
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Школа-интернат № 86»
Проект
« Музыкальный подарок Деду Морозу»
Обучение детей младшего школьного возраста с ОВЗ
игре на детских музыкальных инструментах
Разработала:
Шаповал Марина Владимировна
учитель музыки
Нижний Новгород
2017год
ПРОЕКТ
«Подарок деду Морозу»
Обучение детей младшего школьного возраста с ОВЗ игре на детских музыкальных инструментах
Содержание:
- Актуальность, цель и задачи проекта
- Этапы проекта, содержание деятельности
- Организационно-методическая работа
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Игры с музыкальными звуками – это творчество-исследование. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Вовлечение младшего школьника в действие с музыкальными инструментами дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к музыкальным звукам, позволяет им быть непосредственным творцом музыки, развивает в детях эстетические чувства.
В соответствии с требованиями ФГОС целью образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка» является формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности. Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Одним из разделов учебной программы посвящен обучению детей игре на музыкальных инструментах, в котором в частности сказано, что на уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, колокольчики, барабан, маракас, металлофон. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить правильным приемам звукоизвлечения.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения. Именно поэтому в программе уделяется особое внимание этому разделу. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального напряжения.
В ФГОС уделяется большое внимание интеграции общего и дополнительного образования, а так же взаимодействие с родителями. Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии общего и дополнительного образования, способной оперативно дать конкретный образовательный результат:
Формирование единого воспитательного пространства.
Социализация личности.
Формирование духовно-нравственных качеств у школьников.
Развитие творческих способностей обучающихся.
Обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Исходя из вышеперечисленного, считаю проект актуальным.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Развитие музыкальных, творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
ЗАДАЧИ:
1. Обучающие:
1.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
2.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
3.Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Развивающие:
1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3.Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
2.Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
3.Воспитание творческой инициативы.
Коррекционные:
1.Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии
2. Социокультурные:
1. Расширять рамки инеграции с внеурочной деятельностью.
2. Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта
ТИП ПРОЕКТА: творческий, краткосрочный
СРОКИ: октябрь - декабрь
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Учитель музыки Шаповал Марина Владимировна
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 1 «А» класса, учитель музыки, педагог учитель начальных классов Шиляева Наталья Николаевна, родители
ОСНОВА ПРОЕКТА: Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством обучению его игре на детских музыкальных инструментах, выявление способных детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В результате совместной музыкальной деятельности у младших школьников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Итоговое выступление на Новогоднем празднике, конкурс рисунков «Мы рисуем музыку»,
фотопрезентация «Наш оркестр».
МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ: Фотоаппарат, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, видео-, сканер, телевизор. Детские музыкальные инструменты: мелаллофон, колокольчики.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СРОКИ |
1 ЭТАП Подготовительный | -Работа с методической литературой; -Подбор музыкального репертуара; -Разработка перспективно-тематического плана, разработка конспектов уроков. -Диагностика музыкально-творческих способностей учащихся -Подбор и создание дидактических пособий и раздаточного материала | Октябрь |
2 ЭТАП Основной | -Цикл развивающих заданий по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах. -Индивидуальные занятия, помогающие детям показать свои способности, проявить знания и умения в игре детских на музыкальных инструментах -Мастер класс для учителя, на котором он учатся играть на музыкальных инструментах, для дальнейшей помощи детям | Ноябрь |
3 ЭТАП Итоговый Заключительный | -Выступление на новогоднем празднике конкурс рисунков «Мы рисует музыку», оформление фотовыставки, презентация «Наш оркестр». | Декабрь |
ОРГАНИЦАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Реализация проекта
Идею проекта мне подсказали сами ребята. На уроке зашла речь о Новом годе и о том, что Дед Мороз дарит детям подарки. Дети предположили, что Дед Мороз будет рад, если сами ребята подарят ему подарок. Я развила их мысль и натолкнула на то, что подарок может быть музыкальным. Кто- то предложил сыграть для деда Мороза на музыкальных инструментах. Так родилась идея создать оркестр музыкальных инструментов.
Предварительная работа
В начале учебного года мной была проведена диагностика ЗУН по предмету «Музыка», в результате которой были определены уровени развития знаний, умений и навыков детей.
Мониторинг ЗУНов по предмету «Музыка»
1 «А» класс
Ф.И. учащегося | Восприятие музыки | Пение | Знание элементов музыкальной грамоты | Музыкально-творч. проявления | Игра на муз.инструментах | Средний балл | Динамика |
Период | 1 Нач. года | 2 Сер. года | 3 Кон. года | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
1.Карманов Даниил | 5 | 4 | | 5 | 5 | | 5 | 5 | | 5 | 4 | | 5 | 4 | | 5 | 4.4 | | |
2. Гаврилов Тимофей | 4 | 3 | | 4 | 3 | | 5 | 4 | | 4 | 4 | | 4 | 3 | | 4,6 | 3,4 | | |
3. Лещинский Степан | 4 | 3 | | 4 | 3 | | 5 | 4 | | 4 | 4 | | 4 | 3 | | 4,6 | 3,4 | | |
4. Овчарова Екатерина | 4 | 3 | | 3 | 3 | | 5 | 4 | | 4 | 4 | | 4 | 3 | | 4 | 3,4 | | |
5. Сидорова Дарья | 4 | 3 | | 3 | 3 | | 5 | 4 | | 4 | 4 | | 4 | 3 | | 4 | 3,4 | | |
6.Кирьянов Алексей | 4 | 3 | | 3 | 3 | | 5 | 4 | | 4 | 4 | | 4 | 3 | | 4 | 3,4 | | |
1 уровень – оптимальный 4 уровень – ниже среднего
2 уровень – выше среднего 5 уровень – низкий
3 уровень – средний
В соответствии с Программой по предмету «Музыка» на уроках дети знакомились с различными свойствами музыкальных звуков, узнавали, что звуки бывают громкие и тихие, высокие и низкие, долгие и короткие. Знакомились с понятиями «Ритм», «Темп», «Мелодия», с движением мелодии вверх и вниз, плавное и отрывистое движение мелодии. Дети знакомились с музыкальными инструментами, в частности с металлофоном. Разьъяснялись понятия « Один инструмент и много», «Оркестр» . В урочное и внеурочное время с детьми проводились музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по ритму», «Узнай свой инструмент», «Угадай мелодию» и др.
Организация проектной деятельности
Детей знакомили с металлофоном и приемам игры на нем. Как раз кстати были приобретены новые металлофоны с цветными пластинками, где определенной ноте соответствует определенный цвет.
Учитывая уровень музыкального развития детей данного класса, я предположила, что дети успешно справятся с поставленной задачей и смогут не просто извлекать звуки, но и разучить мелодию, используя визуальную цветовую поддержку. Мы совместно с детьми решили разучить русскую народную мелодию «Калинка». Для этого были изготовлены специальные дидактические пособия с ритмом песни, где черными длинными полосками обозначались долгие звуки, а короткими соответственно короткие звуки.
ФОТО
А так же пособие с мелодией, где с помощью полосок разного цвета и размера выложена мелодия песни.
ФОТО
Сначала дети осваивали ритмическую версию мелодии, затем и мелодию по цветным пластинкам. Параллельно с уроками дети закрепляли ЗУНы во внеурочной деятельности с педагогом. В результате работы было выявлено, что не все учащиеся осваивают данный материал в равной степени. Я провела диагностику знаний, умений и навыков игры на музыкальных инструментах.
Диагностика ЗУН по обучению игре на музыкальных инструментах
1 «А» класс начало учебного года
Ф.И.учащегося | Знание инструментов | Владение приемами игры | Чувство ритма | Звуко высотный слух | Передача мелодии | Игра по одному | Игра в ансамбле |
1.Карманов Даниил | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
2. Гаврилов Тимофей | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. Лещинский Степан | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. Овчарова Екатерина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5. Сидорова Дарья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6.Кирьянов Алексей | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
1 уровень – высокий
2 уровень – средний
3 уровень – низкий
Учитывая разный уровень развития детей, то, что проект краткосрочный и для того, чтобы в оркестре участвовали не только металлофоны, но и другие инструменты, я разделила детей на три подгруппы. 1 подгруппа: Степан и Тимофей играют мелодию полностью, Дарья и Екатерина играют в средней части аккомпанемент из двух звуков на двух пластинках, а Даниил и Алексей играют на колокольчиках. Затем начался процесс изучения и закрепления материала. Учитывая то, что по ФГОС уроки музыки в 1 классе 2 раза в неделю, это позволило в течение нескольких уроков, а так же во внеурочной деятельности, включать раздел игры на музыкальных инструментах. Дети играли с большим энтузиазмом как по одному, так и вместе, ведь не секрет, что дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Когда дети освоили музыкальный материал, они выступили на Новогоднем празднике перед Дедом Морозом, получив при этом эстетическое удовольствие. Так же на празднике присутствовали родители, которые так же получили радость от выступления детей. Ну и конечно же Дедушка Мороз был очень доволен музыкальным подарком.
В классе была организована выставка детских рисунков на тему «мы рисуем музыку» и фотовыставка «Наш оркестр».
ФОТО
ВЫВОД: Результат проектной деятельности имеет положительный результат. Совместная проектная деятельность позволяет в короткий срок решать сразу несколько поставленных задач и доставлять удовольствие от проделанной работы всем участникам проекта.