СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Музей букв"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели проекта:

  1. Ознакомление с историей русского алфавита.
  2. Создание  музея букв.

Задачи проекта:

  1.  Собрать информацию об истории русского алфавита.
  2. Изготовить модели букв и их визитные карточки.
  3. Найти и выучить информацию (стихи, песни, загадки, сказки)  про буквы, подготовить своё выступление.
  4. Развивать умения анализировать  собранный материал, речь, память, мышление.
  5. Активизировать   познавательные  способности  обучающихся,  способствовать  раскрытию их творческих  возможностей с учётом персональных  интересов и потребностей  детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музей букв"»

«Музей Букв»

                                                                   

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема: «Музей Букв»

Учебный предмет: литературное чтение.

Участники: обучающиеся 1 класса.

Руководитель: Нестерова Ю.А.

Срок реализации: май 2014 года.

Предполагаемый продукт проекта: «Музей Букв».

Цели проекта:

  1. Ознакомление с историей русского алфавита.

  2. Создание музея букв.

Задачи проекта:

  1. Собрать информацию об истории русского алфавита.

  2. Изготовить модели букв и их визитные карточки.

  3. Найти и выучить информацию (стихи, песни, загадки, сказки) про буквы, подготовить своё выступление.

  4. Развивать умения анализировать собранный материал, речь, память, мышление.

  5. Активизировать познавательные  способности обучающихся,  способствовать раскрытию их творческих  возможностей с учётом персональных  интересов и потребностей  детей.

Формирование УУД:

Регулятивные: развивать способность организовывать свою учебно-познавательную, творческую деятельность, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: развивать способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, способность учиться, получать новые знания, возможность усваивать новую, полезную для себя информацию.

Коммуникативные: развивать способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками, проявляя толерантность в общении.

Личностные: формировать способность к нравственной и этической оценке.

Тип проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности проведения: средней продолжительности.

Защита проекта: на открытом мероприятии.

 Проект "Музей букв" является итоговой работой по предмету "Литературное чтение" и младшие школьники наглядно  видят практическое применение  своих теоретических знаний.

Оборудование урока: плакат «Проект. Музей букв», выставка работ учащихся, плакаты о буквах (странички книги «Весёлые буквы»), презентация к проекту, кусочки бересты, писало (17), мультимедийная аппаратура, фотоаппарат, фотокамера.




План работы над проектом.



Этап 1. Подготовительный. Подборка материала.

В ходе работы учащиеся сами выбрали буквы алфавита, с которыми они будут работать.

Подбор самого интересного, волшебного, удивительного о букве, которую выбрали:

- стихотворений, загадок, сказок, пословиц и поговорок, ребусов, шарад, крылатых слов и выражений, кроссвордов, перевертышей, анаграмм, потешек, скороговорок;

- придумать характер своей букве, на что она похожа:

- из какого материала будет изготовлена буква;

- как она выглядела в старину.


Этап 2. Практическая реализация проекта.


Совместная деятельность учителя, детей и родителей:

Учащиеся вместе с родителями создавали портрет своей буквы из материала, которого они выбрали: пенопласт, поролон, тесто, глина, ткань, мех, бумага, картон, дерево и т.д.;

Украшали букву, делала ее «праздничной».


 Учитель выступал в роли консультанта и помощника.


Этап 3. Продукт проекта.


Создание «Музея Букв». Проведение экскурсии по музею.


Этап 3. Подведение итогов проекта.



                                             КРИТЕРИИ УСПЕХА:

 - достигнут конечный результат;

 - была создана активная команда участников проекта;

 - обучающиеся, родители и учитель получили удовольствие от своей деятельности.









Технологическая карта проекта.

Этап

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Приглашение в «Музей букв»

Слайд №1.

Учитель приветствует гостей.

- Уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем проекте «Музей букв»!

Прежде, чем открыть наш музей, буковки провели большую подготовительную работу. Каждая из них изучила разные источники информации, сделала прекрасную страничку для книги «Весёлые буквы», поделку с изображением буквы, нашла и выучила стихи, сказки о себе. Во время проекта все буковки дружно работали в парах, группах и индивидуально. И вот наш музей открывается. Сегодня буковки будут Вашими экскурсоводами. В нашем музее несколько залов. Надеемся, что, посетив их, Вы узнаете много нового и интересного для себя. Попросим буквы занять свои места в музее.

Дети входят в класс под песню про азбуку из мультфильма «Азбука – малышка». Становятся полукругом. В руках у детей плакаты – странички про букву. Дети пританцовывают.

Дети садятся на свои места в группах.

1мин 10 с.

Экскурсия по первому залу музея «История русского алфавита».

Слайды №2-10.

- Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Последовав умному совету пословицы, отправимся в интересное путешествие в далёкое прошлое, ведь история нашего русского алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн. Сейчас мы откроем первую из них. Кто и когда создал русскую азбуку? Об этом нам расскажут экскурсоводы первого зала.














- Спасибо, буковки за интересный рассказ. Садитесь на места.

  1. Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошёл от славянского алфавита. 24 мая 863 года братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Греческий алфавит был его основой. Новый алфавит получил название «Кириллица».

  2. На Руси Кириллица получила распространение после принятия Христианства, в 988 году. Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Оригинальность Кириллицы проявилась в том, что в ней для обозначения одного звука всегда использовалась одна буква.

  3. Современный русский алфавит является модификацией древнейшей славянской азбуки – кириллицы. Тогда в алфавите имелось 49 букв, а современный алфавит имеет 33 буквы.

  4. «Живете» - живой, жизнь, живущий, буква – слово, которое обозначается сегодня, как буква Ж. Константин говорил, что жизнь – это великий дар, которым обладает человек, и этот дар должен быть направлен на совершение добрых поступков.

  5. Великое дело создания славянской азбуки совершили Кирилл и Мефодий. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всём мире празднуют День славянской письменности и культуры.

  6. Да здравствует старославянский!

Живут и сейчас в языке

Святые слова, золотые,

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времён донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.

3 мин.

Экскурсия по второму залу музея «Обучение в старину».

Слайд № 11.

- А сейчас мы с Вами переходим во второй зал нашего музея. Здесь мы узнаем о том, как ребята учили буквы в старину. Было ли какое – либо отличие от современной школы? Давайте их внимательно послушаем. Пожалуйста, экскурсоводы второго зала.



























- Остальные буковки послушали внимательно и теперь знают, чем же отличалась школа в старину от современной?


- А сейчас небольшой урок в старинной школе, который мы приготовили для Вас с буковками. Представьте, что мы находимся в глубоком прошлом, а вы – ученики старинной школы. Сейчас буковки раздадут вам специальные палочки, которые назывались писало. Как вы знаете, ребята, бумага пришла гораздо позже, она стоила очень дорого, поэтому в школах на ней не писали, а использовали очень распространенный материал для письма – бересту. У нас в России много берёзок и кора этого дерева называется береста. Её снимали с дерева, очищали, варили, брали специальную палочку и писали прямо на бересте. Потом сворачивали в трубочку и получалась берестяная грамота. Таких берестяных грамот найдено на территории России очень много и особенно в Великом Новгороде.

- Вот сейчас вы ученики старинной школы. Каждому из Вас раздадут кусочек бересты и палочку для письма – писало. Вы попробуете написать на бересте любимую буковку славянского алфавита. У каждого она своя. Когда мы изучали с Вами славянский алфавит, вы выбрали эту букву и запомнили.


- Сейчас, ребята, я Ваш учитель в старинной школе. Найдите светло – коричневую сторону бересты, вспомните свою буковку и напишите её палочкой по бересте. Кто забыл, может посмотреть на доску(на доске плакат «Кириллица»).(Индивидуальная помощь учащимся).

- Поднимите ручки, ребята, у кого получилось. Молодцы. Теперь вы знаете как писали дети в школе в старину на бересте. Можете рассказать об этом своим товарищам.

- Положите свою бересту на место .

Дети читают стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей»

1.В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.


Вот какой чудной вначале

Наша азбука была.

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла.


2.Этот нож не без причины

Называют перочинным.

Очиняли им перо,

Если было не остро.


3.Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.


4.Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.


Ответы детей .
































Экскурсоводы второго зала раздают бересту и писало и садятся на место.



Дети пишут на бересте.









Дети поднимают руки.



Учащиеся убирают на место работу.

6 мин.

Экскурсия по третьему залу музея «Первый русский букварь».

Фильм.

Сейчас мы продолжаем с вами путешествие и оказываемся в третьем зале нашего музея, в котором узнаем, кто и когда напечатал первый русский букварь. Прошу выйти экскурсоводов третьего зала.





Мы с ребятами нашли отрывок из фильма, чтобы показать вам воочую, как Иван Фёдоров напечатал свой первый русский букварь. И сейчас мы предоставляем его вашему вниманию.

(Учитель включает видеозапись).

Теперь, ребята, Вы знаете, как Иван Фёдоров напечатал свой первый букварь. Надеюсь запомните это на всю жизнь.

  1. Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову.

  2. Он напечатал много книг, но главная для нас – букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой.

  3. 3. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному. Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести.



Дети садятся на место.

5 мин.

Экскурсия по четвёртому залу музея «Современный русский алфавит».


Слайды

№ 12,13,14.

А теперь мы переходим с вами в четвёртый зал нашего музея, где представлены буквы современного русского алфавита.


















































































































































Спасибо, уважаемые буковки! Вы очень хорошо себя представили. Садитесь на место.

Вы знаете, ребята, что у каждой буковки есть своя история, своя сказка. И сейчас несколько букв нам их расскажут.





Первой нам пришла рассказать свою историю буковка Ж. Пожалуйста.




























- Спасибо, буковка Ж.





- Следующей пришла рассказать свою историю буковка Ю. Пожалуйста.

















- Спасибо, буковка Ю.





- Следующей в гости пришла буковка Б. Послушаем её рассказ.












- Спасибо, буковка Б.




- А теперь встречаем прекрасную букву Л.






































- Спасибо, буковка Л.






- Буква Д тоже приготовила Вам, ребята, сказку о себе.




















- Спасибо, буковка Д.





- Встречаем букву В.













































- Спасибо , буковка В.






- А теперь перед нами загадочная и редкая гостья – буква Э.














- Спасибо, буковка Э.




- Буква Я принесла нам интересный рассказ о себе.








- Спасибо, буковка Я.





- Каждая буква нашего музея рассказать ещё много нового и интересного. Поэтому мы будем ждать новых встреч с нашими гостями. А сейчас, в конце нашей экскурсии по музею буковки приготовили для посетителей небольшой подарок – песню.

Дети выходят к доске, встают полукругом.

Две девочки поют алфавит.



Учащиеся читают стихи Б.Заходера «Азбука фантазёров», держа перед собой и поднимая плакат с буквой..



А

Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Б

Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.

В

В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Г

Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.

Д

Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

Е

В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.

Ё

Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Капли-точки добавляем,
Ё - мы букву так читаем.

Ж

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

З

На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.

И

И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И - меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.

Й

А дальше по порядку
Я назову И - и краткое.

К

К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.

Л

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.

М

Знать эту букву нехитро,
Кто был хоть раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква М.

Н

У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н –
Получилась лесенка.

О

Буква О - луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

П

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Р

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

С

В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.

Т

На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.

У

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

Ф

Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.

Х

Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

Ц

Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

Ч

Рисовали цифру 4 –
Букву Ч мы начертили.

Ш

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Щ

Эта буква Щ как будто...
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.

Ъ

Твердый знак -Ъ -
пишут так:
Колесо и спичка,
Позади - косичка.

Ы

Ы... Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

Ь

Букву Р перевернули,
И уселись как на стуле,
И назвали букву так -
мягкий знак - Ь.

Э

Буква Э - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.

Ю

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

Я

Куча яблок на прилавке...
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.



Дети садятся на места в группах. Выходят по одному и рассказывают сказки и рассказы о буквах Ирис Ревю . В зависимости от уровня подготовки и возможностей учащихся, их количество и содержание можно сократить и оставить самое важное и интересное на усмотрение учителя.


Рассказ про букву Ж

Автор рассказа: Ирис Ревю

Мы добрались с вами до восьмой буквы Алфавита – буквы Ж. Буква Ж – жизнерадостная, не жёсткая, жизнелюбивая, не жадная.

Количество ножек у буквы Ж, как у жука — шесть. Букву Ж часто сравнивают с жуком не только из-за количества ножек, но и потому, что она, так же как и жуки, любит жужжащие звуки: Ж-ж-ж-ж-ж.

Любимые животные буквы Ж – это жаворонок, жираф, жерлянка, журавль, жаба, жерех.

А ещё группа животных под названием жвачные: овцы, козы, быки, олени, антилопы.

Буква Ж гордится тем, что она стоит во главе слова «жизнь».

Буква Ж умеет журчать, жужжать, жонглировать, желать, журить, жмуриться. У неё железный характер.

Какие ваши любимые имена на букву Ж?
Ответ: Жорж, Жанетта, Жора, Жанна, Женя

Помещение, в котором живут люди?
Ответ: жилище

Детская игра на букву Ж?
Ответ: жмурки

Кто присуждает награды на конкурсах?
Ответ: жюри

Хищный жук, вредитель посевов?
Ответ: жужелица



Рассказ про букву Ю

Автор рассказа: Ирис Ревю

Когда-то, когда я была маленькой, то неожиданным образом познакомилась с буквой Ю. Произошло это так. Родители купили мне новую игрушку и сказали, что она называется «юла». Долго я не могла выговорить это слово. И получалось просто «ла».

Но однажды, когда я играла во дворе, ко мне подошла девочка, и назвалась Юлей. Её имя я тоже не могла выговорить, но девочка оказалась упорной, и долго повторяла со мной своё имя. Она называла слова, имена, начинающиеся на букву Ю, а я за ней повторяла.: юбка, Юра, Юрий, Юля, Юлия…

Потом Юля задавала вопросы и сама же на них отвечала. А я слушала, как правильно произносится буква Ю.

— Где тепло?
— На юге.
— Что такое юрта?
— Юрта – это такой дом, где живут люди, которых мы называем кочевниками (путешественниками).

Когда я с прогулки вернулась домой, то увидев знакомую игрушку, сказала: «Это – юла».

Рассказ про букву Б

Автор рассказа: Ирис Ревю

Следом за буквой А в Алфавите идёт буква Б.

— Ба, знакомые все лица! Вернее, знакомая всем нам буква Б.

Какая она, буква Б? Большая балаболка, болтушка, с богатым брюшком.

И как у неё не вырастет брюшко, если в булочной она покупает булочки и багеты, бисквиты и батоны, бриоши и блинчики, бублики и баранки? А на обед предпочитает бульон с бутербродом.

Болеть буква Б не любит. Болезни – это не для неё. Здоровье у буквы Б — богатырское. Она — бодрая, летом любит бегать босиком, зимой заниматься биатлоном, а также боксом, борьбой, баскетболом, играть в бильярд, ходить в бассейн.



Рассказ про букву Л

Автор рассказа: Ирис Ревю

Буква Л – ладная, ласковая, любознательная, любопытная, любезная, лиричная. Она — тринадцатая буква русского алфавита.

Любимые растения буквы Л – лавр, лаванда, липа, ландыш, лук, лиственница.

Буква Л умеет любить и любоваться, лечить и лепить, любопытствовать и любезничать. А ещё она великолепно умеет бегать на лыжах.

Леопард, лошадь, ласточка, лама, лань, летучая мышь, лебедь, лев, лось – самые главные животные для буквы Л.

Линии буква Л чертит — по линейке, гулять ходит — в лесопарк, из теста делает – лепёшки, когда заболеет – пьёт лекарство, танцует – лезгинку.

Буква Л хитрая, как лисичка.

Её любимые кушанья – грибы лисички, лапша, лимоны, лепёшки, лук, леденцы, лаваш.


Сказка про букву Л

Автор сказки: Ирис Ревю

Буква Л расстраивалась, что она не самая лучшая, не самая главная.

— Вот на букву М начинаются слова «мама», «мир», «море». На букву С – «солнце», «свет», «счастье». На букву У – «ум», «удача», «успех».

Буквы М, С, У её успокаивали:

— На твою букву тоже начинаются хорошие слова: люди, лес, литература, луч (солнечный и тёплый).

Повеселела буква Л.

— И вправду, много хороших слов начинается на мою букву: лето, ласточка, лошадка, луна.
— А ещё есть хорошее, доброе слово «ласка». Ласка – это проявление нежности, хорошего расположения, доброты.

А другие буквы Алфавита сказали букве Л:
— Буква Л! Мы тебя любим! Ведь одно из самых главных слов — «любовь» начинается именно на букву Л.

Поделиться


Сказка про букву Д

Автор сказки: Ирис Ревю

Жила-была на свете буква Д. Долго она бродила одинокая, но потом подумала и сказала себе: «На то я и буква Д, чтобы у меня были Друзья».

Чтобы друзья могли приходить к ней в гости, буква Дрешила построить дом. Добротный деревянный дом, с длинным двором. Дом, где было бы душевно, и царила дружеская атмосфера.

Когда дом был готов, недалеко от него поселился первый сосед — дятел. Он устроил себе на дереве, что стояло недалеко от дома, дупло. И прячется в нём в дождливую и холодную погоду. Иногда дятел улетает в лес и долбит там диковинный дуб, старый, как сама жизнь.

А жизнь у буквы Д покатилась по новым рельсам. Теперь к ней в новый дом прибегают дети, приходит дворник, чтобы вычистить двор, прилетают птицы: дрозд, дрофа, дергач. Доберман, далматин, дворняга весело машут хвостами, встречая букву Д, они, как и положено собакам, приветствуют домочадцев звонким лаем.

Как хорошо, что есть на свете есть друзья! Как хорошо иметь добротный дом, где уютно всем.

Поделиться



Рассказ про букву В

Автор рассказа: Ирис Ревю

Разрешите представить вам третью букву нашего сказочного Алфавита – букву В. Буква В – весёлая, важная, восторженная, воспитанная, верная, восхитительная.

А ещё, скажу вам по секрету, она волшебная. В чём же заключается её волшебство?

Дело в том, что слово «время» начинается именно на эту букву. И буква В считает, что она – «главная по времени». А времени, как известно, подчинено всё.

Воробьи, вороны, вальдшнепы прилетают в гости к букве В, они тоже знают, что такое время. Что существуют зимний и летний сезоны, осень и весна, день и ночь. Есть время, когда корма много, а есть такие сезоны, когда его приходится добывать с трудом. Есть период, когда тепло, в другое время стоят лютые морозы.

Только вальдшнеп не знает морозов, потому что это — перелётная птица.

Буква В любит разные вкусняшки: вареники и варенье, виноград и вишню, винегрет и вермишель, ватрушки и вафли, варенец и ветчину.


Сказка про букву В

Автор сказки: Ирис Ревю

У буквы В есть особое царство – водяное. В нём царица — Вода, ведь именно вода дарует жизнь всему живому.

Самый главный праздник в этом царстве – праздник Воды, и буква В обязательно присутствует на нём. Ведущий этого праздника – Водяной. Именно он придумает к торжеству важные слова, например, такие: «Капля водицы – крупица золота».

На празднике Воды случаются разные водяные чудеса. То включится волшебный фонтан, то зашумит рядом сказочный водопад.

На праздник Воды приходят водолазы и водомеры, водопроводчики и водовозы, и ещё много людей разных профессий, понимающих, что вода – это основа жизни.

В русском алфавите буква В – по воде главная. На огромной планете Земля водные ресурсы – океаны, моря, заливы, реки, озёра занимают более двух третей её поверхности.

Буква В этим очень гордится.

Ни в сказочном, ни в реальном государстве никто не может обойтись без воды.



Рассказ про букву Э

Буква Э – энергичная, эффектная, эмоциональная, эрудированная, элегантная!

А какая она ещё, буква Э?

Буква Э считает важным соблюдение этикета. Любит экспериментировать. На экзамене всегда отвечает с энтузиазмом. На рояле предпочитает играть этюды и элегии. На эскалаторе ведёт себя хорошо.

Любимые животные буквы Э – птица эму, эфиопский ёж, птицы рода воробьиных – элении, ящерки эмойи, насекомые эмбии.

Э – буква спортивная. Особенно она любит эстафеты.

Любимое лакомство буквы Э – эскимо.

Иногда буква Э задумывается о том, на какую бы ей сходить экскурсию? Часто ходит в Этнографический музей в Санкт-Петербурге. Там много нарядов в этническом стиле, таких эффектных, таких красивых!



Рассказ про букву Я

Сегодня я расскажу Вам про букву Я. Буква Я – яркая, ясная.

Так бывает, что кто-то стоит последним: например, последним в списке, или последним в очереди. Вот буква Я стоит последней в Алфавите. Несмотря на то, что у неё такое незавидное место (ведь никто не хочет быть последним), буква эта важная и интересная.

Буква Я любит играть с другими буквами Алфавита в разные игры, главным образом, «в слова». А как только ей надоедает играть, она говорит: «Я в домике!». Это означает, что она временно не играет.







Дети выходят и встают полукругом. Поют песню «Алфавит пройдём мы вместе»

18 мин.

Подведение итогов.

Приглашение к осмотру экспонатов музея.

Слайд № 15.


- Вот и подошла к концу экскурсия по нашему музею. Надеюсь, что наши гости узнали много нового и интересного для себя и будем ждать с нетерпением детей из других классов на экскурсию в наш музей.

Чтение, речь, письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при сегодняшних успехах разума. По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, а значит, историю нашей страны. Вы становитесь более образованными. «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» , говорил А.С.Пушкин. Так будем же стараться стать образованными, умными и продолжим дальше изучать наш родной русский язык, его историю.

А сейчас мы приглашаем Вас, уважаемые гости, пройтись ещё раз по залам нашего музея и ознакомиться с его экспонатами: поделками на выставке «Живая буковка», сказками о буквах, страничками нашей книги «Весёлые буквы».


2мин.20с.

















1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Вместе с учителем учащиеся выбирают тему для исследования может . Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает при помощи взрослых из  книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников, Интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке        во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности,  вселить  уверенность в себя и свои силы.

На втором этапе (технологическом) учитель составляет технологическую карту с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки изделий, которые дети создали, проведения экскурсии по музею букв. Такая выставка обычно сопровождается небольшими


УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Технология

Личностные.

жизненное
 самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

творческая самореализация

Регулятивные.

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
 (математика, русский язык, окружающий мир, технология , физическая культура и др.)

Познавательные
общеучебные.

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

Моделирование и отображение объекта преобразования 
в форме моделей

Познавательные логические.

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий

Коммуникативные.

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие 
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение: 
монологические высказывания разного типа.

Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

  • УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
    – коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
    – познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
    – регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности, 
    – личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

  • Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

  • Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

  • Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

  • Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

  • Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

  • Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении [6].

1. Целеполагание.

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.

2. Планирование.

Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).

3. Практическая деятельность обучающихся.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

4. Контроль.

Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.

5. Коррекция деятельности.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

6. Оценивание обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.

7. Итог урока.

Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

8. Домашнее задание.

Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.

А сейчас рассмотрим более конкретно, какие методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся можно использовать при проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов[6] .

1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
2. Планирование. Работа с картой урока.
3. Практическая деятельность обучающихся.

а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности обучающихся. 
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

4. Контроль.

а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные линеечки” – автор Г.А. Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям.

5. Коррекция деятельности.

а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.

6. Оценивание обучающихся.

а ) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А. Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям, определенным заранее.

7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:

а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.

8. Домашнее задание.

а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.

Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.

Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.

Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. [3]

Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий [2].

Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:

  • определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;

  • отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

  • извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;

  • сравнивать и группировать факты и явления;

  • определять причины явлений и событий;

  • делать выводы на основе обобщения знаний;

  • представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:

  • самостоятельно формулировать цель деятельности;

  • составлять план действий;

  • действовать по плану;

  • сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;

  • проверять и оценивать результаты работы.

Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:

  • вычитывать информацию, данную в явном виде;

  • объяснять смысл слов и словосочетаний;

  • вычитывать информацию, данную в неявном виде;

  • понимать смысл текста в целом (главную мысль);

  • истолковывать текст (через творческий пересказ).

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:

  • оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;

  • объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;

  • определять важные для себя и окружающих правила поведения;

  • выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;

  • отделять оценку поступка от оценки самого человека;

  • определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.



Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.

В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения [1]. Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.


Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования . Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

— самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

— представление результатов своей деятельности и хода работы;

— презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);

— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

— практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

  Структура проектной деятельности  состоит из  следующих этапов:

  1.  Целеполагание (поставить цель, проблему учащимся);

  2. Планирование (наметить этапы выполнения проекта);

  3. Создание проекта (разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);

  4. Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)

  5. Презентация проекта ( выступление с готовым продуктом);

  6. Рефлексия ( ученики проговаривают, что они увидели, узнали, запомнили).