ПРОЕКТ
«Социальные проекты и социальная реклама как фактор повышения социальной активности подростков и молодежи»
(автор: Помазков А.Г., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2 г.Донецка Ростовской области)
География проекта: г. Донецк, Ростовская область.
Город Донецк с населением 53 тыс. человек является городом областного подчинения, что является в рамках Российской Федерации довольно большой редкостью. Несмотря на то, что в 28 километрах находится более крупный г. Каменск-Шахтинский с населением 99 тыс. человек и являющийся районным центром, наш город к Каменскому району не относится. Через г.Каменск-Шахтинский проходит автомобильная дорога федерального значения М4 Москва – Ростов-на-Дону. Из г. Каменска-Шахтинского в сторону г.Донецка проходит автомобильная трасса, которая уходит далее на Украину. В черте города находится международный пункт пропуска МАПП «Донецк».
Наш город знаменит тем, что за время конфликта в Украине через МАПП «Донецк» прошли все 3 конвоя с гуманитарной помощью для жителей Донбасса.
Экономика города развита слабо, что связано практически с одновременным закрытием 5 угольных шахт, частичным приостановлением деятельности текстильных предприятий и экскаваторного завода. В городе в основном экономически активное население занимается предпринимательской деятельностью, работает в сфере обслуживания и в бюджетных организациях. Многие жители города работают вахтовым способом. В городе высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи.
Через г.Донецк протекают две реки: Большая Каменка и Северский Донец. Благодаря этим рекам город пользуется достаточно большой популярностью у рыбаков и особенно туристов. Расстояние от нашего города до областного центра г.Ростова-на-Дону 170 километров.
Актуальность: Многообразие и изменчивость социальной жизни в современном мире определяют социальное поведение молодежи, а, значит, и их социальную активность как способ общественной жизнедеятельности. Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период, когда личные цели и интересы выходят на первый план, а общественные (общие) отходят в сторону. В то время как проявления индивидуализма могут отрицательно повлиять на развитие общества. А общество будет социально развитым и гражданским, если его граждане действуют в соответствии с общественными интересами. В связи с этим, актуальность приобретают вопросы формирования и повышения социальной активности молодежи.
Социальная активность по данному проекту подразумевает активную интеграцию в формирующуюся систему социально-экономических и политических отношений, созидание норм взаимоотношений, социальное взаимодействие.
Критериями социальной активности выступают коммуникативные, организаторские, управленческие компетенции, которые проявляются в умении сотрудничать, проявлять инициативу, проектировании и умении включаться в проект, войти в группу или коллектив, способности принимать управленческие решения, создании и реализации социально значимого проекта, высокие социальные ценности.
Цель:
- содействие повышению социальной активности молодежи (старшеклассников МБОУ СОШ № 2).
Задачи:
- организовать в школе конкурс социальных плакатов;
- обучить группу учащихся и молодежи технологиям создания социальной рекламы и социальных проектов, работе в графических редакторах и в сети Интернет (в рамках занятий по информатике);
- привлечь учащихся к участию в реализации социальных проектов;
- содействовать самореализации подростков и молодежи;
- создать Веб-сайт поддержки проекта;
- организовать Интернет форум на тему: «Влияние социальных проектов и социальной рекламы на повышение социальной активности молодежи»;
- тиражировать лучшие социальные плакаты, изготовить баннер с социальной рекламой.
Сроки реализации проекта:
2014-2015 гг.
План реализации проекта
Проект реализуется в три этапа:
I этап: организационный (1. 09. 2014 г. – 1. 12. 2014 г.)
Организационный этап проекта предусматривает проведение следующих мероприятий:
1. Анализ и выявление социальных ценностей подростков и молодежи (анкетирование) – ответственные педагог-психолог, классные руководители. Разработкой анкет занимается педагог – психолог. Социальные ценности подростков и молодежи непосредственно влияют на их социальную активность.
2. Диагностика уровня социальной активности подростков и молодежи.
3. Создание сайта поддержки проекта на сайте МБОУ СОШ №2. Размещение на сайте информации о сайте поддержки, о проекте. Ответственный – учитель математики и информатики.
4. Проведение организационного семинара для классных руководителей, которые доводят всю информацию о проекте до школьников. Ответственный – руководитель проекта.
5. Организация конкурса социальных плакатов среди учащихся школ города. Разработка Положения о конкурсе. Ответственный – заместитель директора по ВР.
6. Разработка программ семинаров – тренингов «Социальные проекты» и «Социальная реклама». Ответственные – руководитель проекта, педагог – психолог.
II этап: практический (1. 12. 2014 – 1. 09. 2015 г.)
На данном этапе происходят:
1. Набор 2-х групп по 9 человек (общее количество – 18 человек). Количество участников обусловлено количеством рабочих мест в кабинете информатики МБОУ СОШ №2, где участники будут работать в графических редакторах и в сети Интернет. Участники будут отбираться в группы по итогам анкетирования. Критериями отбора являются:
- соответствие целей участия в проекте целям проекта;
- готовность обучать впоследствии своих сверстников созданию социальных проектов и социальной рекламы;
- готовность в будущем активно участвовать в социальных проектах, в программах и проектах по формированию социальных ценностей;
- оригинальность представленных социальных плакатов;
- соответствие плакатов условиям конкурса.
2. Организация семинаров – тренингов «Социальные проекты» и «Социальная реклама». Семинары – тренинги проводятся педагогом-психологом МБОУ СОШ №2. Объем каждого семинара - 6 часов, по 1 часу в неделю. На семинаре – тренинге «Социальные проекты» участники образуют 6 групп по 3 человека, которые начинают работу над социальным проектом. Социальные проекты должны быть готовы к концу мая. На семинарах используются следующие методы: деловая игра, мини-лекции, ролевая игра, дискуссии.
3. Организация и проведение социологического опроса: «Социальные проблемы, которые волнуют тебя», «Твоя любимая реклама». Ответственные – педагог-психолог, классные руководители.
4. Организация и проведение семинара, на котором каждая группа защищает свой социальный проект и представляет проект социальной рекламы. Все проекты социальной рекламы размещаются на сайте поддержки проекта. Посетители сайта выбирают лучшую социальную рекламу Интернет голосованием. Ответственные – руководитель проекта, педагог-психолог, заместитель директора по ВР.
5. Организация летнего лагеря «Лидер» для старшеклассников школы и молодежи, в рамках которого участники проекта обучают сверстников созданию социальных проектов и социальной рекламы и реализуют свои социальные проекты. Руководитель проекта и педагог-психолог оказывают помощь при реализации проектов. Ответственные – заместитель директора по ВР, руководитель проекта, педагог-психолог.
III этап: завершающий (1. 09. 2015 г. – 1. 12. 2015 г.)
На данном этапе подводятся итоги проекта:
1. Повторное анкетирование на выявление социальных ценностей. Сравнение результатов анкетирования с результатами анкетирования на начальном этапе проекта. Ответственный – педагог-психолог.
2. Диагностика уровня социальной активности подростков и молодежи. Сравнение результатов.
3. Отбор лучших социальных реклам по итогам Интернет голосования. Ответственный – педагог-психолог.
4. Тиражирование лучших социальных реклам, распространение по школам и организациям города. Изготовление баннера с социальной рекламой, размещение. Ответственный – руководитель проекта.
5. Организация Интернет форума на тему «Влияние социального проекта и социальной рекламы на формирование социальной активности подростков и молодежи». Ответственный – учитель математики и информатики.
Механизм реализации проекта
Данный проект направлен на повышение социальной активности подростков и молодежи посредством создания социальных проектов и социальной рекламы. Создание социальных проектов и социальной рекламы выработает у подростков и молодежи стремление к социальной активности, а в будущем к активному участию в общественно-политической, социальной и экономической жизни школы, города и области.
Механизм реализации проекта состоит в согласованных действиях исполнителей конкретных мероприятий, администрации и педагогов МБОУ СОШ №2, направленных на поэтапную реализацию мероприятий, предусмотренных планом реализации данного проекта, с привлечением других школ города. Механизм реализации проекта предполагает его дальнейшее развитие в сети.
Контроль над реализацией проекта и координацию проекта осуществляет руководитель проекта. Ход реализации проекта рассматривается на педагогических советах. По завершению каждого этапа исполнители основных мероприятий предоставляют руководителю проекта информацию о ходе реализации проекта, который, в свою очередь, доводит полученную информацию до педагогов и обеспечивает информационную открытость проекта.
Критерии оценки эффективности проекта
Критериями оценки эффективности проекта выступают:
- качественные показатели результатов анкетирования на выявление социальных ценностей подростков и молодежи в сравнении (начало и конец проекта);
- уровень социальной активности (диагностика в начале и конце проекта);
- уровень информационной культуры (получение и обработка информации, умение работать на компьютере, в сети Интернет) (анкетирование).
Предполагаемые результаты проекта:
- формирование умений работы по созданию социальных проектов и социальной рекламы;
- повышение социальной активности подростков и молодежи через привлечение к реализации социальных проектов;
- повышение уровня умений работы в графических редакторах и в сети Интернет;
- организация летнего лагеря «Лидер», направленного на реализацию социальных проектов;
- получение социального эффекта от участников проекта в будущем (развитие проектной деятельности в городе, социальные инициативы, активное взаимодействие с администрацией города и общественными объединениями, участие в других проектах и пр.);
- создание информационного ресурса поддержки проекта;
- организация открытой дискуссии в сети Интернет на тему: «Влияние социального проекта и социальной рекламы на формирование социальной активности подростков и молодежи»;
- размещение социальной рекламы (плакатов) в школах города и в организациях, размещение баннера с социальной рекламой в городе.
Бюджет проекта
Для реализации проекта необходимы финансовые средства, обеспечивающие достижение ожидаемого результата.
Смета расходов, предусмотренных по проекту
№ | Наименование расходов | Содержание расходов | Основание | Примечание |
1. | Изготовление баннера с социальной рекламой | 7 000 рублей | Программа проекта | Изготовляется 3 баннера |
2. | Тиражирование социальных реклам | 5 000 рублей - цветная краска для принтера; 3000 рублей - бумага форматом А4, А3 | Программа проекта | |
3. | Организация летнего лагеря Питание воспитанников летнего лагеря «Лидер» (25 человек) (2 смены) | 30 000 рублей | Программа проекта | Расход на питание в 1 смене составляет 15 000 рублей |
4. | Заработная плата работникам летнего лагеря «Лидер» (2 смены) | 60 000 рублей | Программа проекта | Заработная плата работникам в 1 смене составляет 25 000 рублей |
5. | Выезды воспитанников летнего лагеря «Лидер» в другие населенные пункты | Транспортные расходы ГСМ 10 000 рублей (25 человек) | Программа проекта | Выезды направлены на распространение социальных реклам, обучение созданию социальных проектов, социальной рекламы |
| Всего | 115 000 рублей | | |