СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Моя семья" с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя семья"»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 323 «Сказка»




Проект «Моя семья»

В старшей группе компенсирующей

направленности для детей с ЗПР





Составитель и разработчик:

Володина Е.С.

учитель-дефектолог








г. Нижний Новгород

2017

1. Основные цели и задачи проекта «Семья»


Сроки реализации проекта: 3 недель

Тип проекта: социальный

Цель проекта: Развитие познавательного интереса, стимулирование и коррекция психических функций ребенка с ЗПР.

Задачи проекта:

  1. уточнять и закреплять знания детей о себе и о своей семье;

  2. формировать у детей доброжелательное отношение ко всем членам семьи;

  3. помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи;

  4. воспитывать в детях уважение к своим близким и желание заботиться о них;

  5. продолжать работу по развитию у детей с ЗПР таких психических функций, как восприятие, внимание, память и мышление;

  6. совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, расширять их лексический запас, продолжать работу по развитию грамматического строя речи;

  7. развивать крупную и мелкую моторику;

  8. укреплять сотрудничество с родителями, способствовать улучшению отношений между взрослыми и детьми.

Итог проектной деятельности: презентация на открытом занятии.

Участники проекта «Семья»: дети старшей группы ЗПР, учитель-дефектолог, воспитатели, психолог, музыкальный руководитель и работники детской районной библиотеки им. Зайцева.

Ожидаемые результаты:

  • положительные результаты развития психических функций детей группы (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы);

  • укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, улучшение микроклимата группы.

2. Перспективное планирование проекта «Семья»

В ходе реализации проекта нами были выделены следующие этапы:

  1. Этап постановки цели нашего проекта. На этом этапе мы учитывали актуальность темы: семья, семейные отношения – это то, что близко и интересно людям. Дети нашей группы всегда с интересом слушали художественные произведения, стихи о семье, семейных отношениях, в то же время слабо ориентировались в родственных связях своей семьи. Они с трудом могли рассказать о том, кто кому приходится в их семье, имели слабые представления о профессиях своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Мы полагали, что проект «Семья» будет посилен детям. Мы также рассчитывали, что эта тема заинтересует и родителей, поскольку каждая семья имеет свою историю, которую им было бы интересно проследить, рассказать о ней детям.

Временные рамки проекта мы постарались спланировать так, чтобы в них попали наиболее значимые семейные праздники – День защитника Отечества и Международный женский день, которые придали бы проекту более яркую эмоциональную окраску, сделали бы его более запомнившимся для участников.

  1. Второй этап планирования проекта – вовлечение дошкольников в решение проблемы. В отличие от обычной группы, где цель проекта определяют сами дети, в группе детей с ЗПР к этому их подвели воспитатели, так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут. Здесь мы обсудили с детьми, чем мы будем заниматься на занятиях и вне их, выяснили, что в этой теме заинтересовало детей больше всего.

  2. Третий этап планирования нашей работы по проекту включал обсуждение ее с родителями. Сначала на стенде для родителей мы поместили сообщение :



«Дорогие мамы и папы!

Ваши дети хотят узнать как можно больше об истории своих семей, а также рассказать своим друзьям в группе об интересных традициях, которые живут в них. Они надеются на вашу помощь в этом вопросе. Воспитатели группы расскажут вам, что вы сможете для этого сделать».

Затем в индивидуальных беседах с каждым родителем мы выяснили, как они смогут участвовать в работе над проектом, распределили задания исходя из их интересов и возможностей. Из десяти семей группы сотрудничать по этому вопросу согласилось большинство из них – восемь.

  1. Четвертый этап планирования – творческий поиск – включал в себя обсуждение плана со специалистами детского сада – музыкальным работником и педагогом-психологом. Они составили перспективные планы работы с детьми в рамках проекта. Пример такого плана представлен в таблице 1.

К работе над проектом «Семья» нами также были привлечены и работники детской районной библиотеки им. Комарова, с которыми наше ДОУ плодотворно сотрудничает уже несколько лет. Они подготовили в библиотеке выставку детских книг по теме «Семья» и тематическую викторину.

  1. Пятый этап – основной. В него вошли занятия, игры, экскурсия в библиотеку. На этом этапе активную роль была отведена родителям (например, сюда вошла часть домашних заданий, которые дети должны были приготовить вместе с мамами и папами).

  2. Следующим этапом явилось планирование основного события нашего проекта. Это семейный праздник, в котором родители принимали самое непосредственное участие.





Таблица 1

Перспективное планирование занятий с психологом в рамках проекта «Семья» (старшая группа детей с ЗПР)

Дата

Тема

Цель

Содержание

14.02.2013

«Мальчики и девочки»

Дать детям представления о мужественности и женственности, о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и в игровой деятельности, развивать навыки общения мальчиков и девочек

Приветствие

«Мячик новостей»

Чтение стихотворения А.Кузнецова «Подружки»

Игра «Петрушки»

Игра «Найди свою пару»

Беседа «Как должны вести себя мальчики по отношению к девочкам»

Игра «Сделай комплимент»

Рисунок «Во что играют девочки, во что играют мальчики»

21.02.2013

«С кем я живу?»

Помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи, продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание, воспитывать заботливое отношение к членам семьи

Приветствие

«Мячик новостей»

Чтение стихотворения «Кто чей?»

Игра «Кто кому кем приходится?»

Беседа «Что такое семья?»

Игра «Сравнение»

Беседа «Чем порадуем родителей?»

Рисунок «Особый день моей семьи»

28.02.2013

«Весенний праздник»

Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете, развивать коммуникативные навыки

Приветствие

«Мячик новостей»

Беседа «Международный женский день»

Игра «Уборка»

Игра «Разноцветный букет»

Задание «Бусы»



  1. Наконец, последним этапом проекта мы планировали подвести его итоги как в самом ДОУ (на педсовете, темой которого было сотрудничество с родителями), так и на районном методическом объединении, где учителя-дефектологи должны были выступить с сообщением о проектной деятельности в группах детей с задержкой психического развития на тему «Реализация проекта «Семья» в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».












2.3 Методы и приёмы, используемые в реализации проекта «Семья»


Планирование проектной деятельности стало первым этапом процесса проектирования. Реализация проекта, а также анализ результатов являются вторым и третьим этапами. Распределение деятельности взрослых и детей представлено в таблице 2.

Таблица 2

Работа над проектом

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачи (не жестко).

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи

2 этап

Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность.

Объединение детей в рабочие группы.

Распределение ролей.

3 этап

Практическая помощь. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

Подготовка к презентации проекта. Ее организация и проведение.

Представляют зрителям продукт деятельности.


Составляя перспективный план работы с детьми по проекту «Семья», мы интегрировали в нем такие образовательные области, как коммуникативно-личностная, познавательно-речевая, художественно-эстетическая и физическая.

Коммуникативно-личностная и познавательно-речевая области:

  1. Тематические занятия:

  • ознакомление с окружающим и развитие речи «Наши папы», «Моя семья», «Международный женский день»;

  • ознакомление с художественной литературой «Я как папа» С.Великанова, «Трудный вечер» Н.Артюховой, главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денек»;

  • формирование элементарных математических представлений: «Папины помощники», «Веселая семейка», «С мамой на прогулке»;

  1. Беседы на темы «Кто в семье самый главный?», «Большие и маленькие», «Если бы я был волшебником», «Самые лучшие подарки».

  2. Чтение, разучивание стихов о семье.

  3. Помощь в организации сюжетно-ролевых игр на тему «Семья».

Художественно-творческая область:

  1. Тематические занятия «Подарок для папы», «Мамины цветы», «Книжки-малышки для сестренки и братишки».

  2. Раскраски, создание построек из конструктора «Моя семья» в свободной игровой деятельности детей.

Физическое развитие:

  • игры – эстафеты «Веселые старты» с участием пап.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Семья» представлено в таблице 3.

При реализации проекта мы широко использовали такие формы работы как совместная деятельность взрослых и детей на занятиях и вне их. Также нами была использована наглядность и введение игровых приемов. Как известно, дети старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности испытывают определенные трудности при организации сюжетно-ролевых игр, поэтому такие игры в нашей группе проводились при участии взрослых. В них использовался прием обыгрывания специально спроектированных педагогом игровых ситуаций. Кроме того, мы использовали карточки-схемы действий. Они способствовали возникновению игрового замысла и помогали детям самостоятельно развернуть игру.

Большое внимание мы уделяли развитию основных психических и познавательных процессов у детей. Для этого мы проводили большое количество дидактических игр:

  • игры для развития восприятия: «Разноцветный букет», «Зашумленные картинки», «Дорисуй деталь», «Матрешки»;

  • игры для развития внимания: «Найди маму», «Бусы для сестренки», «Чем отличается?», настольно-печатная игра «Мамины помощники»;

  • игры для развития мышления: «Кто кому кем приходится?», «Что кому нужно?», «Кто старше, кто моложе?», «Найди ошибки художника»;

  • игры для развития памяти: «Кто ушёл?», «Запомни картинку», «Что изменилось?».

Эти игры и упражнения мы применяли как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Таблица 3

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы с ЗПР по проекту «Семья»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

1. Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Наши папы»

1. Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Моя семья»

1. Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Международный женский день»

2. Занятие с педагогом-психологом «Мальчики и девочки»

2. Занятие с педагогом-психологом «С кем я живу?»

2. Занятие с педагогом-психологом «Весенний праздник»

3. Тематическое занятие по ознакомлению с художественной литературой – «Буду как папа» (стихотворение С.Великанова)

3. Тематическое занятие по ознакомлению с художественной литературой – главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денек»

3. Тематическое занятие по ознакомлению с художественной литературой – рассказ Н.Артюховой «Трудный вечер»

4. Тематическое занятие по формированию элементарных математических представлений «Папины помощники»

4. Тематическое занятие по формированию элементарных математических представлений «Веселая семейка»

4. Тематическое занятие по формированию элементарных математических представлений «С мамой на прогулке»

5. Занятие по изодеятельности – рисование «Подарок для папы»

5. Занятие по изодеятельности – конструирование из бумаги «Книжки-малышки для сестренки и братишки»

5. Занятие по изодеятельности – аппликация «Мамины цветы»

6. Спортивный праздник «Веселые эстафеты» с участием пап

6. Экскурсия в библиотеку

6. Праздник «Моя семья» с участием родителей


Большое внимание уделялось развитию мелкой моторики. Для этого, планируя каждое занятие, мы включали в него пальчиковую гимнастику, например, «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Моя семья», «Братья-ленивцы», «Утречко», «Братцы». Эти игры с музыкальным сопровождением использовались и на музыкальных занятиях. Для самостоятельной деятельности детей нами был предложен конструктор «Моя семья», который дети собирали с удовольствием, создавая разные варианты.

Одной из главных задач нашего проекта было развитие сотрудничества с родителями. Они приняли активное участие в проекте «Семья». Мы предложили родителям создать «Семейное древо» каждой семьи, и они подошли к этому заданию очень творчески. Кроме того, они участвовали в таких конкурсах, как «Семейная поделка», видеожурнале «Отдыхаем всей семьей», и в проведении праздника «Семья».


















Заключение


Планируя проект «Семья» в старшей группе дошкольников с ЗПР, мы предполагали, что его продуктами будут являться:

  • положительные результаты в развитии психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы) детей нашей группы;

  • установление доброжелательных связей между родителями группы, улучшение микроклимата группы.

Завершив проект и подводя итоги работы по нему, мы выяснили, что цели, поставленные нами при планировании, в основном были достигнуты. Проект помог детям приобрести новые знания, реализовать их на практике. Он способствовал развитию у детей познавательного интереса к теме «семья», а также развитию их коммуникативных навыков. Проект также активизировал общение детей между собой, усилил взаимодействие детей и взрослых. Проект помог вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе соучастия в общей деятельности.

Опыт нашей работы по проекту показывает, что использование технологии проектной деятельности как одного из методов интегрированного обучения дошкольников с ЗПР, помогает им чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников и успешнее социализироваться в окружающем мире.

Список используемой литературы

  1. Проект ФГОС по дошкольному образованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon-ru.livejournal.com/59277.html

  2. Жуйкова Т.П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Т.П. Жуйкова / Челябинск, «Два комсомольца», 2011. – С.75-78

  3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.

  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева – М, АРКТИ, 2003. – 96 с.