
Департамент образования
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 126 с углубленным изучением английского языка" 603101, г. Нижний Новгород, пр. Молодежный, дом 30а, тел./факс (831) 293-42-44, e-mail: schooln126@inbox.ru
Проект по русскому языку«Составляем орфографический словарь»
Паспорт проекта
Название проекта | «Составляем орфографический словарь» |
Руководитель проекта | Быкова Лариса Станиславовна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Тип проекта | Творческий |
Состав проектной группы | Учащиеся 3 «Б» класса |
Цели и педагогические задачи | бучение младших школьников совместному решению проблемы; более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм; расширение кругозора учащихся; обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем |
Задачи проекта | отрабатывать умения подбирать слова на заданную орфограмму; обучать умениям поисковой деятельности; Научить учащихся оформлять научные идеи, размышления; обучение школьников публичному выступлению; обучение учащихся рефлексии; расширение образовательного пространства. |
Планируемый педагогический результат | Каждый учащийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Способ и формат оценивания результатов работы | самооценка (экспертный лист); педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист); публичное выступление групп. |
Продукт проекта | |
Вопросы учебной темы
Что такое структура словарей?
Как правильно работать со словарями?
Какие словари есть в школьной библиотеке?
Какими словарями пользуются учащиеся начальных классов?
Необходимое оборудование:
учебник русского языка;
энциклопедии;
словари
Аннотация проекта:
Актуальность: Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним. В данном проекте обучающиеся научатся пользоваться орфографическими словарями. Находить необходимую информацию и использовать её при необходимости.
Основополагающий вопрос:
- Нужны ли детям словари?
Проблемные вопросы:
- Как пользоваться орфографическими словарями?
Замысел проекта:
Третьеклассникам предлагается изготовить в подарок для младших школьников орфографический словарь, который поможет малышам в проверке орфограмм
Этапы работы над проектом
№ п/п | Этапы деятельности | Содержание работы |
1. | 1этап. Подготовительный. | 1. Сообщение цели и задач проекта. Учиться грамотно читать и писать. Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке. Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём. Учиться работать в группах. Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём. |
2. | 2 этап. Планирование и организация деятельности. | 1. Обсуждение названия проекта. 2. Планирование. - Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта. 3. Сбор материала. 4. Оформление работы. 5. Защита. |
3. | 3 этап. Практический | Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа с дополнительными источниками информации. |
4. | 4 этап. Презентационный | Представление и защита работ. |
5. | 5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный) | Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Работа над проблемными вопросами на уроке: «Составляем орфографический словарь».
2. Распределение работы обучающихся по проекту.
3. Оформление иллюстрированных работ и выступлений к проекту: «Составляем орфографический словарь»
Учащиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего учащиеся самостоятельно подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как иллюстрированный орфографический словарь (на листе бумаги формата А4), на котором будут написаны слова на заданную орфограмму.
Проект: «Составляем орфографический словарь».
Ход урока:
До начала урока дети были распределены на 3 группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока и для создания ситуации успешности.
Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.
Цель: актуализировать опорные знания по теме урока, создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя: актуализирует знания детей по теме «Словари» в ходе работы с опросными листами, работы с текстом и фронтальной беседы.
Деятельность учащихся:
познавательная: вспоминают сведения о словарях при выполнении работы на опросных листах; уточняют сведения о словарях при помощи работы с текстом;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: читают поставленные вопросы и формулируют письменные ответы на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.
Каждому участнику группы выдается два листа:
Словари. Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним. Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с греч. – обучение по всему кругу знаний) словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом. Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове. Лингвистические словари можно подразделить на три типа: 1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные. Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари: 1) англо‑русский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский. В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения), фразеологический, орфоэпический (произношения слов), орфографический (правописания слов), словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный (с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей. Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Особое место среди толковых словарей занимает первый «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов. Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари. Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении. Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом. Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах. Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина». Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм. |
Попробуйте ответить на вопросы.
1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ____________________________________________________________ Скажите, кто первый ввел этот термин?__________________________________
2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. ____________________________________________________________________
3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь? ____________________________________________________________________
4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого ‑ трудного слова или его формы. Какой это словарь? ____________________________________________________________________
5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду? ____________________________________________________________________
6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ____________________________________________________________________
7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? ____________________________________________________________________ |
Проверяем. Прочитайте ответ на вопросы, на которые не смогли ответить в начале.
Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.
Деятельность учителя: с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует работу в группах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы с орфографическим словарем;
Деятельность учащихся:
познавательная: во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урокаланом ьной беседы работы и сте отномач урока детей к формулировке темы урока,особенностями детей и их личностным развитим.;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парахах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.
У каждого ученика в группе карточка со стихотворением.
Орфографический словарь На прашлагодниеашипки Сматреть мне трудно без улыпки. Пишу я лучче многих в класе, Мне падарилпадароквася: Я изучяла весь енварь Арфаграфичискийславарь. М.Яснов |
Задание: прочитать стихотворение, определить, какие ошибки допустила девочка, исправить эти ошибки.
Затем на интерактивной доске открывается текст с безошибочным написанием. Дети должны сверить правильность выполнения задания, ответить на вопрос, какие орфограммы проверить изученными способами нельзя и что делать в этом случае.
Создание проблемной ситуации:
- Зачем создавать орфографический словарь, если он есть в учебнике.
- Как можно отредактировать орфографический словарь, чтобы он был полезен на уроках?
После фронтального опроса подведение детей к выводу, что будем составлять орфографический словарь, в котором слова классифицируются по орфограммам:
- Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы).
-Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему уроку.
Учиться грамотно читать и писать.
Учиться определять падеж имен существительных.
Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.
Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.
Учиться работать в группах.
Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.
Деятельность учителя: организует групповую работу;
Деятельность учащихся:
познавательная: создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: работают с орфографическим словарем учебника; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.
-У каждого члена группы есть свои роли:
главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы),
художник-оформитель (оформляет страничку словаря),
хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе),
собиратели словарных слов (находят в словарике учебника словарные слова и записывает на свой бланк).
Распределите роли в группе.
Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов.
На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).
Правила работы в группе: Обсуждать тихо. Объяснять своё высказывание. Слушать других. Договариваться. Работать быстро. |
При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.
Инструкционная карта 1. Вспомните правило нахождения в слове данной орфограммы. Как ее проверить? Что делать, если нельзя проверить написание данной орфограммы? 2. Распределить между членами группы бланки для записи словарных слов. 3. Найти в словарике учебника на с. 148-149 слова на вашу орфограмму. 4. Записать слова на бланк в алфавитном порядке. 5. Расположить на листе бланки со словами в алфавитном порядке. 6. Оформить свою страничку. |
Примеры бланков для работы в группе (количество строк на бланке соответствует количеству слов с данной в группе орфограммой, которое нужно выписать )
Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;
Деятельность учащихся:
познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;
коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.
Лист самооценки самостоятельности
и успешности учащегося
Планирование выступления
Главная цель моего выступления | |
Что мне необходимо подготовить к выступлению | 1. 2. 3… |
В какой последовательности я буду представлять результаты работы группы | 1. 2. 3… |
Что я буду демонстрировать, о чём рассказывать | 1. 2. 3… |
Самооценка готовности

Вставь значок ДА - НЕТ -
| да | нет |
Я проверил готовность необходимого для выступления материала | | |
Я прорепетировал своё выступление | | |
Я знаю, сколько времени мне понадобится для выступления | | |
Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;
Деятельность учащихся:
познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;
регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
Для чего нужен наш орфографический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?
Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.
Фамилия, имя _____________________________ Лист самооценки Оцените свое участие в работе группы. Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы и ответь (ДА или НЕТ). Вопрос | Ответ | Справился ли ты со своим заданием? | | Легко ли тебе было выполнять задание? | | Активно ли ты работал(а) в группе? | | Помогал(а) ли участникам группы, когда они нуждались в помощи? | | Хочешь ли ты еще работать с этими ребятами в одной группе? | | |
Результаты работы над проектом:
В ходе работы над проектом мы узнали, что, орфографические словари необходимы для правильного письменного оформления своей речи.
В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали со словарями. Во время реализации проекта пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.
Вывод:
В ходе проекта мы составляли орфографические словари на разные правила и теперь знаем, что орфографические словари необходимы не только на уроках русского языка, но и в повседневной жизни. Они бывают разными. Каждый словарь помогает нам в правописании слов. Чтобы стать грамотным нужно всегда обращаться к орфографическим словаря.
Предлагаемый проект проводился в течение нескольких лет в третьих классах. Практика показывает, что при поддержке взрослых, при правильном распределении обязанностей и относительно слаженном взаимодействии учеников получается красивое пособие, которое можно использовать в учебном процессе.
Карта наблюдений.
Оценка выполнения проекта группой №___
Эксперты:_______________________________________________________
Учащиеся:_______________________________________________________
Критерий | | Оценка | Комментарии |
Соответствие результата поставленной цели | | | |
Базируется ли итоговый «продукт» на результатах выполнения отдельных заданий | | | |
Качество итогового продукта | Текст | | |
Формы представления данных | | |
Иллюстрированный материал | | |
| |
| |
Итого | | |
Результат группы по каждому критерию оценивается по пятибалльной шкале. Затем выводится общий балл.
