СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Семейное физическое воспитание как народная традиция»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта.

 Современная отечественная педагогика рассматривает семью как фундаментальную социальную ячейку общества, а «главной, центральной» ее функцией считает воспитание детей. Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Ребенок дошкольного возраста испытывает большую потребность в движении. Именно в этот период интенсивно формируются двигательные навыки. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Семейное физическое воспитание как народная традиция»»

Старший воспитатель ДОУ: Долматова Ольга Владимировна.


Тема проекта:

«Семейное физическое воспитание как народная традиция»

Актуальность проекта.

Современная отечественная педагогика рассматривает семью как фундаментальную социальную ячейку общества, а «главной, центральной» ее функцией считает воспитание детей. Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Ребенок дошкольного возраста испытывает большую потребность в движении. Именно в этот период интенсивно формируются двигательные навыки. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными.

Для дошкольников гораздо веселее, приятнее и интереснее и полезнее заниматся физической культурой совместно с родителями. Проведение совместно с родителями физкультминутки, зарядки в той или иной форме будет интересно ребенку любого возраста, а также полезно самим родителям. Состояние семейного физического воспитания во многом зависит от активности занятий физической культурой родителей.

«Что касается народных традиций семейного физического воспитания, то они во многом утрачены, а в большинстве случаев практически сошли на нет. В традиционном обществе физическое воспитание детей в большой степени осуществлялось в рамках семьи. В Грузии каждый мужчина был обязан тренироваться сам и тренировать младших. В Сибири мальчик с 12 лет ходил на охоту с отцом или старшим братом, а в 14-15 лет шел в тайгу самостоятельно. Чукчи начинали приучать сыновей с 8-10-летнего возраста к охоте и рыбной ловле, а в 10-12 лет отправляли их на самостоятельный промысел. В 3-4 года мальчики племени кубу (Африка) могли охотиться на птиц и управлять лодкой. У племени манус (острова южной части Тихого Океана) дети получают небольшое, но настоящее каноэ в 3 года, когда они уже прекрасно плавают. В Средней Азии у кочевых народов ребенок умел ездить верхом, а на островах Океании - плавать прежде, чем ходить. В корякских преданиях отец часто выступал как тренер своего сына. Народное физическое воспитание на Северном Кавказе осуществлялось в 5 этапов: 1-й - до 3 лет, 2-й - 3-6 лет, 3-й - 7-12, 4-й - 12-16, 5-й - 16-18 лет. Первые 2-3 этапа проходили в рамках семейного воспитания. Чукотские малыши с пеленок воспитывались как будущие воины, охотники, промысловики. При рождении сына у донских казаков был обычай дарить "на зубок" стрелу и лук, а позднее – ружье».

В народной педагогике физическое воспитание осуществлялось параллельно с трудовым, патриотическим, нравственным, экологическим, эстетическим воспитанием. Народная физическая культура играла существенную роль в социализации личности. Семья и родственники представляли собой социальные группы, осуществляющие первичную социализацию путем непосредственного воздействия на ребенка. Отец, старший брат или другой родственник мужского пола готовили из маленького мальчика сильного телом и духом мужчину (воина, отца, кормильца семьи), а мать или какая-то другая старшая родственница были в ответе за телесное и морально-нравственное формирование будущей матери, жены, хозяйки и т.д.

Все вышеизложенное позволило нам определить цель данного проекта.

Цель проекта: Социализация личности ребенка средствами народной физической культуры.

Теоретическое обоснование проекта.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова здоровье определяется как «Правильная, нормальная деятельность организма».

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляются преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения, в том числе в области психофизического воспитания ребенка и формирования у него здорового образа жизни.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Известный врач Н.М. Амосов рассматривает физическое здоровье в тесной взаимосвязи с нравственным здоровьем. «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым».

Семейное воспитание, по мнению В.Д. Семенова, возможно только при взаимодействии душ родителей и детей.

Академик А.С. Белкин утверждает, что общение с родителями - "главная потребность ребенка". При этом он ссылается на английского психиатра Д. Боули и американского психофизиолога Н. Миллера, которые указывают на негативные изменения в психике и характере, вплоть до склонности к асоциальному поведению, детей, оторванных от родителей, особенно от матери. Далее автор обращается к родителям: "С ребенком необходимо играть!". Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как "с ребенком надо вместе заниматься физкультурой".

Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями.

Основная гипотеза проекта.

Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам формирования физического, психического и духовно-нравственного здоровья, а также социализации ребенка в современном мире возможно в ходе проведения комплексной работы по семейному физическому воспитанию, повышению активности родителей при подготовке и проведении всех организуемых в детском саду совместных мероприятий.

Задачи проекта:

  • Возрождение традиций семейного физического воспитания как основы формирования личности;

  • Создание благоприятных условий для оздоровления дошкольников и их семей в различных формах семейного физического воспитания;

  • Формирование у детей основ физической культуры как составляющей общей культуры личности;

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости на участие в подготовке и проведении совместных спортивных праздников;

  • Использование семейных традиций физического воспитания в популяризации здорового образа жизни;

  • Укрепление семейных ценностей.

Основное содержание и этапы реализации проекта.

Проект состоит из нескольких блоков, которые могут функционировать как автономно, так и интегрироваться в единую программу «Основы семейного физического воспитания»:

  1. Общая физическая подготовка;

  2. Приобщение к мировому олимпийскому движению;

  3. Семейное трудовое воспитание;

  4. Патриотическое воспитание;

  5. Физическое воспитание в календаре народных праздников.

Формы семейного физического воспитания по блокам проекта:

Общая физическая подготовка:

  • Физкультурные занятия, в том числе совместно с родителями;

  • Физкультурные досуги;

  • Подвижные игры в режимных моментах;

  • Специальные оздоровительные комплексы (остеопатическая, адаптационная, пищеварительная гимнастики).

Приобщение к мировому олимпийскому движению:

  • Спортивные праздники;

  • Детские олимпийские игры;

  • Участие в городских спортивных соревнованиях;

  • Передача способов физической культуры посредством семейных просмотров трансляций спортивных состязаний, посещение соревнований на стадионах, знакомство со спортивными достижениями родителей-спортсменов.

Семейное трудовое воспитание:

  • Совместные трудовые дела в кругу семьи;

  • Трудовой «десант» по благоустройству территории детского сада;

Патриотическое воспитание:

  • Чтение художественной литературы по темам патриотического воспитания;

  • Встречи с интересными детьми;

  • Военно-спортивыне праздники.


Итоговый продукт.

  1. Создание постоянно функционирующего «Клуба здоровой семьи».

  2. Выпуск методического пособия по взаимодействию с семьями воспитанников по подготовке и проведению совместных спортивных мероприятий

  3. Создание совместных проектов по пропаганде здорового образа жизни.

  4. Представление опыта работы на научно-практических конференциях и семинарах по дошкольному образованию.

Система мониторинга.

Результат работы по взаимодействию детского сада и семьи определяется на основе мониторинга. «Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций»

Автор: Орехова Ольга Александровна. Тест проводится дважды в год: осенью и весной.

Анкетирование родителей.

Возможности внедрения проекта в систему дошкольного образования.

Все модули предлагаемого проекта могут быть последовательно внедрены в систему дошкольного образования Республики Татарстан на основе взаимодействия заинтересованных организаций на базе творческой лаборатории по реализации программы «К здоровой семье через детский сад» г. Зеленодольска с последующей передачей опыта работы в другие регионы.