Проект «Семейный фотоальбом. Великой Победе посвящается»
Хочу описать проект, который представляется мне важной частью воспитательной деятельности учителя и классного руководителя. Этот проект провожу всегда в 8 классе, когда на уроке литературы изучается очерк как жанр.
Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем сложнее представить подросткам истинную сущность и значение тех событий для последующих поколений. Наши дети подвержены не самому правильному влиянию окружающей среды: потоки информации из Интернета, не всегда проверенной; социальные сети, которые часто становятся фактором антивоспитания; невнимание к семейным традициям, отсутствие общих интересов в семье, будь то чтение, спорт или просто беседы за вечерним чаем. Семейный альбом – источник воспоминаний о реальных людях, о дорогих сердцу событиях, это волшебная шкатулка, содержимое которой может стать темой обсуждения и даже исследования для всех членов семьи.
Главная цель проекта может быть выражена хорошо известными словами – «чтобы помнили», а патриотическое воспитание в наше время, на мой взгляд, возможно только при условии личной заинтересованности. Поэтому работа в социально-значимом проекте даёт новые возможности и положительные результаты.
Задачи:
воспитывать у подростков чувство патриотизма и уважения к памяти защитников родины;
содействовать сплочению семьи;
развивать творческие, организаторские способности;
формировать умения и навыки поиска информации, отбора материала.
Формы организации деятельности детей:
работа со специальной литературой;
работа с документами и семейными реликвиями;
интервью (беседа по самостоятельно составленным вопросам);
работа с сайтом «Подвиг народа» http://www.podvig-naroda.ru/
анализ собранного и отбор необходимого материала;
создание собственного высказывания в жанре очерка.
Ход мероприятия:
1 этап – изучение теории: очерк как жанр, типы очерков, правила написания. Особенности портретного очерка («спрессованный рассказ о чьей-то жизни»).
2 этап – объявление темы очерка, установка: выяснить, сохраняются ли в семье воспоминания об участниках войны или тружениках тыла, собирание материала, анализ источников1. Знакомство с сайтом «Подвиг народа».
3 этап – творческая работа: продумывание композиции будущей работы, подбор эпиграфа, отбор материала, необходимого для раскрытия темы. Консультации с учителем. Написание очерка.
4 этап – презентация творческих работ.
Участие в социально значимых проектах – это и патриотическое воспитание, и воспитание в учениках чувства ответственности, а сохранение памяти семьи – тоже ответственность. Своими социальными партнёрами считаю, прежде всего, родителей моих учеников – без их поддержки и помощи многое было бы невозможно. Именно они помогают разыскивать интереснейшие факты из жизни родных, бережно передают семейные реликвии в руки детей. Это газетные вырезки, ордена, документы, алюминиевая ложка с выцарапанной надписью «Луга. 1944».
Результатами проектной деятельности считаю:
развитие коммуникативных способностей и сотрудничества, устойчивый познавательный интерес, способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, создание собственного высказывания, участие в общественной жизни класса, школы, социума.
Хочу отметить, что некоторые результаты проектной деятельности были опубликованы на сайте нашей школы и в сборнике детских работ:
Сборник «Времён связующая нить. Семейные воспоминания о Великой Отечественной войне… Книга третья». – Петрозаводск: ДТДиЮ, 2012. – 96 с.
Конкурс сочинений по теме «День Победы, как он был от нас далёк» в рамках выставки «Мы не были на той войне», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. 2015.
Сайт школы. Публикация в проекте «Проба пера». http://sch10ptz.ru/proba/010.php
Игнатьева Светлана Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №10 с углублённым изучением
предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина»
1 Если в семье не сохранились сведения об участниках войны, ученики обращаются к историям земляков, например, к тем, именами которых названы улицы нашего города.