СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Полезно знать нравы, обычаи и обряды

древних чужеземных народов;

но гораздо полезнее иметь

сведение о своих прародителях;

похвально любить и отдавать справедливость

достоинствам иностранных;

но стыдно презирать своих соотечественников,

а еще паче гнушаться оными»

Н.И. Новиков.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях»»

МБОУ Ямновская ОШ


Проект


«Образ птицы в устном народном творчестве:

колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях»





Проект для детей 10-12 лет.

Срок реализации проекта 1 месяц.

Участники проекта: учащиеся 5-6 классов.



Авторы проекта: Ушенина Дарья, Столярова Наталья, Жаворонкова Анастасия (учащиеся 5 класса)


Руководитель: Гурьяшова Наталия Сергеевна, учитель русского языка и литературы.










2015 год





СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение………………………………………………………………………………….3

– Проблема проекта.

- Актуальность и новизна проекта.

2. Паспорт проекта ……………………………………………………………… …………4

- Цель. Задачи.

- Участники проекта.

- Предполагаемый результат.

- Продукт проектной деятельности.

- Обязательные условия реализации проекта.

- Информационно-техническое, ресурсное обеспечение, время и место действия проекта.

3. Реализация проекта……………………………………… ………………………………..6

- Этапы реализации проекта.

- План реализации проекта на разных этапах и направлениях работы.

- Тематическое планирование .

- Результат (продукт) проекта и способы их использования.

4. Список литературы………………………………………….……………………………10

5. Приложения

№1. Презентация «Жили-были сказочники»

№2. Брошюра «Колыбельные песни Нижегородского края»

№3. Буклет «Частушки»

№4. Брошюра «Русская народная песня Нижегородского края»

№5. Программка «Детские шутки-прибаутки для малышей»

№6. Плакат «Птицы, занесённые в Красную книгу Нижегородской области».





























  1. ВВЕДЕНИЕ

«Полезно знать нравы, обычаи и обряды

древних чужеземных народов;

но гораздо полезнее иметь

сведение о своих прародителях;

похвально любить и отдавать справедливость

достоинствам иностранных;

но стыдно презирать своих соотечественников,

а еще паче гнушаться оными»

Н.И. Новиков.


В последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания и наша страна не является исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

- забыты семейно – бытовые традиции, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

- наблюдается проблема недостаточности знаний детей среднего школьного возраста о фольклоре Нижегородской области;

- мало внимание уделяется экологическим проблемам.

Как же, какими средствами можно ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

«Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории» - утверждал В.А. Сухомлинский. С этими словами нельзя не согласиться, ведь именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Сегодня, когда идет реализация комплексного подхода в образовании, я пришла к выводу о том, что моя роль, как учителя, не только дать школьникам высокий прочный уровень обученности, но и сформировать у них стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Так ориентация на творческую деятельность необходима и в рамках урока, и во внеурочной деятельности. Немаловажную роль в этом играет активизация новых технологий, так как они помогают подходить к ученикам дифференцированно: одаренные учащиеся получают задания углубленного характера, а дети, имеющие более слабый уровень подготовки, имеют возможность проявить себя, готовя к уроку материал облегченного характера.

При организации проектной деятельности в школе я учитывала возрастные и психолого-физические особенности школьников. Поэтому темы детских проектных работ выбирала из содержания учебных предметов или близких к ним областей, например, “Колыбельные песни Нижегородского края”, “Частушки”, “Народные песни Нижегородского края” и другие. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, была в области познавательных интересов учащихся и находилась в зоне их ближайшего развития.

Востребованность и актуальность проекта «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях» продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности средствами народного творчества.

Работа по использованию русского фольклора довольно широко ведется многими педагогами, новизна же проекта «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях» заложена в изучении именно фольклора Нижегородской области. Так как ценность Нижегородского фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции жителей области, культуру родного села. Предлагаемый проект рассчитан на школьный возраст, может быть использован на практике с детьми 10-12 лет.


  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта:

  • по составу участников: коллективный;

  • по целевому назначению: учебный;

  • по территории охвата: локальный;

  • по доминирующей в проекте деятельности: творческий;

  • по предметной области: художественно-эстетический;

  • по срокам исполнения: среднесрочный;

  • по степени новизны: инновационный.

Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей о культуре родного края.

Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, частушки, прибаутки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Цель проекта: способствовать развитию у обучающихся интереса к культуре родного края, через образ птицы в устном народном творчестве.

Задачи проекта.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • воспитать чувства принадлежности и любви к родному краю, к русскому народу, его традициям, истории и культуре;

  • формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения;

  • формировать умение общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;

  • способствовать установлению демократических отношений между родителями и детьми;

  • формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

«Речевое развитие»

  • создать условия для обогащения активного словаря, повысить речевую активность детей, активизировать словарь словами: фольклор, сказка, сказитель, колыбельная, частушка, прибаутка, «Красная книга Нижегородской области»;

  • способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, помогать осваивать формы речевого этикета;

  • продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературного произведения);

  • познакомить с устным русским народным творчеством.

«Познавательное развитие»

  • формировать представления о разнообразных жанрах народных песен;

  • активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к истории и культуре русского народа;

  • закреплять знания о русском народном музыкальном творчестве: русских народных песнях, музыкальных инструментах;

  • развивать поисковую деятельность, активизировать мышление в ходе решения проблемных ситуаций; развивать желание экспериментировать (импровизировать);

  • расширить знания детей о творческих профессиях, трудовых процессах.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • способствовать формированию интереса к традиционной русской культуре;

  • закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; побуждать детей к проявлению творчества;

  • закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения) для передачи художественного образа;

  • воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;

  • развивать слух и музыкальную память.

Участники проекта: учитель, учащиеся 5-6 классов, родители, школьный библиотекарь.

Предполагаемый результат.

Для детей:

  • воспитание ответственного отношения к общественно-значимым заданиям;

  • развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

  • самореализация;

  • приобретение новых знаний и впечатлений о русской народной

  • культуре;

  • проявление интереса у детей к творческим мероприятиям села.

Для педагогов:

  • пополнение методической копилки новыми дидактическими материалами;

  • создание информационной базы, развивающей среды по теме русского фольклора;

  • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

  • обмен педагогическим опытом, личностный и профессиональный рост;

  • самореализация.

Для родителей:

  • проявление интереса родителей к совместным занятиям с детьми;

  • повышение уровня личностного сознания, самореализация;

  • укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Продукты проектной деятельности:

  • Раскраска «Птицы из сказок нижегородских сказителей»;

  • Брошюра «Колыбельные песни Нижегородского края»;

  • Брошюра «Русская народная песня Нижегородского края»;

  • Программка «Детские шутки-прибаутки для малышей»;

  • Буклет «Частушки»;

  • Презентация «Жили-были сказочники»;

  • Плакат «Птицы, занесённые в Красную книгу Нижегородской области».

Обязательные условия реализации проекта: тесное сотрудничество с семьёй, ориентация на высшие моральные ценности, учёт возрастных особенностей детей, доступность изложения материала. Общий объем содержания проекта может быть включен в различные виды детской деятельности:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ: Создание раскраски, обогащение предметной среды.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ: Наблюдение, сравнение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, импровизация, моделирование, реализация проекта.

КОНСТРУКТИВНАЯ: Создание брошюр, программок, буклетов.

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА: Рассматривание, чтение, обсуждение.

КОММУНИКАТИВНАЯ: Беседа, разучивание русских народных песен, произведений русского народного устного творчества.

- в самостоятельную деятельность детей;

- во взаимодействие с семьями по вопросам воспитания и обучения детей.

Деятельность всех участников проекта рассматривается с позиции интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») и в соответствии с индивидуальными возможностями воспитанников – участников проекта.

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами.

1.Заинтересовывать родителей в развитии творческой деятельности детей, обеспечивающей развитие индивидуальных способностей и таланта.

2.Привлекать родителей к разнообразным формам совместной деятельности с детьми, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.

3.Расширить возможности сотрудничества со школьной и сельской библиотекой.

4. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной деятельности с детьми.

Совместная деятельность детей и взрослых в проекте помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

Информационно-техническое, ресурсное обеспечение проекта.

1. Аудиозаписи фрагментов русских народных песен.

2. Литература для чтения детям по теме проекта: «Сказки нижегородских сказителей», «Жили-были сказочники…», «Детский нижегородский фольклор», «Красная книга Нижегородской области».

3. Материалы для рисования иллюстраций к раскраске «Птицы из сказок нижегородских сказителей».

Время и место действия проекта.

Проект реализуется в течение месяца на базе МБОУ Ямновская ОШ с использованием образовательных ресурсов школы.


  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТ

Этапы реализации проекта и задачи каждого этапа.

  1. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ И ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА- ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА.

•обоснование актуальности темы проекта, мотивация ее выбора;

•определение цели, задач проекта;

•создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с

условиями, задачами проектной деятельности.

(Учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи).

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 2 ДНЯ (ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ).

• определение средств и источников реализации проекта, источников информации, форм презентации на заключительном этапе;

• организация: творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект всех его участников

  1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА.

• организация собственно проектной деятельности: объединение усилий детей, родителей для изготовления продуктов проекта;

• работа педагога в режиме инновационной деятельности.

  1. ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА – ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ.

Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку.

Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

План реализации проекта на разных направлениях работы.

Виды деятельности. Направления

Формы организации и содержание деятельности

Срок исполнения.

Совместная деятельность педагога и детей

Коммуникативная

Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта. «Модель трех вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать). Проблемная ситуация: с подключением учителя – нужно ли в наше время изучать устное народное творчество, чтобы помочь пернатым друзьям?


Первая, вторая недели.

1 день проекта


Познавательно- исследовательская


Познавательная беседа в школьной библиотеке «Какие книги нижегородских авторов и о Нижнем Новгороде есть в библиотеке ».

Рассматривание картин, иллюстраций, открыток, фотографий с изображением птиц и традиционных событий из жизни русского народа. Изготовление картографа из трех колонок «Что мы знаем», «Что хотим узнать», «Что нужно сделать, чтобы узнать». Коллекционирование иллюстраций с изображением птиц из сказок нижегородских сказителей.

Просмотр презентации «Жили-были сказочники».

Моделирование: брошюр, буклетов, программки, плаката.

Поисковые действия детей совместно со взрослыми: - узнать все о колыбельной песне, частушках, календарных песнях и прибаутках жителей села, Нижегородской области, где встречаются птицы.

Вторая неделя.




В течение всего проекта.






В течение всего проекта.


1 день проекта


В течение всего проекта.



В течение всего проекта.


Восприятие художественной литературы и фольклора


Чтение литературы разных жанров, в которой рассказывается о быте и национальных особенностях русского народа, встречаются пернатые друзья Нижегородского края. Разучивание колыбельных песен, частушек, прибауток, народных песен, сказок.

В течение всего проекта.


Изобразительная

Создание раскраски «Птицы из сказок нижегородских сказителей»; оформление страниц раскраски, брошюрование страниц.


2 неделя проекта.


Конструктивная

Изготовление:

Брошюры «Колыбельные песни Нижегородского края»;

Брошюры «Русская народная песня Нижегородского края»;

Программки «Детские шутки-прибаутки для малышей»;

Буклета «Частушки»;

Плакат «Птицы, занесённые в Красную книгу Нижегородской области».

В течение всего проекта.


Взаимодействие с семьей


Привлечение родителей к созданию печатного материала, к сбору информации по теме проекта.

В течение всего проекта.




Тематическое планирование

Дата

Тема

Содержание

Первая неделя,

занятие 1

«Наши пернатые друзья в устном народном творчестве жителей Нижегородской области»

Презентация «Жили-были сказочники» (Приложение №1); знакомство с жанрами устного народного творчества, с птицами Нижегородского края.

Создание раскраски .

Вторая неделя, занятие 1


«Согреет теплом колыбельная песня»


Знакомство с жанром русской колыбельной песни. Разучивание колыбельных песен Нижегородской области (Приложение №2).

Вторая неделя, занятие 2


«Песня неразлучна с человеком»


Знакомство с жанром русской частушки (Приложение №3).

Третья неделя, занятие 1

«Песня неразлучна с человеком»

Занятие-обобщение знаний школьников о разнообразии жанров русской народной песни

(Приложение №4)..

Третья неделя, занятие 2

«Вспомним дни весёлые»

Вспоминаем прибаутки (Приложение №5).

Четвертая неделя, занятие 1

«Красная книга Нижегородской области»

Узнать какие птицы, встречающиеся в фольклоре нашего края, занесены в Красную книгу (Приложение № 6).

Последний день проекта

«Подведём итог»

Презентация проекта в форме выставки продуктов проектной деятельности.


Результаты (продукты) проекта и способы их использования (презентации).

В проекте принял участие 21 человек, из них детей 17, родителей 3, педагогов 1. По итогам педагогического наблюдения дети, участники проекта, характеризуются:

- знанием основных жанров устного народного творчества;

- развитым интересом к дополнительным источникам знаний (библиотека, книга);

- умением трудом добиваться своей цели;

- способностью работать в едином темпе со всем коллективом;

- способностью к ответственному поведению;

-принятием и соблюдением социальных этических норм;

-эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками и взрослыми, представителями разных социальных групп;

-положительным отношением к птицам;

- положительным отношением к фольклору Нижегородского края.

У ребят, участников проекта, систематизировались и расширились представления по теме «Птицы в фольклоре Нижегородской области». У большинства школьников, участников проекта, не только повысилась мотивация к учению и уровень знаний, но и сформировались компетентность и успешность, лучшие качества личности стали наиболее выражены.

Результат реализации проекта заключен и в обогащении знаний педагога по теме «Птицы в фольклоре Нижегородской области». Сфера применения результатов проекта: художественно-эстетическая, просветительная, творческая.

Продуктом результата проекта можно считать:


Результат (продукт)

Содержание

Способы использования (презентации)

Презентация «Жили-были сказочники…»

В презентации представлена информация о нижегородских сказочниках и сказки, где встречаются птицы.

Используется ведущим в качестве познавательного материала по мотивам Нижегородского фольклора.

Раскраска «Птицы из сказок нижегородских сказителей»



Работа над созданием раскраски.

Используется педагогами и детьми в свободной деятельности, так же будет полезна родителям дошкольников и младших школьников.

Брошюра «Колыбельные песни Нижегородского края»

Познавательные брошюры по ознакомлению школьников с колыбельной песней, с использованием лучших образцов музыкального фольклора Нижегородской области.






МБОУ Ямновская ОШ

«Колыбельные песни

Нижегородского края»

Выполнила: ученица 5 класса,

Ушенина Дарья

2015 год

Используется учителем при реализации проекта. Вполне возможно использование брошюры педагогами во время изучения устного народного творчества.

Буклет «Частушки»



Вполне возможно использование буклета педагогами во время изучения устного народного творчества.




Брошюра «Русская народная песня Нижегородского края»


МБОУ Ямновская ОШ

Русская народная песня

Нижегородского края

Выполнила: ученица 5 класса,

Столярова Наталья

Познавательные брошюры по ознакомлению школьников с народной песней, с использованием образцов музыкального фольклора Нижегородской области, с использованием иллюстраций.

Вполне возможно использование брошюры педагогами во время изучения устного народного творчества.

Программка «Детские шутки-прибаутки для малышей»

МБОУ Ямновская ОШ

Детские шутки-прибаутки

для малышей

Выполнила:

ученица 5 класса,

Жаворонкова Анастасия

2015 год

Вполне возможно использование программки педагогами во время изучения устного народного творчества.

Плакат «Птицы, занесённые в Красную книгу Нижегородской области».




Вполне возможно использование плаката педагогами во время экологических уроков.



4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.

2. Морохин В.Н. Жили-были сказочники…. Сказки родного края. – Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во 1990 г.

3. Сказки нижегородских сказителей. Учебное пособие. Нижний Новгород, 1998 г.

4. Красная книга Нижегородской области.