Муниципальное бютжетное общеобразовательное учреждение Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
«Операция ель»
Выполнили: экологи МБОУ Елкинской СОШ
Руководитель: учитель биологии Ступникова В.В.
Пускай сверкает всласть она,
Рожденная лесной чащобой,
И дарит всем любовь сполна,
Нас радуя своей особой.
Цель проекта «Операция ель»: осуществление деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки хутора Ёлкин, привлечение внимания общественности к местным экологическим проблемам. Общие задачи проекта: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли, своей местности, освоение практических умений по изучению, оценке экологического состояния местности. Научиться прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей. распространение экологических знаний. личное участие в практических делах по защите окружающей среды, реализация социально-значимых программ. Характеристика проекта: межпредметный индивидуальный практико-ориентированный, исследовательский Структура проекта:
1)История ёлкинских ёлок
2) «Операция ель»
3) «Ель как биологический вид»
4) «Не рубите ёлки, люди!»
5) Конкурс рисунков: «Не рубите ёлки, люди!»
Обоснование актуальности проекта:
Человек и природа… Это тема многих размышлений, споров, научных трудов, исканий, исследований. Почему? Некогда, на бескрайних просторах Вселенной появилась планета, позволившая проявиться в необычно разнообразных и причудливых формах единому, целостному организму – Жизни, Природе. И человек один из самых молодых её представителей. Наверное, поэтому он только учиться жить на планете Земля. К сожалению, допускает ошибки, трагические ошибки. Сегодня все больше людей ощущают последствия этих, своих же ошибок. Ведь никакие экономические и социально – политические проблемы и кризисы, стремление сделать свою, человеческую жизнь «удобнее», богаче, не оправдывает исчезновение даже самого маленького одноклеточного существа. Люди все чаще приходят к осмыслению того, что любое проявление Жизни на Земле бесценно и именно человек несет ответственность за ее существование, за сохранение Природы на удивительной планете Земля. Человек является частью многоликой природы. Разрушая её- уничтожает себя, потому что не «Человек и природа», а единое целое: Человек природа. Наш дом – Земля. Мы хотим верить в то , что сегодня человеку по силам созидать, а не разрушать, знать и оберегать, жить в гармонии с окружающим миром. Всё большое состоит из малого. Одна из проблем современного мира,- экологическая, тоже слагается из экологических проблем, существующих даже на маленьких территориях большой планеты. Мы живём в хуторе Ёлкин, Багаевского района, Ростовской области, на земле которую по праву называли Кормилицей. Это наш дом. Нам не безразлично, каким он будет.
Наше действие- это проект «Операция ель». Его реализация ставит перед нами всё новые и новые вопросы и предполагает искать решения, а значит, мы учимся жить и хозяйствовать достойного человека.
История ёлкинских ёлок
В 1981 году первыми выпускниками нового здания школы были посажены саженцы елок
И вот уже 33 года эти лесные красавицы радуют жителей хутора
«Операция ель»
- Что является атрибутом Нового года?
Новогодняя елка.
- Однако новогодняя ель – не только красивая традиция. У неё есть и вторая сторона – значительный ущерб нашим и без того подорванным лесным богатствам. Некоторые сравнивают этот обычай с лесным ежегодным новогодним пожаром.
- Наш хутор имеет название - Ёлкин, но елок на улицах очень мало. Эти лесные красавицы украшают центр нашего хутора. Очень хочется иметь целую елочную аллею. Наш хутор имеет население 3215 жителей, 1084 двора.
- По данным социологического опроса ежегодно жители на Новый год покупают 500 елок. Если эти деревья посадить по обеим сторонам улицы через каждые 10 метров, то можно занять ими 2,5 тыс. метров. Вдумайтесь в эти цифры! 500 загубленных жизней! 0,25 га полностью уничтоженного участка природы. И уничтожается такое количество елочек ежегодно. Кажется, совсем немного…
- Так варварская ли эта традиция – ставить дома новогоднюю елку? Конечно, да.
- А не лучше ли потратить деньги на приобретение саженцев ели. И в течение нескольких лет название хутора созвучно будет с действительностью.
«Ель как биологический вид»
- Род Ель ( Picea ) – второй в семействе Pinacea по хозяйственному назначению и по обилию видов после рода Hinus . Он включает от 35 до 50 видов (многие формы и разновидности вида Ель обыкновенная часто рассматриваются как отдельные виды). Наибольшее видовое разнообразие ели отмечается в Центральном и Западном (горном) Китае, а также в Северной Америке.
- Ель занимает преобладающее положение в лесных массивах в основном в северных регионах Европы, Азии и Америке, где она образует чистые или смешанные древостои. Распространена ель также в западных областях европейской части России, Средней Европе, на Крайнем Севере, западных склонах Кавказских гор, частично и на северных, в Армении, Турции, в Средней Азии.
- Ель теневыносливая порода. Она хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит ели, выдирая их с корнями. Живет ель до 250 лет, достигая в высоту более 40 м. Крона у ели пирамидальной формы. Короткие и остроконечные хвоинки ели сидят отдельными иглами, оставаясь на ветвях 5-7 лет. Еловые шишки крупнее, чем у сосны, достигают 10-15 см в длину. Семена в шишках созревают осенью того же года, когда произошло опыление. В январе – марте созревшие семена высыпаются, подхватываются ветром и скользят по ледяному насту.
- Ель, как и другие голосеменные растения. имеет большое значение в природе и в жизни человека. Вместе с другими зелеными растениями они образуют органические вещества, усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород. В народном хозяйстве древесину ели используют как ценный строительный и поделочный материал. Изготавливают также из этой древесины и бумагу.
«Не рубите ёлки, люди!»
Каждый живой организм на нашей планете имеет право на существование и право дать потомство, продолжение род а . Человек попирает право ели на жизнь без особой на то необходимости, из чисто праздных побуждений. Да, красота спасет мир, поэтому человек постоянно обращается к природе в поиске душевной гармонии и чистоты. И букеты цветов собирает, чтобы эта частичка природы радовала глаз в доме, и елку рубит от желания в зимние морозы в каменном городе как-то скрасить свою жизнь – недаром же рождественская елка ставилась только в домах горожан . К рестьяне, в том числе и Мужичок, что «срубил нашу елочку под самый корешок», рубили эти елочки не для того, чтоб поставить их у себя в доме, а чтобы в городе продать. Сейчас только в нашем хуторе ежегодно официально продается 500 елочек. А можно лесную красавицу заменить искусственной елкой или изготовить её из подручного материала. Достоевский писал: «Нельзя найти счастье в несчастии других». И человек не сможет стать счастливым, пока он пытается обрести свое счастье путем разрушительной деятельности. Путь к счастью лежит только через созидание.
Конкурс рисунков: «Не рубите ёлки, люди!»
Попова А. 6 «А»
Горох Ю. 6 «А»
Коломейцева А. 7 «А»
Список литературы
- Научно-методический журнал: «Биология в школе» №8 2008г.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) – М: Знание , 1986
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя- М: Просвещение, 1984
- Федосенко В.М. Новая энциклопедия растений: мифы , целебные свойства, гороскопы, растительный календарь. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2003