ПРОЕКТ «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Авторы: Майловская Наталья Александровна и Лобанова Ирина Николаевна Участники проекта: Педагоги, дети и родители группы №6 «Карусель» МБДОУ Детский сад №156.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удаётся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью. Его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Актуальность
• предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС;
• не всегда учитывается принципы её построения;
• в группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;
• присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.
Новизна данного проекта заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях средней группы ДОУ
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены федеральным государственным образовательным стандартом:
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
При переходе от ФГТ к ФГОС предметно- развивающая среда должна быть:
Содержательно насыщенной
Трансформируемой
Полифункциональной
Вариативной
Доступной
Безопасной
Принципы построения развивающей среды
принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости;
принцип стабильности, динамичности; принцип учёта половых и возрастных различий детей
Система мероприятий:
I этап подготовительный изучение требований, выявление базовых компонентов, проектирование предметно – развивающей среды в групповом помещении
II этап основной реализация проектирования предметно – развивающей среды в группе
III этап завершающий выводы о результатах начатой работы, перспективы дальнейшей работы
Цель: повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.
Задачи:
провести проблемно-ориентированный анализ предметно-развивающей среды;
разработать план по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС;
формировать предметно-развивающую среду в средней группе в соответствии с современным государственным стандартом
Стратегия реализации проекта
Сеньтябрь. Изучение нормативно-правовой базы, наработка методических рекомендаций по работе с детьми в условиях реализации ФГОС.
Ожидаемый результат: Совершенствование аналитических умений; выбор педагогических технологий, соответствующих образовательным задачам.
Октябрь. Разработать программу создания предметно-развивающей среды для средней возрастной группы.
Ожидаемый результат: Определение форм образовательной деятельности по каждой образовательной области.
Ноябрь и ежемесячно. Оформление зон с учетом программы, возрастных особенностей и требований техники безопасности; подбор наглядного материала для организации предметно-развивающей среды по образовательным областям. Оформление консультаций для родителей.
Ожидаемый результат: Организация предметно-развивающей среды; создание материальной базы методического обеспечения проекта. Организация совместной деятельности воспитателя и родителей.
Декабрь. Анализ работы по организации предметно-развивающей среды в средней группе.
Ожидаемый результат: Сравнение промежуточных показателей освоения программы в ФГОС
Декабрь-май. Обобщение и трансляция опыта работы.
Ожидаемый результат: Развитие самооценки профессиональных качеств.
Мониторинг
Сформирован банк нормативно-правовых документов разных уровней; имеется подборка необходимой методической литературы;
Составлен и реализуется перспективно - тематический план организации педагогической работы с детьми;
Сформирована предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
Выполнено условное зонирование группового помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды;
В группе выделены островки для девочек и мальчиков;
Разработаны образцы игр, пособий, игрового материала для наполнения предметно- развивающей среды и реализации модульных форм работы с детьми;
Проведено декоративное оформление для родителей: информационные, познавательно- развивающие стенды и стенды достижений;
Обобщение собственного положительного педагогического опыта на педагогическом совете воспитателей ДОУ
Нормативно-правовая база проекта Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Годовой план работы ДОУ Положение о педагогическом Совете ДОУ Положение о родительском комитете ДОУ
Список литературы
1. Закон Российской Федерации « Об образовании»
2. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
5. ФГОС ДО
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Предполагаемый результат:
повышение уровня собственной профессиональной компетентности в условиях ФГОС;
создание вариативного проекта современной предметно-развивающей среды в условия группы ДОУ для повышения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС;
оформление центров по разным видам детской деятельности;
оптимизация игрового пространства;
систематизация и упорядочение накопленного материала;
рациональное размещение оборудования в условиях группы;
умение создавать пространство, удовлетворяющее потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка в группе;
проведение открытых занятий, мастер-классов для воспитанников ОУ, коллег и родителей.
Центр речевого развития
Центр познавательного развития
Уголок для девочек
Уголок для мальчиков
Учебная зона
Уголок природы, уголок экспериментальной деятельности
Центр художественно – эстетического развития
Музыкально – театральный уголок
Центр социально – личностного развития
Центр физического развития
Информационный центр для родителей
Результат: разнообразили материальное оснащение группы; группа стала более привлекательной для детей; дети стали более коммуникативны, у них нет затруднений в выборе рода занятий.
Перспективы дальнейшей работы
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО для старшей возрастной группы.