Проект на тему: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества».
Воспитатель: Шафигуллина А.Д
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР РТ
Актуальность проекта:
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщаться к культуре своего народа. Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определенно влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приемов.
Задачи проекта:
Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
Знакомить детей с окружающим миром-природой(растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
Приобщать родителей к процессу развития ребенка средствами устного народного творчества
используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Содержание практической деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап- составление плана работы:
развитие речи детей средствами народного творчества;
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап- работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора(чтение стихов,сказок,потешек).
3 этап- работа с родителями:
консультации по теме проекта;
создание тематических папок с приобщением родителей;
родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»;
выявить знание родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через
анкетирование.
Методы и приемы, используемые на проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры- драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры.
1 этап
Направление и содержание работы
Изучение литературы
Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте.
Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей
2 этап
Работа с родителями.
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей
к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.
Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»
3 этап
Содержание практической деятельности с детьми
Показ кукольного театра по сказке «Колобок»
Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой мое личико», «Травка- муравка со сна поднялась..»
Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:
дети проснулись-потянулись, воробушки машут крыльями; имитация основных эмоций человека(выглянуло солнышко- дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка»
Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи»
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.
Показ сказки «Колобок»(куклы- марионетки)
Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко- колоколнышко»
Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем
сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.