СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Освоение технических и методических приемов работы с интерактивной доской"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

 средняя  общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр» п.г.т.Стройкрамика

муниципального района Волжский Самарской области

 

 

 

 

 

Проект

«Освоение технических и методических приемов работы

с интерактивной доской»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Учитель начальных классов

                                                                Волгушева Л.В.

 

 

 

 

 

 

Название проекта

«Освоение технических и методических приемов работы

с интерактивной доской»

 

Автор проекта

Волгушева  Любовь Викторовна

Цель проекта

Оптимизация образовательного процесса через использование возможностей интерактивной доски.

 

Задачи проекта

  • формировать практические навыки применения интерактивной доски на разных этапах урока, уроках различных предметных дисциплин;
  • использовать в образовательном процессе современные образовательные информационные технологии;
  • добиваться достижения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • развивать качества личности учащихся, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.

 

Участники проекта

  1. Ученики.
  2. Учитель начальной школы.
  3. Родители учеников.

Длитель ность проекта

           1 год

План реализации проекта.

 

1 ЭТАП – подготови тельный.

Март- май 2013.  

  • Изучение приемов работы с интерактивной доской.
  • Изучение методических пособий (печатных,электронных), дифференциация заданий и т.д.
  • Поиск и анализ интернет – ресурсов для работы с ИД.

2 ЭТАП –практичес кий.

Сентябрь 2013г. – март 2014 г.

  • Оптимальное использование ИД на уроке и внеурочной деятельности.
  • Создание медиа презентаций, подбор заданий, их оформление для работы на ИД, создание карточек для индивидуальной работы и др.

3 ЭТАП -обобщаю щий.

Апрель – май 2013г.

  • Обобщение результатов проекта.
  • Создание картотеки электронных приложений для каждого урока.

 

Актуаль ность проблемы.

 

   Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан. В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии, реализация которых требует применения специально разработанного с этой целью оборудования.

В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.д.

  Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.

  Сегодня от школьников требуется не только добывать знания, но и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.

 

Предмет исследова ния

 

Использование интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности, методы и приемы работы с ИД, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации школьников для активного участия в образовательной деятельности.

 

Универсальные учебные действия

 

Коммуникативные

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения

Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

• строить сообщения в устной и письменной форме;

Личностные

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности,

включающая социальные, учебно-познавательные и внешние

мотивы;

 

Регулятивные

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 

Предполагаемый результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Активизация познавательной деятельности, повышение качественной успеваемости школьников;
  • Развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышение уровня комфортности обучения;
  • Снижение дидактических затруднений у учащихся;
  • Повышение активности и инициативности младших школьников на уроке;
  • Развитие информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенци

 

Теоретичес кий аспект

Интерактивная доска (ИД) — это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Полностью функционирующие интерактивные доски представляют собой программно-аппаратный комплекс, включающий в себя: собственно интерактивную доску; компьютер; мультимедийный проектор; соответствующее программное обеспечение.

Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

 

Подготовительный этап

В чем состоят отличия в подготовке урока с использованием интерактивной доски?

-  Подбор цифровых ресурсов занимает большое время.

 -  Необходим очень высокий уровень ИКТ- компетентности.

-  Необходима режиссура урока.

Какую дополнительную подготовку необходимо провести с учениками для проведения урока с интерактивной доской?

 Знания: показать возможности инструментов ИД

 Умения: научить пользоваться маркерами, указкой.

 Навыки: прививаются на основе постоянного  использования на уроках.

В чем заключаются сильные/слабые стороны использование интерактивной доски для учителя?

Сильные стороны:

 Демонстрация личностного профессионально опыта.

 Привлечение учеников к сотрудничеству в разработке ресурсов.

Слабые стороны:

-    Большая затрата времени на подготовку к урокам.

В чем заключаются сильные/слабые стороны использование интерактивной доски для ученика?

Сильные стороны:

-  Инициативность, активность ученика .

- Более качественная наглядность.

- Возможность увидеть динамические процессы в укрупненном виде .

Слабые стороны:

- Перегруженность визуального канала восприятия информации.

- Уменьшается время "живого" общения на уроке.

 Что меняется в методике обучения при использовании интерактивной доски?

Объяснительно-иллюстративный метод

- Используется наглядный материал более высокого качества ;

- Наглядный материал интерактивно управляется ;

- Изучаемый материал имеет большую привлекательность.

Исследовательско - поисковый метод

- Интеграционный характер урока ведет к укреплению межпредметных связей

- Большие возможности для творчества учащихся

- Возможность организовать проектную работу по созданию ресурсов

Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся

- Разнообразие способов контроля

 Какие формы работы на уроке с использованием интерактивной доски способствуют поддержке активности учащихся?

- Задачи исследовательского плана, например, посредством моделирования

-  Игровые ситуации

- Творческие задания

Использование интерактивной доски на уроке может оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность. За счет чего это происходит?

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень. Можно четко выделить три основных приема использования интерактивной доски на уроке:

  1. Управление компьютером, стоя у доски, на удалении от самого компьютера, не используя традиционные клавиатуру и мышь. Этот прием используется в основном на организационных моментах урока, при работе с файловой системой компьютера, для запуска приложения Windows, для просмотра содержимого CD или DVD-дисков, для начала сеанса в Интернет и т.д.;
  2. Совмещение использования электронных заготовок (слайдов, текстов, изображений и др.) с рукописным видом деятельности. Возможность делать надписи и пометки с помощью электронного карандаша (маркера) поверх электронной заготовки позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных блоках информации, добавлять новую информацию, вопросы и идеи к тексту, комментарии к диаграммам или изображениям на экране..
  3. Работа с программным обеспечением, поставляемым непосредственно с интерактивной доской. В отличие от предыдущего приема, здесь к электронным маркерам добавляются дополнительные «электронные инструменты» для создания новых объектов и работы с ними. Объекты можно копировать и вставлять, вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с объектами можно отменять или возвращать. Это позволяет активно использовать упражнения и задания такого типа как классификация или группировка объектов, соединение или заполнение пропусков, сортировка или упорядочивание. Ученики могут экспериментировать с заданием, передвигать объекты, отменять свои действия и пробовать снова.

Успех урока, конечно, зависит не только от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.

Во время подбора материала к каждому из этапов урока возможно использование информационных технологий: анализ методических пособий (печатных, электронных), дифференциация заданий и др.; создание медиа презентаций, подбор заданий, их оформление для работы на ИД, создание карточек для индивидуальной работы и др.

Необходимо четко определить место и средства подачи подобранных материалов в уроке. Продумывать способы снижения нагрузки на учащихся, использования здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физминутки)

При постановке целей урока перед детьми использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышать мотивацию.

Просмотр сохраненных видеофайлов, анализ индивидуальных работ учащихся и др. помогают проведению рефлексии урока.

Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним. Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов, тратить время урока на их смену.

Но, безусловно, сама ИД не творит чудеса: к урокам нужно готовиться более тщательно, создавать компьютерные модели уроков или отдельных тем. А интерактивная доска позволит сделать эти модели рабочими в интерактивном режиме.

Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Для проведения уроков  создаются учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам. С помощью мультимедийного проектора и интерактивной доски созданные слайды демонстрируются на соответствующих уроках.

 Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания  организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Доска позволяет учителю экономить время на уроке, при изложении нового материала, проведении самостоятельных работ, проверки домашнего задания. Учащиеся охотно, с большим удовольствием работают с карандашом, чем с обычным мелом. Это повышает познавательный интерес школьников к изучаемому предмету.

Использование ИД делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках положительно влияет на совершенствование учебного процесса, качество образовательных достижений учащихся -   это главное.

 

Источники информации

1.http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Использование_интерактив ной_доски_на_уроках_в_начальной_школе

2.http://www.uchportal.ru/forum/31-365-1

3.http://pedsovet.org/forum/topic3833.html

4. Е.А. Бондаренко, С. В. Корнилаев « Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе. Русский язык», Москва, «Просвещение», 2011

5. Е.А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова « Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе. Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2011