Проект
«Охрана окружающей среды – актуальная проблема современного общества»
«Неделя экологии в школе»
2017
Актуальность проекта
Мы живем во время технического прогресса, который во многом облегчает жизнь благодаря новым и полезным изобретениям. Но у этих достижений человечества есть и обратная сторона медали - последствия этого прогресса напрямую сказываются на экологической обстановке окружающей среды во всем мире. Многие заводы, фабрики и другие производственные сооружения постоянно выбрасывают вредные вещества в атмосферу, загрязняют водоемы своими отбросами, а также землю, когда утилизируют свои отходы. И это отражается на всей нашей планете. Чем дальше движется прогресс, тем больше появляется экологических проблем, и создаются сложности с охраной окружающей среды.
Общее состояние окружающей среды в России не значительно лучше, чем в других странах. В охране природы активно участвует лишь некоторые люди. К природоохранной работе мало привлекается учащиеся. Общение с природой, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах имеют очень большое воспитательное значение для людей любой социальной системы и особенно в молодые годы, когда формируются черты нового человека.
А ведь уже в 7—8-летнем возрасте прочно усваиваются такие понятия, как окружающая среда, борьба с загрязнением рек, озер, лесов. Для духовного становления каждого человека важно, приучать его с самого раннего детства общаться с природой. Впоследствии её облагораживающее влияние неоднократно будет сказываться на доброте в характере человека всю его оставшуюся жизнь.
Цель: Формирование позитивно - деятельностного отношения детей, молодёжи и взрослого населения к улучшению окружающей среды.
Задачи:
1. Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения.
2. Вовлечь учащихся в активную деятельность по подготовке и проведению недели экологии.
3. Развивать познавательный интерес к экологии через внеурочные формы работы.
Сроки реализации проекта: март-апрель
Место реализации проекта: образовательное учреждение
Возраст: начальные классы.
Программа проекта
Мероприятия | Форма | Цели и задачи |
«Галерея Красной книги» | Виртуальная экскурсия | Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи: - развитие творческих способностей через фантазию и выдумку; - воспитание и пропаганда разумного и бережного отношения подрастающего поколения к природным богатствам родного края. |
«Комнатные растения и экология жилища» | Познавательное мероприятие | Цель: Обобщить знания детей о комнатных растениях, показать их пользу для человека. Задачи: - познакомить детей с разнообразием комнатных полезных растений. - развивать знания детей о комнатных растениях. - прививать любовь к животному миру и природе, в общем.
|
«Экологический БУНТ» | Театрально-трудовая операция | Цель: Привлечение внимания населения к решению экологических проблем села Задачи: - способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе; - способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач; - очистка мусора на территории села. |
«Зал возрожденных ценностей» | Выставка | Цель: развитие у детей устойчивого интереса к ручной работе через игрушку, изготовленную из бытовых и промышленных отходов. Задачи: - Развивать фантазию, воображение, мышление; - Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе; - Проведение необычной выставки. |
«Профилактика лесных пожаров» | Выступление агидбригады | Цель: формирование нравственной и экологической ответственности. Задачи: - обеспечить в ходе выступления усвоение правил пожарной безопасности в лесу; - создать условия для развития памяти, внимания; - содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся: ответственности, любви к природе. |
Внеклассное мероприятие «Галерея Красной книги»
Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных.
Задачи:
• развитие творческих способностей через фантазию и выдумку;
• воспитание и пропаганда разумного и бережного отношения подрастающего поколения к природным богатствам родного края.
Форма: виртуальная экскурсия
Методика проведения. Кабинет оформляется фотографиями животных и растений, занесённых в Красную книгу, или можно осуществить показ через мультимедиа. Рекомендуется провести ряд таких мероприятий с приглашением учащихся из других классов, оформить красочный плакат- приглашение. Это мероприятие приурочено к появлению Красной книги в фонде школьной библиотеки. Экскурсию проводят учащиеся 8-9 классов.
Ход мероприятия
Экскурсовод 1. О том, что такое Красная книга, сегодня знают все. Это перечень видов животных и растений, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли, и не только растений и животных. В Красную книгу попали даже грибы и лишайники.
Первая Красная книга - международная - появилась в 1966 году. Переплёт для книги выбрали красный. Он как бы предупреждает о возможной беде - исчезновении с лица Земли многих и многих видов растений и животных.
Практически в каждой области или регионе существуют свои Красные книги, где авторы пишут о редких животных, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывают об условиях их существования, необходимости бережного отношения, охраны редких животных - зверей, птиц, насекомых.
Практическое значение «Красной книги» - стать наглядным пособием для сбора и формирования информационных ресурсов, инструментом просвещения по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным и растениям, эффективным фундаментом их охраны, научного изучения. Это иллюстрированное собрание фактов о наиболее важных обитателях нашего региона, над которыми нависла опасность.
Итак, мы начинаем экскурсию, тема которой «Летающие цветы».
Экскурсовод. Перед вами первый экспонат. Представитель отряда Чешуекрылые, бабочка махаон.
Описание вида. Длина переднего крыла 33-50 мм. Крылья жёлтые, с чёрными жилками, у корня зачернены, вдоль переднего края переднего крыла располагаются три чёрных пятна, по внешнему краю идёт чёрная кайма, содержащая жёлтые лунки. Заднее крыло с широкой каймой по краю, содержащей ряд жёлтых прикраевых лунок и расположенные за ними голубоватые пятна; у анального края имеются двуцветное красно-голубое пятно и длинный хвостовидный отросток. Окраска верхней и нижней сторон тела похожи, испод немного светлее. Летнее поколение имеет более бледную окраску, чем весеннее. Гусеница зелёного цвета с двумя чёрными поперечными полосками на каждом сегменте, одна из которых несёт красные точки, будучи потревоженной, выпускает из первого сегмента пахучую оранжевую железистую вилку - осметерий.
Встречается на хорошо прогреваемых солнцем лугах и лесных полянах, в парках, садах. Летает в мае - июне, июле - августе.
Обратите внимание на основные лимитирующие факторы: некоторый вред наносит выкашивание, распашка и вытаптывание скотом лугов и лесных полян.
Экскурсовод 2. Следующий вид, представленный вашему вниманию, - бабочка аполлон, отряд Чешуекрылые.
Это очень крупная бабочка, длина переднего крыла 42-58 мм. Крылья молочно-белые с характерным для рода рисунком: передние - с несколькими крупными чёрными пятнами, чёрным основанием, мелкокрапчатым пёстрым передним краем; внешний край полупрозрачный, затемнён серыми чешуйками. Задние крылья с двумя красными пятнами в чёрном ободке с белым ядром; внутренний край зачернён, внешний край без рисунка. Гусеницы покрыты бархатистыми короткими волосками, чёрные, с двумя рядами оранжево-красных пятен по бокам.
Обитает на лугах, лесных опушках, окраинах колков.
Наиболее важными лимитирующими факторами являются разрушение мест обитания при распашке или перевыпасе, а также воздействие весенних палов во время питания гусениц.
Ребята, требуется ваша помощь, бабочку может спасти срочное выявление как можно большего количества мест обитания этого вида и их охрана.
Экскурсовод 3. А мы переходим к следующему экспонату. Очень красивая бабочка - Зорька Эвфема (Белянка Эвфема) отряд Чешуекрылые.
Бабочка эта средних размеров (длина переднего крыла 18- 26 мм), внешний край переднего крыла несколько вогнут. Крылья сверху белые, на переднем крыле имеются вытянутое чёрное дистальное пятно и тёмная апикальная область у обоих полов, заключающая в себе оранжевое пятнышко; на задних крыльях просвечивает рисунок низа. Низ переднего крыла белый, с чёрным дистальным пятном и зеленоватой апикальной областью. Низ заднего крыла зеленовато или беловато-жёлтый с грязнозелёным рисунком в виде разводов, оставляющих сливающиеся округлые пятна основного тона. Гусеница серая, с чёрными пятнами разного размера и желтоватыми полосками между сегментами тела на спинной стороне, покрыта светлыми волосками, голова желтоватая.
Бабочка обитает на обширных остепнённых полянах в пределах типичной лесостепной зоны Омской области.
Лимитирующие факторы имеют естественный климатический характер. В дальнейшем, в результате глобального потепления климата, могут стать более благоприятными.
Экскурсовод 4. Перед вами - переливница большая. Отряд Чешуекрылые.
Переливница - крупная бабочка (длина переднего крыла - 33-46 мм), верхняя сторона крыльев тёмно-коричневая с белым рисунком, представленным несколькими пятнами на переднем крыле; вдоль внешнего края крыльев идёт сероватая полоска. На обоих крыльях имеется по глазчатому, рыжему с чёрным ядрышком пятну, но на переднем крыле оно плохо просматривается. Низ крыльев, варьирующий по тону, коричнево-серый с аналогичным светлым рисунком, глазчатое пятно на переднем крыле очень хорошо развито. Верхняя сторона крыльев самцов имеет сильный фиолетовый отлив. Гусеницы светло-зелёные, с косыми желтоватыми полосками по бокам, с зернистыми покровами, парой длинных выростов на голове и коротких на конце тела.
Основные лимитирующие факторы: немногочисленность популяции, что делает её уязвимой для действия случайных факторов, ограниченное распространение подходящих местообитаний.
Экскурсовод 5. И последний экспонат - павлиний глаз ночной малый. Отряд Чешуекрылые.
Длина переднего крыла самца 27-29 мм, самки 28-38 мм. Передние крылья самца, а также обе пары крыльев самки тёмносерые (задние крылья самца рыжие) с крупным глазчатым пятном на поперечной жилке, окаймлённым светло-серым фоном и несколькими волнистыми поперечными линиями. Внешняя кайма крыльев двухцветная, изнутри светло-серая. Вершина передних крыльев с широкими чёрным и красным мазками. Усики самца перистые, самки двоякогребенчатые. Взрослые гусеницы зелёные, с поперечными рядами чёрно-жёлтых бородавок, усаженных чёрными щетинками.
Населяет опушки колков и других лесных участков, иногда встречается под пологом леса. Основными лимитирующими факторами являются антропогенные - выпас скота в местах обитания вида, сенокошение и палы.
Экскурсовод 6. Ребята, вы только что побывали на выставке редких видов бабочек. Просим отнестись к услышанной информации очень внимательно и не делать ничего такого, что могло бы навредить этим исчезающим видам. Не пытайтесь ловить бабочек. Они украшают нашу природу, эти прекрасные летающие цветы. Пусть живут и радуют нас.
Каждый из вас при входе получил памятки с правилами поведения на природе. Прочитайте их внимательно и живите по этим правилам.
Правила поведения на природе. Памятка учащимся:
1. Помни, ты часть природы, а не её хозяин.
2. Береги цветы, травы, кустарники, деревья - они дают нам красоту и чистый воздух.
3. Заботься о птицах - от них много пользы.
4. Люби и уважай каждое животное - его создала природа для жизни.
5. Относись к соседям по планете так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Учитель. Ребята, я знаю, что на выставку вы пришли не с пустыми руками. Вам было предложено придумать эскиз не существующей в природе бабочки, дать ей название и рассказать о ней. Пожалуйста, кто смелый, выходи - о бабочке расскажи!
Рассказы ребят о придуманных бабочках.
Экскурсовод 1. Мы плодотворно с вами сегодня поработали, узнали много нового и интересного о бабочках родного края, каждый из вас выполнил творческое задание, рассказы ваши были замечательными, рисунки красочными, а эскизы оригинальными.
Я желаю вам, чтобы в жизни вы никогда не переставали удивляться, созерцая красоты родной природы. Берегите её, она у нас одна.
Желаю творчества, радости, встречи с чудом - оно рядом, только нужно приглядеться.
Урок на тему «Комнатные растения и экология жилища»
Цель: обобщить знания детей о комнатных растениях, показать их пользу для человека
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с разнообразием комнатных полезных растений
Развивающая: развивать знания детей о комнатных растениях
Воспитательная: прививать любовь к животному миру и природе, в общем.
Форма: познавательное мероприятие.
Каждый учитель начальных классов в течение недели должен провести этот урок.
Ход урока
Н
а протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный же городской человек оторван от природы. Что делать? Искать помощи у природы. То есть постараться окружить себя различными растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. Поэтому важно правильно подобрать нужные комнатные растения, чтобы максимально обезопасить себя и своих близких.
В современных панельных домах из железобетона влажность воздуха гораздо ниже нормы - почти как в пустыне. И тут на помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис - циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой.
Кстати, такие поддоны с любыми влаголюбивыми растениями хорошо иметь во всех комнатах - они прекрасно влияют на состояние воздуха. Водно-газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта и монстера.
Сотрудники Американского агенства по аэронавтике и космическим исследованиям (НАСА) выяснили, что хлорофитум, плющ, хризантема и алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха.


Многие комнатные растения обладают фитонцидными (бактерицидными) свойствами. В помещении, где находятся, например, цитрусовые, розмарин, мирт, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы.


Нет нужды говорить о том, как плохо чувствует себя человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового, катастрофически не хватает его отрицательных ионов, число которых, кстати, быстро уменьшается, когда в комнате работает телевизор или компьютер. Но, оказывается, есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это хвойные бонсаи (кипарис, туя, криптомерия).

Желательно чтобы в доме был хотя бы один куст герани. Герань дезинфицирует и дезодорирует воздух. А то, что герань помогает при головной боли и способна изгонять из дома злых духов и прочую нечисть, известно еще издревле.

Но, пожалуй, лучше всего поддерживает и корригирует биополе человека роза. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности. Особенно эффективно воздействие розы тогда, когда в той же комнате растут базилик, тархун (эстрагон) и мята-мелисса. В этом случае в вашей комнате будет почти целебный воздух.

А еще настоятельно советуем выращивать в горшках лук и чеснок. Кроме того, что эти растения дезинфицируют воздух, они еще и значительно улучшают сон. Особенно рекомендуется иметь их в своей спальне тем, кто подвержен различным кошмарным сновидениям.

Полезно иметь в своем комнатном садике карликовый гранат (он стимулирует иммунную систему человека), алоэ и всю ту зелень, которую с удовольствием потребляем летом: петрушку, сельдерей, кинзу и укроп. Это тот нормальный минимум растений, который желательно иметь каждому, кто хоть немного заботится о себе и своих родных.

У хорошо освещенных стен можно разместить цветущий садик на фоне ампельных растений, пущенных на стену. Декоративные растения живописно располагают на подиуме, слегка возвышающемся над полом, контур которого может быть самым разнообразным и многоуровневым. Это расположение благоприятно и для цветов, и будет радовать ваш взгляд.

Эти рекомендации не являются жестким правилом. Вы вполне можете выбирать любые другие понравившиеся вам растения. И будьте уверены, что если бы какое-то растение отрицательно влияло на самочувствие человека, люди давно бы это заметили и вывели нежелательного соседа из своего дома. Живое, здоровое растение всегда приносит в ваш дом приятные ощущения, создает пестрые уголки и зеленые островки для отдыха, наполняет ваш дом благоуханием экзотических диковинок, пробуждает в вашем сердце нежные чувства и приятные ощущения.
Закрепление пройденного материала:
1. Что нового и интересного вы узнали на уроке?
2. Какие растения вам особенно запомнились, на какие из них вы обратите особое внимание?
3. Как влияют на человека комнатные растения?
Театрализованно-трудовая операция «Экологический БУНТ»
Цель: Привлечение внимания населения к решению экологических проблем села.
Задачи:
Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе;
Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
Очистка мусора на территории села.
Форма: театрализовано-трудовая операция.
Ход мероприятия
БУНТ – большая уборка на территории.
За один день до начала БУНТА, ребята расклеивают листовки с призывом собраться не безразличным гражданам села, к проблеме загрязненности сельской территории на митинг, у здания сельского совета. Иметь при себе «оружие» (средства уборки территории)
Начинается БУНТ с митинга. Ударами колокола зачинщики собирают на площади села народ и обращаются с пламенной речью.
«Люди, оглянитесь вокруг…Коварный враг окружил нас со всех сторон…Шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на его грязные следы…Вы знаете имя нашего общего врага. Его зовут - …Сколько можно терпеть его тиранию?!..Сколько можно отступать перед его натиском?!..К оружию, друзья!..Сметём этого грязного паразита с лица Земли…Очистим от него нашу территорию…Забудьте про жалость…Не бойтесь испачкать руки о его мерзкое тело…Пусть ваша воля будет несокрушима, а ваши помыслы чисты…Победа или смерть!..Мы или он?!»
Затем, воодушевлённые призывами бунтовщики хватают всё, что может служить оружием (средством уборки территории), и с криками: «Смерть тирану!» - уничтожают врага. Точнее, врагов берут в плен (собирают в пакеты, корзины, урны и ведра), а затем самым безжалостным образом казнят(вывозят мусор на свалку).
Всем участникам БУНТА, в конце операции на запястье повязывалась зеленая ленточка в знак того, что данный человек понимает значимость защиты природы.
Выставка «Зал возрожденных ценностей»
Цель: развитие у детей устойчивого интереса к ручной работе через игрушку, изготовленную из бытовых и промышленных отходов.
Задачи:
Развивать фантазию, воображение, мышление;
Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе;
Проведение необычной выставки.
Форма: выставка.
«Зал возрожденных ценностей» - это самая необычная выставка. В этом зале главное – не название и предназначение экспонатов, а то, из чего они изготовлены. Всё, что выставлено в зале, сначала было чем-то, потом стало утильсырьём, а потом возродилось из мусора в новом качестве. Это демократичная выставка, участвовать в ней могут все желающие, приносить экспонаты любой степени сложности. Участники выставки мастерят свои экспонаты в домашних условиях. В назначенный день и час участники выставки приносят свои поделки в зал (сроки изготовления начало- открытие экологической недели, завершение – закрытие экологической недели). Там их принимают специалисты – утилеведы. Они классифицируют изделия, а затем гармонично располагают их на стендах. Под всеми экспонатами прикрепляются таблички с фамилиями авторов. Все экспонаты располагаются на 10 основных стендах. Эти стенды называются так же, как и изначальное утильсырьё, из которого экспонаты были изготовлены. Вот эти названия:
1. «Консервные банки»
2. «Тюбики и флаконы»
3. «Бутылки и баночки»
4. «Старые газеты»
5. «Полиэтилен и целлофан»
6. «Фантики и шоколадные обертки»
7. «Бутылочные пробки»
8. «Спичечные коробки»
9. «Упаковочный пенопласт»
10. «Картонные коробки»
В каждой номинации выбирается победитель и на закрытии экологической недели проходит награждение.
Выступление школьного актива с агитбригадой
«Профилактика лесных пожаров»
(5 человек)
Цель: формирование нравственной и экологической ответственности.
Задачи:
обеспечить в ходе выступления усвоение правил пожарной безопасности в лесу;
создать условия для развития памяти, внимания;
содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся: ответственности, любви к природе.
Форма: выступление агитбригады.
1 - Раз, два,
Все - три, четыре
1 - Три, четыре,
Все - раз, два.
1 – Дружно мы шагаем в ряд -
2 - Юных защитников леса отряд!
3 - Мы любим природу
И лес защитим
4 - Пожарам проникнуть
В него не дадим!
5 - Лес легче сохранить,
Чем новый посадить.
(6 раз повторяется фраза «лесные пожары», взмахи красными платками)
4 - Ежегодно на планете сгорает до 520 (пятисот двадцати) квадратных километров леса.
3 - Основным виновником лесных пожаров является человек - его небрежность при пользовании огнем в лесу во время работы и отдыха.
1 - Большинство пожаров возникает в результате сжигания сухой травы, палов, сжигания мусора в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, костра.
5 - В нашей богатой лесами стране существует специальное подразделение для тушения лесных пожаров – Авиалесоохрана. (вышел вперёд)
2 - Авиалесоохрана России родилась 7 июля 1931 года, когда с аэродрома города Урень Нижегородской области поднялся самолет ПО-2 для патрулирования лесов.
1 - С 2003 года на вооружении лесных пожарных стоит самолет-амфибия Бе-200. Он способен набирать на глиссировании от 6 до 12 тонн воды.
(Перестроение в самолет. Движения руками, имитирующие движение крыльев самолета).
3 - Стальные крылья донесут
К лесной беде нас всюду срочно.
2 - Опасен выбранный маршрут,
Зато на место вышли точно.
1 - Десант идет, десант в пути
Мы лес обязаны спасти!
4 – А с чего всё начиналось? (Идут туристы, поют)
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
1 - Бродим по лесу четвёртые сутки,
Очень устали, пустые желудки.
2 - Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли.
3 - А огонь не затушили.
Сам погаснет – мы решили.
4 - Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке стало.
1 - До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
2 - Гибнет лес. Пропали звери –
Всех несчастий не измерить.
3 - За деревьями, кустами
Заплясало быстро пламя,
Развернулось, побежало,
Был костёр, а стал пожаром.
4 – Пламя стало до небес.
Покачнулся старый лес.
1 - Трудно, бедному, ему,
Задыхается в дыму!
2 - Стонет лес: воды, воды!
Выручайте из беды!
3 - Лес гибнет, а это большие потери,
О помощи просят и люди, и звери!
4 - Пожарные в небе – такая работа-
Стремительно прыгают вниз с самолёта.
(5-ый прыгает) - Турист, костер не оставляй! Наш дом лесной губить нам жаль.
Нам жаль траву, деревья жаль… Какая ж в сказке сей мораль?
Все - Турист, костёр не оставляй!
1 - Его можно залить водой. Захлестать ветками кромку пожара.
2 - А можно забросать землей.
3 - А можно просто закопать.
4 - Но главное - не оставлять!
Все - (На мотив «Черный кот»)
Безопасности азбука есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть,
По возможности все избежать
И, где надо, на помощь позвать.
Пр. Будь внимательным с огнем!
Помни ты об этом ночью или днем!
От пожаров берегись!
Противопожарным правилам учись!
5 - А для этого девчушки
Пропоют сейчас частушки!
Все девочки (1-4):
Мы, девчонки-хохотушки,
Про пожар споем частушки,
Хочешь - слушай, хочешь - нет,
Все ж дадим тебе совет.
Вдруг в лесу ты видишь дым,
Вмиг звони по 01!
Веток вязанку хватай –
Бей огонь иль заливай.
То, что спички не игрушка
Знает каждая зверушка.
Не бросайте их нигде,
А то быть большой беде.
Если ты зажег костер,
Помни, друг, огонь хитер!
А считать ворон зачем?
Ведь останешься ни с чем.
Если любишь так курить,
То обязан погасить
Ты окурок сигареты
Осенью, зимой и летом.
Ты стекло в лесу не бей!
Ведь от солнечных лучей
Загореться может лес –
Будет пламя до небес.
Мы, девчонки- хохотушки,
Спели жаркие частушки.
Надо все их выполнять,
Чтобы лесу процветать!
3 - Взгляни на глобус- шар земной.
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас береги!»
5 - В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги:
Ты береги нас, береги!»
Все:
В любое мгновение каждого дня
Мы этому следовать будем завету –
Учиться и жить, чтоб сберечь от огня
Деревья, зверьё, человека, планету!