценарий проведения праздника «Коми посиделки».

Цель праздника: повысить мотивацию обучающихся к изучению коми языка.

Задачи:

*приобщение детей к творчеству коми народа;

* привитие уважения к народным традициям;

* расширение представлений о культуре коми;

*популяризация коми молодёжной газеты «Йöлöга»

Посиделки проводятся на коми и русском языках, так как дети не в полной мере владеют коми языком.

Праздник проходит в кабинете коми языка, который оформлен как коми изба. С правой стороны от входа в кабинет стоят столы, с левой стороны находятся зрители, впереди у стены стоят стулья и скамейки для детей-участников посиделок. Ведущий и дети стоят у двери. В руках у каждого ученика какое-то коми блюдо, которое они приготовили накануне с родителями, по ранее изученным рецептам. Ведущий рассказывает о празднике «Василей лун».

Ведущий: По старому календарю 1 января считался Днём святого Василия, поэтому у коми первый день Нового года назывался «Василей лун». По новому стилю этот день соответствует 14 января. Праздничные увеселения накануне Васильева дня проходили на посиделках, которые по коми назывались «Рытпук» либо «Войпук». На посиделки ходили и молодые, и пожилые люди, но обязательно с какими-то гостинцами. На празднике не только пели и плясали, но и играли, и даже работали. И мы сегодня с вами, ребята пойдём на посиделки к тётушке Ольге.

(Дети с блюдами входят в избу)

Дети: Видза оланныд, Ольга тьöт! Ми воим тэ дорö рытпукавны.

Ольга тьöт: Видза оланныд, дона гöстьяс! Пырöй, пырöй! Кутшöм ме рад, мый тi локтiнныд ме дiнö Василей гаж дырйи.

Ведущий: Ми эгö куш киöн локтöй, а гöснечöн. (Дети показывают свои блюда гостям и говорят на коми языке, например: Ме вайи чöскыд черинянь.

Ме вайи картупеля шаньгаяс. Ме вайи рыська шаньгаяс.)

Все блюда хозяйка кладёт на праздничный стол.

Ольга тьöт: Пуксьöй, гöсьтъяс, лабичьяс вылö, шойччыштöй.

Миян дорö талун локтiс зэв ыджыд гöсьт Сыктывкарысь. Тайö Галина Валерьяновна. Сiйö главнöй редактор Коми Республикаса том йöзлы «Йöлöга» газетын. Ставöн тöданныд «Йöлöга» газетсö? (Дети отвечают, что знают эту газету, потому что они иногда работают по нему на уроках)

Выходит Галина Валерьяновна, рассказывает о себе, о газете «Йöлöга», в игровой форме знакомится с детьми.

Ведущий: Миянö локтiс Медведева Ангелина Александровна. Сiйö уджалö Коми культура шöринын. Ангелина Алексанровна тшöтш кутас миянкöд гажöдчыны. (Ангелина Александровна приветствует детей, рассказывает о ЦКК)

Ольга тьöт: Рытпукъяс дырйи медводз уджалыштiсны, вайö и ми уджалыштамöй.

Ведущий: Медым тiян уджавны эз вöв гажтöм, тöдмалыштöй нöдкывъяс.

Ольга тьöт: Ставсö тай тi тöданныд. Челядь, мый нö тi печкинныд-кыинныд?

Дети: (по очереди отвечают) Например: Ме печка вурун. А ме кыа платтьö. Ме дасьта сетьяс тулыс кежлö, медым чери кыйны.

После этих слов Галина Валерьяновна Макарова проводит коми народные игры.

Ведущий: Аттьö Галина Валерьяновналы тiянöс ворсöдöмысь, а öнi вайö тунасьыштамöй-гадайтчыштамöйöй. А тiян, посни челядь,водзжык на гадайтчынысö, та вöсна ворсыштöй шегйöн.

(Ученики 3-4 класса за столом играют в игру «Шегъясьöм», а дети 5-6-го класса гадают)

Ольга тьöт: (Обращается сначала к детям 3-4 класса, а потом к остальным.) Кажитчис ворснытö шегнад? А тi уна бурторсо кöнкö вöрöжитiнныд? А öнi, челядь, сувтамöй кытшö да сьылыштамöй-йöктыштамöй.

Ангелина Александровна, раздаёт детям коми музыкальные инструменты и показывает.ю как ими пользоваться. Потом все поют заранее изученные песни и танцуют.

Ольга тьöт: А ме радейта частушкаяс! А тi, челядь, тöданныд? Вайö ордйысямöй! Кодi унджык тöдас частушка?

Дети и все желающие поют частушки по очереди, побеждает тот, кто знает больше всех.

После частушек дети 4 класса поют песню «Зиль-зёль», девочки 5-го класса – «Марьямоль».

Стук в дверь.

Ольга тьöт: Да, да, пырöй, кодi кö на кольöма гортас али мый?

Ведущий: (входит ученик 6 класса в охотничьей одежде) Но-о! Иван с охоты пришёл! Мый нö Ваньö кыйин?

Иван: Мый ме кыйи, тöдмалöй ребусъясысь. (на слайде появляются ребусы, дети отгадывают)

Ольга тьöт: Зэв тай бур тэнад, Ваньö, промыселыд вöлöма. Тэ, навернö, сёйны кöсъян? И тi гöсьтяс да челядь кöсъянныд кöнкö чай юыштны? Локтöй, пуксьöй ставöн пызан сайö!

Все гости и ребята угощаются. Директор школы говорит благодарность приглашённым гостям, а детям вручает грамоты за участие в «Коми посиделках».

В конце все гости и дети встают в большой круг и поют песню «Волöй гöсьтъяс миянö…» .

Праздник «Рытпук» очень насыщенный по своему содержанию, ведь дети всегда чем-то заняты, причём деятельность учеников на каждом этапе разная.

Во время проведения праздника дети показывают знания по разным лексическим темам (знакомство, лесные животные и дичь, еда и т.д.).

Показывают знания и умения, которые обрели на занятиях по проекту «Традиции и культура коми народа» (поют песни, частушки, танцуют, играют в шег и т.д.)