«Формирование ключевые компетенций на уроках истории в 5-6 классах».
Педагогический проект на тему: «Формирование ключевые компетенций на уроках истории в 5-6 классах».
Автор проекта: Шебединова Маликат Удзиевна, учитель истории высшей категории МКОУ «СОШ№12»городского округа» г. Избербаш».
Проект реализуется на базе школы в ходе учебной деятельности на уроках истории.
Возрастной контингент учащихся: 5-6 классы.
Актуальность проекта .
Современное образование требует от выпускника не только наличия знаний, но и умения правильно пользоваться ими, применять эти знания на практике.
Готовность и способность молодых людей, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско….-правовой ,коммуникативной, информационной сферах.
Цель проекта:
Формирование ключевых компетенций на уроках истории .
Задачи проекта:
-ознакомиться с опытом педагогов в решении проблемы;
-просмотреть методическую литературу по данной проблеме;
-подготовить разноуровневые задания для формирования компетенций;
-провести мониторинг с целью определения результатов деятельности;
-подвести итоги деятельности.
Реализация проекта:
Необходимо осуществить работу по формированию ключевых компетенций, овладение которыми необходимо для успешной учебной деятельности.
Ожидаемые результаты:
В ходе работы будут составлены учебные задания, выполнение которых будет направлено на формирование предметных компетенций.
Картина успешности деятельности учащихся, степень овладения ими компетенциями, наглядно проявится в ходе мониторинга.
Перспективы дальнейшего развития.
В настоящее время сформирован банк заданий по истории для учащихся 5-6 классов, по формированию коммуникативной и информационной компетентности. Работа в этом направлении будет продолжаться как в пополнении банка заданий, так и по подбору заданий для формирования других компетенций.
Методическая основа формирования ключевых компетенций
Компетентностный подход признан ведущим в построении образования. В педагогической литературе активно обсуждаются проблемы, связанные с понятием ключевых компетенций.
Что мы знаем о компетенциях?
Компетенция- это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия. Компетенция- это способность установить и реализовать связь между «знанием- умением» и ситуаций.
Главное- не знать или уметь, а мобилизовать то или иное в нужный момент.
Слово «ключевые» означает, что речь идет не о тех компетенциях, которые относятся к каким-либо отдельным узкоспециализированным видам деятельности.
Имеется в виду широкий спектр деятельностей.
Такого рода компетенции являются результатом обучения не по одному предмету, а по многим учебным дисциплинам.
Основой таких компетенций являются не любые знания и умения, а универсальные, т.е.охватывающие многое, предназначенные для разнообразного применения.
Универсальными являются фундаментальные знания, включающие в себя широкие теоретические обобщения.
Например, с 5 кл. мы работаем над понятием «государство».
Изучается на уроках истории причины возникновения первых государств, основные этапы развития и становления.
Итак, ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, на обобщенный опыт творческой деятельности.
На данный момент ну существует общепринятых методик формирования ключевых компетенций.
В 1992г.был принял Закон РФ «Об образовании», в котором провозглашается адаптивная система образования.
Какие же преимущества адаптивной системы?
- Использование гибкого сочетания индивидуальных и групповых форм учебной деятельности.
-Учитель создает специальные учебные материалы для самостоятельной работы.
Схема процесса адаптации.
Ученик
1.природные задатки и способности;
2.характер протекания мыслительных процессов;
3.уровень знаний и умений;
4.работоспособность;
5.уровень познавательной и практической самостоятельности и активности;
6. темп продвижения в обучении.
Такая организация обучения способствует формированию ключевых компетенций (учебно-познавательных, информационных, социально- трудовых, общекультурных и т.д.).
Новые функции ученика позволяют влиять на формирование его мировоззрения, осознания им своей роли и предназначения, его ценности и приоритеты.
Вследствие того, что ученик сам добывает знания, учится работать с различными источниками информации (информационные компетенции)
Активная самостоятельная деятельность способствует самопознанию ученика, формированию культуры мышления, духовному и интеллектуальному саморазвитию.
Влияние адаптивной системы на формирование ключевых компетенций.
Факторы, способствующие Формируемые ключевые
формированию компетенций. компетенции.
Демократический стиль Ценносто-смысловая,
Руководства учебным процессом, учебно-познавательная,
Ученик- активный субъект Информационная, личностная
Учебного процесса. самосовершенствования.
Постоянное использование Коммуникативная,
Групповых форм работы. социально-трудовая,
общекультурная.
Понятие «ключевые компетенции» отражается в статье Иванова Д.А., Хуторского А.В. Ключевые компетенции - это определённые обществом, самой личностью способности, умения которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов, как в личной , так и в профессиональной сферах жизни. Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования :
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного самоусовершенствования.
Формируются ключевые компетенции когда набираешься опыта в собственной деятельности, поэтому среда образовательная должна выстраиваться так, чтобы ребенок оказался в ситуации способствующих их становлению. Исследовательский метод обучения, является самым важным средством. При подготовке проекта ребенок учится самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цель и определять направления своих действий (это ценностно-смысловая компетенция); принимать и понимать точку зрения другого человека, работать в команде (это общекультурная компетенция); находить самостоятельно материал необходимый для работы, составлять план, проводить анализ, делать выводы , учиться на ошибках (это учебно-познавательная компетенция); освоение информационных технологий и современных средств информации (это информационно-технологическая компетенция); уметь представлять себя, свою работу, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения (это коммуникативная компетенция); ребёнок работая над проектом, учится быть личностью, осознавая значимость труда, который он выполняет (это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
Внедрение современных педагогических технологий является одним из условий формирования учебно-познавательной компетенции. Эффективно использовать в процессе обучения можно интерактивные технологии, которые обладают рядом особенностей: позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющегося. основываются на атмосфере сотрудничества, свободы выбора личных решений, уважении мнения каждого. В практике своей работы я использую интересную методику «Обсуждение картин» на уроках истории в 5 классе, например, при обобщении темы «Египет». Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает конверт с пазлами, которые они должны собрать, дать название картинке и составить вопросы по теме. Составляю примеры заданий по Истории России в 6 классе на выявление сформированности коммуникативной компетенции. Любимыми уроками учеников являются уроки – ролевые игры. Увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентности, можно именно на таких уроках. Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия.
Учебно-познавательная компетенция формируется при использовании технологий «Работа с картой», «Работа с источниками» в 5-6классах. Целью являлось активное включение учащихся в самостоятельную работу по обобщению изученного раздела:
« Определите из какого источника представленные ниже цитаты». Работа с картой: покажите на карте наиболее крупные княжества в период феодальной раздробленности на Руси.
Примеры заданий направленные на выявление сформированности ключевых компетенций.
. Задания: составить три вопроса к тексту. Примеры заданий направленных на выявление сформированности коммуникативной компетентности (задание по Истории России к учебнику Преображенский А.А).
Задание№1.1. Дополнительный материал.
Порядок исследования после Ярослава Мудрого.
Прочитать самостоятельно о причинах событий смутного периода истории после смерти Ярослава Мудрого ПР.12.,стр80-82 и сформулировать их.
Братья не хотели ……старшему брату, как указывало на то завещание Ярослава Мудрого.
Сыновей умершего Святослава от управления и они стали с оружием в руках бороться за свои ….
Задание № 3.
Найти в ….восемь исторических ……стр.62.Уроки истории (древний мир.)
Текст№1. Работа с историческими ……
Повесть временных лет, начало XII. О походе …стр 28-29.
А.С.Орлов и др.Хрестоматия по истории России с древних времен до н.э. Москва 199-стр.
6. Информационные источники.
1. Зеленская Е. В. Компетентностный подход в образовании. http://elenazelenskaj.
ucoz.ru/news/2008-08-24-2
2. Зуев П.В. Мерзлякова О.П. «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физики в школе». Екатеринбург, 2009 год.
3. Каверина И. И. «Реализация компетентностного подхода на уроках в средней
общеобразовательной школе». Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.
http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm
4. Краевский В.В., Хуторской А.В. «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах». Педагогика. – 2003год. - №2.
5. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научно-практических трудов под редакцией Хуторского А.В. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007 год.
6. «Компетентностный подход в педагогическом образовании». Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – Санкт Петербург : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 год.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования « Ученик в обновляющейся школе». Сборник научных трудов.— Москва .: ИОСО РАО, 2002.
8. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 год.
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
http://coollib.net/b/90181/read