Проект "Недели Здоровья"
Пояснительная записка.
Проект «Неделя здоровья» реализуется в каникулярное время (три раза в год), когда все время пребывания детей в детском саду отведено игровой, двигательной и оздоровительной деятельности.
Проект предусматривает общий утренний сбор детей, где перед детьми разыгрывается проблемная ситуации, над решением которой все участники проекта работают в течение дня.
Ее особенность состоит в том, что каждая возрастная группа выделяет для себя проблему (с учётом возрастных особенностей) и решает ее в рамках проекта, привлекая родителей, медицинских работников и специалистов ДОУ. Это позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применять их на практике.
Реализация проекта «Неделя здоровья» осуществляется в игровой форме, с включением детей и взрослых в различные виды творческой, двигательной и практической деятельности, в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (выставки, экскурсии, конкурсы, соревнования, встречи с людьми разных профессий).
Активными участниками проекта являются родители. Они вместе с детьми:
- участвуют в конкурсах творческих проектов «Снежный городок», «Лучшая снежная постройка»;
- реализуют мини-проекты «Солнце, воздух и вода!», «Вредно, полезно, необходимо»;
- являются авторами книжек – раскладушек: «Бабушкин сундучок»; участниками игр и игровых упражнений соревновательного типа;
- помогают в организации и проведении экскурсий, пешеходных прогулок;
- изготавливают нестандартное физкультурное оборудование.
Работа над проектом увлекает всех участников, определяет для них сферу приложения своих знаний, умений, творческих замыслов. В результате проектной деятельности в группах появляются фотовыставки, стенгазеты, альбомы, выставки творческих работ, нестандартное оборудование, пополняется банк педагогического опыта. Значительно повышается уровень знаний и навыков, направленный на формирование привычки к здоровому образу жизни, у всех участников проекта.
Воспитание ценностного отношения ребёнка к своему здоровью и жизни.
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно - развивающий;
Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 неделя)
Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.
Образовательная область: физическое развитие и оздоровление.
Актуальность темы:
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей (Чертюк Т.Я., Макаровой З.С) – 75% болезней взрослых заложены в детстве, резко увеличилось число физиологически незрелых новорожденных, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, ежегодно увеличивается патология органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, различные аллергические проявления. Причин сложившейся ситуации множество: это и условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социально-экономические условия, гиподинамия, проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.
В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.
Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего же неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются, и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети?
Детство – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребёнку в условиях ДОУ, реализовать своё право на здоровье.
Одним из вариантов решения этой проблемы в ДОУ является реализация проекта
« Я и моё здоровье»
Цель:
Формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Расширить знания детей о здоровье, здоровом образе жизни; Закрепить знания детей по ОБЖ, через разнообразные формы организации детской деятельности;
Обучить знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни, соблюдения основ безопасного поведения в быту и социуме, в природе.
Стимулировать самостоятельную двигательную активность детей; повысить общую физическую выносливость детей;
Воспитывать желание заботится о своем здоровье. Вызвать эмоционально-положительное отношение у детей, к проведению физкультурно-оздоровительных, познавательных мероприятий в ДОУ;
Методы реализации проекта:
Практические
Словесные
Наглядные
Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.
Демонстрация разных ситуаций несущих опасность для здоровья детей, и их решение.
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей (подвижные, спортивные игры, игровые упражнения, целевые прогулки, экскурсии);
Закаливание;
Дидактические игры;
Развивающие игры;
Сюжетно-ролевые игры;
Развлечения и досуги;
Моделирование ситуаций беседы;
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихотворений;
Консультации;
Организация выставок;
Сбор фотоматериала;
Рассматривание иллюстраций, информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых;
Театрализованные представления, просмотр видеоинформации;
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);
- наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);
- диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;
- беседы с родителями.
Обобщение:
Анализ проведённой работы, соотнесение результата с поставленными целями и задачами.
Составление «Сказочного справочника здоровья».
Ожидаемые результаты.
Дети:
1. Получение ребёнком знаний и представления о себе, о своём здоровье и физической культуре позволяет более осознанно относиться к способам укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретённые навыки помогут стать более самостоятельным и независимым.
3. Полученный двигательный опыт позволит избежать несчастных случаев.
4. Повысится двигательная самостоятельность, общая выносливость, снизится заболеваемость детей.
Педагоги:
Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации в планировании и организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Медицинский работник:
Комплексное решение оздоровительно-профилактических, физкультурно-оздоровительных задач
Родители:
Активное участие в совместной работе с детским садом в воспитании здорового ребёнка.