СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект реализации Национальной системы учительского роста

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект реализации Национальной системы учительского роста

Просмотр содержимого документа
«Проект реализации Национальной системы учительского роста»


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ




Кафедра общей и педагогической психологии





Практико-значимая работа на тему


Проект реализации Национальной системы учительского роста

в МБОУ Биокомбинатовской СОШ п.Биокомбината ЩМР МО










Выполнил слушатель

стажировочной площадки

заместитель директора по УВР

МБОУ Биокомбинатовской СОШ

п.Биокомбината ЩМР МО

Гамзина О.Н.


Руководитель: преподаватель профессор Олиференко Л.Я.


Москва, 2017 г.




Введение



В процессе перехода на ФГОС начального и общего образования учителя испытывают существенные затруднения в практическом применении требований стандартов. Составление образовательных программ, разработка системы обучающих заданий, внедрение системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности обучающихся, изменение системы взаимодействия участников образовательного процесса – это далеко не полный перечень задач, решать которые приходится современному педагогу.

Одновременно, в условиях создания нового облика системы образования, повышаются требования к личности педагога, его профессиональным качествам.

Наша школа, являясь единицей данной системы, не может ни стать на путь реализации Национальной системы учительского роста, как способа модернизации образования, в части изменения его качества.

Теоретическая часть


Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) отмечено, что из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования. Поставлена задача создания нового облика системы образования как системы, создающей условия, возможности для личностного и профессионального развития при гарантии их качества. Личностно ориентированная модель образования, позволят существенно повысить конкурентоспособность личности, образовательных институтов.

В июне 2015 года Министерством образования и науки Российской Федерации представлена на обсуждение «Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года», которая представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение возможностей по реализации права взрослого населения Российской Федерации на образование в течение всей жизни.

Непрерывное образование взрослых невозможно без изменения системы образования в целом.

На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования Президент РФ В. В. Путин отметил: «Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования».

По итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования Президентом РФ, Правительству был дан ряд поручений.

Одно из них, самый важный из них (на мой взгляд) - обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов.

В этой связи на госсовете было предложено создать общенациональную систему профессионального роста учителей.

Направления:

Первое – это внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям стандарта;

Второе – это внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту.

Третье, касалось системы оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала.

В ближайшее время в России планируется создать национальную систему учительского роста (далее –НСУР).

Минобрнауки России продолжает работу над проектом "дорожной карты" формирования НСУР. В частности, уточняется перечень нормативных правовых актов, в которые планируется внести изменения, ведь решение некоторых обсуждаемых задач относится к компетенции многих ведомств. Говорить о национальной системе, как уже создаваемой или созданной, пока рано.

Однако отдельные элементы этой системы уже созданы и апробированы.

Например, внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, является частью концепции непрерывного образования взрослых, которому способствует активное внедрение современных образовательных технологий, включая открытое образование, электронное обучение, дистанционные и мобильные технологии.

Непрерывное образование взрослых осуществляется через:

- освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);

- обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций («неформальное образование»);

- индивидуальную познавательную деятельность («самообразование» или «информальное (спонтанное образование»).


Интегрированная модель непрерывного образования – это модель профессионального развития основой которой является непрерывное образование как интеграция формального, неформального и информального обучения. Данная модель обучения реализуется в разных формах: традиционное формальное образование; обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций («неформальное образование»); индивидуальная познавательная деятельность (самообразование» или «информальное образование»).


В школе имеют место быть, на сегодняшний день, следующие модели непрерывного обучения:

- Модель параллельного включения неформального образования в формальное предполагает, что неформальное обучение реализуется параллельно с формальным, что позволяет освоить формальную программу по времени значительно быстрее.

Заместитель директора по учебно-методической работе, курирующий повышение квалификации педагогов, имея информационный ресурс, содержащий планы, графики различных форм повышения квалификации, предлагаемых образовательными организациями, в том числе школами Московской области, доводит до сведения педагогического коллектива данную информацию, что позволяет педагогу, осуществляющему формальное обучение, сделать самостоятельный выбор формы неформального обучения в рамках имеющегося ресурса. Более опытные педагоги имеют свои информационные ресурсы, которыми также делятся с коллегами.

- Модель дефицита П. Джексона.

Нововведения в образовательных организациях порождают профессиональные дефициты у педагогов. Предполагается, что учительский профессионализм растет дискретным образом - от одного дефицита к другому, от одного курса повышения квалификации до другого. Суть модели состоит в том, что учителям надо давать знания и навыки, которые у них отсутствуют, но становятся необходимыми в конкретной ситуации.

Организатор повышения квалификации в школе уже в этом учебном годы выстраивала программу повышения квалификации (формальную), посещение семинаров, круглых столов, участие в вебинарах и др., ориентируясь на дефициты педагогов в условиях сегодняшнего изменяющегося законодательства.

В качестве примера можно показать следующие две ситуации:

  1. В школе с 01.09.2017г. обучаются в 1 классе два ребенка с ОВЗ по СИПРу. Программа обучения детей предполагает наличие дефектологического образования у педагогов. С 01.09.2017 г. В штат школы был принят педагог, заканчивающий обучение по квалификации «Дефектология» и один педагог, имеющий квалификацию «Логопедия с дополнительной специальностью Олигофренопедагогика».

  2. Контингент родителей в школе изменяется в связи с заселением близких к школе новостроек. При адаптации в школе детей и родителей часто возникают конфликтные ситуации, повернуть которые в «мирное» русло или разрешить полностью коллективу школы сложно. Возникшая проблемы привела к необходимости обучения на курсах по программе профессиональной подготовки «Конфликтология» двух администраторов и педагога-психолога.

- Модель «Mentoring».

Модель «Mentoring» или "обучение на опыте" - предполагает индивидуальное и групповое обучение на рабочем месте - (наставничество, стажировка, инструктаж, практические занятия и др.).

С сентября 2017 года в школе работают 6 молодых педагогов и 4 вновь пришедших работать в школу учителя, имеющие значительный перерыв в работе. Данная модель позволяет наиболее эффективно и в кратчайшие сроки достичь необходимого результата в повышении квалификации таких педагогов. Данная модель реализуется через наставничество (за каждым вновь пребывшим педагогов закреплены наставники, которые их курируют по различным направлениям), через инструктажи, проводимые администрацией (по оформлению бумажного журнала, по ведению электронного журнала, по ведению иной документации педагога и др.), через мастер-классы более опытных педагогов.


Муниципальные и региональные образовательные сети


Повышение квалификации педагогов школы совершенно точно не обходится в нашей школы без муниципального методического центра и регионального сетевого объединения.

С 2000 года непрерывное повышение квалификации и уровня профессионального мастерства педагогических работников образовательных учреждений Щёлковского муниципального района позволяет осуществить МБУДПО "Учебно-методический образовательный центр" Щёлковского муниципального района Московской области. Благодаря данной методической службе Щелковского наши педагоги своевременно получали формальное образование и повышали свою квалификацию, проходя аттестацию на категорию.

Через МБУДПО «УМОЦ» в 2016-2017 учебном году повысили квалификацию, посетили круглые столы и семинары посредством координации центра 34 педагога. Проходят переподготовку 5 учителей по разным образовательным программам. Прошли защиты на квалификационную категорию 2 педагога, 1 педагог-психолог и 1 заместитель директора.

Сетевое объединение образовательных учреждений регионального и муниципального уровней Московской области, реализующих программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, которые на основе анализа образовательного спроса, выявленного через региональную информационную систему повышения квалификации (РИНСИ)- это способ быстро и за бюджетные средства использовать возможность выбора модульных учебных программ, предоставляемых участниками сетевого объединения повышения квалификации, а также сеть способствует повышению качества представляемых образовательных услуг на основе единых требований к структуре и содержанию программ дополнительного профессионального образования.

Координатор сетевого объединения образовательных учреждений Московской области и региональный оператор РИНСИ - АСОУ ДПО.

В школе прошли обучение посредством регионального сетевого объединения 21 педагог. Из них: проходят переподготовку - 4, повысили квалификацию - 17.


Практическая часть


На уровне образовательных организаций необходимо развивать механизмы материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, стимулирующих развитие и непрерывный профессиональный рост педагогических работников, а также организовать работу по повышению профессиональной компетенции педагогов на основе выявленных затруднений в педагогической деятельности проектирования индивидуальной траектории профессионального роста педагога.


На уровне учителей это означает, что должны произойти три вещи.

Учителя должны осознавать имеющиеся в их работе недостатки. В большинстве случаев это предполагает осознание не только своих методов работы, но и того, что лежит в их основе.

Анкетирование, проведенное среди педагогов школы (всего в анкетировании приняло участие 20 педагогов, из них 4 – молодых специалиста, 2 – специалисты, пришедшие на работу в школу через значительный перерыв) для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО, позволило выявить следующее (таблица 1 в Приложении):

- Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС? – «да» ответили 90% опрашиваемых;

-Способны ли Вы использовать опыт творческой деятельности других учителей? – «да» ответили 95% опрашиваемых.


Данные результаты мы можем оценить следующим образом: педагоги понимают, что необходимо повысить квалификацию, им недостаточно компетенций, которыми они владеют и они готовы учиться в том числе на опыте других, более подготовленных коллег.


Настораживает личностная оценка педагогов:

-Способны ли вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и учитывать в педагогической деятельности требования к организации образовательного процесса, изложенные в новых стандартах?

– «да» ответили 60% опрашиваемых;

-Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на стандарты нового поколения? – «да» ответили 75% опрашиваемых.

Среди сомневающихся в себе педагогов, кроме молодых специалистов, оказались учителя с большим педагогическим опытом.


Каждый учитель должен овладеть пониманием передовых методик. Наш опрос показал неплохие результаты:

-Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении? – «да» ответили 80% опрашиваемых;

-Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся? – «нет» ответили 85% опрашиваемых;

-Испытываете ли Вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения? – «нет» ответили 80% опрашиваемых.

20% и 15% по выбору и владению методик преподавания соответственно показали молодые специалисты и вновь прибывшие в школу

Таким образом, выявив профессиональные затруднения педагогов в повышении квалификации мы строим модель непрерывного образования педагогического коллектива школы.


Параметры модели

Оценочные показатели

Первый уровень. Качество условий, в которых функционирует внутришкольная система повышения квалификации педагогов

Нормативно-правовое обеспечение (пересмотр локальных актов, принятие приказов на новый учебный год, в связи с изменяющимся законодательством)

Финансирование

Санитарно-гигиенические условия

Морально-психологические условия

Второй уровень. Качество параметров системы повышения квалификации. Качество субъектов внутришкольной системы повышения квалификации

Для членов администрации:

- анализ ситуации, целеполагание, моделирование, планирование, организация, контроль и др.

Для педагогов:

- сформированность (несформированность) комплекса мотивов профессионального развития;

- совпадение (несовпадение) профессиональных запросов и потребностей;

- адекватная (неадекватная) профессиональная самооценка;

- уровень знаний педагогики, психологии, методики;

- профессиональная компетентность;

- наличие (отсутствие) профессионально-личностной позиции

Качество содержания внутришкольной системы повышения квалификации

Психолого-педагогический блок. Который ориентирует педагогов на приобретение базовых теоретических знаний об инновационных процессах в российской и мировой психологии и педагогике. О сущности профессионально-творческого саморазвития. О механизмах и компонентах развития индивидуального стиля педагога.

Блок информационной культуры педагога включает в себя информационную компетентность педагога и использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания. Интеграция педагогической науки и практики влечёт за собой качественные изменения образовательного пространства. Появляется новый спектр инструментов и средств совместной работы педагогов и учащихся.

Блок обновления знаний и умений в определённой отрасли науки и практики в соответствии с задачами модернизации образования, формой повышения квалификации педагогов в предметном аспекте. После знакомства с достижениями науки и практики в конкретной сфере, с новаторскими методиками обучения, может быть, особый вид консультирования и руководства деятельностью педагогов в процессе обучения

Качество процессов, протекающих в системе повышения квалификации педагогов

Качество процессов оценивается в двух плоскостях: обеспечение функционирования (стабильность) и обеспечение развития (динамика) внутришкольной системы повышения квалификации

Качество организации повышения квалификации педагогов

Качество организации внутришкольной системы повышения квалификации оценивается по уровню обеспечения непрерывности профессионального развития и её личностной ориентированности

Качество форм и средств повышения квалификации педагогов

Непрерывность повышения квалификации требует создания организационных условий, при которых происходит формирование и развитие личности педагога, его профессиональный рост. Для организации непрерывности образования используются разнообразные формы и средства, такие. Которые бы отвечали требованиям модернизации российского образования до 2020 года.

3-й уровень. Качество результатов повышения квалификации педагогов

Важный показатель результативности системы повышения квалификации – темпы профессионального развития педагогов. Чем быстрее учитель становится высокопрофессиональным специалистом, мастером своего дела, тем выше качество результатов внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала образовательного учреждения


Но каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений, у учителей должны быть высокие ожидания, разделяемые всеми понимание цели и, главное, коллективная вера в их общую способность улучшить образование детей.


Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба.

Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы.



Результат обучения педагога, повышения его квалификации отражается в качестве обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.

Оценить качество обучения позволяет непрерывный внутришкольный, районный и региональный контроль, проводимый посредством диагностических работ, ВПР, Комплексных проверочных работ, ОГЭ, ЕГЭ и др.

Учащиеся школы на протяжении многих лет показывают стабильные результаты учебной деятельности. Об этом свидетельствуют мониторинговые карты.


В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.


Заключение


Таким образом, основываясь на вышесказанном, приходим к следующим выводам.

В настоящий момент говорить о реализации Национальной системы учительского роста рано. Система только начала свое формирование, хотелось бы отметить, что находится пока на стадии формирования законодательной базы. Она не создает абсолютно новые элементы, а позволяет модернизировать уже имеющийся практический опыт по повышению квалификации педагога, но с внедрением современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям стандарта педагога и стандарта образования; изменить имеющийся механизм материального стимулирования, внедрив более эффективный механизма поощрения качественного, творческого учительского труда, позволяющий создавать стимул к развитию, к непрерывному профессиональному росту; модернизировать системы оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала и сделать это наиболее открытым способом.

Все это позволяет нам надеяться на то, что тот, ради которого существовавшая десятилетия система образования России, меняется, получит возможность в любой момент своей жизни стремиться к знаниям и получать их.


Таблица 1

Результаты анкетирования выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС



Вопрос

Да

Нет, отчасти

Достаточно ли Вы информированы о стандартах нового поколения?

16

(80%)

4

В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?

13

(65%)

7

Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении?

16

(80%)

4

Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся?

3

17

(85%)

Способны ли Вы использовать опыт творческой деятельности других учителей?

19

(95%)

1

Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС?

18

(90%)

2

Испытываете ли затруднения в составлении рабочих программ?

1

19

(95%)

Способны ли вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и учитывать в педагогической деятельности требования к организации образовательного процесса, изложенные в новых стандартах?

12

(60%)

8

Испытываете ли Вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения?

2

18

(80%)

Испытываете ли Вы проблемы в связи с необходимостью учета психологических особенностей учащихся в образовательном процессе?

1

19

(95%)

Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на стандарты нового поколения?

15

(75%)

5






Список литературы


  1. Поручение Президента (Госсовет 23 декабря 2015 г.) Правительству Российской Федерации.

  2. Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы

  3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года


Электронный ресурс

  1. http://tcor.ucoz.ru/vospitat_rab2/proforientacz/feder_ur/poruchenie_prezidenta.pdf

  2. http://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf

  3. http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095

  4. http://стандартпедагога.рф/article.php?id=8