Марфина Елена Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 57 «Лукоморье»,
г. Северодвинск
Проект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Магниты»
Цель: знакомство детей со свойствами магнита эмоционально – практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросов в решении проблемных ситуаций.
Задачи:
Формировать у ребенка представления о свойствах магнита;
Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Материалы и оборудование:
Мольберт;
Картинки для составления схемы «Умный магнит»;
Чашка с горохом и чашка с гайками;
Мобильный телефон с музыкой «Романс черепахи Тортиллы»;
Большой таз с водой;
Удочки по количеству детей;
Листы бумаги формата А-4;
Металлические опилки;
Магнитный конструктор.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности:
Проблемное общение;
Экспериментирование;
Метод алгоритма;
Интригующее начало;
Информационно – рецептивный «совместная деятельность педагога и ребенка»;
Использование ИКТ (мобильный телефон);
Познавательные дидактические игры;
Эффект удивления;
Ход деятельности:
Воспитатель: Давайте отдохнем и послушаем сказку. Помните мы с вами читали сказку про девочку Женю «Цветик – семицветик»? Девочка очень любила смотреть по сторонам и однажды с ней приключилась еще одна неприятная история.
Мама попросила Женю купить в магазине горох. Девочка зашла в магазин, купила горох, а на обратном пути, как всегда, зазевалась, увидела мальчишек, которые ремонтировали велосипед и со всех ног кинулась к ним. У мальчиков в большой чашке были сложены мелкие детали. Женя так торопилась, что запнулась, мешок с горохом порвался, и все высыпалось в чашку с деталями. Все перемешалось. Мальчишки рассердились, и стали наступать на Женю…
- ребята, давайте, скорее, придумаем, как помочь отделить железные детали от гороха.
Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детальки, а горох останется. Показывают, как это нужно сделать.
Воспитатель: молодцы, ребята. Быстро справились с неприятностью, и теперь мальчишки не обидят девочку Женю.
Раздается звонок мобильного телефона. В записи «Романс черепахи Тортиллы».
Воспитатель:
- интересно, кто же это звонит?
- как вы ребята думаете?
Воспитатель берет трубку и «разговаривает» с черепахой Тортиллой.
- ребята, Черепаха рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет, уже 300 лет, очень сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много железного мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: нельзя вылавливать рыбок.
- ну, что, поможем обитателям пруда?
Из большого таза дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к выводу, что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит, может примагничивать большие металлические предметы.
Воспитатель: ребята, магнит не только замечательный помощник, но и еще чудесный художник. Хотите, я покажу вам, какие красивые картины он рисует.
Воспитатель выкладывает из магнитов разной величины картинки, накрывает листом бумаги и посыпает металлической стружкой.
Воспитатель: мы с вами сегодня хорошо потрудились и узнали много нового. Но оказывается, ребята, магнит может быть не только хорошим помощником, но и отличным конструктором. Вот такой магнитный конструктор мы для вас купили в магазине. В свободное время вы будете с ним играть и узнаете еще одно свойство магнита.
Использованная литература:
Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ребенок в детском саду.