Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 80»
______________/С.В.Лукоянова/
ПОЛОЖЕНИЕ
о «вожатском отряде Я и ТЫ»
I. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет основные направления и особенности работы вожатого в школе.
1.2. Необходимость данного положения обусловлена актуальностью вопроса организации в общеобразовательном учреждении не только культурно-досуговой, но и общественно-полезной, социально-значимой деятельности, поддержки детских инициатив, движений, объединений.
1.3. Вожатский отряд – это актив и лидеры школьного самоуправления, учащиеся 5-9-х классов, проявившие себя в многообразии жизнедеятельности общешкольного объединения «Школьная республика»», оказывающие регулярную шефскую учащимся 1-4 классов в учебный период, активно включенные в процесс СОтворчества и СОуправления.
II. Основные направления деятельности вожатого.
2.1. Вожатый в школе является организатором общественно-полезной, социально-значимой, творческой деятельности в детском коллективе, способствует развитию самоуправления, поддержке детских инициатив.
2.2. Педагогическая позиция вожатого по отношению к детям начальной школы – старший товарищ, друг, лидер детского объединения. Он изучает интересы детей, их способности, выявляет лидерские качества, развивает активность, самодеятельность, инициативу, создает дружный сплоченный коллектив.
2.3. Вожатский отряд в организации работы с детьми руководствуется Положением о Совете старшеклассников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№80” под руководством руководителя ШМО учителей начальных классов, готовит и проводит коллективно творческие дела и обязательно анализирует дело.
2.4. На вожатский отряд возлагается основная миссия – вовлечение учащихся начальной школы в игровой процесс: игры на свежем воздухе, настольные игры, интеллектуальные игры и конкурсы, сюжетно – ролевые и деловые игры, коллективные творческие дела, утренняя гимнастика, веселые старты, оформительская работа, организация и проведение праздничных линеек.
III. Порядок приема в отряд.
3.1. В состав вожатского отряда входят подростки 11 -16 лет из учащихся школы, обладающие организаторскими способностями и проявляющие интерес к работе с детьми.
3.2. Обязательным условием для приёма является заявление родителей (лиц их заменяющих) на разрешение работать в качестве вожатых.
3.3. Перед началом работы в отряде вожатые проходят обязательное краткосрочное обучение (изучение нормативных документов, прохождение техники безопасности).
IV. Права и обязанности вожатого.
4.1. Каждый член вожатского отряда имеет право:
На участие в обсуждении всех дел отряда и свободное высказывание своего мнения;
На защиту своих интересов и прав;
Выйти из состава вожатского отряда и быть рядовым учащимся;
Отстаивать отрядное дело в планировании общешкольных мероприятий.
4.2. Каждый член вожатского отряда обязан:
Ответственно исполнять порученное дело;
Соблюдать законы общения и культуры поведения;
Изучать «Основы вожатского мастерства», программу «Школа личностного развития», знать, какие качества отличают вожатого нового века.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №80»
Согласовано Утверждаю
Председатель Директор
методического совета ___________/С.В. Лукоянова/
заместитель директора
по УВР
_____________/В.И. Стельмах/
Проект социально ориентированной деятельности
«Вожатский отряд Я и ТЫ»
Подготовила проект творческая группа
учащихся и педагогов.
Руководители проекта:
Руководитель ШМО начальных классов
О.А. Туснина.
Сроки реализации проекта
Проект реализуется силами учащихся 6 - б классов, членами вожатского отряда с октября 2016 года до декабря 2018 года
Основное содержание проекта
№ | Направления | Функции | Результат | Кураторы направления |
1 | Формирование списков, консультирование, сбор документов. | Информирование вожатых. Знакомство с нормативными документами школы, Конвенцией о правах ребёнка, правилах внутреннего распорядка, инструктирование по охране труда и технике безопасности. | - Формирование основ правовой культуры | Шипигусева С.А. Григорьева Т.В. |
2 | Программа «Школа лидера» . | Проведение занятий, тренингов: - Дать теоретические знания по выбранному направлению; - Мозговой штурм (презентация идей); - Определение формы проведения мероприятия; - Знакомство с алгоритмом подготовки и проведения мероприятия, отбор содержания; - Составление сценария, распределение обязанностей. - Анализ проведённого дела. | - Получение необходимого образовательного минимума. - Готовность к выполнению организаторских функций. - Проба себя в разных социальных ролях. - Сплочение вожатского отряда для достижения результата. - Умение проанализировать свою деятельность | Шипигусева С.А. Григорьева Т.В. Туснина О.А. |
3. | Развитие лидерских качеств в практической деятельности. | Организация отряда - Информационное обеспечение и планирование дня; - Оформление отрядного уголка и дел; - Организация творческих дел в отряде. | - Реализация опыта подростков, их активной позиции, приобретения опыта самостоятельности и управления. | Учащиеся 5-9 классов |
Формы организации:
самоуправление,
тренинги,
соревнования,
шефская работа,
деловые игры,
коллективные творческие дела,
походы.
План мероприятий по реализации проекта
Название мероприятия (цель) | Сроки проведения | Место проведения, целевая аудитория | Способы распространения информации о проекте |
1. Поход «Арбузник» 2. Новогодний спектакль для учащихся начальной школы. Цель: развитие взаимодействия между вожатыми и младшими школьниками | 21 - 24 сентября 2017 г 26-29 декабря 2017г | Лесная поляна Рекреация школы 1-4 классы | Информация на сайте школы. Праздничное объявление с приглашением на спектакль |
3. Концерт для ветеранов войны «От всей души» Цель: патриотическое воспитание | 21февраля 2017 года | Актовый зал школы, 1-9 классы | Праздничный концерт, выпуск стенгазет |
4.Акция «Волна здоровья» Цель: пропаганда ЗОЖ | 15 марта 2017 года | Школа, 1-11 класс | Информация на сайте школы, выпуск плакатов, разучивание кричалок |
5. Акция «Оставим Землю чистой» Цель: формирование экологического сознания | 21 апреля 2017 года | Территория школы, 1-11 класс | Информация на сайте школы |
6.Акция «Поздравь Ветерана!» Цель: воспитание патриотизма и милосердия | 5 мая 2017 года | Актовый зал школы | Праздничный концерт |
7. Интерактивная игра «Родной город» Цель: формирование правовой и гражданской позиции у детей | 27 мая 2017 года | Кабинет информатики, 1-4 классы | Подготовка к игре, сбор информации |
8. Экологический устный журнал «Планета в опасности» для младших школьников Цель: экологическое воспитание | 15 октября 2017 года | Актовый зал школы, 1-4 классы | Проведение экологических бесед по классам |
9. Литературная игра – путешествие по сказкам Пушкина «Любимые сказки детства» Цель: эстетическое воспитание | 24 ноября 2017 года | Школа, 1,5 классы | Подготовка команд-участниц |
10.Акция «Здорово быть здоровым!» Главная идея акции – «Мы не курим, вам не советуем и предлагаем задуматься тем, кто уже пробует курить» | 1 декабря 2018 года | 5-9 классы школы | Выставка плакатов в фойе школы |
11. Участие в школьной акции по сбору макулатуры Цель: Объединение усилий добровольцев для совместного решения социально-значимых задач | декабрь 2017 года | Территория микрорайона, добровольческие отряды учащихся | Информация на сайте школы, плакаты |
12. Военно–спортивная игра «Зарница» с приглашением ветеранов ВОВ | февраль 2018 года | Спортивный зал школы, 1-11 классы | Подготовка команд по классам |
11. Акция «Подари книге жизнь» Цель: ремонт художественных книг в школьной библиотеке | март 2018 года | Школьная библиотека, 3-7 классы | Выпуск стенгазеты |
12. Озеленение территории школы, оформление цветочных клумб. Цель: благоустройство школьной территории | апрель-май 2018 года | Территория школы, 1-11 классы | Информация на сайте школы, плакаты |
13.Акция - “55 добрых дел». | сентябрь - февраль | Территория микрорайона. | Информация на сайте школы, поздравления ветеранов педагогического труда. |
Помимо общешкольных акций и мероприятий на вожатский отряд возлагается основная миссия – вовлечение учащихся начальной школы в игровой процесс: игры на свежем воздухе, настольные игры, интеллектуальные игры и конкурсы, сюжетно – ролевые и деловые игры, коллективные творческие дела, веселые старты, оформительская работа, организация и проведение утренних линеек.
Приложение
Рефлексия проведённого мероприятия
1. Расскажите о самом, на ваш взгляд, неудачном мероприятии.
- Какое мероприятие группе не удалось, или было сделано кое-как?
- В чём, по-вашему, заключалась причина «провала»?
- Кто из участников группы в наименьшей степени способствовал достижению цели мероприятия?
- Кто оказался «слабым звеном», почему так получилось (какие обстоятельства помешали, в чем была ошибка участника)?
- Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций?
- Могло ли быть хуже, чем получилось?
- Что/ кто способствовал проведению мероприятия, «спасению» ситуации?
2. Расскажите о самом ярком негативном впечатлении от работы.
- Что, когда, как и где произошло?
- Почему это произвело на вас впечатление?
- Почему эта ситуация была для вас неприятной.
- Чего вы на самом деле ожидали от людей/событий, себя самого?
- Как это событие (случай, ситуация) повлияло на вас (ваши мысли, чувства, поступки, отношение к чему-то или кому-то).
3. Расскажите о самом, на ваш взгляд, лучшем, успешном мероприятии.
- Какое мероприятие группе удалось особенно хорошо?
- В чем, по-вашему, заключался залог успеха?
- Кто из участников группы в наибольшей степени способствовал достижению цели мероприятия?
- Можно ли было сделать это мероприятие еще более эффективным? За счет чего?
4. Расскажите о вашем самом ярком позитивном впечатлении от работы.
- Что, когда, как и где произошло?
- Почему это произвело на вас впечатление?
- Как это событие (случай, ситуация) повлияло на вас (ваши мысли, чувства, поступки, отношение к чему-то или кому-то).
5. Появились ли у вас какие-то новые идеи, цели, мечты, идеалы, задачи личностного развития, потребности в связи с работой в вожатском отряде?
Оцените свою работу в отряде по 15 балльной шкале.
- По каким критериям вы оцениваете свою работу?
- За что ставите баллы? Как можно увидеть, что уровень достижений соответствует критерию? Как «на глаз» (или по другим признакам – по каким?) определить, успешна ваша работа или нет?