СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по созданию модели инклюзивной среды в общеобразовательной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале содержится паспорт и пояснительная записка проекта по созданию инклюзивной среды в школе. В приложении приведён план работы родительского клуба "Мы вместе" для родителей детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Проект по созданию модели инклюзивной среды в общеобразовательной школе»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Наименование проекта 

Создание модели инклюзивной среды МКОУ СОШ с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

Основания для разработки проекта

  • Конституция РФ;

  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

  • Закон РФ от 21.12.2012 «Об образовании»;

  • Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа»

  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

  • Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Закон «Об образовании в Кировской области» с изменениями на 17.11.2016 г статья 3 «Реализация прав на образование» п.3.6. обеспечиваются условия доступности для инвалидов организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  • Устав школы. 

Автор – разработчик

Рабочая группа совместно с администрацией образовательного учреждения

Исполнители

Педагогическое сообщество школы, рабочая группа

Сроки реализации

2 года – с февраля 2017 по декабрь 2018 года

Цель проекта

Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения

Задачи:

  1. Создать безбарьерную среду для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.

  2. Создать единую образовательную среду для детей с разными стартовыми возможностями.

  3. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.

  4. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.

  5. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.

  6. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

Основные мероприятия проекта

Основные направления работы по адаптации образовательной программы для ребенка с ОВЗ:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Объемы и источники финансирования проекта

 Средства Федерального бюджета и муниципального

Система контроля

Административный контроль, самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса


Пояснительная записка

Введение


Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ СОШ села Филиппово определяет актуальность и обоснованность разработки и реализации программы по созданию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

В настоящее время в нашей школе обучается 158 человек, из них 19 детей с ОВЗ: один из них во 2 классе на индивидуальном обучении, остальные в 8б и 4б специальных (коррекционных) классах VIII вида. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. С каждым годом количество таких детей увеличивается. К их числу относятся дети: с задержкой психического развития, умственно отсталые, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения и с нарушениями речи. Не все родители готовы сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший. Обучаться далеко от дома по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Тем более это трудно психологически для детей с ограниченными физическими возможностями. А так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование, наша школа разработала проект программы по созданию модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях МКОУСОШ с.Филиппово.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает в нашей школе создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Учитывая однородную картину нарушений у детей с ОВЗ в нашей школе, необходимо объединить усилия родителей, педагогов, специалистов для создания комфортной инклюзивной среды для обучающихся. С этой целью разработан проект модели создания инклюзивной среды в условиях нашей школы.


Цель и задачи проекта


Цель: разработать и внедрить модель инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

  1. Создать безбарьерную среду для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.

  2. Создать единую образовательную среду для детей с разными стартовыми возможностями.

  3. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.

  4. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.

  5. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.

  6. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе.


Этапы реализации проекта


Этапы

Задачи

Сроки

Подготовительный

 

На подготовительном этапе проводится изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства, определение ученического состава; изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями; разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании; переподготовка психолого-педагогических кадров для работы с ОВЗ и детей-инвалидов (анкетирование, работа, тренинги).

февраль – март 2017 г.

Этап реализации

На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Привлекаются родители к реализации индивидуальных образовательных программ, корректируется система воспитательной работы с учетом принципов инклюзивного образования, проводится информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса, а также привлекаются социальные партнеры для успешной реализации проекта (ЦРБ, спонсоры и другие).

В течение года

(2017-2018)

Завершающий этап

На данном этапе осуществляется контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении, тиражирование опыта инклюзивного образования.

сентябрь - декабрь 2018

 

Ожидаемые результаты:

  • будут реализованы конституционные права детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

  • будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;

  • создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;

  • разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;

  • повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;

  • повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;

  • появятся различные возможности для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности.


Критерии  оценки реализации проекта


Критерий


Показатели

Индикаторы

Реализация индивидуального подхода к детям


Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики

Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка


Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями


Активное включение в образовательный процесс всех его участников


Командные формы выработки и принятия организационных решений: координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, и их функционирование

Междисциплинарный подход


Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП

Фиксация результатов обследования и рекомендаций.

Наличие специалистов

Партнерское взаимодействие с семьей


Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам

Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий




Мероприятия по реализации проекта


Наименование мероприятий

 

Срок исполнения

Исполнители

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Формирование нормативно-правовой базы: разработка локальных актов, требований к рабочим программам, должностных инструкций, договоров с родителями, логопедом, психологом. Издание приказов.

Февраль - март 2017 г.


Директор

1.2.

Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда)

Апрель - июнь 2017 г.

Директор

1.3.

Кадровое обеспечение:

организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, курсы, профессиональные конкурсы)

В течение года

(2017-2018)

Директор

1.4.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинары, открытые уроки и занятия, публикации и т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями)

В течение года

(2017-2018)

Заместитель директора по УВ

1.5.

Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов)

В течение года

(2017-2018)

Заместитель директора по УВ

1.6.

Материально-техническое оснащение образовательного учреждения:

  • обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды;

  • в целях повышения качества психологической работы с детьми оборудование комнаты психологической разгрузки для проведения групповых и индивидуальных мероприятий по психологической поддержке и социальной адаптации детей, поддержанию здоровья и оптимальной работоспособности, ускорению реабилитации после чрезмерных нагрузок, стрессов и переутомления, освоению навыков саморегуляции;

  • оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с логопедом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения, их соответствие требованиям САНПиНа.

В течение года

(2017-2018)

Администрация

1.7.

Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, области. Организация семинаров и педсоветов по данному направлению

Сентябрь - декабрь 2018

Администрация, педагоги

2. Работа с родителями

2.1.

Анкетирование и опросы, консультации. Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.

Апрель - июнь

2017 г.

Социальный педагог, педагог-психолог

2.2.

Информирование о возможностях образовательной организации, расширение правового поля родительской общественности по вопросам обучения, воспитания и социальных гарантий обучающихся с ОВЗ.

В течение года

(2017-2018)

Заместители директора, классные руководители, специалисты школы

2.3.

Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс

В течение года

(2017-2018)

Специалисты, учителя

2.4.

Создание родительского клуба «Мы-вместе»

Сентябрь 2017 г

Педагог-психолог, учителя

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1.

Инклюзивное обучение организуется:

  • посредством совместного обучения учащихся c ограниченными возможностями и детей, не имеющих таких ограничений, в одном общеобразовательном классе на уровне начального общего и основного общего образования;

  • посредством функционирования специального класса для детей c ограниченными возможностями здоровья (класс коррекции VIII вида);

  • посредством индивидуального обучения на базе школы и на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство ОУ, в том числе с использованием дистанционного обучения.

В течение года

(2017-2018)

Администрация, педагоги, специалисты

3.2.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

В течение года

(2017-2018)

Классные руководители, специалисты и педагоги школы

3.3.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий (консультаций, тренингов, дополнительных занятий для детей, испытывающих трудности в школьной адаптации)

В течение года

(2017-2018)

Педагог-психолог, классные руководители, специалисты школы

3.4.

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий

В течение года

(2017-2018)

Заместители директора, классные руководители, специалисты и педагоги школы

Учителя

3.5.

Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в проект по инклюзивному образованию

В течение года

(2017-2018)

Педагоги

3.6.

Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях

В течение года

(2017-2018)

Педагоги

3.7.

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов

В течение года

(2017-2018)

Педагоги, психолог

3.8.

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам

В течение года

(2017-2018)

Администрация, педагоги, специалисты

3.9.

Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений, проведение уроков доброты

В течение года

(2017-2018)

Заместители директора, классные руководители

3.10.

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями - предметниками

В течение первого полугодия

(2017-2018)

Администрация, педагоги, специалисты


Заключение

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование – учебный процесс – контроль – анализ – коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.



Литература

1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007

2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.

4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта «Юридическая защита прав инвалидов в России». РООИ «Перспектива». 2005.


Ресурсы Интернета


1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 год http://kchr.ru/news/detailed/16138/

2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314

3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа «Доступная среда» 2011-



Приложение 1

Программа работы клуба для родителей, имеющих детей с ОВЗ

«Мы вместе»

Пояснительная записка

Индивидуальность ребенка формируется в семье. Создание единой благоприятной воспитательной среды «семья-школа-семья» необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в поддержке и помощи педагогов и узких специалистов. Нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях о специфике поведения, особенностях психофизического развития детей, способах поддержки и помощи в обучении и т.п. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем детей с ОВЗ. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.

Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц в течение учебного года.

Цель: оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощи в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи клуба:
• оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей; 
• формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; 
• формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй; 
• повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей; 
• просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции; 
• пропаганда положительного опыта семейного воспитания. 
Формы работы:

  • круглый стол

  • психологическая гостиная

  • правовой лекторий

  • дискуссия

  • деловая игра

  • тематическая лекция

  • групповые занятия

  • выставки увлечений и достижений детей

  • совместное праздничное мероприятие

Привлечение специалистов: 
• педагог-психолoг
• врач
• социальный педагог



План работы родительского клуба «Мы вместе» на учебный год



Тема

Форма проведения

Дата

1

«Возьмёмся за руки, друзья»

круглый стол встреча со специалистами

сентябрь

2

Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Тематическая лекция,

тренинг

октябрь

3

В нашей семье особый ребенок

психологическая гостиная

ноябрь

4

Встреча Нового года

совместное праздничное мероприятие


декабрь

5

Нам требуется помощь…

Правовой лекторий, психологический тренинг

январь

6

Умелые руки живут не для скуки

выставки увлечений и достижений детей


февраль

7

Воплотим мечты в реальность…

деловая игра

март

8

Неразлучные друзья – взрослые и дети.


групповое занятие

апрель


Планируемые результаты:
Дети:
• положительная адаптация к условиям ОУ;
• положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения;
• приобретение социального опыта вне дома.
Родители:
• достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
• получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
• адекватные установки в отношении перспектив ребенка;
• гармоничные отношения родителей и детей;





2015 годы http://edu-pmpk.ru/