ОУ гимназия 1404, ВАО, Мурашко Алена, Стеблина Мария.
Аннотация к творческому проекту: "Московский народный костюм"учеников 5 класса гимназии №1404 Гамма
Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово "костюм", пришедшее из французского языка, означает "обычай"
Костюм выполнял не только практическую функцию, но и создавал облик человека определённой эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение.
Женский костюм вводит нас в особый мир хранительницы семейного очага, обычаев предков.
В своей работе мы попыталась проанализировать красоту и неповторимость народного костюма Московской губернии.
Тема нашего проекта: "Московский народный костюм"
Наш ыбор не случаен. Выбрать тему проекта нам помог великий А.С.Пушкин. Летом мы читали его произведения "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Нас больше всего поразило, с какой любовью и любованием великий поэт рассказывает о девушках в народной одежде. Было что-то притягательное в русском костюме, если богатая барышня в него переоделась, а Дуняша из "Станционного смотрителя"; была так хороша, что в нее влюбился барин. Очевидно это было так, читаем в "Барышне-крестьянке" :"На другой же день она (Лиза) послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю деревню и к вечеру было все готово. Лиза померила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась".
И произошло превращение обычной барышни! Сделала это одежда.
Какую же тайну хранил народный костюм?
Нам это интересно, поэтому
цель нашей работы:
Узнать особенности народных московских костюмов.
Создать свой образ московской девушки, выполнив макет куклы.
Познакомить учеников школы с московским костюмом.
Формулировка гипотезы.
Анализируя историю московского народного костюма, мы выдвинули ипотезу: "народный костюм Московской губернии уникален"
Наша исследовательская работа состоит из трех частей.
? В первой части мы анализируем особенности женской и мужской одежды Московской губернии, рассматривая ее уникальность. Анализ показал, что исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды.
С середины XVI века; горожанки уже носили сарафаны. Название сарафану дала мужская одежда. В переводе сарафан означает "одетый полностью". В будние дни крестьянки ходили в синих сарафанах, а на праздник надевали сарафаны китайчатые. Зажиточные рядились в одежды кумачовых расцветок.
В Московской губернии из пяти видов сарафанов носили в то время два. Один назывался саян или кумашник. Он имел косоклинную форсу, мог быть как на распах, так и сшитый спереди. Немного позже появился прямой сарафан на лямках, который на территории уездов Московской губернии называли круглым, а за её пределами -московский "московец".
? Во второй части мы анализируем конкретно работу :
нам удалось сделать, выполняя проект: процесс изготовления макетов кукол из бумаги и подручных материалов (лоскутков ткани, тесьмы, кружева, бусин, пайеток и т.п)
Итоги проекта:
Проведено исследование особенностей московского костюма,
Создана коллекция кукол для музея в кабинете ИЗО.
Проведена экскурсия и мастер класс для учащихся 4-5классов.