Проект по ОБЖ.
Тема: «Чтобы не было беды»
Вид проекта – информационно-практический
Проблема: Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем районе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель: формировать у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи. Образовательные:
Познакомить с историей возникновения огня.
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие:
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические:
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Вовлечь их в образовательный процесс.
Руководитель проекта: Лазарев Юрий Викторович
Социальные связи: школа, пожарная инспекция, пожарная часть.
Срок реализации проекта: с 17.03.2016г. – 21.05.2016г.
Участники проекта: педагоги, дети с 7 до 12 лет, родители.
Этапы проекта:
1. Подготовительный: подготовительно-диагностический, подготовительно-информационный, подготовительно-наглядный
2. Основной: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, совместные мероприятия с социумом.
3.Итоговый: заключительно-диагностический, заключительно-информационный, заключительно-наглядный.
Ожидаемый результат.
1.Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов.
2.Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
3.Оформление в группах детского сада уголков пожарной безопасности.
4.Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
5.Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Этапы, содержание и описание реализации проекта
1 этап – подготовительный
Основные методы деятельности на первом этапе:
метод активного диалога;
метод планирования (конструирования) педагогического процесса.
Основные методы диагностики:
беседы с детьми с использованием иллюстраций,
тест для проверки знаний пожарной безопасности для детей старшего возраста.
Родители воспитанников
Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
Разработка плана участия родителей в реализации проекта.
Анкетирование родителей.
Информационное задание: привлечение к подборке материала по пожарной безопасности.
Воспитанники
Постановка проблемы.
Педагог рассказывает детям о несчастном случае – пожаре в жилом доме, о котором сообщили в программе «Новости». Организует беседу с детьми: «Почему пожар – это беда? Отчего может возникнуть пожар? Почему же люди не могут сделать так, чтобы пожаров не было, если все понимают, что их не должно быть?».
Подводит к необходимости задуматься: как сделать так, чтобы человека никогда не постигла такая страшная беда; подумать — что можем сделать мы сообща – взрослые и дети детского сада.
2 этап – основной (этап реализации)
Основные методы деятельности на втором этапе:
метод активного диалога;
метод сотрудничества и взаимопомощи;
игровое взаимодействие.
Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности
Составление методических материалов: цикл бесед о профилактике возникновения пожаров.
Подбор материалов для информационных стендов для родителей, оформление стенда.
Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Всё о противопожарной безопасности» и т.п.).
Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед, игровых образовательных ситуаций на тему «Пожарная безопасность в детском саду и дома».
Разработка модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность».
Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми .
Родители
Организация экскурсии в пожарную часть и участие в ней.
Помощь в изготовлении атрибутов и декораций для игры-драматизации «Кошкин дом», спортивного состязания «Ловкие и смелые»
Участие в оформлении информационно-познавательного уголка безопасности для детей
Помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе
Воспитанники
настольно — дидактические игры: «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны», «Помоги пожарным», «С чем можно играть» , «Раньше и теперь», «Диалоги по телефону», «Горит – не горит», «Если возникает пожар», «Назови ошибки Незнайки», «Составь целое из части»
сюжетно — ролевые игры: «Мы пожарные»
подвижные игры: «Кто быстрее соберется на пожар», «Веселые старты» «Огонь»), «Спасатели»
на прогулке: «Тушение пожара»- метание мешочков в горизонтальную цель; «Спасение пострадавших» — бег парами в обруче.
Экскурсия: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Экскурсия в пожарную часть — обзор пожарного оборудования, пожарной техники, рассказ пожарного.
Продуктивная деятельность: рисование с родителями для тематической выставки «Огонь – друг, огонь – враг», «Мы спасатели»; оформление альбома «Правила бытовой безопасности».
Разучивание ролей к спектаклю «Сказка о теремке и угольке».
Составление правил «Чтобы не было беды» — для уголка безопасности.
Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки) о безопасности.
Подготовка к спортивному состязанию со школьниками «Ловкие и смелые».
Подготовка к игре !Поле чудес».
Оформление книжного уголка в группе: — С. Маршак “Пожар”, “Кошкин дом”.
— Е. Пермяк “Как Огонь Воду замуж взял”.
— Л. Толстой “Пожарные собаки”.
— Г. Цыферов “Жил на свете слоненок”.
— О. Сенатович “Осенний пожар”.
— С. Михалков “Дядя Степа”.
— К. Чуковский “Путаница”.
— Г.-Х. Андерсен “Сказка про спички”, “Огниво”.
— Т. Нуждина “История спички”, “Электрическая лампочка”.
— С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, “Электрическая лампочка”.
— Е. Хоринская “Спичка-невеличка”.
.- М. Кривич “Где работает огонь”.
— Н. Кун “Миф о Прометее”.
— Г. Остер “Вредные советы”.
— Б. Житков “Пожар в море”.
— Л. Толстой “Солдат” (басня).
Моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы.
Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Кошкин дом», «Спичками играть нельзя», «Пожар в квартире», «Правила безопасного поведения детей в быту» видеоролика для детей о правилах пожарной безопасности презентации «Загадки».
Обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах для старшей и подготовительной группы (проводит медсестра).
3 этап – итоговый
Основные методы деятельности на третьем этапе:
метод активного диалога;
метод сотрудничества и взаимопомощи;
игровое взаимодействие;
метод рефлексии.
Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности
Родители
Участие в выставке «Огонь – друг, огонь – враг».
Участие в обсуждение с воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Чтобы не было беды».
Воспитанники
Торжественная презентация информационно-познавательных уголков безопасности в группах.
Открытие выставки детских рисунков: «Огонь – друг, огонь – враг» и «Мы спасатели». Экскурсия по выставке.
Фотоотчёт об экскурсии в пожарную часть.
Драматизация «Сказка о теремке и угольке» для детей других групп.
Спортивное состязание со школьниками «Ловкие и смелые».
Игра «Поле чудес».
Обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта: Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что могли бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? Что бы хотелось изменить, сделать по-другому?