СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Тайны муравьиных тропинок" окружающий мир 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по теме "Тайны муравьиных тропинок" выполнен ученицей 3 класса Великоновой Елизаветой по предмету окружающий мир. был представлен на  Городской практической  конференции  младших школьников «Открываем мир для себя» диплом 2 степени Приказ № 02- 11-306/14

Просмотр содержимого документа
«Проект "Тайны муравьиных тропинок" окружающий мир 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2












Проект

Тайны

муравьиных тропинок







Великанова Елизавета

ученица 3-а класса

Руководитель Танабаш Л.Н.

МБОУ гимназии №2

Сургут 2014



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………….2

  2. План мероприятий по организации проекта………………………...3

  3. Описание проекта……………………………………………………..3

  4. Приложения……………………………………………………………7


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муравьев не нужно трогать:
Третий день в глуши лесов
Все идут, пройти не могут
Десять тысяч муравьев.
Как носильщик настоящий
С сундуком семьи своей,
Самый черный и блестящий,
Самый сильный муравей!

Меня всегда привлекали эти маленькие совсем незаметные насекомые. Речь идёт о муравьях. Сколько в природе мы порой не замечаем прекрасного и удивительного. Я, например, люблю подолгу наблюдать за перемещением этих удивительных насекомых. Наблюдая за ними, я всегда задавалась вопросом: «А куда ведут дорожки, по которым они бегают? Есть ли у них определённый заданный маршрут или они передвигаются хаотично». Так и получился в результате проект под названием «Тайны муравьиных тропинок».

Для себя я сразу определила цель моего проекта – Познакомиться с образом жизни муравья и устройством муравейника.

Чтобы цель мною была достигнута мы реализовали определённые задачи моего исследования:

  1. Найти материалы о муравьях в энциклопедиях, журналах и интернете.

  2. Выяснить где находятся муравейники, и что им может угрожать.

  3. Провести исследовательскую деятельность (опыты), чтобы самой убедиться в прочитанном о муравьях.

Составленные мною задачи, помогли мне определить план моей проектной исследовательской деятельности.

Ещё во время летних каникул, я во дворе у бабушки обнаружила около крыльца бегающих муравьёв. Тогда я подумала, что куда бы они ни передвигались все равно должны попасть домой, то есть в муравейник. Но

его я так и не нашла. Я точно знаю, что все живые существа должны знать дорогу домой, а значит и эти муравьи тоже должны попасть в муравейник. А может и нет? В своей исследовательской деятельности мне предстояло это узнать.

Продолжительность моего проекта - летние каникулы (июнь-август).

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


1 этап

  1. Сбор материала и обработка информации.

  2. Работа в библиотеке, интернете.

  3. Чтение художественной литературы и просмотр видеоматериала о муравьях

2 этап

  1. Провести исследовательскую работу (опыты), доказывающие прочитанную информацию. Сделать выводы.

3 этап

  1. Оформление выполненных исследований и проекта

4 этап

  1. Итог проектной деятельности. Защита проекта перед учащимися класса. Презентация.




ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Первый этап. Мне подарили очень интересную и красочную книгу «Секреты природы». Из неё я узнала, что самый сильный на планете – это муравей. Он может поднимать тяжести в 10 раз больше собственного веса. Ещё я узнала, что муравьи великолепные строители. Конечно же, очень много интересного я прочитала о том, как устроен муравейник. Наблюдая за муравейниками очень трудно что-либо представить. Но оказывается, под землёй находится целое муравьиное царство, царство во главе с царицей. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

И все же я долго не могла найти информацию, как муравьи находят дорогу домой. В городской библиотеке я нашла видеоматериалы о жизни муравьёв телекомпании BBC National Geographic, которая мне очень помогла.


Второй этап.

Опыт №1. Мне захотелось проверить полученные знания о некоторых сторонах жизни муравьёв на опыте. Я провела первый опыт с листом картона. На своём пути муравьи преодолевают разные кочки, камни, неровности. Упростив им путь, положила лист белого картона на муравьиную тропинку и стала наблюдать.

Но не бегут муравьи по картону, дорогу потеряли. Я подтвердила то, что муравьи метят свою дорогу пахучей жидкостью и узнают дорогу по запаху.

Опыт №2. Я провела второй опыт с сахаром. Насыпала сахарный песок недалеко от муравейника и начала наблюдать. Сначала сахар обнаружили муравьи-разведчики и сообщили остальным. После этого прибежали другие муравьи и весь сахар по крупинкам унесли.

Гуляя по лесу с родителями, я стала искать муравейники. Их оказалось не так и много. Все они были разные по величине, и мне показалось, что каждый муравей выполнял свою работу. Но что меня насторожило! Из книг и интернета я узнала, что у муравьёв много врагов. Это дятлы, гусеницы и мы, люди, гуляющие по лесу. Иногда не замечая муравейников, люди наступают и разрушают муравьиные тропинки. Муравьям заново надо прокладывать свои тропы. Я решила на следующий год как можно больше огородить муравейников.

Третий этап.

Все полученные данные я оформила в виде презентации. Я нашла ответы на свои вопросы. Оказывается, муравьи метят дорогу пахнущим веществом. Посылая муравьёв-разведчиков, остальные муравьи идут по намеченному пути и возвращаются домой в муравейник.

Четвёртый этап.

Со своей проектной деятельностью я выступила перед учащимися своего класса. В течение своего выступления я предложила поиграть в дидактические игры: «Самые-самые» и провела динамическую паузу и зрительную гимнастику «Муравьи».

В результате я подвела итоги своей проектной деятельности:

  • Я выяснила, что самый сильный на свете – муравей!

  • Я узнала, что муравьи самые чистоплотные и содержат своё жильё в идеальной чистоте;

  • Я подтвердила своими опытами, что каждый муравей выполняет определённые ему функции;

  • Я поделилась своими знаниями с учащимися своего класса;

  • Вместе с родителями нашла интересные видеоматериалы и продемонстрировала их своему классу;

  • Во время летних каникул планирую огородить незащищённые муравейники;

  • За время своего проекта постаралась раскрыть некоторые тайны муравьиных тропинок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,
И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки.

Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Самый сильный на земле, это…. (муравей)





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Источники информации


  1. Иван Соколов-Микитов «Муравьи»

  2. И.А Крылов «Стрекоза и муравей»

  3. В.С. Гребенников «Умный народец муравьи», Новосибирское книжное издание 1990г.

  4. «Секреты природы» изд. Ридерз Тайджест

  5. http://antclub.ru/video/antfarmer/bbc-muravi-atakuyut «Муравьи атакуют»

  6. http://antclub.ru/video/antfarmer/muravi-tainaya-sila-prirody «Тайная сила природы»


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МОИ РИСУНКИ


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ФОТОКОЛЛАЖ

«Муравьиное царство»








«Какие они маленькие»





«Исследую муравьиные тропинки»







«В гостях у муравьёв»