Проект
"Русским чаем
душу согреваем"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное уреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 33 п. Новый Надеждинского района»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное уреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 33 п. Новый Надеждинского района»
Воспитатель
Бутолина Татьяна Леонтьевна
п. Новый, Надеждинский район, Приморский край
Российская Федерация
2016
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- Название проекта: «Русским чаем душу согреваем»
- Вид проекта: познавательно-исследовательский, музыкальный, игровой, творческий.
- Девиз проекта: «Чай – это «огонь жизни и самое мудрое из растений» »
- Продолжительность (сроки реализации) - 2 месяца
- Автор проекта - Бутолина Татьяна Леонтьевна
- Место проведения проекта – МБДОУ ЦЦР ДС № 33 п. Новый
- Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители.
- Целевая аудитория – дети подготовительной группы и их родители
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
- Актуальность:
- Рассказывая детям о полезных продуктах, о пропаганде здорового образа жизни, убедилась, что многие дети, употребляя чай ежедневно, почти ничего не знают о нем. Мы пьём чай каждый день. Чай — это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Чаепитие укрепляет дружбу. Церемония чаепития является частью культуры народов. Для многих народов он также необходим и не заменим, как хлеб. Таким образом, возникла идея разработать проект «Русским чаем душу согреваем». Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия чем увлекательные русские сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки. А также, красочные предметы декоративно-прикладного творчества, художественная живопись.
ПРОБЛЕМА
- Чай мы привыкли пить всегда – зимой чтобы согреться, летом удалить жажду. Угощаем чаем гостей, приходящих в дом. Но позабылись многие традиции русского чаепития, дети, а зачастую и взрослые не знают откуда появился чай и какие обычаи, связанные с чаем есть у разных народов. Очень часто мы покупаем чай, не задумываясь о разнообразии сортов чая и способах его заварки.
Цель:
познакомить детей с историей появления чая;
формировать дружеское отношение к людям других национальностей;
воспитывать культурно-гигиенические навыки, культуру поведения за столом;
Задачи:
углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;
развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;
формировать навыки исследовательской деятельности;
приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
Ожидаемые конечные результаты:
В результате реализации проекта дети будут знать:
такое понятие как традиция, приготовление национальных блюд и напитков;
историю распространения чая по миру;
характерные особенности различных сортов чая;
рецепты заваривания чая;
правила русского гостеприимства
текст
У них разовьётся:
умение заваривать чай разными способами;
речь и обогатится словарный запас;
интерес к экспериментированию;
трудовые умения и навыки – умение планировать свою трудовую деятельность;
отбирать материалы, необходимые для работы;
мелкая моторика рук.
Дети приобщатся:
к традициям разных народов – чайные церемонии;
к литературному наследию русского народа пословицам, поговоркам, стихам и песням о чае;
к творчеству русских художников, изображавших чаепитие.
Ресурсное обеспечение проекта :
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 273 – ФЗ «Об образовании»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2015 № 91;
СанПиН 2.4.1.3049 – 13;
Письмо Минобразования России от 14.03.2000 №65/23-16 “О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (образовательная область «Музыка»);
Устав МБДОУ ЦРР ДС №33 п. Новый.
Информационное обеспечение:
трансляция педагогического опыта по данной теме в СМИ района; размещение продуктов реализации проекта на сайте МБДОУ ЦРР ДС №33 п. Новый, участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн – форумах по данной теме;
публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.
Организационное обеспечение:
сотрудничество с социумом по совместным планам; анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта; работа по управлению деятельностью участников проекта.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер, фотоаппарат, Интернет, самовары, посуда, музыкальные инструменты, СД-диски, экран, детские русско-народные костюмы, чашки, блюдца, чайник, глобус, карта мира.
Методическое обеспечение:
«От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304с.
Этапы реализации проекта:
• Подготовительный
• Основной
• Заключительный
Проект включает в себя такие образовательные области как: социализацию, труд, коммуникацию, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыку.
1 этап – подготовительный .
Срок реализации: ноябрь 2016 г.
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Подбор художественной литературы по теме (загадки,стихи)
5. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
6. Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – практический .
Срок реализации: ноябрь 2016 г.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Русским чаем душу согреваем». Включает в себя:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Содержание:
1. Просмотр презентаций: «Чай», «Как растёт чай», «Как делают чай», «Чайные церемонии», «Самовары», «Пых, пых самовар».
2. Опыты с чаем: рассматривание разных сортов чая; замачивание чая; рассматриваем, какого цвета стала заварка после заваривания разных сортов чая.
3. Беседы «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».
4. Чтение художественной литературы: В.Кужелёва «Сказка о том, как Иван-чай лень прогнал»; Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар».
текст
5. Дидактические игры: «Четвёртый лишний»; «Кто, с чем чай пьёт»; «Что положим в чай?».
6. Рисование «Чайный сервиз», «Самовары», «Укрась тарелочку».
7. Конструирование «Любимая кружка».
8. Лепка «Самовар»
9. Лепка «Чайный сервиз».
10. Игровое упражнение «Сервируем стол».
11. Дидактическая игра «Ты предметы выбирай, пользу чая называй».
12. Разучивание песен «Приглашение на чай», «Пых-пых самовар», частушек, поговорок, пословиц.
13. Изготовление коллективной поделки «Самовар», «Чайные кружки», «Веселые ложки» из бросового материала.
В работе с родителями:
Оформление фотостенда «Домашние традиции»
Изготовление конфет из пластелина.
Фоторепортаж домашнего чаепития.
Угощения к чаю.
Мастер-класс «Изготовление народной тряпичной куклы «Барыня»».
Папка – раскладушка «Приятного всем чаепития»
3 этап – заключительный
Срок реализации: декабрь 2016 г.
1. Создание «Коллекция чайных пакетиков».
2. Чаепитие с детьми.
3. Организация выставки для родителей.
4. Презентация проекта. «Праздник чая» Обобщение положительного опыта.
Итоговое мероприятия. Презентация проекта.
Продукт проекта:
Поделки детей и их родителей
Коллекция чая
книжки-малышки. Рисунки детей
Фотоотчет «Мы за чаем не скучаем»
Презентация
Результат:
Работа в проекте всех участников привела к расширению кругозора и умений не только детей, но и их родителей. Дети узнали больше об истории чая, о традициях чаепития на Руси, о русском гостеприимстве. А значит, в процессе участия в проекте дети стали более общительнее, добрее, нравственнее. У детей формируется гордость за своих предков, любовь к своей Родине. А это и есть развитие личности.
Список источников и литературы:
1. В. Г. Малевич. Чай. Иллюстрированная энциклопедия. Издательство: Харвест, 2008 2. В. М. Семенов Все о чае и чаепитии. Новейшая чайная энциклопедия. Издательства: Флинта, Наука, 2006 г.
3. В. В. Похлебкин. Чай. Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
4. Ежикова Т.А., Кляйн Т.Я. В гости праздник к нам пришёл.- Волгоград: Учитель, 2001.-5. Журнал. Добрые советы сентябрь, 2006, с.72.
6. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской «народной культуры» - СПБ.: Детство -Пресс, 2002.
7. Колесниченко Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. Издательства: АСТ, Сталкер, 2006 г.
8. НеслуЧАЙная церемония. Серия: Вкусно. Быстро. Доступно. Шаг за шагом. Издательство: Эксмо, 2008 г.
9. Репродукции картин:
Богданов-Бельский "Новые владельцы"; Кустодиев Б. "На террасе", "Купчиха, пьющая чай"; Коровин Н.П. «За чайным столом»; Стожаров В.Ф. "У самовара"
Интернет ресурсы:
http://www.chay.info/
http://www.istoriyachaya.ru/
http://prochaj.ru/
http://teatips.ru/
текст
ФОТОМАТЕРИАЛ
текст
текст
текст
текст
текст
текст
текст
Спасибо
за внимание