Практическая часть программы.
Пояснительная записка
в 7 классе проводится 15 лабораторных работ, практических работ7.
Лабораторная работа№ 1
«Строение плесневого гриба мукора»
Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.
Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа
Ход работы
Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.
Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?
Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Лабораторная работа№ 2
«Строение спирогиры»
Цель: Изучить строение многоклеточной водоросли.
Оборудование: Микроскоп, гербарий, живые водоросли.
Ход работы
Рассмотрите многоклеточную водоросль (живой или гербарный материал). Опишите ее внешний вид.
Рассмотрите микропрепарат «Спирогира»
Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли. Зарисуйте одну клетку и надпишите детали клетки.
Лабораторная работа№ 3
«Строение кукушкина льна».
Цель: Изучить строение мха.
Оборудование: Гербарий, лупа.
Ход работы
1.Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).
2.Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте растение и его части.
3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.
4.Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.
Лабораторная работа№4
«Строение папоротника»
Цель: Изучить строение папоротника
Оборудование: Гербарий, лупа.
Ход работы
1) Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.
2) Сравните листья папоротника с листьями зеленого мха. Найдите жилки и сорусы на листьях папоротника.
3) Рассмотрите под лупой влажные препараты кусочков листа папоротника с нижней стороны. Найдите бурые бугорки — сорусы. Соскоблите споры, приготовьте препарат и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте папоротник со всеми органами, сорус в разрезе, спорангий и споры. Сделайте выводы о строении папоротников.
Лабораторная работа № 5
«Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои»
Цель: Изучить внешнее строение голосеменных и строение хвои
Оборудование: Гербарий «голосеменные растения», микропрепараты, микроскоп
Ход работы
Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?
Рассмотрите внешнее строение по бега ели. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?
Рассмотрите микропрепарат «Хвоя сосны» На поперечном разрезе хвои найдите плотную кожицу, покрывающую хвоинку снаружи, устьица в углублениях. Подсчитайте количество устьиц.
Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?
Лабораторная работа № 6
«Строение шиповника»
Цель: Изучить строение шиповника, как представителя класса двудольных.
Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож.
Ход работы.
Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает?
Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их.
Рассмотрите цветок шиповника. Какой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик?
Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите
пестики, их тоже много.
Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краям чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.
Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязи пестиков развились плоды-орешки. Как называется плод шиповника?
Запишите характеристику шиповника по плану:
а) корневая система
б) стебель
в) жилкование и расположение листьев на стебле
г) строение цветка
Лабораторная работа № 7
«Строение инфузории-туфельки, амебы и эвглены зеленой»
Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов
Оборудование: Микроскоп, микропрепараты инфузории-туфельки, амебы, эвглены зеленой»
Ход работы
Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и проведите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, эвглену и амебу, определите их форму тела.
Рассмотрите микропрепараты под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички, жгутики, ложноножки и установите, какую роль они играют в передвижении.
Найдите сократительные вакуоли, рассмотрите цитоплазму.
Зарисуйте в тетради и подпишите увиденные части тела.
Вывод.
1.Докажите, что план строения тела одноклеточных соответствует общим чертам организации ядерных ( эукариотических клеток).
2.Какие органы специального назначения встречаются у одноклеточных?
3.Какая группа одноклеточных животных наиболее древняя?
Лабораторная работа № 8
Тема « Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры »
Цель: Рассмотреть процесс регенерации гидры, выяснить особенности восстановления тела.
Оборудование: рисунки, иллюстрации
Ход работы
1. Рассмотрите процесс регенерации гидры по рисункам.
2. Зарисуйте этапы восстановления гидры.
3. Сделайте вывод. Какие организмы способны к регенерации?
Какие клетки гидры участвуют в процессе востановления?
Лабораторная работа № 9
Тема «Внешнее строение дождевого червя»
Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя
Оборудование: Ванночка, лист бумаги.
Ход работы
Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).
Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члеников, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.
Найдите передний (более заостренный) коней тела с ротовым отверстием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.
Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.
Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.
Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?
7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Выясните роль щетинок.
8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.
9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.
Лабораторная работа № 10
Тема: «Внешнее строение моллюсков»
Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.
Оборудование: коллекция моллюсков.
Ход работы
Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.
Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть - вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.
Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.
4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.
5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, определите ее окраску.
6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость раковины, - устье.
7.Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.
8. Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.
Лабораторная работа №11
Тема: «Внешнее строение речного рака»
Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.
Оборудование: таблица «Речной рак», рисунки.
Ход работы
Рассмотрите внешнее строение речного рака.
Осмотрите покровы тела. Что предает прочность панцирю рака?
Найдите отделы тела: головогрудь, брюшко.
Рассмотрите голову: найдите органы осязания, обоняния, органы зрения.
Рассмотрите конечности рака. Установите особенности строения. Сколько их, к какому отделу прикрепляются. Какую роль выполняют. Зарисуйте их.
Перечислите и запишите признаки Речного рака как типичного представителя членистоногих. Зарисуйте речного рака.
Лабораторная работа №12
Тема: «Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания»
Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.
Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.
Ход работы
Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.
Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.
Лабораторная работа № 13
Тема« Особенности внешнее строение лягушки, связанные с ее образом жизни »
Цель: Изучить особенности внешнего строения лягушки, как примитивных наземных позвоночных.
Оборудование: влажный препарат, таблица, рисунки
Ход работы
1.Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.
2.Рассмотрите покровы тела.
3.Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.
4.Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.
5.Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадь
Лабораторная работа № 14
Тема «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни»
Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.
Оборудование: Чучело птицы, лупа.
Ход работы
Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание -очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отходящие от ствола.
Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.
Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.
Лабораторная работа № 15
Тема: «Строение скелета млекопитающих»
Цель: Изучить особенности скелета млекопитающих.
Оборудование: Макет скелета млекопитающих
Ход работы
Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит?
Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный,
грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.
Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих.
Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит?
Найдите на скелете млекопитающего кости, составляющие пояс передних конечностей.
Рассмотрите кости передних конечностей.
Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы.
Рассмотрите кости задних конечностей.
9.Зарисуйте скелет млекопитающего
Практическая работа № 1
Тема : « Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»
Цель: зарисовать бактериальную клетку и подписать основные ее части
1.Зарисуйте бактериальную клетку
2.Подпишите названия ее структур
3.Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки.
Практическая работа № 2
Тема: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Цель: научится распознавать съедобные и ядовитые грибы.
Оборудование: муляжи грибов, рисунки.
1. Определите какие грибы Изображены на рисунке в тетради стр.12 зад. 15.
2. Подчеркните ядовитые грибы.
3. Ответьте на вопрос : по каким признакам вы их выделили?
Составьте краткий ответ.
Практическая работа № 3
Тема: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности определение их систематического положения в жизни человека»
Цель: научится распознавать растения своей местности ; систематизировать их по видам, родам, классам .
Оборудование: гербарии растений, рисунки.
1 . рассмотрите гербарный материал, выберите те растения которые встречаются в нашей местности.
2. Выпишите названия растений
Вид растения | Род | Семейство | Класс | Значение |
| | | | |
3.Какие признаки используют для разделения классов покрытосеменных на семейства?
4.Какие семейства растения нашей местности наиболее часто встречаются?
5. Верно ли утверждение, что некоторые представители злаков считаются главными пищевыми растениями? Какова их роль в природе?
Практическая работа № 4
Тема: « Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях»
Цель: Дать характеристику биомам суши; рассмотреть основные биомы суши и мирового океана .
Оборудование: схемы, иллюстрации.
1. Дайте характеристику биому.
2.Установите какие биомы существуют на планете Земля. Выпишите названия биомов. Какие признаки характерны для всех биомов?
3.Работа в группах по вариантам
В1. Биомы Евразии
В2. Северная Америка
В3. Южная Америка
В4. Африка
3. Составьте таблицу
Название биома | Климатические условия | Растения | Животные |
| | | |
1. Рассмотрите биомы суши. Объясните различия в распределении биомов суши для северного и южного полушарий Земли, а также причины, обуславливающие формирование некоторых биомов (например, биома пустынь в Азии, Северной Америке, Южной Африке).
2. Рассмотрите иллюстрации биомов моря. С помощью таблицы ниже скажите, какой из биомов моря имеет самую низкую продуктивность на единицу площади? Какие факторы обуславливают такую низкую продуктивность?
Вывод.
Практическая работа № 5
Тема: « Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»
Оборудование: таблица
Цель: Научится составлять и описывать жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.
1. Рассмотрите цикл развития печеночного сосальщика
2. Составьте в тетради схему развития печеночного сосальщика
3 Рассмотрите цикл развития бычьего цепня
4. Составьте в тетради схему развития бычьего цепня
5 Сделайте вывод ( где живет взрослый червь, как заражаются животные, кто является основным хозяином и промежуточным.
Практическая работа №5
Тема: «Жизненный цикл человеческой аскариды»
Цель : Научится составлять и описывать жизненный цикл человеческой аскариды
1. рассмотрите схему развития аскариды
2. Зарисуйте в тетрадь цикл развития ( в виде схемы)
5 Сделайте вывод (где живет взрослый червь, как заражаются животные и человек, кто является основным хозяином и промежуточным).
Практическая работа № 6
Тема: «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи»
Цель : установить в чем сходство и различие в скелетах черепахи, змеи, и ящерицы
Оборудование: таблица, скелеты
1.Рассмотрите скелет ящерицы, змеи, черепахи ( класс пресмыкающиеся)
2.Найдите сходство и различие в строении скелетов животных
3. Составьте таблицу
4.Сделайте вывод
Практическая работа № 7
Тема: «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека»
Цель: научится распознавать животных своей местности по рисункам и таблицам
1.Расмотрите рисунки и таблицы, найдите животных проживающих в нашей местности.
2 Выпишите названия животных и где проживают
3.Установите их значение в природе и жизни человека
4.Составьте кроткий конспект.