На уроке ОБЖ мы проходили тему «Дорожные знаки». Несомненно, пока мы ходили в начальную школу, о правилах поведения на дороге мы говорили не раз. Познакомились с многими запрещающими и предупреждающими знаками. Но о предписывающих знаках знали мы мало. Возникли вопросы:
- Какие знаки называют предписывающими?
- Что обозначают эти знаки?
На эти и другие вопросы мы решили найти ответ. Нам хотелось узнать как можно больше о предписывающих дорожных знаках и рассказать о них своим одноклассникам.
Проблема: В нашем классе ребята мало знают о предписывающих знаках, не умеют их отличать от остальных дорожных знаков. Несомненно, в наше время, когда на дорогах нашего посёлка так много машин, пешеходы должны тоже быть грамотными и бдительными, чтобы не случилось беды.
Цель нашей проектной работы – научиться распознавать группу предписывающих дорожных знаков.
Задачи:
- Собрать информационный материал о предписывающих дорожных знаках.
Узнаем, какие дорожные знаки относятся к предписывающим; научимся изготавливать макеты дорожных знаков; научим одноклассников отличать предписывающие знаки от других дорожных знаков.
Методы исследования.
Изучение научно-познавательной литературы.
Консультация у учителя.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта предполагала наличие 3-х последовательных этапов:
1. Подбор материала по интересующей теме.
2.Изготовление дорожных знаков.
3. Защита проекта.
Первый этап работы заключался в том, чтобы узнать, какие дорожные знаки можно встретить на дорогах нашего посёлка Елань. За помощью мы обратились к своему учителю. Из всех дорожных знаков она предложила изучить предписывающие.
Следующим шагом работы стал сбор информации о предписывающих дорожных знаках, об их особенностях. Мы прочитали книги, энциклопедии, нашли много интересного в сети Интернет. В ходе исследования мы выяснили:
- Каковы особенности предписывающих дорожных знаков;
- Что предписывает тот или иной дорожный знак.
В результате оформили альбом «Предписывающие знаки» (Приложение 1), «Сказки о дорожных знаках» (Приложение 2), «Загадки про дорожное движение» (Приложение 3).
Второй этап
На втором этапе проделывалась работа по выполнению макетов дорожных знаков. На альбомных листах выполнили макеты знаков «Пешеходная дорожка», «Круговое движение», «Движение прямо или налево», «Объезд препятствия», «Движение налево», «Движение прямо», «Конец ограничения максимальной скорости» (Приложение 4)
Третий этап.
Мы решили и других ребят класса познакомить с предписывающими дорожными знаками. На уроке представили макеты предписывающих знаков, загадывали загадки, читали сказки о дорожных знаках. Подготовили презентацию нашего проекта. (Диск)
Результаты проделанной работы
В итоге мы узнали, какие предписывающие дорожные знаки размещены на дорогах Елани, научилась делать макеты дорожных знаков. Мы выпустили альбомы «Предписывающие знаки», «Сказки о дорожных знаках», «Загадки про дорожное движение». В результате цель проекта достигнута, поставленные задачи выполнены.
Выводы.
На основании проделанной нами работы можно сделать следующие выводы:
Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, дорожных знаков. Для того, чтобы снизить количество дорожно-транспортного травматизма, необходимо не только повысить уровень знаний, но и изменить отношение к существующим правилам.
Давайте не будем забывать о необходимости выполнения правил дорожного движения!
Форма — круглая, фон — синий, рисунки — белые. Предписывают участникам дорожного движения определённые действия, например направление поворотов.
4.1.1
Движение прямо
4.1.2
Движение направо
4.1.3
Движение налево
4.1.4
Движение прямо или направо
4.1.5
Движение прямо или налево
4.1.6
Движение направо или налево
4.2.1
Объезд препятствия справа
4.2.2
Объезд препятствия слева
4.2.3
Объезд препятствия справа или слева
4.3
Круговое движение
4.4
Велосипедная дорожка
4.5
Пешеходная дорожка
4.6
4.7
4.8.1
4.8.2
4.8.3
Ограничение минимальной скорости
Конец ограничения минимальной скорости
Направление движения транспортных средств с опасными грузами
Приложение 2. Сказка про город дорожных знаков
В одном славном городе жил-был мальчик Ванечка Иванов. Мальчик, как мальчик, ничем от других мальчиков сильно не отличался. Но была у него одна нехорошая привычка: любил Ванечка играть на проезжей части дороги, где туда сюда мчатся машины.
Однажды с Ванечкой произошла очень необычная история. Возвращался он после прогулки домой и вдруг увидел на асфальте красивый камушек. Камушек светился необыкновенным светом, и от него шло тепло. Положил Ванечка камушек в карман и заторопился домой.
Когда Ванечка сделал все уроки, то решил поиграть с игрушками. Достал он машины, построил из кубиков дома, и стал придумывать, в какую игру он завтра будет играть на улице. Вдруг мальчик услышал музыку, похожую на звон маленького колокольчика: динь, динь, динь, динь-динь-динь. Музыка доносилась из кармана Ваниной курточки. Догадался Ванечка, что музыка идет от чудесного камушка. Вытащил мальчик камушек из кармана, положил на стол и стал на него смотреть.
Яркий, с оттенками всех цветов радуги свет камушка слепил глаза. Ванечка зажмурился и тут же увидел перед собой маленький удивительный город. Дома здесь были построены из кубиков. Игрушечные машины ездили по разноцветной дороге: одна часть дороги была фиолетовая, другая - оранжевая. Посередине дороги была нарисована узенькая белая полоска, а пешеходный переход очень напоминал настоящую зебру. Жили в этом городе зайчики, куклы, мишки и много других игрушек.
«Здравствуй, Ванечка! Добро пожаловать в наш город - город Дорожных знаков», - сказали игрушки.
«Что это за город такой?», - удивился Ванечка. Игрушки стали наперебой рассказывать про свой город и правила, которые необходимо соблюдать в их городе.
«Никогда нельзя переходить улицу на красный свет», - сказал зайка.
«Нельзя бегать и прыгать на проезжей части, ты будешь мешать движению транспорта»,- строго сказала кукла Таня.
«Пойдемте быстрее! Машины уступают место пешеходам. Машинам горит красный сигнал светофора! Зебра приглашает нас перейти дорогу!», - закричала лисичка и замахала своим пушистым хвостом.
Ванечка увидел, как зебра приветливо кивала головой. Он взял зверушек за лапки и стал переходить с ними дорогу. На другой стороне мальчик познакомился с настоящим волшебником по фамилии Светофоркин.
Светофоркин управлял всем движением в городе. В этом ему помогала волшебная палочка. Она могла светиться разными цветами: красным, желтым и зеленым. Водители и пешеходы подчинялись ее волшебной силе.
Ванечка с удовольствием слушал рассказы игрушек и волшебника Светофоркина о правилах дорожного движения. Что пешеходы и водители не должны нарушать эти правила. Ему рассказали, что знаки бывают разной геометрической формы и разного цвета. И еще много, много интересного и нового узнал Ванечка в городе Дорожных знаков. Ему совсем не хотелось расставаться с добрым волшебником Светофоркиным и забавными игрушками. Но тут снова послышалась музыка: динь, динь, динь, динь-динь-динь. Ванечка открыл глаза и увидел перед собой на столе камушек. Взял мальчик камушек и побежал на улицу, к своему другу Пете Петрову. Пусть и Петя побывает в этом интересном городе.
С тех пор Ванечка Иванов больше не играет на проезжей части дороги, потому что хорошо запомнил правила дорожного движения, про которые ему рассказал Светофоркин.
Вот такая сказка.
Смешарики в стране дорожных знаков
Есть за горами, за лесами сказочная страна. И живут в ней замечательные Смешарики. Как-то раз изобрел Пин машину дорожных знаков. Все жители сказочной страны собрались посмотреть на необычное изобретение механика Пина. Когда изобретатель включил машину, загорелась кнопка, и все жители сказочной страны попали в страну дорожных знаков. Вдруг они увидели веселых чертят, которые не соблюдали правила дорожного движения. Не выдержала Совунья и крикнула: «Эй, вы, чертята! А знаете к чему может привести плохое поведение?» тут не выдержал и Кар - Карыч, добавил: «Вот из-за таких легкомысленных пешеходов и случаются аварии!»
Побежали чертята прочь, а Смешарики за ними. Забежали чертята в домик и не заметили, как Смешарики, притаившись, подслушивали их разговор. В этом домике, на троне, и самый главный черт сидит. И грубым голосом говорит: «Идите, слуги мои верные, Светофорчика поймайте и за тридевять земель отправьте, чтобы он больше не смог регулировать дорожное движение, чтобы всюду на дороге беспорядок настал». Побежали чертята, и быстро юркнули в ворота. Идут Смешарики, видят - стоят ворота, а возле них два охранника. Им охранники говорят: «Не пустим мы вас за ворота, если вы не отгадаете дорожные знаки». Ежик думает: «Да, трудно нам будет, ну ничего - справимся, мы хорошо дорожные знаки знаем. Спасибо Светофорчику!». Охранники показали первый знак - В треугольнике человек стоит с лопатой, что-то роет или строит. Копатыч предложил: «Ну, наверное, недалече дача». «Нет, Копатыч, - говорит Совунья, - это знак «Дорожные работы». Охранники похвалили Совунью и показали второй знак. Пин воскликнул: «Вот так знак, глазам не верю, для чего здесь батарея? Помогает ли движению паровое отопление?». «Этот знак обозначает - забор!» - кричит Крош. «А вот и нет, - сказал Кар-Карыч, - это же знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Охранники показали последний знак, на котором нарисован человечек в синем круге. Крош подпрыгнул от радости и прокричал: «Это ясно всем в округе - здесь машины не пройдут, пешеходы - в добрый путь! Это же знак «Пешеходная дорожка». Охранники похвалили Смешариков: «Вы справились с заданием, пропускаем вас без промедления!». Обрадовались друзья и бросились догонять чертят. Долго они шли по пешеходной дорожке, видят - стоит большой дуб, не обойти его никак. А в том дубе сидит старый мудрый Филин и дремлет. Спрашивают у него Смешарики: «Как нам пройти дальше?». А Филин в ответ проскрипел старческим голосом: «Коли отгадаете, о чем я говорю, обойдете мой дуб, а коли не отгадаете, вернетесь домой. Итак, слушайте мою загадку:
Круглый знак, а в нем окошко.
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь? Свалка кирпича?».
«Это, наверное, фабрика кирпичей», - неуверенно сказал Ежик. «Нет, - сказал Копатыч, - это, наверное, знак «Кирпичная дорожка». «Нет, этот знак называется «Въезд запрещен», - утвердительно сказал Крош. «Правильно, проходите», - пропустил Смешариков мудрый Филин.
Двинулись друзья в путь, и вдруг видят большую драконью пасть, сложенную из костей, а внутри нее мигает что-то зеленым, красным, желтым. Подошли Смешарики поближе и увидели Светофорчика. Чертята не смогли победить Смешариков, уж больно хорошо они знают Правила движения, и отпустили Светофорчика. Но когда друзья пошли назад, то обнаружили, что дверь закрыта. Тогда мастер Пин заметил, что в драконьей пасти много инструментов валяется без дела. Не прошло и часа, как новая необычная машина была уже готова. Пин нажал на кнопку, и все герои очутились в центре страны дорожных знаков. Они увидели, что без Светофорчика произошло много аварий. Светофорчик очень огорчился, но не забыл поблагодарить своих друзей и пошел на службу. Все сразу стало на свои места. Светофорчик регулировал дорожное движение. Смешарики стали давать добрые советы: «Во избежание неприятностей на дорогах, соблюдайте правила движения, не нарушайте их никогда!». И стали все в этой сказочной стране жить-поживать да добра наживать.
Приложение 3. Загадки про дорожное движение
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - …
Дорожный знак
Ты скажи-ка мне, приятель,
Как зовётся указатель,
У дороги что стоит,
Скорость снизить мне велит?
Дорожный знак
Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.
Пешеходный переход
Тем прибором выявляют
Тех, кто скорость превышает.
Говорит локатор строгий:
- Нарушитель на дороге!
Радар
Слог мой первый спать велит,
Средний - в музыке звучит,
А последний меру знает;
ЦЕЛЫМ скорость измеряют.
Спидометр
Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки.
Только здесь не тротуар,
Дело все в дорожном знаке.
Пешеходная дорожка