СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: «Формирование ключевые компетенций на уроках истории в 5-6 классах».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект на тему "Формирование ключевых компетенций 5-6 классов"

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «Формирование ключевые компетенций на уроках истории в 5-6 классах».»


«Формирование ключевые компетенций на уроках истории в 5-6 классах».


  1. Педагогический проект на тему: «Формирование ключевые компетенций на уроках истории в 5-6 классах».

Автор проекта: Шебединова Маликат Удзиевна, учитель истории высшей категории МКОУ «СОШ№12»городского округа» г. Избербаш».

Проект реализуется на базе школы в ходе учебной деятельности на уроках истории.

Возрастной контингент учащихся: 5-6 классы.

  1. Актуальность проекта .

Современное образование требует от выпускника не только наличия знаний, но и умения правильно пользоваться ими, применять эти знания на практике.

Готовность и способность молодых людей, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско….-правовой ,коммуникативной, информационной сферах.

  1. Цель проекта:

Формирование ключевых компетенций на уроках истории .


Задачи проекта:

-ознакомиться с опытом педагогов в решении проблемы;

-просмотреть методическую литературу по данной проблеме;

-подготовить разноуровневые задания для формирования компетенций;

-провести мониторинг с целью определения результатов деятельности;

-подвести итоги деятельности.


  1. Реализация проекта:

Необходимо осуществить работу по формированию ключевых компетенций, овладение которыми необходимо для успешной учебной деятельности.

  1. Ожидаемые результаты:

В ходе работы будут составлены учебные задания, выполнение которых будет направлено на формирование предметных компетенций.

Картина успешности деятельности учащихся, степень овладения ими компетенциями, наглядно проявится в ходе мониторинга.

Перспективы дальнейшего развития.

В настоящее время сформирован банк заданий по истории для учащихся 5-6 классов, по формированию коммуникативной и информационной компетентности. Работа в этом направлении будет продолжаться как в пополнении банка заданий, так и по подбору заданий для формирования других компетенций.

Методическая основа формирования ключевых компетенций

  1. Компетентностный подход признан ведущим в построении образования. В педагогической литературе активно обсуждаются проблемы, связанные с понятием ключевых компетенций.

Что мы знаем о компетенциях?

Компетенция- это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия. Компетенция- это способность установить и реализовать связь между «знанием- умением» и ситуаций.

Главное- не знать или уметь, а мобилизовать то или иное в нужный момент.

Слово «ключевые» означает, что речь идет не о тех компетенциях, которые относятся к каким-либо отдельным узкоспециализированным видам деятельности.

Имеется в виду широкий спектр деятельностей.

Такого рода компетенции являются результатом обучения не по одному предмету, а по многим учебным дисциплинам.

Основой таких компетенций являются не любые знания и умения, а универсальные, т.е.охватывающие многое, предназначенные для разнообразного применения.

Универсальными являются фундаментальные знания, включающие в себя широкие теоретические обобщения.

Например, с 5 кл. мы работаем над понятием «государство».

Изучается на уроках истории причины возникновения первых государств, основные этапы развития и становления.

Итак, ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, на обобщенный опыт творческой деятельности.

На данный момент ну существует общепринятых методик формирования ключевых компетенций.

В 1992г.был принял Закон РФ «Об образовании», в котором провозглашается адаптивная система образования.

Какие же преимущества адаптивной системы?

- Использование гибкого сочетания индивидуальных и групповых форм учебной деятельности.

-Учитель создает специальные учебные материалы для самостоятельной работы.

Схема процесса адаптации.

Ученик

1.природные задатки и способности;

2.характер протекания мыслительных процессов;

3.уровень знаний и умений;

4.работоспособность;

5.уровень познавательной и практической самостоятельности и активности;

6. темп продвижения в обучении.

Такая организация обучения способствует формированию ключевых компетенций (учебно-познавательных, информационных, социально- трудовых, общекультурных и т.д.).

Новые функции ученика позволяют влиять на формирование его мировоззрения, осознания им своей роли и предназначения, его ценности и приоритеты.

Вследствие того, что ученик сам добывает знания, учится работать с различными источниками информации (информационные компетенции)

Активная самостоятельная деятельность способствует самопознанию ученика, формированию культуры мышления, духовному и интеллектуальному саморазвитию.

Влияние адаптивной системы на формирование ключевых компетенций.


Факторы, способствующие Формируемые ключевые

формированию компетенций. компетенции.

Демократический стиль Ценносто-смысловая,

Руководства учебным процессом, учебно-познавательная,

Ученик- активный субъект Информационная, личностная

Учебного процесса. самосовершенствования.

Постоянное использование Коммуникативная,

Групповых форм работы. социально-трудовая,

общекультурная.

Понятие «ключевые компетенции» отражается в статье Иванова Д.А., Хуторского А.В. Ключевые компетенции - это определённые обществом, самой личностью способности, умения которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов, как в личной , так и в профессиональной сферах жизни. Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования :

  1. Ценностно-смысловая компетенция.

  2. Общекультурная компетенция.

  3. Учебно-познавательная компетенция.

  4. Информационная компетенция.

  5. Коммуникативная компетенция.

  6. Социально-трудовая компетенция.

  7. Компетенция личностного самоусовершенствования.

Формируются ключевые компетенции когда набираешься опыта в собственной деятельности, поэтому среда образовательная должна выстраиваться так, чтобы ребенок оказался в ситуации способствующих их становлению. Исследовательский метод обучения, является самым важным средством. При подготовке проекта ребенок учится самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цель и определять направления своих действий (это ценностно-смысловая компетенция); принимать и понимать точку зрения другого человека, работать в команде (это общекультурная компетенция); находить самостоятельно материал необходимый для работы, составлять план, проводить анализ, делать выводы , учиться на ошибках (это учебно-познавательная компетенция); освоение информационных технологий и современных средств информации (это информационно-технологическая компетенция); уметь представлять себя, свою работу, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения (это коммуникативная компетенция); ребёнок работая над проектом, учится быть личностью, осознавая значимость труда, который он выполняет (это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

Внедрение современных педагогических технологий является одним из условий формирования учебно-познавательной компетенции. Эффективно использовать в процессе обучения можно интерактивные технологии, которые обладают рядом особенностей: позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющегося. основываются на атмосфере сотрудничества, свободы выбора личных решений, уважении мнения каждого. В практике своей работы я использую интересную методику «Обсуждение картин» на уроках истории в 5 классе, например, при обобщении темы «Египет». Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает конверт с пазлами, которые они должны собрать, дать название картинке и составить вопросы по теме. Составляю примеры заданий по Истории России в 6 классе на выявление сформированности коммуникативной компетенции. Любимыми уроками учеников являются уроки – ролевые игры. Увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентности, можно именно на таких уроках. Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия.

Учебно-познавательная компетенция формируется при использовании технологий «Работа с картой», «Работа с источниками» в 5-6классах. Целью являлось активное включение учащихся в самостоятельную работу по обобщению изученного раздела:

« Определите из какого источника представленные ниже цитаты». Работа с картой: покажите на карте наиболее крупные княжества в период феодальной раздробленности на Руси.

  1. Примеры заданий направленные на выявление сформированности ключевых компетенций.

  2. . Задания: составить три вопроса к тексту. Примеры заданий направленных на выявление сформированности коммуникативной компетентности (задание по Истории России к учебнику Преображенский А.А).

  3. Задание№1.1. Дополнительный материал.

  4. Порядок исследования после Ярослава Мудрого.

  5. Прочитать самостоятельно о причинах событий смутного периода истории после смерти Ярослава Мудрого ПР.12.,стр80-82 и сформулировать их.

  6. Братья не хотели ……старшему брату, как указывало на то завещание Ярослава Мудрого.

  7. Сыновей умершего Святослава от управления и они стали с оружием в руках бороться за свои ….

  8. Задание № 3.

  9. Найти в ….восемь исторических ……стр.62.Уроки истории (древний мир.)

  10. Текст№1. Работа с историческими ……

  11. Повесть временных лет, начало XII. О походе …стр 28-29.

  12. А.С.Орлов и др.Хрестоматия по истории России с древних времен до н.э. Москва 199-стр.

  13. 6. Информационные источники.

  14. 1. Зеленская Е. В. Компетентностный подход в образовании. http://elenazelenskaj.

  15. ucoz.ru/news/2008-08-24-2

  16. 2. Зуев П.В. Мерзлякова О.П. «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физики в школе». Екатеринбург, 2009 год.

  17. 3. Каверина И. И. «Реализация компетентностного подхода на уроках в средней

  18. общеобразовательной школе». Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.

  19. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm

  20. 4. Краевский В.В., Хуторской А.В. «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах». Педагогика. – 2003год. - №2.

  21. 5. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научно-практических трудов под редакцией Хуторского А.В. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007 год.

  22. 6. «Компетентностный подход в педагогическом образовании». Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – Санкт Петербург : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 год.

  23. 7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования « Ученик в обновляющейся школе». Сборник научных трудов.— Москва .: ИОСО РАО, 2002.

  24. 8. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 год.

  25. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

  26. http://coollib.net/b/90181/read