Старший воспитатель ДОУ: Долматова Ольга Владимировна.
Тема проекта:
«Семейное физическое воспитание как народная традиция»
Актуальность проекта.
Современная отечественная педагогика рассматривает семью как фундаментальную социальную ячейку общества, а «главной, центральной» ее функцией считает воспитание детей. Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Ребенок дошкольного возраста испытывает большую потребность в движении. Именно в этот период интенсивно формируются двигательные навыки. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными.
Для дошкольников гораздо веселее, приятнее и интереснее и полезнее заниматся физической культурой совместно с родителями. Проведение совместно с родителями физкультминутки, зарядки в той или иной форме будет интересно ребенку любого возраста, а также полезно самим родителям. Состояние семейного физического воспитания во многом зависит от активности занятий физической культурой родителей.
«Что касается народных традиций семейного физического воспитания, то они во многом утрачены, а в большинстве случаев практически сошли на нет. В традиционном обществе физическое воспитание детей в большой степени осуществлялось в рамках семьи. В Грузии каждый мужчина был обязан тренироваться сам и тренировать младших. В Сибири мальчик с 12 лет ходил на охоту с отцом или старшим братом, а в 14-15 лет шел в тайгу самостоятельно. Чукчи начинали приучать сыновей с 8-10-летнего возраста к охоте и рыбной ловле, а в 10-12 лет отправляли их на самостоятельный промысел. В 3-4 года мальчики племени кубу (Африка) могли охотиться на птиц и управлять лодкой. У племени манус (острова южной части Тихого Океана) дети получают небольшое, но настоящее каноэ в 3 года, когда они уже прекрасно плавают. В Средней Азии у кочевых народов ребенок умел ездить верхом, а на островах Океании - плавать прежде, чем ходить. В корякских преданиях отец часто выступал как тренер своего сына. Народное физическое воспитание на Северном Кавказе осуществлялось в 5 этапов: 1-й - до 3 лет, 2-й - 3-6 лет, 3-й - 7-12, 4-й - 12-16, 5-й - 16-18 лет. Первые 2-3 этапа проходили в рамках семейного воспитания. Чукотские малыши с пеленок воспитывались как будущие воины, охотники, промысловики. При рождении сына у донских казаков был обычай дарить "на зубок" стрелу и лук, а позднее – ружье».
В народной педагогике физическое воспитание осуществлялось параллельно с трудовым, патриотическим, нравственным, экологическим, эстетическим воспитанием. Народная физическая культура играла существенную роль в социализации личности. Семья и родственники представляли собой социальные группы, осуществляющие первичную социализацию путем непосредственного воздействия на ребенка. Отец, старший брат или другой родственник мужского пола готовили из маленького мальчика сильного телом и духом мужчину (воина, отца, кормильца семьи), а мать или какая-то другая старшая родственница были в ответе за телесное и морально-нравственное формирование будущей матери, жены, хозяйки и т.д.
Все вышеизложенное позволило нам определить цель данного проекта.
Цель проекта: Социализация личности ребенка средствами народной физической культуры.
Теоретическое обоснование проекта.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова здоровье определяется как «Правильная, нормальная деятельность организма».
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляются преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения, в том числе в области психофизического воспитания ребенка и формирования у него здорового образа жизни.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Известный врач Н.М. Амосов рассматривает физическое здоровье в тесной взаимосвязи с нравственным здоровьем. «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым».
Семейное воспитание, по мнению В.Д. Семенова, возможно только при взаимодействии душ родителей и детей.
Академик А.С. Белкин утверждает, что общение с родителями - "главная потребность ребенка". При этом он ссылается на английского психиатра Д. Боули и американского психофизиолога Н. Миллера, которые указывают на негативные изменения в психике и характере, вплоть до склонности к асоциальному поведению, детей, оторванных от родителей, особенно от матери. Далее автор обращается к родителям: "С ребенком необходимо играть!". Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как "с ребенком надо вместе заниматься физкультурой".
Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями.
Основная гипотеза проекта.
Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам формирования физического, психического и духовно-нравственного здоровья, а также социализации ребенка в современном мире возможно в ходе проведения комплексной работы по семейному физическому воспитанию, повышению активности родителей при подготовке и проведении всех организуемых в детском саду совместных мероприятий.
Задачи проекта:
Возрождение традиций семейного физического воспитания как основы формирования личности;
Создание благоприятных условий для оздоровления дошкольников и их семей в различных формах семейного физического воспитания;
Формирование у детей основ физической культуры как составляющей общей культуры личности;
Воспитание эмоциональной отзывчивости на участие в подготовке и проведении совместных спортивных праздников;
Использование семейных традиций физического воспитания в популяризации здорового образа жизни;
Укрепление семейных ценностей.
Основное содержание и этапы реализации проекта.
Проект состоит из нескольких блоков, которые могут функционировать как автономно, так и интегрироваться в единую программу «Основы семейного физического воспитания»:
Общая физическая подготовка;
Приобщение к мировому олимпийскому движению;
Семейное трудовое воспитание;
Патриотическое воспитание;
Физическое воспитание в календаре народных праздников.
Формы семейного физического воспитания по блокам проекта:
Общая физическая подготовка:
Физкультурные занятия, в том числе совместно с родителями;
Физкультурные досуги;
Подвижные игры в режимных моментах;
Специальные оздоровительные комплексы (остеопатическая, адаптационная, пищеварительная гимнастики).
Приобщение к мировому олимпийскому движению:
Спортивные праздники;
Детские олимпийские игры;
Участие в городских спортивных соревнованиях;
Передача способов физической культуры посредством семейных просмотров трансляций спортивных состязаний, посещение соревнований на стадионах, знакомство со спортивными достижениями родителей-спортсменов.
Семейное трудовое воспитание:
Патриотическое воспитание:
Чтение художественной литературы по темам патриотического воспитания;
Встречи с интересными детьми;
Военно-спортивыне праздники.
Итоговый продукт.
Создание постоянно функционирующего «Клуба здоровой семьи».
Выпуск методического пособия по взаимодействию с семьями воспитанников по подготовке и проведению совместных спортивных мероприятий
Создание совместных проектов по пропаганде здорового образа жизни.
Представление опыта работы на научно-практических конференциях и семинарах по дошкольному образованию.
Система мониторинга.
Результат работы по взаимодействию детского сада и семьи определяется на основе мониторинга. «Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций»
Автор: Орехова Ольга Александровна. Тест проводится дважды в год: осенью и весной.
Анкетирование родителей.
Возможности внедрения проекта в систему дошкольного образования.
Все модули предлагаемого проекта могут быть последовательно внедрены в систему дошкольного образования Республики Татарстан на основе взаимодействия заинтересованных организаций на базе творческой лаборатории по реализации программы «К здоровой семье через детский сад» г. Зеленодольска с последующей передачей опыта работы в другие регионы.