ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Создание модели инклюзивной среды МКОУ СОШ с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области |
Основания для разработки проекта | Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ от 21.12.2012 «Об образовании»; Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа» Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Закон «Об образовании в Кировской области» с изменениями на 17.11.2016 г статья 3 «Реализация прав на образование» п.3.6. обеспечиваются условия доступности для инвалидов организаций, осуществляющих образовательную деятельность; Устав школы. |
Автор – разработчик | Рабочая группа совместно с администрацией образовательного учреждения |
Исполнители | Педагогическое сообщество школы, рабочая группа |
Сроки реализации | 2 года – с февраля 2017 по декабрь 2018 года |
Цель проекта | Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения |
Задачи: | Создать безбарьерную среду для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности. Создать единую образовательную среду для детей с разными стартовыми возможностями. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе. |
Основные мероприятия проекта | Основные направления работы по адаптации образовательной программы для ребенка с ОВЗ: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. |
Объемы и источники финансирования проекта | Средства Федерального бюджета и муниципального |
Система контроля | Административный контроль, самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса |
Пояснительная записка
Введение
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ СОШ села Филиппово определяет актуальность и обоснованность разработки и реализации программы по созданию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
В настоящее время в нашей школе обучается 158 человек, из них 19 детей с ОВЗ: один из них во 2 классе на индивидуальном обучении, остальные в 8б и 4б специальных (коррекционных) классах VIII вида. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. С каждым годом количество таких детей увеличивается. К их числу относятся дети: с задержкой психического развития, умственно отсталые, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения и с нарушениями речи. Не все родители готовы сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший. Обучаться далеко от дома по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Тем более это трудно психологически для детей с ограниченными физическими возможностями. А так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование, наша школа разработала проект программы по созданию модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях МКОУСОШ с.Филиппово.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает в нашей школе создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Учитывая однородную картину нарушений у детей с ОВЗ в нашей школе, необходимо объединить усилия родителей, педагогов, специалистов для создания комфортной инклюзивной среды для обучающихся. С этой целью разработан проект модели создания инклюзивной среды в условиях нашей школы.
Цель и задачи проекта
Цель: разработать и внедрить модель инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
Создать безбарьерную среду для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Создать единую образовательную среду для детей с разными стартовыми возможностями.
Организовать систему психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.
Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | Сроки |
Подготовительный | На подготовительном этапе проводится изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства, определение ученического состава; изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями; разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании; переподготовка психолого-педагогических кадров для работы с ОВЗ и детей-инвалидов (анкетирование, работа, тренинги). | февраль – март 2017 г. |
Этап реализации | На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Привлекаются родители к реализации индивидуальных образовательных программ, корректируется система воспитательной работы с учетом принципов инклюзивного образования, проводится информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса, а также привлекаются социальные партнеры для успешной реализации проекта (ЦРБ, спонсоры и другие). | В течение года (2017-2018) |
Завершающий этап | На данном этапе осуществляется контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении, тиражирование опыта инклюзивного образования. | сентябрь - декабрь 2018 |
Ожидаемые результаты:
будут реализованы конституционные права детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
появятся различные возможности для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности.
Критерии оценки реализации проекта
Критерий | Показатели | Индикаторы |
Реализация индивидуального подхода к детям | Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики | Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка | Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка | Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей |
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями | Активное включение в образовательный процесс всех его участников | Командные формы выработки и принятия организационных решений: координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, и их функционирование |
Междисциплинарный подход | Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП | Фиксация результатов обследования и рекомендаций. Наличие специалистов |
Партнерское взаимодействие с семьей | Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам | Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий |
Мероприятия по реализации проекта
№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Исполнители |
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение |
1.1. | Формирование нормативно-правовой базы: разработка локальных актов, требований к рабочим программам, должностных инструкций, договоров с родителями, логопедом, психологом. Издание приказов. | Февраль - март 2017 г. | Директор |
1.2. | Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда) | Апрель - июнь 2017 г. | Директор |
1.3. | Кадровое обеспечение: организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, курсы, профессиональные конкурсы) | В течение года (2017-2018) | Директор |
1.4. | Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинары, открытые уроки и занятия, публикации и т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями) | В течение года (2017-2018) | Заместитель директора по УВ |
1.5. | Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) | В течение года (2017-2018) | Заместитель директора по УВ |
1.6. | Материально-техническое оснащение образовательного учреждения: обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды; в целях повышения качества психологической работы с детьми оборудование комнаты психологической разгрузки для проведения групповых и индивидуальных мероприятий по психологической поддержке и социальной адаптации детей, поддержанию здоровья и оптимальной работоспособности, ускорению реабилитации после чрезмерных нагрузок, стрессов и переутомления, освоению навыков саморегуляции; оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с логопедом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения, их соответствие требованиям САНПиНа. | В течение года (2017-2018) | Администрация |
1.7. | Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, области. Организация семинаров и педсоветов по данному направлению | Сентябрь - декабрь 2018 | Администрация, педагоги |
2. Работа с родителями |
2.1. | Анкетирование и опросы, консультации. Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. | Апрель - июнь 2017 г. | Социальный педагог, педагог-психолог |
2.2. | Информирование о возможностях образовательной организации, расширение правового поля родительской общественности по вопросам обучения, воспитания и социальных гарантий обучающихся с ОВЗ. | В течение года (2017-2018) | Заместители директора, классные руководители, специалисты школы |
2.3. | Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс | В течение года (2017-2018) | Специалисты, учителя |
2.4. | Создание родительского клуба «Мы-вместе» | Сентябрь 2017 г | Педагог-психолог, учителя |
3. Организация образовательного процесса |
Обучающиеся |
3.1. | Инклюзивное обучение организуется: посредством совместного обучения учащихся c ограниченными возможностями и детей, не имеющих таких ограничений, в одном общеобразовательном классе на уровне начального общего и основного общего образования; посредством функционирования специального класса для детей c ограниченными возможностями здоровья (класс коррекции VIII вида); посредством индивидуального обучения на базе школы и на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство ОУ, в том числе с использованием дистанционного обучения. | В течение года (2017-2018) | Администрация, педагоги, специалисты |
3.2. | Разработка индивидуальных образовательных маршрутов | В течение года (2017-2018) | Классные руководители, специалисты и педагоги школы |
3.3. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий (консультаций, тренингов, дополнительных занятий для детей, испытывающих трудности в школьной адаптации) | В течение года (2017-2018) | Педагог-психолог, классные руководители, специалисты школы |
3.4. | Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий | В течение года (2017-2018) | Заместители директора, классные руководители, специалисты и педагоги школы |
Учителя |
3.5. | Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в проект по инклюзивному образованию | В течение года (2017-2018) | Педагоги |
3.6. | Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях | В течение года (2017-2018) | Педагоги |
3.7. | Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов | В течение года (2017-2018) | Педагоги, психолог |
3.8. | Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам | В течение года (2017-2018) | Администрация, педагоги, специалисты |
3.9. | Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений, проведение уроков доброты | В течение года (2017-2018) | Заместители директора, классные руководители |
3.10. | Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями - предметниками | В течение первого полугодия (2017-2018) | Администрация, педагоги, специалисты |
Заключение
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование – учебный процесс – контроль – анализ – коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Литература
1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007
2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта «Юридическая защита прав инвалидов в России». РООИ «Перспектива». 2005.
Ресурсы Интернета
1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 год http://kchr.ru/news/detailed/16138/
2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314
3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа «Доступная среда» 2011-
Приложение 1
Программа работы клуба для родителей, имеющих детей с ОВЗ
«Мы вместе»
Пояснительная записка
Индивидуальность ребенка формируется в семье. Создание единой благоприятной воспитательной среды «семья-школа-семья» необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в поддержке и помощи педагогов и узких специалистов. Нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях о специфике поведения, особенностях психофизического развития детей, способах поддержки и помощи в обучении и т.п. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем детей с ОВЗ. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.
Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц в течение учебного года.
Цель: оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощи в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи клуба:
• оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
• формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
• формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
• повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
• просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
• пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы:
Привлечение специалистов:
• педагог-психолoг
• врач
• социальный педагог
План работы родительского клуба «Мы вместе» на учебный год
№ | Тема | Форма проведения | Дата |
1 | «Возьмёмся за руки, друзья» | круглый стол встреча со специалистами | сентябрь |
2 | Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья | Тематическая лекция, тренинг | октябрь |
3 | В нашей семье особый ребенок | психологическая гостиная | ноябрь |
4 | Встреча Нового года | совместное праздничное мероприятие | декабрь |
5 | Нам требуется помощь… | Правовой лекторий, психологический тренинг | январь |
6 | Умелые руки живут не для скуки | выставки увлечений и достижений детей | февраль |
7 | Воплотим мечты в реальность… | деловая игра | март |
8 | Неразлучные друзья – взрослые и дети. | групповое занятие | апрель |
Планируемые результаты:
Дети:
• положительная адаптация к условиям ОУ;
• положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения;
• приобретение социального опыта вне дома.
Родители:
• достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
• получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
• адекватные установки в отношении перспектив ребенка;
• гармоничные отношения родителей и детей;
2015 годы http://edu-pmpk.ru/