Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 посёлка Паркового
муниципального образования Тихорецкий район
ФИО: Пряхина Наталья Павловна
Должность: Учитель начальных классов. Классный руководитель 2 класса.
Номинация: Опыт воспитательной работы в условиях реализации ФГОС
Название работы: «Танец как средство воспитания»
Проект «Танец как средство воспитания»
Цель: через организацию танцевального коллектива создать в классе условия для формирования духовно-нравственного, ответственного, творческого, инициативного и коммуникабельного выпускника начальной школы.
Задачи:
Воспитывать чувство любви к Родине и патриотизм;
Формировать нравственную культуру и эстетический вкус, создать условия для творческой самореализации;
Формировать положительное отношение к труду, развивать навыки взаимопомощи, самостоятельность;
Формировать чувство ответственности за свое здоровье;
Формировать потребность в самообразовании.
Введение
Я благодарна своим родителям и судьбе за то, что довелось мне родиться в одном из красивейших уголков нашей огромной страны. Родина моя – Нижегородская область. Это живописный край с богатейшей природой. Снежная зима с санками, коньками, и походом на лыжах в зимний лес за елкой в Новый год. Весна с разливом рек, с березовым соком, лесом в зеленой дымке и запахом первоцветов. Лето, полное грибов и ягод. Запах земляники и сенокоса. Пушкинская золотая осень. Здесь все слилось воедино: трудолюбивые родители, доброжелательные земляки, много друзей, любящие и талантливые учителя. Как будто все было для меня. Я росла и воспитывалась в добре и любви. Мне этой любви хватило на всю жизнь. Я делюсь ею со всеми. В 23 года я обрела новую семью и переехала в Краснодарский край. Прожила здесь уже большую часть жизни. Здесь другая красота. Край золотых полей, солнца и моря. Велика и красива наша страна, и где бы ты ни жил, на юге или севере, её надо любить и беречь. А любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Для меня, как педагога со стажем, главное воспитать в ученике любовь к своей родине, к семейным традициям, чувство гордости и патриотизма.
Своей целью, как классного руководителя, во главу угла ставлю воспитание духовно-нравственного ученика, патриота своей Родины.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова поясняет «Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален.
Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Свою программу воспитания составляю так, чтобы ученик смог проявить себя в каждом направлении, чтобы дети не только получали информацию и были наблюдателями, а старались быть деятельными. Мероприятия продумываю таким образом, чтобы максимально привлечь детей и родителей к их подготовке, добиваюсь взаимодействия между ними. Чтобы ребенок вырос деятельным, он должен быть вовлечен в совместную работу и испытать ситуацию успеха. Так же ребенок должен уметь оценивать свои действия.
Как решить эти задачи, подсказала ситуация. Вот у меня снова первый класс. Мама одной моей первоклассницы, Санина Наталья Петровна, хореограф по образованию, много лет работает с детскими коллективами. Я предложила родителям организовать танцевальный коллектив в нашем классе. Своим родителям рассказывала о пользе танцев для ребенка. Дети, которые занимаются хореографией, имеют хорошо развитую мышечную систему, правильно держат осанку, обладают красивой походкой. У них улучшается работа легких и сердца, укрепляются сосуды, развивается координация движений, моторика, гибкость, пластика и координация движений. Танцевальное искусство стимулирует развитие творческих способностей, эстетического вкуса, артистизма. Танцы для детей – отличное средство коммуникации. Занятия хореографией развивают в ребенке целеустремленность, упорство и настойчивость. Таким образом, танцевальное искусство является превосходным средством не только физического, но и так же интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания.
Воспитательный план учителя составляется на основе плана школы по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, патриотическое, эстетическое, трудовое, научно-познавательное.
Коллектив развивается, когда есть общая цель. Я задумала создать танцевальный коллектив «Солнышко», где через танец можно успешно воспитывать детей по всем направлениям. Главными партнерами стали родители. Они оказывали большую помощь в создании костюмов и проведении всех мероприятий. Сначала танцевали на классных утренниках, потом на всех школьных мероприятиях. Коллектив постоянно танцевал на сцене Дома культуры, участвовал и в различных культурных мероприятиях города. Исполняли эстрадные, бальные, спортивные танцы. Особое место заняли народные танцы. Они пробудили желание глубже узнать историю своей малой родины, казачества. Познакомились с праздниками, традициями, фольклором. Изучили костюм кубанских казаков. Проект подсказал план построения воспитательной работы.
Целью спортивно-оздоровительного направления является формирование понимания значимости здорового образа жизни, мотивации на посещение спортивных мероприятий, формирование необходимых навыков ведения здорового образа жизни, способности управлять своим здоровьем и нести за него ответственность. В рамках этого направления учились правильно организовывать свой день, чтобы быть всегда здоровым. Проводили диспуты и беседы «Азбука здоровья», «Полезные привычки», классные часы «Мои спортивные достижения», «Мои земляки – участники олимпиад». Совершали экскурсии по родному краю.
Научно-познавательное направление позволило глубже познакомиться с историей и богатствами родины, животным и растительным миром. Выполняли проектные работы по темам: «Животные Краснодарского края», Растения Краснодарского края», «Красная книга», «Полезные ископаемые Краснодарского края».
В рамках трудового воспитания формировалось бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду, приобщались к общественно-полезной деятельности. Проводили классные часы о профессиях родителей, о том, как трудится семья. Совместно с родителями разбили розарий на пришкольном участке, ухаживали за розами, выращивали тюльпаны, украшали и содержали в чистоте школьный двор.
Эстетическое воспитание предполагает создание условий для творческой самореализации воспитанников, приобщение к культурным традициям своего народа, формирование эстетического вкуса, желания активно преобразовывать действительность, создание атмосферы взаимной заинтересованности. Организовывали выставки даров Кубани, знакомились с традициями и фольклором, ремеслами кубанского казачества. Особую роль в эстетическом воспитании сыграли бальные танцы. Дети познакомились с историей бальных танцев с петровских времён. Пётр I сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства России. В 1718 году он издает Указ об Ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Этот указ обязал придворных устраивать поочередно у себя в домах открытые собрания, где можно было поиграть в шахматы и шашки, побеседовать со знакомыми, а главное - потанцевать. Было даже создано специальное руководство «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в быту
Петр I ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания. Обучение танцам шло успешно, и скоро русские своей грацией и светским обхождением стали удивлять иностранцев.
Танцевальная культура России в ХIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становились самыми значительными «хореографическими центрами» Европы.
Самой главной целью моего проекта было через танец воспитать духовно-нравственную личность, патриота своей родины. Старалась сформировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего, нравственную культуру семьи, развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны. В рамках этого направления мы изучали роль наших земляков в Великой Отечественной войне, достопримечательности своего района и края, символику страны, героическое прошлое кубанского казачества, в том числе и через костюм казаков. Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
Особую ценность проекта я вижу в том, что он позволяет развивать детей по всем направлениям воспитательного процесса, сплочению коллектива, индивидуальному участию каждого ребенка, максимальному участию родителей в жизни класса.
Реализовать проект мне помогла работа школы в условиях ФГОС второго поколения. Наша школа была пилотной в реализации стандарта. Вся внеурочная деятельность строилась с учетом реализации проекта.
Литература:
1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ,2000.-32с.
2.Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009г
3.Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.