СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по физкультуре ученика 8 "Б" класса на тему: " Дворовые игры моих родителей"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы  состоит в том, что в настоящее время в нашем районе, да и в Смоленской области очень активно развивается спорт. А подвижная игра помогает стать ловкими, быстрыми, а самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.

Просмотр содержимого документа
«Проект по физкультуре ученика 8 "Б" класса на тему: " Дворовые игры моих родителей"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хиславичская средняя школа» Хиславичского района Смоленской области

















Проект на тему

«Дворовые игры моих родителей»





Работа ученика 8 «Б» класса

«МБОУ Хиславичская СШ»

Зюбрева Александра



Руководитель: учитель

по физической культуре

Дольникова А.Ф.







Хиславичи,2017г.






Оглавления


Введение.

Основная часть.

  • Из истории развития дворовых игр

  • Классификация игр

  • Изучаем правила дворовых игр

  • Результаты анкетирования родителей.

Заключение.

Литература.











































Введение

Спорт пришёл к нам из глубины веков. Он полезен для здоровья, потому что заставляет работать все тело. В современном мире люди все меньше и меньше двигаются во время работы. Как следствие организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным. Быстро приходит усталость. За ней следует постоянная раздражительность, и могут развиваться даже различные заболевания.

Особенно важен спорт для нас, для детей. Он помогает развитию всего организма. Если ты будешь заниматься спортом, то всегда будешь выносливым и в хорошей физической форме.

Я считаю, необходимым проведение этого исследования, так как:

Детям всегда интересны рассказы о детстве их родителей;

Я хотел узнать о правилах игр, в которые играли наши родители для того, чтобы научиться играть в эти игры;

Данное исследование смогло бы помочь привлечь окружающих к играм, в которые играли наши родители.

И самое главное сейчас мои сверстники много времени проводят за компьютером и телевизором и ведут малоподвижный образ жизни, что оказывает плохое влияние на здоровье. А игры на свежем воздухе и занятие спортом укрепляют наше здоровье.



Актуальность выбранной темы: состоит в том, что в настоящее время в нашем районе, да и в Смоленской области очень активно развивается спорт. А подвижная игра помогает стать ловкими, быстрыми, а самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.

Целью: моей исследовательской работы является изучение и описание правил дворовых игр родителей с целью их возрождения.

Объектом исследования: являются игры наших родителей.

Проблема исследования: какие дворовые игры являлись наиболее популярными в детстве наших родителей?

Основная часть.

Из истории развития подвижных игр.

На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. В игре происходило закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а так же умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.

Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня).

Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»).

Многие игры воспроизводили в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Капуста»).

Археологические раскопки говорят о высоком уровне развития русских игр и еще 1000 лет назад. На территории древнего Новгорода (10-13в.) обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.

Классификация игр.

У русских детей были самые разные игры: пальчиковые, состязательные, драматические и хороводные. Пальчиковые игры предназначались самым маленьким: в основе лежало движение пальцев ребенка, при этом читались короткие стихи.

Состязательные игры – это подвижные игры, цель которых – добиться превосходства над остальными, показать свою силу, ловкость, находчивость.

Драматические – это целые пьесы, диалоги, а хороводные сопровождались плясками, песнями, пантомимой.

Большую часть времени дети проводили на улице. Поэтому уличных игр известно гораздо больше. Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки. В уличных играх всегда участвовало много детей – поэтому они были, как правило, массовые.

Командные игры преобладали среди мальчиков, и, разумеется, «военным» играм оказывалось предпочтение. Такая известная игра, как «Казаки-разбойники», тоже относилось к разряду военных.

Мальчишескими считались игры в бабки, в ножички, камешки. Среди детей казахского народа популярной была игра в кости. Такие игры развивали глазомер, ловкость.

Из спортивных игр дети предпочитали игры, где основными элементами были бег и прыжки. Скакалку бывало заменяла и простая веревка. Широко распространены были игры с обручами.

Самыми распространенными подвижными играми среди детей 7-10 лет были: «Казаки-разбойники», «Лапта», «Горелки», «Городки», «Волк во рву», «Царь горы» и «Жмурки».

Изучаем правила подвижных игр.

«Резиночки»

Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

«Классики»

Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

«Тише едешь, дальше будешь — стоп»

Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

«Колдунчики»

Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

«Море волнуется раз»

Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

«Казаки-разбойники»

Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».



Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

«12 палочек»

Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.



Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

«Вышибалы»

«Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.



Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.





«Колечко-колечко»



Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.



Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.





«Я садовником родился»



Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.



Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.





«Прятки»

Самый их простой вариант. Один мается, остальные прячутся.





«Штандер-стоп»

Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.

Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.





«Лягушки»

В «Лягушки» в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его. Кто не перепрыгивал – получал букву от слова «лягушка». Тот, кто быстрее всех соберет все слово, считался проигравшим. Минимальное количество игроков – 2 человека.





«В чижа»



Для этой игры понадобится инвентарь двух видов – по одной штуке: плоская деревянная дощечка или палка около полуметра длиной и маленькая чурочка с заостренными концами (собственно, это и есть наш "чиж"). Можно играть двумя командами, а можно и просто вдвоем. Один игрок играет роль бьющего, второй – отбивающего. Первый находится в очерченном круге или квадрате (это условный "дом"), второй – в стороне ("поле"). Первый выбивает чижа так, чтобы он подскочил – затем несколько раз ударяет по нему битой, набирая очки – и забрасывает в поле. Второй игрок стремится поймать летящего чижика – или же, подняв его, упавшего, с земли, забросить точно в дом. В этом случае игроки меняются местами, и теперь ранее отбивавший получает возможность набирать очки. Игра ведется до достижения определенного количества очков (обычно 50).Существуют немного отличные варианты этой игры. Например, в одном из них на разных гранях чижа надписывают разные цифры – и в зависимости от того, какая из них окажется сверху при падении чижа, столько попыток бьющий получает для того, чтобы поударять по нему и "набить" себе побольше очков. А в таджикском варианте чижа (под названием "чиллакбози" или "зум-зумак") после удара подающего игрок другой команды должен доставить заветный брусочек обратно в круг на одном дыхании: издавая при этом определенный звук, он не должен его прервать



"Гуси-лебеди"

Играть в "гусей-лебедей" можно во дворе, а можно в достаточно широком коридоре. Все участники примерной шеренгой выстраиваются на одной линии, а водящий, избранный с помощью какой-нибудь подходящей считалочки, становится напротив них на определенном расстоянии. Далее между ним и игроками происходит ритуально установленный диалог. "Гуси-гуси!" – обращается ведущий. "Га-га-га!" – отзываются "гуси". "Есть хотите?" – хитро предлагает тот. "Да-да-да!" – простодушно соглашается "стая". "Ну летите!" – резонно предлагает он им. "Нам нельзя, – вспоминает команда – и поясняет: "Серый волк под горой / не пускает нас домой". На это водящий резюмирует: "Ну летите как хотите, только крылья берегите!" После этого сигнала все бросаются лететь… то есть бежать. Нужно добежать до другой условной линии, которая располагается примерно на том же расстоянии от водящего, что и шеренга игроков, только за его спиной. Это может быть другой конец коридора. "Серый волк", как и было заявлено, старается воспрепятствовать птичкам попасть домой – и ловит кого может. При этом он должен не коснуться, а именно ухватить и не пустить. Тот, кто был пойман, становится вторым водящим. Далее весь процесс повторяется заново, но "гусям" становится сложнее: ведь их отлов ведут уже двое "хищников". Таким точно образом партия ловящих все усиливается, пока не определяется "гусь", последним оставшийся непойманным. Этот-то ловкач и неутомимый бегун признается победителем.



Результаты анкетирования родителей.

Чтобы изучить интерес к играм прошлого века мы провели анкетирование для родителей, бабушек и дедушек. В анкетировании участвовали взрослые от 26 до 59 лет. Им были предложены вопросы анкеты.

По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых вариантов ответов и переведено в процентное соотношение.

На первый вопрос, любили ли вы в детстве играть в подвижные игры 15 чел. из 100(15%) не любили играть в игры. Остальные 85чел.(85%) ответили положительно.

Второй вопрос, в какие игры они играли, показал следующие результаты: «Кондалы» - 63чел.(63%), «Пятнашки» - 52чел.(52%), «Вышибалы» - 38чел.(38%), «Казаки-разбойники» - 27чел.(27%), «Картошка» - 20чел.(20%), «Чехарда» - 15чел.(15%).

На третий вопрос о предпочтении игр выяснилось следующее: на 1 месте стоит игра - «Кондалы», на 2 месте – «Вышибалы», на 3 месте – «Пятнашки».

По четвертому вопросу, правило какой игры ты помнишь и можешь поделиться выяснилось, что почти все родители помнят как играть в такие игры, как «Пятнашки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Вышибалы».

На пятый вопрос, считаете ли вы необходимым играть в подвижные игры со своими детьми, 85 чел.(85%) ответили положительно, и 15чел.(15%) ответили, что хотели бы, но нет времени на это.

Таким образом мы выяснили, что детство современных родителей, дедушек и бабушек, не было скучным и свободное время они проводили на улице. Они с удовольствием и интересом об этом вспоминают и хотели бы поделиться и научить им своих детей, внуков.

«Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правило передавались от старших ребят к младшим из поколения в поколение.»





Заключение.

Проведение исследования открыло для нас много нового:

  • Узнали, что наши предки тоже играли в игры, они были разнообразными. В старину только на Руси существовало почти три тысячи подвижных игр. Самые интересные передавались из поколения в поколение.

  • Освоили основные правила проведения игр, наиболее популярных у наших родителей;

  • Поняли, что в возрождение дворовых подвижных игр наших родителей -интересная форма проведения досуга.

Таким образом, мы сумели достичь цель нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к играм, которые были популярны во второй половины двадцатого века.

В нашем классе любимая подвижная игра – «Вышибалы», так как включает неограниченное количество участников, уличная, не требует инвентаря, кроме мяча. На уроке физкультуры, вместе с учителем разучили игру «Казаки-разбойники» и «Три – пятнадцать» о которой в своем интервью рассказал мой папа.

Опрос показал, что ребята из старших классов этой игры не знали, но теперь тоже хотят в неё играть.

В начальных классах с удовольствием играют в «Пятнашки» или «Классики», которым нас научили мамы. Вместе с шестым классом мы разучили игру «Кондалы», и ребята сказали, что будут играть в неё, когда станет тепло на улице. Чтобы заинтересовать одноклассников, мы провели классный час: «Ярмарка подвижных игр», где познакомили одноклассников с известными старинными подвижными играми.

Спустя неделю мы спросили у ребят: «Какие игры полезнее? Компьютерные или подвижные?» Из 25 учащихся 18 учащихся выбрали подвижные игры и только 6 учащихся – компьютерные.

Мы считаем, что нам удалось заинтересовать школьников подвижными играми из детства наших родителей и с наступлением тепла, дети не будут засиживаться дома, а все выйдут на улицу. И чтобы игра получилась предлагаем ребятам советы:

- Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;

- Желающие играть должны сообща договорится в какую игру они будут играть;

- Ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

- Если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам о причине ухода;

- Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарища, проявлять требовательность к нарушителям правил игры.



Список литературы.

«Всё обо всем»- популярная энциклопедия для детей-1994г.

Кузин В.В., Палиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучение. Физкультура и спорт- 1999.

Курамшин «Теория и методика физической культуры»

Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»- 1987.

Основы волейбола О.Чехов. Физкультура и спорт, 1979

Столбов В.В. История физической культуры и спорта- 1975.

Физкультура и спорт. Малая энциклопедия – М.: «Радуга», 1982

Сайт: www.dou-ufa.ru

Сайт: www.nsportal.ru

Т.Е. Заводова. Организация летнего – оздоровительного отдыха. 2006 год.